Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS

Naumova T.A. 1 Baranov A.A. 1 Pantyukhova I.V. 1
1 Udmurt State University
The article discusses the development of professional motivation of students in the learning process in the non-core academic subjects. The analysis of existing methods of professional motivation. Revealed their positive and negative aspects, the psychological and physiological state students. Developed educational technology and curriculum that´s just helping the development of professional motivation during the study of the discipline «Computer science». Choose the form and methods of teaching students. Our program uses group and individual forms of organization of educational process, professional problems, the problem method of training and case studies. Spend experimental work. The analysis of the study results. The experiment proved that in the experimental group, professional motivation is developing more successfully than in the control group. Multimedia training course in conjunction with active teaching methods proved to be effective.
educational standard
professional motivation
e-learning
statistical methods
forms of education
teaching methods
pedagogical experiment

На 13.08.2012 г. исследование Федеральной службы государственной статистики (Росстат) выявило, что почти 60% россиян работают не по специальности. В 2011 г. было принято решение о том, что Росстат с 2016 г. будет каждые 5 лет проводить сплошное обследование выпускников профессиональных учебных заведений на предмет их трудоустройства. Пилотажные исследования показывают, что 60% выпускников трудоустраиваются в первый год после окончания учебы не по специальности, 9% не могут найти работу совсем, а 31% не могут устроиться по специальности.

Цель: разработать механизмы развития мотивации студентов.

Возникает необходимость повышать уровень развития профессиональной мотивации в учебных заведениях, так как эта характеристика определяет не только правильность выбора профессии и степень удовлетворенности результатами своего труда, но и успешность самого профессионального обучения, что является одной из главных целей образования. В ФГОС также предусмотрена компетенция, подразумевающая высокий уровень развития, – ОК1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес [3].

Различные аспекты развития профессиональной мотивации отражены в исследованиях Е.П. Ильина, Д.В. Колесова, П.А. Малыхина, А.Д. Ступниковой, А.С. Лукьянова, А.Ю. Поповой, Ю.И. Боголюбовой, Н. Пряжникова [4].

Рассмотрев множество определений понятия «профессиональная мотивация», мы выбрали интегрированное определение: профессиональная мотивация – это процесс опредмечивания потребностей различного уровня стимулом внешней среды, представленным в виде социально-психологических условий, отвечающих за содержание и состояние набора профессиональных мотивов, которые образуют направленность личности обучающегося и формируются в учебной и внеучебной деятельности с целью осмысленного овладения будущей профессией [1, 2].

Профессиональная мотивация предусматривает выполнение профессиональных заданий, способствующих формированию профессионального интереса. Педагогическая технология обучения основана на подходах, позволяющих применять методы проблемного обучения и кейс-стади, а также на возможности использовать групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса. Электронным средством обучения является мультимедийный web-cайт, содержащий профессиональные практические задания и элементы кейс-стади.

Исследование психофизических особенностей студентов выявило, что важнейшей основой мотивации молодого человека на успешное обучение и дальнейшую профессиональную деятельность является правильное воспитание в подростковом возрасте со стороны взрослых, понимание ими всех особенностей данного возраста. Необходимо вовремя признать право на определенную автономию повзрослевшего ребенка, удовлетворять его потребности в уважении и признании и вовремя рассмотреть негативную личностную направленность. Также важно выявить уровень мотивации молодого человека и приложить определенные усилия (со стороны старшего поколения) для его совершенствования. Все это в комплексе будет базой для формирования положительной мотивации на профессиональную деятельность.

При разработке учебной программы и проектировании электронного средства обучения нами были выдвинуты следующие гипотезы: профессиональная мотивация будет успешно развиваться, если:

1) учебная программа предусматривает выполнение профессиональных заданий, способствующих формированию профессионального интереса;

2) педагогическая технология основана на подходах, позволяющих применять методы проблемного обучения и кейс-стади, а также на возможности использовать групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса;

3) средством обучения является мультимедийный web-cайт, содержащий профессиональные практические задания и элементы кейс-стади.

Нами была разработана программа дисциплины «Информатика» для специальности 031001 «Правоохранительная деятельность». При уточнении программы были учтены особенности профессиональной деятельности полицейских и связь их профессиональной деятельности с информационно-коммуникационными технологиями.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы предусматривают овладение такими компетенциями, как:

ОК-1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК-7 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК-11 самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься саморазвитием, осознанно планировать повышение квалификации.

Все три компетенции напрямую связаны с целями и задачами нашего исследования.

Нами были определены оптимальные формы, методы и средства обучения для нашего электронного курса, а именно: лекции, видео-лекции, профессиональные задания, основанные на проблемном методе и кейс-стади. Программа предусматривает индивидуальную и групповую формы обучения. Индивидуальное обучение будет происходить за счет самостоятельной работы с web-сайтом с элементами мультимедиа, где будут содержаться материалы для практических работ, основанные на методах проблемного обучения и кейс-стади, а также видео-уроки. Перед учащимися будут ставиться проблемные задачи, для решения которых им будет необходимо изучить тему урока и выполнить практическое задание.

