Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ ВУЗА НЕСПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Семенова Н.В. 1 Денисов А.П. 1 Денисова О.А. 1 Кун О.А. 1 Куцевал Е.В. 2 Ивченкова Е.А. 1
1 Омский государственный медицинский университет
2 ФКУ ГБ МСЭ по Омской области
Статья освещает одно из наиболее актуальных направлений в профессиональном юношеском спорте — организацию комплексной поддержки студентов-спортсменов. В связи с существующей проблемой комплексной поддержки студентов-спортсменов вуза неспортивного профиля впервые была разработана комплексная программа персонифицированного сопровождения студентов спортсменов в медицинском вузе. Преимущество и научная новизна комплексной программы персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов состоят в том, что она включает в себя: учет индивидуальных показателей физического и психического здоровья, показатели успеваемости и спортивных достижений, создание системы индивидуальной программы тренировок, создание спортивной инфраструктуры на базе медицинского вуза, создание системы мотивации, создание оптимальной психологической среды для занятий спортом студентам-медикам. Внедрение данной программы на базе медицинской академии в качестве основы комплексной поддержки студентов-спортсменов не только обеспечит достижение более высоких спортивных результатов, но и позволит производить профилактику потерь здоровья данной категории студентов.
студенты-спортсмены
комплексная поддержка
персонифицированное сопровождение
1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров / Под ред. Н.Н. Маликова. – Изд. 3-е. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 528 с.
2. Гришин А.В. Анализ эффективности применения поощрений для трудовой мотивации специалистов аптечного предприятия / А.В. Гришин, Е.С. Лузянина // Бюллетень Сибирской медицины. — 2010. — № 1. — С. 119–125.
3. Денисов А.П. Проблемы человека в философии и медицине / В.Д. Жихарев, Е.П. Жихарева, А.П. Денисов // Становление личности врача: материалы V Региональной науч.-практ. и методической конференции. Омский научный вестник. — 2005. — № 3. — С. 23–24.
4. Демдоуми Н.Ю. Развитие профессиональной компетентности преподавателя в условиях киберсоциализации обучающихся в медицинском вузе / Н.Ю. Демдоуми, Ю.П. Денисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 2 (126). — С. 143–146.
5. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 384 с.
6. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Метод.пособие. — М.: Высшая школа, 2002. – 176 с.
7. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка: 10–11 классы: Учебно-методическое пособие. — М.: Владос, 2006. — 184 с.
8. Лузянина Е.С. Разработка системы управления немонетарной мотивацией работников аптечных организаций (на примере Омской области): дис. … канд. фарм. наук / ГОУВПО «Российский университет дружбы народов». — М., 2011.
9. Ляпин В.А. Комплексная оценка потерь здоровья детей и подростков на территории крупного промышленного центра: учебн.-метод. пособие / В.А. Ляпин. — Омск: М-во здравоохр. Омск. обл., 2007. -96 с.
10. Ляпин В.А. Потери здоровья детского населения в промышленном центре Западно-Сибирского региона/В.А. Ляпин, Н.В. Дедюлина//Сибирь-Восток. — 2005. — № 5(89). — С. 13-15.
11. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2010. – 185 с.
12. Манжелей И.В. Средоориентированный подход в физическом воспитании: Монография. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – 208 с.
13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П.Матвеев. — М.: ФиС, 2006. – 347 с.
14. Новикова И.И. Социально-гигиеническая оценка и экологические проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков / И.И. Новикова, Г.А. Оглезнев, В.А. Ляпин//Материалы Х Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 2007. — Кн. 1. — С. 630–633.
15. Ольхова Т.Г. Опыт интегративного подхода к спортивно- гуманистическому воспитанию студентов / Т.Г. Ольхова // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 1. – С. 54–55 с.
16. Положение и программы по физическому воспитанию студентов в высших учебных заведениях / М.М. Сомов (ред.). – М.: Сов.наука, 1991. – 96 с.
17. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта / Н.И. Пономарев. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 310 с.
18. Программа по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений (кроме педагогических) / Б.С. Граменицкий [и др.] / Под ред. Б.С. Граменицкого. – М.: Сов.наука, 1991. – 38 с.
19. Программа по физической культуре для вузов. – М.: ОГИЗ Физическая культура и спорт, 2004. – 80 с.
20. Семенова Н.В. Влияние образа жизни студентов вузов на пищевое поведение с учетом гендерных особенностей/ Н. В. Семенова, Е. Г. Блинова, В. А. Ляпин // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 2 (51). С. 54–58.
21. Семенова Н.В. Физическая активность студентов спортивного вуза/ Н. В. Семенова, В. А. Ляпин // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6; URL: www.science-education.ru/113-10510.
22. Физическая культура студента: Учеб.для студ. вузов / Под ред. В.И. Ильинича – М.: Гардарики, 2009. — 448 c.
23. Физическая культура студента: Учеб. для СПО / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. – Изд. , стер. – М.: Академия, 2009. – 176 с.
24. Adams J.A. Symposium on human body composition. Ross Medical Publications, 1985.
25. Baumgartner R.N., Electrical impedance and total body electrical conductivity // Human Body Composition (Eds. A.F.Roche, S.B.Heymsfield, and T.G.Lohmain).Champagn: Human Kinetics, 1996. — P. 79–107.
26. BehnkeA.R., WilmoreJ.H.Evaluation and regulation of body build and composition.EnglewoodCliffs: Prentice Hall,1974. — 236 с.
27. Best W.R.An improved caliper for messurementof skinfold thickness//J.Lab.Clin.Med.1954.V.43 № 6. — P. 17.
28. Caballero B. Intraduction.Symposium: Obesityin developincountries:biological and ecological factors//J. Nutr.2001.131. № 3. — P. 86
29. Cameron. J.R.Sorenson J.A. Measurement of bone mineral in vivo: an improved method //Science.1963.V. 162. — P. 39.
30. Cole K.S. // J.Gen.Physiol. 1935. V. 22. — P. 16.
31. Forbes G.V. Body Composition overview//J.Nutr. 1999. V. 129. — P. 114.
32. Health Implications of Obesity.NIH Consensus Statement. 1985. V. 5. № 9. — P 1–7.
33. Lohman T.G. Symposium on human body composition.//Pediatr.Exerc.Sel. 1989. V. 1. — P. 19.
Актуальность

