В настоящее время студенческий спорт в России находится в центре внимания общественности и государства [30]. Молодежь и студенчество всегда играли заметную роль в общественных процессах любого государства [17]. Обладая, бесспорно, высочайшим интеллектуальным и физическим потенциалом, российские студенты сегодня составляют костяк национальных сборных команд по видам спорта и являются деятельной, конструктивной основой для любой социальной группы, будь то спорт, наука, политика или бизнес [16].
В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений в профессиональном юношеском спорте является комплексная поддержка спортсменов [11]. Это обусловлено в первую очередь тем, что уровень знаний даже самого высококвалифицированного студента-спортсмена недостаточен для самостоятельной организации рационального питания, коррекции режима труда и отдыха, организации эффективного тренировочного процесса в соответствии с физическими нагрузками и состоянием здоровья [1].
Как показывает практика, такая проблема имеет место быть не только в профессиональном, но и в студенческом спорте [7]. Следует учесть, что студенты-спортсмены, помимо тренировочных нагрузок, испытывают повышенную умственную нагрузку и длительное нервное напряжение, связанные с переработкой большого потока разнообразной информации в ходе учебного процесса [15]. Эта особенность обусловливает необходимость создания отдельной системы их комплексной поддержки, отличной от таковой для профессиональных спортсменов [9].
В связи с существующей проблемой комплексной поддержки студентов-спортсменов впервые молодыми учеными ОмГМА была разработана комплексная программа персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов в медицинском вузе [32].
Внедрение данной программы на базе медицинской академии в качестве основы комплексной поддержки студентов-спортсменов не только обеспечит достижение более высоких спортивных результатов, но и позволит производить профилактику потерь здоровья данной категории студентов [32].
Цель работы
Рассмотрение проблемы комплексной поддержки студентов-спортсменов вузов неспортивного профиля и предложение способа ее решения.
Задачи
1. Рассмотреть организацию комплексной поддержки студентов-спортсменов вузов неспортивного профиля на территории Российской Федерации (РФ).
2. Рассмотреть решение проблемы комплексной поддержки студентов-спортсменов государством на примере программы «Готов к труду и обороне!».
3. Изучить организацию комплексной поддержки студентов-спортсменов на базе ОмГМУ.
4. Предложить способрешения проблемы комплексной подготовки студентов-спортсменов ВУЗА неспортивного профиля молодыми учеными ОмГМА.
Данные литературного обзора можно широко использовать в практической деятельности: в частности, разработку молодых ученых ОмГМА (комплексную программу персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов в медицинском вузе) можно применить на базе ОмГМА с целью модернизирования организации комплексной поддержки спортсменов нашей академии.
Комплексная поддержка студентов спортсменов вузов неспортивного профиля
Организацию комплексной поддержки студентов-спортсменов принято рассматривать как координированную работу нескольких «компонентов» одной системы [17].
В настоящее время на территории РФ общепризнанной считается пятикомпонентная система комплексной поддержки студентов-спортсменов [6].
Так, первым «компонентом» системы поддержки студентов-спортсменов является сам студент-спортсмен, который заинтересован не только в достижении максимальных спортивных результатов, но и в сохранении здоровья [8]. Вторым «компонентом» системы комплексной поддержки спортсмена является семья. Ее роль заключается в воспитании правильного пищевого поведения, формировании полезных привычек, закладке основ режима дня с самого раннего детства, главным образом на личном примере родителей [13].
Третий «компонент» системы - высококвалифицированные специалисты, обладающие специальными знаниями: тренер и медицинские работники (спортивный врач, врач-диетолог и др.) [2]. Они обеспечивают соответствие пищевого рациона, режима дня и тренировок физиологическим потребностям и объему физических нагрузок, осуществляют контроль над физическим развитием и состоянием здоровья в ходе консультаций и медицинских осмотров [31]. Четвертым «компонентом» системы комплексной поддержки студентов-спортсменов является образовательное учреждение [15]. Так, внутри средних и высших учебных заведений должна быть сформирована система мотивации к здоровому образу жизни и спорту (грамоты, премии, кубки и др.). В частности, функцию вовлечения студенческой молодежи в спорт может осуществлять спортивный клуб, оснащенный необходимыми площадями и оборудованием [1].
Пятым «компонентом» в комплексной поддержке студентов-спортсменов является государство, которому принадлежит главенствующая роль в создании системы физического воспитания и развертывании массового физкультурного движения в стране [4].
«Готов к труду и обороне!»
Решение проблемы комплексной поддержки студентов-спортсменов государством можно рассмотреть на примере возрождения программы «Готов к труду и обороне!» [6].