При проектировании электронного средства обучения были обозначены определенные требования.

Дидактические требования: научность, доступность, адаптивность, систематичность и последовательность обучения, деятельностный подход к изучению материала, структуризация учебного материала, реализация возможностей компьютерной визуализации учебной информации, возможность использования структуры проекта для наполнения информацией для других специальностей, содержание профессиональных ситуативных заданий с элементами кейс-стади.

Технические требования: функционирование в сетевом режиме, web-сайт с элементами мультимедиа, надежность работы, устойчивая работа на различных аппаратно-программных платформах, наличие защиты от несанкционированных действий пользователей, возможность поддерживания обратной связи для внесения предложений по развитию сайта, а также для обращения к педагогу.

Эргономические требования: дружественный интерфейс, возможность использования как мыши, так и клавиатуры, дизайн, не перегруженный анимацией, звуками и т.п.

Электронное средство обучения содержит в себе видео-лекции, практические занятия на каждую изучаемую тему, средства контроля (кейсы) и самоконтроля учащихся, домашние задания.

Рис. 1. Фрагмент электронного средства обучения

Лекции и практические задания находятся на сайте и изучаются в соответствии с программой курса. Практические задания (видеосюжеты) содержат задания, максимально приближенные к профессиональной деятельности учащихся, и разработаны также с элементами кейс-стади.

Профессионально ориентированные задания в разработанном нами курсе «Информатика» позволяют учащимся постоянно находиться атмосфере своей профессии. В случае затруднений учащиеся могут получить доступ к видео-лекциям. Примеры заданий: Набор и форматирование текста «Протокол осмотра места происшествия», СУБД «Неблагополучные семьи района», «Составление фоторобота» и т.д.

Профессиональная мотивация развивается непосредственно в процессе изучения курса «Информатика», который в начале изучения воспринимался учащимися как продолжение или повторение школьного курса и не котировался. В процессе обучения ситуация изменилась. Студенты оценили практикоорентированность курса.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 22 человек в возрасте от 17 до 19 лет с незаконченным средним образованием, давших согласие принять участие в эксперименте. Из них были сформированы экспериментальная (11 человек) и контрольная (11 человек) группы. Диагностическим средством являлась методика К. Замфир в модификации А.А. Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности» [5].

Результаты исследования и их обсуждение

В контрольной группе преобладала внешняя отрицательная мотивация, характеризующаяся стремлением избежать критики со стороны коллег и руководства, а также избежать наказаний. В экспериментальной группе также высокий показатель ВОМ встречался, но реже. Кроме того, прослеживается внешняя положительная мотивация, характеризующаяся стремлением заработать деньги и продвинуться по службе.

На рисунке 2 показаны результаты исследования в контрольной группе. В ходе исследования испытуемым было предложено 7 вариантов мотивов, которые им было необходимо оценить по пятибалльной шкале относительно степени значимости. Далее производились подсчеты показателей внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ), а также внешней отрицательной мотивации (ВОМ).

Поучился мотивационный комплекс ВОМ>ВПМ>ВМ. Результат относится к наихудшему мотивационному комплексу.

Рис. 2. Оценка уровня профессиональной мотивации в контрольной группе

На рисунке 2 представлена диаграмма оценки мотивации в экспериментальной группе, где мотивационный комплекс носит иной характер — ВПМ>ВОМ>ВМ, что считается промежуточным результатом с точки зрения эффективности.

Рис. 3. Оценка уровня профессиональной мотивации в экспериментальной группе

После проведения педагогического эксперимента, в ходе которого студенты экспериментальной группы обучались с использованием разработанного нами электронного средства обучения, а в контрольной — по традиционной технологии, нами был повторно проведен опрос группы и получены следующие результаты, представленные на рисунке 4.

Рис. 4. Сравнение уровня профессиональной мотивации в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента

Из диаграммы видно, что в экспериментальной группе, обучающейся при помощи нашего электронного средства обучения, наблюдается значительный рост профессиональной мотивации. Однако и в контрольной группе наблюдается повышение мотивации, что вполне объяснимо тем, что мотивация студентов развивается не только на нашей учебной дисциплине, но и на других.

Доказательство эффективности применяемой нами методики подтверждено также методами математической статистики. Нами был выбран U-критерий Манна—Уитни.

В экспериментальной группе Uэмп=4, что при критических значениях Uкритич=25 при p≤0,01 и Uкритич=35 при p≤0,05 находится в зоне значимости и подтверждает статистическую гипотезу о повышении уровня профессиональной мотивации в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

В контрольной группе Uэмп=35, что при вышеуказанных критических значениях находится в зоне незначимости.

Заключение

Применение разработанной нами методики обучения с использованием электронного средства обучения развивает профессиональную мотивацию эффективнее, чем обучение студентов по традиционной методике.

Рецензенты:

Леонов Н.И., д.псх.н., профессор УдГУ, г. Ижевск;

Петров П.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики гимнастики и информационных технологий в физической культуре и спорте УдГУ, г. Ижевск.