Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TECHNOLOGIES OF FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION’S STUDENT IN THE CONDITIONS OF THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL INTEGRATION

Tregubova T.M. 1 Antipov P.L. 1
1 Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Russian Academy of education
In the prepared article, the importance of formation the self-educational competence of modern university students, under the conditions of realization of the Bologna Declaration principles and the international educational integration, is underlined and proved. The essence of self-educational competence as the integrated characteristic of the trainee which includes knowledge, abilities, skills and experience of self-education, and also the professional and personal qualities reflecting ability and readiness to carry out the activity, focused on achievement of personal and social and professional self-realization, is specified. This type of competence is formed by means of special technologies. In this regard, the pedagogical technologies, used in higher education institutions, were analysed and those of them which promote in a varying degree the formation of self-educational competence were allocated. Project technologies (research, creative, fact-finding-and-approximate, and subject-and-approximate), game technologies, a case-study and the portfolio technologies were referred to them. Skilled and experimental works of the article authors in higher education institutions of Kazan confirmed the leading role of «portfolio» technology in this process, and also revealed its different types when using in a foreign language classes.
language portfolio
“portfolio” technology
game technologies
project technologies
international educational integration
technologies of formation of competences
professional and common cultural competences
Self-educational competence
Сегодня российские университеты в условиях интернационализации образования и международной образовательной интеграции реализуют новую парадигму высшего образования: они должны вести подготовку современных компетентных специалистов, обладающих собственным стилем самообразования и готовых к различным видам мобильности. Профессорско-преподавательский состав университетов должен направлять свои усилия на формирование у студентов такого «веера» профессиональных и общекультурных компетенций, который обеспечил бы им востребованность и конкурентоспособность на глобальном и региональном рынках труда. К числу главных факторов, обеспечивающих будущим специалистам данные преимущества, относится готовность к постоянному обучению и самообучению в течение всей жизни, что соответствует главным  вызовам современности - формированию единого экономического, политического и образовательного пространства, глобализации, информатизации [1, 3].

Более того, реализация Россией «Болонских принципов» поставила перед современными вузами новые амбициозные задачи, связанные с формированием у будущего бакалавра или магистра способностей самостоятельно решать конкретные профессиональные и общекультурные задачи, проектировать и успешно осуществлять свою деятельность, быть мобильным и адаптивным к  новым динамичным условиям и т.д. Однако это нереально осуществить, если у студента не сформирована самообразовательная компетенция.

Целью нашего исследования было выявление сущности и технологий, способствующих формированию самообразовательной компетенции. В ходе наших исследований в ряде вузов г. Казани и анализа специальной литературы была уточнена сущность самообразовательной компетенции, которую мы понимаем как интегрированную характеристику обучаемого, которая включает в себя знания, умения, навыки и опыт самообразования, а также профессионально-личностные качества, отражающие способность и готовность осуществлять деятельность, ориентированную на достижение личностной и социально-профессиональной самореализации. Формируется данный вид компетенции с помощью специальных технологий.

В ходе исследования были проанализированы различные группы технологий, используемые педагогами на предметах гуманитарного цикла в российских и зарубежных вузах и способствующие в той или иной степени формированию самообразовательной компетенции. Существенными признаками выделенных технологий являются концептуальность и обоснованность их использования с философских, социокультурных, психологи­ческих, дидактических и педагогических позиций; они являются по философской основе - гуманистическими; по ведущему фактору - социогенными (однако при использовании технологий комплексного характера учитываются и биогенные, и психогенные факторы); по научной концепции усвоения опыта - развиваю­щими; по характеру содержания и структуры - в большей степени комплексными технологиями [2, 5].

В своем исследовании по формированию у студентов самообразовательной компетенции на предметах гуманитарного цикла мы активно использовали исследовательские, творческие, ознакомительно-ориентировочные и предметно-ориентировочные проектные технологии, предполагающие выполнение творческих или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. На I и II курсах юридического факультета ЧОУ ВПО «Академия социального образования» (г. Казань) в рамках изучаемого учебного курса студентам были предложены следующие темы проектов: «My Home Land - Tatarstan» («Моя Родина - Татарстан»), «The World About Us» («Мир Вокруг Нас»), «Education System of the USA» («Образование в США»), «Famous People of the World» («Знаменитые Люди Мира»), «Glance at London» («Взгляд на Лондон»), «The Olympic Games» («Олимпийские Игры») и др.