В настоящее время студенческий спорт в России находится в центре внимания общественности и государства [30]. Молодежь и студенчество всегда играли заметную роль в общественных процессах любого государства [17]. Обладая, бесспорно, высочайшим интеллектуальным и физическим потенциалом, российские студенты сегодня составляют костяк национальных сборных команд по видам спорта и являются деятельной, конструктивной основой для любой социальной группы, будь то спорт, наука, политика или бизнес [16].

В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений в профессиональном юношеском спорте является комплексная поддержка спортсменов [11]. Это обусловлено в первую очередь тем, что уровень знаний даже самого высококвалифицированного студента-спортсмена недостаточен для самостоятельной организации рационального питания, коррекции режима труда и отдыха, организации эффективного тренировочного процесса в соответствии с физическими нагрузками и состоянием здоровья [1].

Как показывает практика, такая проблема имеет место быть не только в профессиональном, но и в студенческом спорте [7]. Следует учесть, что студенты-спортсмены, помимо тренировочных нагрузок, испытывают повышенную умственную нагрузку и длительное нервное напряжение, связанные с переработкой большого потока разнообразной информации в ходе учебного процесса [15]. Эта особенность обусловливает необходимость создания отдельной системы их комплексной поддержки, отличной от таковой для профессиональных спортсменов [9].

В связи с существующей проблемой комплексной поддержки студентов-спортсменов впервые молодыми учеными ОмГМА была разработана комплексная программа персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов в медицинском вузе [32].

Внедрение данной программы на базе медицинской академии в качестве основы комплексной поддержки студентов-спортсменов не только обеспечит достижение более высоких спортивных результатов, но и позволит производить профилактику потерь здоровья данной категории студентов [32].

