На 13.08.2012 г. исследование Федеральной службы государственной статистики (Росстат) выявило, что почти 60% россиян работают не по специальности. В 2011 г. было принято решение о том, что Росстат с 2016 г. будет каждые 5 лет проводить сплошное обследование выпускников профессиональных учебных заведений на предмет их трудоустройства. Пилотажные исследования показывают, что 60% выпускников трудоустраиваются в первый год после окончания учебы не по специальности, 9% не могут найти работу совсем, а 31% не могут устроиться по специальности.
Цель: разработать механизмы развития мотивации студентов.
Возникает необходимость повышать уровень развития профессиональной мотивации в учебных заведениях, так как эта характеристика определяет не только правильность выбора профессии и степень удовлетворенности результатами своего труда, но и успешность самого профессионального обучения, что является одной из главных целей образования. В ФГОС также предусмотрена компетенция, подразумевающая высокий уровень развития, – ОК1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес [3].
Различные аспекты развития профессиональной мотивации отражены в исследованиях Е.П. Ильина, Д.В. Колесова, П.А. Малыхина, А.Д. Ступниковой, А.С. Лукьянова, А.Ю. Поповой, Ю.И. Боголюбовой, Н. Пряжникова [4].
Рассмотрев множество определений понятия «профессиональная мотивация», мы выбрали интегрированное определение: профессиональная мотивация – это процесс опредмечивания потребностей различного уровня стимулом внешней среды, представленным в виде социально-психологических условий, отвечающих за содержание и состояние набора профессиональных мотивов, которые образуют направленность личности обучающегося и формируются в учебной и внеучебной деятельности с целью осмысленного овладения будущей профессией [1, 2].
Профессиональная мотивация предусматривает выполнение профессиональных заданий, способствующих формированию профессионального интереса. Педагогическая технология обучения основана на подходах, позволяющих применять методы проблемного обучения и кейс-стади, а также на возможности использовать групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса. Электронным средством обучения является мультимедийный web-cайт, содержащий профессиональные практические задания и элементы кейс-стади.
Исследование психофизических особенностей студентов выявило, что важнейшей основой мотивации молодого человека на успешное обучение и дальнейшую профессиональную деятельность является правильное воспитание в подростковом возрасте со стороны взрослых, понимание ими всех особенностей данного возраста. Необходимо вовремя признать право на определенную автономию повзрослевшего ребенка, удовлетворять его потребности в уважении и признании и вовремя рассмотреть негативную личностную направленность. Также важно выявить уровень мотивации молодого человека и приложить определенные усилия (со стороны старшего поколения) для его совершенствования. Все это в комплексе будет базой для формирования положительной мотивации на профессиональную деятельность.
При разработке учебной программы и проектировании электронного средства обучения нами были выдвинуты следующие гипотезы: профессиональная мотивация будет успешно развиваться, если:
1) учебная программа предусматривает выполнение профессиональных заданий, способствующих формированию профессионального интереса;
2) педагогическая технология основана на подходах, позволяющих применять методы проблемного обучения и кейс-стади, а также на возможности использовать групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса;
3) средством обучения является мультимедийный web-cайт, содержащий профессиональные практические задания и элементы кейс-стади.
Нами была разработана программа дисциплины «Информатика» для специальности 031001 «Правоохранительная деятельность». При уточнении программы были учтены особенности профессиональной деятельности полицейских и связь их профессиональной деятельности с информационно-коммуникационными технологиями.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы предусматривают овладение такими компетенциями, как:
ОК-1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК-7 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК-11 самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься саморазвитием, осознанно планировать повышение квалификации.
Все три компетенции напрямую связаны с целями и задачами нашего исследования.
Нами были определены оптимальные формы, методы и средства обучения для нашего электронного курса, а именно: лекции, видео-лекции, профессиональные задания, основанные на проблемном методе и кейс-стади. Программа предусматривает индивидуальную и групповую формы обучения. Индивидуальное обучение будет происходить за счет самостоятельной работы с web-сайтом с элементами мультимедиа, где будут содержаться материалы для практических работ, основанные на методах проблемного обучения и кейс-стади, а также видео-уроки. Перед учащимися будут ставиться проблемные задачи, для решения которых им будет необходимо изучить тему урока и выполнить практическое задание.
При проектировании электронного средства обучения были обозначены определенные требования.
Дидактические требования: научность, доступность, адаптивность, систематичность и последовательность обучения, деятельностный подход к изучению материала, структуризация учебного материала, реализация возможностей компьютерной визуализации учебной информации, возможность использования структуры проекта для наполнения информацией для других специальностей, содержание профессиональных ситуативных заданий с элементами кейс-стади.