На продвинутых этапах студентам были предложены проекты, в основе которых лежали такие проблемы, как «The Russian Judicial System» («Российская Юридическая Система»), «The English Judicial System» («Английская Юридическая Система»), «The Court System of the USA» («Система Правосудия в США»), «Police in Great Britain and the USA» («Полиция в Британии и США»), «Uniform Police» («Полиция и Порядок»), «Juvenile Delinquency» («Детская Преступность»), «Capital Punishment - For And Against» («Смертная Казнь - За и Против») и др.

По курсу «Деловой английский язык» студентами были выполнены групповые проекты после изучения раздела «Presentation of a Company» («Презентация компании»), где группы представляли свои компании по следующим разделам: 1. The company in facts and figures / Компания в фактах и цифрах. 2. The secrets of its success / Секреты ее успеха. 3. The structure of the company / Структура компании. 4. Some economics trends / Некоторые экономические тенденции.  Работа над данным проектом заняла 6 аудиторных часов (3 занятия). На первом занятии были определены тематика проектов, основные цели и задачи, этапы подготовки. На следующем занятии проходило обсуждение. Заключительное занятие было посвящено презентации проектов, где студенты представили свою компанию в форме устного доклада, который сопровождается электронной презентацией; кроме того, каждая группа подготовила рекламный буклет своей компании.

Студентами факультета педагогики и педагогической психологии ЧОУ ВПО «Академия социального образования» в рамках дисциплины «Общие основы педагогики» были разработаны и представлены проекты по следующим темам: «Непрерывное профессиональное самообразование будущего педагога-психолога», «Я-концепция творческого саморазвития учителя», «Самообразовательная деятельность будущего педагога-психолога в контексте новой парадигмы развития образования» и др.

Студенты учились работать с научной литературой, приобретали умения критического отбора и анализа необходимой информации, что в целом влияло на формирование самообразовательной компетенции студентов вуза. Работа над проектом в подавляющем большинстве случаев носила групповой характер. Групповая форма работы отличается по структуре большой долей самостоятельной работы студентов.

В ходе исследования мы изучили и апробировали игровые технологии, являющиеся средством стимулирования самообразовательной деятельности студентов. Игровые занятия, в отличие от традиционных занятий, усиливают самообразовательную деятельность, активизируют познавательную творческую деятельность студентов,  развивают инициативу и общение. В процессе обучения нами было активно использованы обучающие игры и задания, деловые игры, максимально приближенные к реальным, профессионально-ориентированным ситуациям, которые способствовали проявлению самостоятельности личности студента, творческого подхода к решению задач самообразования и самореализации в конкретной социальной роли [1, 4].

Студентам юридического факультета ЧОУ ВО АСО на занятиях по иностранному языку были предложены следующие ролевые игры: «Asking for details / clarification» («Запрос дальнейшей информации»), где студенты исполняли роли констебля и репортера из Скотланд-Ярда; «Alibi» («Алиби»), где студенты исполняли роли двух подозреваемых, инспектора и кассира; «Kidnapping» («Похищение ребенка»), где нужно было разыграть роли двух свидетелей и полицейского. и т.д. По курсу «Деловой английский язык» для студентов того же факультета были предложены следующие деловые игры: «Introducing yourself and your business partners (Представление себя и своих деловых партнеров), где студенты разыгрывали роли преуспевающих бизнесменов и их деловых партнеров, «Applying for a job. Resume» («Подача заявления о приеме на работу. Резюме»), где студенты исполняли роли работодателя, менеджера по персоналу и человека, устраивающегося на работу, «Business talks» («Деловые переговоры») с ролями бизнесменов, переводчиков и менеджеров, «Contracts» («Контракты»), где студенты исполняли роли представителей ведущих фирм, заключающих контракты.

Игровые технологии способствуют не только освоению определенной информации, но и умению решать определенные проблемы (как познавательные, так и личностные), так как в их основе лежит системный анализ, опирающийся на логико-аналитические процедуры. Игровые технологии также способствуют здоровому противоборству между участниками, развитию у студентов уверенности в себе и повышению их самооценки; проявлению самостоятельности личности, творческого подхода к решению задач самообразования и самореализации в конкретной социальной роли, воссоздают ситуации, позволяющие приблизиться к реальной жизни.

На формирующем этапе нашего эксперимента мы применили кейс-стади как специально смоделированные проблемные ситуации, имеющие уровневый характер в зависимости от  степени сложности:  (работа на репродуктивном уровне), ситуации более высокого уровня сложности, нестандартные ситуации (творческий уровень).

Используя кейс-стади, мы определили пять критериев кейса: 1) по источнику;  2) по процессу отбора содержания; 3) по объему содержания;  4) по результатам апробации в аудитории - изучение реакции на кейс важно для повышения эффективности конкретного кейса и для получения максимального учебного результата; 5) по процессу устаревания.