Цель работы

Рассмотрение проблемы комплексной поддержки студентов-спортсменов вузов неспортивного профиля и предложение способа ее решения.

Задачи

1. Рассмотреть организацию комплексной поддержки студентов-спортсменов вузов неспортивного профиля на территории Российской Федерации (РФ).

2. Рассмотреть решение проблемы комплексной поддержки студентов-спортсменов государством на примере программы «Готов к труду и обороне!».

3. Изучить организацию комплексной поддержки студентов-спортсменов на базе ОмГМУ.

4. Предложить способрешения проблемы комплексной подготовки студентов-спортсменов ВУЗА неспортивного профиля молодыми учеными ОмГМА.

Данные литературного обзора можно широко использовать в практической деятельности: в частности, разработку молодых ученых ОмГМА (комплексную программу персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов в медицинском вузе) можно применить на базе ОмГМА с целью модернизирования организации комплексной поддержки спортсменов нашей академии.

Комплексная поддержка студентов спортсменов вузов неспортивного профиля

Организацию комплексной поддержки студентов-спортсменов принято рассматривать как координированную работу нескольких «компонентов» одной системы [17].

В настоящее время на территории РФ общепризнанной считается пятикомпонентная система комплексной поддержки студентов-спортсменов [6].

Так, первым «компонентом» системы поддержки студентов-спортсменов является сам студент-спортсмен, который заинтересован не только в достижении максимальных спортивных результатов, но и в сохранении здоровья [8]. Вторым «компонентом» системы комплексной поддержки спортсмена является семья. Ее роль заключается в воспитании правильного пищевого поведения, формировании полезных привычек, закладке основ режима дня с самого раннего детства, главным образом на личном примере родителей [13].

Третий «компонент» системы - высококвалифицированные специалисты, обладающие специальными знаниями: тренер и медицинские работники (спортивный врач, врач-диетолог и др.) [2]. Они обеспечивают соответствие пищевого рациона, режима дня и тренировок физиологическим потребностям и объему физических нагрузок, осуществляют контроль над физическим развитием и состоянием здоровья в ходе консультаций и медицинских осмотров [31]. Четвертым «компонентом» системы комплексной поддержки студентов-спортсменов является образовательное учреждение [15]. Так, внутри средних и высших учебных заведений должна быть сформирована система мотивации к здоровому образу жизни и спорту (грамоты, премии, кубки и др.). В частности, функцию вовлечения студенческой молодежи в спорт может осуществлять спортивный клуб, оснащенный необходимыми площадями и оборудованием [1].

Пятым «компонентом» в комплексной поддержке студентов-спортсменов является государство, которому принадлежит главенствующая роль в создании системы физического воспитания и развертывании массового физкультурного движения в стране [4].

«Готов к труду и обороне!»

Решение проблемы комплексной поддержки студентов-спортсменов государством можно рассмотреть на примере возрождения программы «Готов к труду и обороне!» [6].

«Готов к труду и обороне!» (ГТО) - программа физкультурной подготовки в общеобразовательных,профессиональных и спортивных организациях в СССР, существовавшая с 1931 по 1991 гг. Комплекс ГТО сыграл важную роль в создании советской системы физического воспитания и развертывании массового физкультурного движения в стране, являлся мониторингом физического развития [4].

Данная программа охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. Сдача норм ГТО (например, определенного количества отжиманий, метаний гранат, прыжков в воду) подтверждалась особыми значками. В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным значком «ГТО», выполняющие нормативы в течение ряда лет - «почетным значком ГТО». Коллективы предприятий, учреждений и организаций, добившиеся особых успехов по внедрению комплекса ГТО в повседневную жизнь трудящихся, награждались знаком «За успехи в работе по комплексу ГТО» [11].

Принятая в 1931 г. программа состояла из двух частей: «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО) для школьников 1-8 классов (4 возрастные ступени), а также ГТО для учащихся и населения старше 16 лет (3 возрастные ступени). Нормативы и требования комплекса ГТО периодически изменялись [17].

С распадом СССР в 1991 г. обязательная физкультурная подготовка была отменена [2].