«Готов к труду и обороне!» (ГТО) - программа физкультурной подготовки в общеобразовательных,профессиональных и спортивных организациях в СССР, существовавшая с 1931 по 1991 гг. Комплекс ГТО сыграл важную роль в создании советской системы физического воспитания и развертывании массового физкультурного движения в стране, являлся мониторингом физического развития [4].
Данная программа охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. Сдача норм ГТО (например, определенного количества отжиманий, метаний гранат, прыжков в воду) подтверждалась особыми значками. В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным значком «ГТО», выполняющие нормативы в течение ряда лет - «почетным значком ГТО». Коллективы предприятий, учреждений и организаций, добившиеся особых успехов по внедрению комплекса ГТО в повседневную жизнь трудящихся, награждались знаком «За успехи в работе по комплексу ГТО» [11].
Принятая в 1931 г. программа состояла из двух частей: «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО) для школьников 1-8 классов (4 возрастные ступени), а также ГТО для учащихся и населения старше 16 лет (3 возрастные ступени). Нормативы и требования комплекса ГТО периодически изменялись [17].
С распадом СССР в 1991 г. обязательная физкультурная подготовка была отменена [2].
24 марта 2014 г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин сообщил, что подписал указ о возрождении советских норм физической подготовки «Готов к труду и обороне!» [30]. «Указ о старте проекта уже подписан. При этом решено сохранить старое название - "Готов к труду и обороне!" как дань традициям нашей национальной истории», - сказал глава государства на заседании совета по спорту [33]. «Высокие спортивные достижения, успехи наших атлетов на престижных международных соревнованиях, все это, безусловно, важно и нужно. Но главное сделать так, чтобы спорт, активный образ жизни стали нормой российского общества, как сейчас принято говорить, актуальным трендом», - отметил глава государства [31].
Президент сделал особый акцент на том, что занятия спортом в вузах - это не только престижное дело, но и стимул для личностного роста. «Зачастую именно на соревнованиях и характер закаляется, и для молодого человека такая прививка делается любви к спорту, личной культуре на долгие годы вперед, - добавил он. - Это, как правило, остается с человеком навсегда» [30]. Массовый спорт, по словам Путина, должен развиваться и быть более доступным для людей разного возраста и состояния здоровья, на что и направлена инициатива по возрождению ГТО [33].
«Запуск программы ГТО остро ставит вопрос о площадках для занятия спортом. Нам нужна сеть некоммерческих физкультурно-спортивных клубов по местам жительства, работы или службы, то есть в шаговой доступности», - сказал Президент РФ, добавив, что должны быть спортивные сооружения и на открытом воздухе [31].
Дополнительной мерой привлечения граждан к спорту, по мнению В.В. Путина, мог бы стать механизм мотивирования страховых медицинских организаций, «например через поощрение тех, кто ведет здоровый образ жизни, регулярно проходит диспансеризацию и не имеет страховых случаев за предыдущий календарный год» [33]. Кроме того, глава государства предложил дополнить перечень ежегодно реализуемых работодателем мер по улучшению условий и охраны труда. «Можно включить в соцпакет возможность компенсировать сотрудникам оплату занятий спортом в клубах и спортивных секциях», - сказал Путин. В рамках обновленного ГТО предусмотрена сдача спортивных нормативов в 11 возрастных группах начиная с 6 лет [31].
Проект введен в действие в России уже с 1 сентября 2014 г. [30].
Роль спортивного клуба в организации здорового образа жизни студентов-спортсменов и сотрудников ОмГМА
Организация комплексной поддержки студентов-спортсменов на базе ОмГМУ возложена на руководство ОмГМУ и спортивный клуб. Так,18 ноября 2004 г. на ученом совете ОмГМУ было утверждено положение о спортивном клубе ОмГМУ.
Целью создания спортивного клуба является содействие в подготовке всесторонне развитых специалистов, способных использовать и внедрять физическую культуру и спорт в условиях учебно-производственной жизни, организации здорового образа жизни [32].
Основными задачами клуба являются: вовлечение студенческой молодежи, аспирантов, сотрудников ОмГМА и членов их семей в систематические занятия физической культурой и спортом; организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий; агитация и пропаганда здорового образа жизни [32].
Спортивный клуб ОмГМА осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, уставом и планами академии, располагает необходимыми площадями и оборудованием [32]. Медицинская академия осуществляет общее руководство клубом и планирует его деятельность [32].