Что касается требований, то их объем может быть от нескольких предложений на одной странице до 30 страниц текста формата А4. В зависимости от содержания кейс может содержать цветные иллюстрации, сопровождаться аудио- и видеоматериалами, CD или DVD, т.е. виды представления кейсов следующие: печатный кейс, мультимедиа-кейс, видео-кейс.

Современные обучающие технологии в сочетании с информационными технологиями позволяют существенно повысить уровень сформированности самообразовательной компетенции студентов вуза. Существенную помощь в ее формировании оказывают обучающие компьютерные программы: логическая схема, глоссарный тренинг, R-тьютор, телеэссе, а также интерактивные занятия с использованием дидактической спутниковой системы. Использование мультимедийных ресурсов предоставляет новые возможности для поиска материала для исследований, общения с помощью средств текстовой, аудио- и видеокоммуникации. Сегодняшний студент имеет возможность прослушать лекции лучших преподавателей университетов мира, что, безусловно, способствует эффективному развитию его самообразования. Есть сайты, где собраны лучшие обучающие видеоматериалы (в основном - лекции и обучающие материалы из колледжей и университетов мира). Сегодня существует открытый доступ к образовательным аудио- и видеоматериалам для студентов и всех желающих, кто имеет выход в Интернет [2, 4], что способствует приобретению важного умения - умения учиться самому.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволило нам достичь две цели - совершенствовать знания по определенной дисциплине и повышать уровень компьютерной грамотности,

Следующая технология, которая использовалась нами, - технология портфолио - набор материалов, отражающих самостоятельную работу студента.  Существуют различные типы портфолио: портфолио достижений, рефлексивный портфолио, портфолио самооценки,  проблемно-исследовательский портфолио  и т.д. [4, 5].

На формирующем этапе нашего эксперимента со студентами факультета педагогики и педагогической психологии ЧОУ ВО АСО мы использовали многоцелевой портфолио, который, на наш взгляд, является наиболее оптимальным и эффективным типом портфолио, способствующим формированию самообразовательной компетенции студентов вуза, поскольку дидактические возможности направлены на:

  1. создание учебной среды, которая позволит студентам конструировать собственные знания, развивать способности самостоятельного мышления и действия;
  2. осуществление мониторинга развития умений, что позволит фиксировать динамику развития студентов в целом.

Мы также апробировали технологию Европейского языкового портфолио со студентами ЧОУ ВО АСО. Портфолио состоит из трех частей: языкового паспорта, языковой биографии и досье. Дадим им краткую характеристику.

  1. Языковой паспорт представляет собой документ, показывающий уровень овладения иностранным языком (языками) на данный момент. Сюда студенты вносили личные данные, данные об изучаемых языках, факты и опыт межкультурного общения, участие в конкурсах и олимпиадах, сданные экзамены и языковые сертификаты, оценки уровня владения ИЯ в настоящее время.
  2. Языковая биография отражает историю изучения языка: как, где и почему обучающийся изучал какой-либо язык. В опытно-экспериментальной работе студенты в течение 3 лет отмечали свои умения в индивидуальных оценочных листах.
  3. Досье включает дополнительные и информативные материалы, которые могут показаться интересными для показа другим людям. В данном разделе были использованы две рубрики: коллектор для конкретных студенческих материалов об участии в проектах, наиболее удачные работы, сочинения, дипломы, свидетельства об окончании курсов; рабочие материалы с образцами продуктов, схемы, таблицы, отражающие работу студентов в рамках того или иного проекта, и т.д.

Все части портфолио взаимосвязаны и дополняют друг друга: студенты собирали работы в досье, анализировали их в языковой биографии и результаты достижений фиксировали в языковом паспорте.

При работе над языковым портфолио студенты столкнулись с рядом проблем и трудностей, таких как неумение составлять резюме на иностранном языке, определение своего уровня владения иностранным языком, трудности при описании фактов, формализм и соревнование при сборе портфолио, оценка портфеля как возможности «накопить достижения», отсутствие единых критериев оценки его содержания.

В заключение укажем, что в ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что технология Европейского языкового портфолио делает языковое обучение студентов более прозрачным, развивает рефлексию и возможность самооценки, самоконтроля, помогает взять на себя большую ответственность за свое обучение языку, что в целом способствует вместе с другими описанными в статье технологиями формированию самообразовательной компетенции студентов.

Рецензенты:

Масленникова В.Ш., д.п.н., профессор, ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Москва;

Гильмеева Р.Х., д.п.н., профессор, проректор ЧОУ ВО «Академия социального образования», г. Казань.