24 марта 2014 г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин сообщил, что подписал указ о возрождении советских норм физической подготовки «Готов к труду и обороне!» [30]. «Указ о старте проекта уже подписан. При этом решено сохранить старое название - "Готов к труду и обороне!" как дань традициям нашей национальной истории», - сказал глава государства на заседании совета по спорту [33]. «Высокие спортивные достижения, успехи наших атлетов на престижных международных соревнованиях, все это, безусловно, важно и нужно. Но главное сделать так, чтобы спорт, активный образ жизни стали нормой российского общества, как сейчас принято говорить, актуальным трендом», - отметил глава государства [31].

Президент сделал особый акцент на том, что занятия спортом в вузах - это не только престижное дело, но и стимул для личностного роста. «Зачастую именно на соревнованиях и характер закаляется, и для молодого человека такая прививка делается любви к спорту, личной культуре на долгие годы вперед, - добавил он. - Это, как правило, остается с человеком навсегда» [30]. Массовый спорт, по словам Путина, должен развиваться и быть более доступным для людей разного возраста и состояния здоровья, на что и направлена инициатива по возрождению ГТО [33].

«Запуск программы ГТО остро ставит вопрос о площадках для занятия спортом. Нам нужна сеть некоммерческих физкультурно-спортивных клубов по местам жительства, работы или службы, то есть в шаговой доступности», - сказал Президент РФ, добавив, что должны быть спортивные сооружения и на открытом воздухе [31].

Дополнительной мерой привлечения граждан к спорту, по мнению В.В. Путина, мог бы стать механизм мотивирования страховых медицинских организаций, «например через поощрение тех, кто ведет здоровый образ жизни, регулярно проходит диспансеризацию и не имеет страховых случаев за предыдущий календарный год» [33]. Кроме того, глава государства предложил дополнить перечень ежегодно реализуемых работодателем мер по улучшению условий и охраны труда. «Можно включить в соцпакет возможность компенсировать сотрудникам оплату занятий спортом в клубах и спортивных секциях», - сказал Путин. В рамках обновленного ГТО предусмотрена сдача спортивных нормативов в 11 возрастных группах начиная с 6 лет [31].

Проект введен в действие в России уже с 1 сентября 2014 г. [30].

Роль спортивного клуба в организации здорового образа жизни студентов-спортсменов и сотрудников ОмГМА

Организация комплексной поддержки студентов-спортсменов на базе ОмГМУ возложена на руководство ОмГМУ и спортивный клуб. Так,18 ноября 2004 г. на ученом совете ОмГМУ было утверждено положение о спортивном клубе ОмГМУ.

Целью создания спортивного клуба является содействие в подготовке всесторонне развитых специалистов, способных использовать и внедрять физическую культуру и спорт в условиях учебно-производственной жизни, организации здорового образа жизни [32].

Основными задачами клуба являются: вовлечение студенческой молодежи, аспирантов, сотрудников ОмГМА и членов их семей в систематические занятия физической культурой и спортом; организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий; агитация и пропаганда здорового образа жизни [32].

Спортивный клуб ОмГМА осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, уставом и планами академии, располагает необходимыми площадями и оборудованием [32]. Медицинская академия осуществляет общее руководство клубом и планирует его деятельность [32].

Следует отметить, что данная система организации комплексной поддержки студентов-спортсменов на базе ОмГМА имеет ряд существенных недостатков. Например, в обязанности спортивного клуба и руководства ОмГМА не входят создание индивидуальной программы тренировок, осуществление коррекции режима труда и отдыха, рациона питания; недостаточный контроль за состоянием здоровья [32].

О комплексной программе персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов в медицинском вузе

В связи с существующей проблемой комплексной поддержки студентов-спортсменов впервые молодыми учеными ОмГМА была разработана комплексная программа персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов в медицинском вузе [32].