Технические требования: функционирование в сетевом режиме, web-сайт с элементами мультимедиа, надежность работы, устойчивая работа на различных аппаратно-программных платформах, наличие защиты от несанкционированных действий пользователей, возможность поддерживания обратной связи для внесения предложений по развитию сайта, а также для обращения к педагогу.
Эргономические требования: дружественный интерфейс, возможность использования как мыши, так и клавиатуры, дизайн, не перегруженный анимацией, звуками и т.п.
Электронное средство обучения содержит в себе видео-лекции, практические занятия на каждую изучаемую тему, средства контроля (кейсы) и самоконтроля учащихся, домашние задания.
Рис. 1. Фрагмент электронного средства обучения
Лекции и практические задания находятся на сайте и изучаются в соответствии с программой курса. Практические задания (видеосюжеты) содержат задания, максимально приближенные к профессиональной деятельности учащихся, и разработаны также с элементами кейс-стади.
Профессионально ориентированные задания в разработанном нами курсе «Информатика» позволяют учащимся постоянно находиться атмосфере своей профессии. В случае затруднений учащиеся могут получить доступ к видео-лекциям. Примеры заданий: Набор и форматирование текста «Протокол осмотра места происшествия», СУБД «Неблагополучные семьи района», «Составление фоторобота» и т.д.
Профессиональная мотивация развивается непосредственно в процессе изучения курса «Информатика», который в начале изучения воспринимался учащимися как продолжение или повторение школьного курса и не котировался. В процессе обучения ситуация изменилась. Студенты оценили практикоорентированность курса.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 22 человек в возрасте от 17 до 19 лет с незаконченным средним образованием, давших согласие принять участие в эксперименте. Из них были сформированы экспериментальная (11 человек) и контрольная (11 человек) группы. Диагностическим средством являлась методика К. Замфир в модификации А.А. Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности» [5].
Результаты исследования и их обсуждение
В контрольной группе преобладала внешняя отрицательная мотивация, характеризующаяся стремлением избежать критики со стороны коллег и руководства, а также избежать наказаний. В экспериментальной группе также высокий показатель ВОМ встречался, но реже. Кроме того, прослеживается внешняя положительная мотивация, характеризующаяся стремлением заработать деньги и продвинуться по службе.
На рисунке 2 показаны результаты исследования в контрольной группе. В ходе исследования испытуемым было предложено 7 вариантов мотивов, которые им было необходимо оценить по пятибалльной шкале относительно степени значимости. Далее производились подсчеты показателей внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ), а также внешней отрицательной мотивации (ВОМ).
Поучился мотивационный комплекс ВОМ>ВПМ>ВМ. Результат относится к наихудшему мотивационному комплексу.
Рис. 2. Оценка уровня профессиональной мотивации в контрольной группе
На рисунке 2 представлена диаграмма оценки мотивации в экспериментальной группе, где мотивационный комплекс носит иной характер — ВПМ>ВОМ>ВМ, что считается промежуточным результатом с точки зрения эффективности.
Рис. 3. Оценка уровня профессиональной мотивации в экспериментальной группе
После проведения педагогического эксперимента, в ходе которого студенты экспериментальной группы обучались с использованием разработанного нами электронного средства обучения, а в контрольной — по традиционной технологии, нами был повторно проведен опрос группы и получены следующие результаты, представленные на рисунке 4.
Рис. 4. Сравнение уровня профессиональной мотивации в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента
Из диаграммы видно, что в экспериментальной группе, обучающейся при помощи нашего электронного средства обучения, наблюдается значительный рост профессиональной мотивации. Однако и в контрольной группе наблюдается повышение мотивации, что вполне объяснимо тем, что мотивация студентов развивается не только на нашей учебной дисциплине, но и на других.
Доказательство эффективности применяемой нами методики подтверждено также методами математической статистики. Нами был выбран U-критерий Манна—Уитни.
В экспериментальной группе Uэмп=4, что при критических значениях Uкритич=25 при p≤0,01 и Uкритич=35 при p≤0,05 находится в зоне значимости и подтверждает статистическую гипотезу о повышении уровня профессиональной мотивации в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
В контрольной группе Uэмп=35, что при вышеуказанных критических значениях находится в зоне незначимости.
Заключение
Применение разработанной нами методики обучения с использованием электронного средства обучения развивает профессиональную мотивацию эффективнее, чем обучение студентов по традиционной методике.
Рецензенты:
Леонов Н.И., д.псх.н., профессор УдГУ, г. Ижевск;
Петров П.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики гимнастики и информационных технологий в физической культуре и спорте УдГУ, г. Ижевск.
Библиографическая ссылка
Наумова Т.А., Баранов А.А., Пантюхова И.В. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21497 (дата обращения: 14.02.2025).