Следует отметить, что данная система организации комплексной поддержки студентов-спортсменов на базе ОмГМА имеет ряд существенных недостатков. Например, в обязанности спортивного клуба и руководства ОмГМА не входят создание индивидуальной программы тренировок, осуществление коррекции режима труда и отдыха, рациона питания; недостаточный контроль за состоянием здоровья [32].
О комплексной программе персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов в медицинском вузе
В связи с существующей проблемой комплексной поддержки студентов-спортсменов впервые молодыми учеными ОмГМА была разработана комплексная программа персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов в медицинском вузе [32].
Преимущество и научная новизна комплексной программы персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов состоят в том, что программа включает в себя [32]:
1) учет индивидуальных показателей физического и психического здоровья, показателей успеваемости и спортивных достижений с занесением в базу данных студентов-спортсменов медицинского вуза, проведение регулярных консультаций и медицинских осмотров спортивного врача [32];
2) создание системы индивидуальной программы тренировок для каждого студента-спортсмена медицинского вуза [32];
3) создание спортивной инфраструктуры на базе медицинского вуза для обеспечения подготовки к соревнованиям и восстановления спортсменов в пред- и постсоревновательный период, повышения коммуникативных навыков;
4) создание системы мотивации (грамоты, медали, кубки, премии) [32];
5) коррекция режима труда и отдыха, а также коррекция питания для выполнения физических упражнений в полном объеме [32];
6) создание оптимальной психологической среды для занятий спортом студентам-медикам: осуществление профессиональных психологических консультаций студентов-спортсменов медицинского вуза в пред- и постсоревновательный период [32].
Выводы и результаты
1. В настоящее время на территории РФ общепризнанной считается пятикомпонентная система комплексной поддержки студентов-спортсменов, которая включает в себя «компоненты»: студента-спортсмена, его семью, высококвалифицированных специалистов (тренера и медицинских работников), учебные заведения, государство [3]. Главенствующая роль в создании системы физического воспитания и развертывании массового физкультурного движения в стране принадлежит государству [3].
2. Решение проблемы комплексной поддержки студентов-спортсменов государством была рассмотрена на примере программы «Готов к труду и обороне!»[11]. 24 марта 2014 г. Президентом РФ В.В. Путиным был подписан указ о возрождении советских норм физической подготовки ГТО [33]. Инициатива по возрождению ГТО направлена на развитие массового спорта и доступности для лиц разного возраста и состояния здоровья [33]. Проект введен в действие в России уже с 1 сентября 2014 г. [33].
3. Организация комплексной поддержки студентов-спортсменов на базе ОмГМА возложена на руководство ОмГМА и спортивный клуб [32]. Следует отметить, что данная система организации комплексной поддержки студентов-спортсменов на базе ОмГМА имеет ряд существенных недостатков. Например, в обязанности спортивного клуба и руководства ОмГМА не входят создание индивидуальной программы тренировок, осуществление коррекции режима труда и отдыха, рациона питания; недостаточный контроль за состоянием здоровья [32].
4. В связи с существующей проблемой комплексной поддержки студентов-спортсменов вуза неспортивного профиля впервые была разработана комплексная программа персонифицированного сопровождения студентов спортсменов в медицинском вузе [32]. Преимущество и научная новизна комплексной программы персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов состоят в том, что она включает в себя [32]:
1) учет индивидуальных показателей физического и психического здоровья, показатели успеваемости и спортивных достижений с занесением в базу данных студентов-спортсменов медицинского вуза, проведение регулярных консультаций и медицинских осмотров спортивного врача [32];
2) создание системы индивидуальной программы тренировок для каждого студента-спортсмена медицинского вуза [32];
3) создание спортивной инфраструктуры на базе медицинского вуза для обеспечения подготовки к соревнованиям и восстановления спортсменов в пред- и постсоревновательный период, повышения коммуникативных навыков [32];
4) создание системы мотивации (грамоты, медали, кубки, премии) [32];
5) коррекция режима труда и отдыха, а также коррекция питания для выполнения физических упражнений в полном объеме [32];
6) создание оптимальной психологической среды для занятий спортом студентам-медикам: осуществление профессиональных психологических консультаций студентов-спортсменов медицинского вуза в пред- и постсоревновательный период [32].
Внедрение данной программы на базе медицинской академии в качестве основы комплексной поддержки студентов-спортсменов не только обеспечит достижение более высоких спортивных результатов, но и позволит производить профилактику потерь здоровья данной категории студентов [32].
Рецензенты:
Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков ОмГМУ, г. Омск;
Ширинский В.А., д.м.н., профессор кафедры гигиены с курсом питания ОмГМУ, г. Омск.