Преимущество и научная новизна комплексной программы персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов состоят в том, что программа включает в себя [32]:

1) учет индивидуальных показателей физического и психического здоровья, показателей успеваемости и спортивных достижений с занесением в базу данных студентов-спортсменов медицинского вуза, проведение регулярных консультаций и медицинских осмотров спортивного врача [32];

2) создание системы индивидуальной программы тренировок для каждого студента-спортсмена медицинского вуза [32];

3) создание спортивной инфраструктуры на базе медицинского вуза для обеспечения подготовки к соревнованиям и восстановления спортсменов в пред- и постсоревновательный период, повышения коммуникативных навыков;

4) создание системы мотивации (грамоты, медали, кубки, премии) [32];

5) коррекция режима труда и отдыха, а также коррекция питания для выполнения физических упражнений в полном объеме [32];

6) создание оптимальной психологической среды для занятий спортом студентам-медикам: осуществление профессиональных психологических консультаций студентов-спортсменов медицинского вуза в пред- и постсоревновательный период [32].

Выводы и результаты

1. В настоящее время на территории РФ общепризнанной считается пятикомпонентная система комплексной поддержки студентов-спортсменов, которая включает в себя «компоненты»: студента-спортсмена, его семью, высококвалифицированных специалистов (тренера и медицинских работников), учебные заведения, государство [3]. Главенствующая роль в создании системы физического воспитания и развертывании массового физкультурного движения в стране принадлежит государству [3].

2. Решение проблемы комплексной поддержки студентов-спортсменов государством была рассмотрена на примере программы «Готов к труду и обороне!»[11]. 24 марта 2014 г. Президентом РФ В.В. Путиным был подписан указ о возрождении советских норм физической подготовки ГТО [33]. Инициатива по возрождению ГТО направлена на развитие массового спорта и доступности для лиц разного возраста и состояния здоровья [33]. Проект введен в действие в России уже с 1 сентября 2014 г. [33].

3. Организация комплексной поддержки студентов-спортсменов на базе ОмГМА возложена на руководство ОмГМА и спортивный клуб [32]. Следует отметить, что данная система организации комплексной поддержки студентов-спортсменов на базе ОмГМА имеет ряд существенных недостатков. Например, в обязанности спортивного клуба и руководства ОмГМА не входят создание индивидуальной программы тренировок, осуществление коррекции режима труда и отдыха, рациона питания; недостаточный контроль за состоянием здоровья [32].

4. В связи с существующей проблемой комплексной поддержки студентов-спортсменов вуза неспортивного профиля впервые была разработана комплексная программа персонифицированного сопровождения студентов спортсменов в медицинском вузе [32]. Преимущество и научная новизна комплексной программы персонифицированного сопровождения студентов-спортсменов состоят в том, что она включает в себя [32]:

1) учет индивидуальных показателей физического и психического здоровья, показатели успеваемости и спортивных достижений с занесением в базу данных студентов-спортсменов медицинского вуза, проведение регулярных консультаций и медицинских осмотров спортивного врача [32];

2) создание системы индивидуальной программы тренировок для каждого студента-спортсмена медицинского вуза [32];

3) создание спортивной инфраструктуры на базе медицинского вуза для обеспечения подготовки к соревнованиям и восстановления спортсменов в пред- и постсоревновательный период, повышения коммуникативных навыков [32];

4) создание системы мотивации (грамоты, медали, кубки, премии) [32];

5) коррекция режима труда и отдыха, а также коррекция питания для выполнения физических упражнений в полном объеме [32];

6) создание оптимальной психологической среды для занятий спортом студентам-медикам: осуществление профессиональных психологических консультаций студентов-спортсменов медицинского вуза в пред- и постсоревновательный период [32].

Внедрение данной программы на базе медицинской академии в качестве основы комплексной поддержки студентов-спортсменов не только обеспечит достижение более высоких спортивных результатов, но и позволит производить профилактику потерь здоровья данной категории студентов [32].

Рецензенты:

Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков ОмГМУ, г. Омск;

Ширинский В.А., д.м.н., профессор кафедры гигиены с курсом питания ОмГМУ, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Денисов А.П., Денисова О.А., Кун О.А., Куцевал Е.В., Ивченкова Е.А. КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ ВУЗА НЕСПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21530 (дата обращения: 13.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674