Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Chukhno P.V. 1 Denisenko Yu.P. 1 Andryuschishin I.F. 2 Geraskin A.A. 3
1 Naberezhnye Chelny Institute of Social Pedagogical Technologies and Resources
2 Kazakh Аcademy of Sport and Tourism
3 Omsk State Institute of Service
In the article the questions of correction of physical development and physical preparedness of students of Junior school children with General underdevelopment of speech means basketball. In the article the theoretical basis of the topics developed by the authors of the program of physical exercises, based primarily on the elements of basketball; the results of the testing of this program in terms of the pedagogical experiment. It is established that the use in the process of physical education, correctional and health exercise program, based on elements of basketball, contributes to the leveling of differences in the motor area of students with General underdevelopment of speech (OHP). The proposed correctional health program physical education can increase the level of morphofunctional status and physical fitness of children with General underdevelopment.
physical fitness
younger students
correction
basketball
pilot program
morpho-functional indicators
general underdevelopment of speech
limited opportunities
preservation of health
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

В существующих комплексных программах воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях декларируется важное положение о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением функциональных возможностей его организма, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности [1, 2]. Однако с каждым годом растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста [1, 2, 3, 4].

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации около 1,6 млн детей имеют те или иные отклонения в развитии. Особенно тревожным является ухудшение здоровья младшего поколения. Число больных школьников с первого по восьмой класс возросло в 4 раза.

Лица с наиболее тяжелыми нарушениями нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Как объект педагогической деятельности категория этих детей разнообразна: по характеру нарушений (поражение интеллекта, речи, зрения, слуха), возраста, степени тяжести и структуры ведущего дефекта, по причинам и характеру протекания заболеваний, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций и другим признакам [3, 4, 5]. Более половины учащихся общеобразовательных школ нуждаются в занятиях коррекционно-развивающей и оздоровительной направленности [1, 3].

В последнее время увеличивается число детей с общим недоразвитием речи (ОНР), что ведет к созданию специальных коррекционных школ и открытию дополнительных логопедических классов.

Еще в конце XIX в. возникло представление о том, что ОНР является следствием расстройства координации речевых движений [5]. Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

Р.Е. Левина [6] с сотрудниками разработали периодизацию проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого развития) до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.

Нарушения речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Одно из ведущих мест в коррекционно-воспитательной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, по мнению многих авторов [7, 8], двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, а во-вторых, уже с детского возраста у людей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание  показателей физического развития.

Следует отметить, что недостатки в развитии физических качеств детей с ОНР многие исследователи объясняют не только патологией органа речи, но и функциональной запущенностью двигательного анализатора и несовершенством применяемой методики обучения физическим упражнениям [1, 5, 9]. Проведенный анализ работ различных исследователей выявил проблему недостаточной разработанности методических приемов в специальной (коррекционной) педагогике по коррекции и развитию морфофункционального статуса детей с ОНР.

Вопросу изучения использования средств физической культуры для занятий с детьми с ОНР посвящены работы ряда исследователей [1, 10, 11, 12]. В большинстве своем уроки физической культуры для детей с ОНР III уровня проводятся по стандартной программе, разработанной для здоровых детей с нормальным физическим развитием.

Учебная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений, выполненная [2, 3, 9] в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы, не решает проблемы физического воспитания коррекции младших школьников с ОНР III уровня.

Отрицательное влияние на развитие младших школьников с ОНР оказывает большая статическая нагрузка, связанная с большим объемом занятий в школе и дома. В то же время подчеркивается, что движение является биологической потребностью ребенка [1], а степень удовлетворения этой потребности во многом определяет характер роста и развития детского организма.

В связи с указанными недостатками выполнялся поиск новых, более эффективных методов и условий для реабилитации детей с ОНР. Здесь представляется целесообразным в рамках осуществления индивидуального подхода использовать данные личностных характеристик младших школьников для направленного формирования у них мотивации к учебной физкультурной деятельности, в том числе на уроках физической культуры и в процессе освоения общеобразовательной программы.

Принималось во внимание обстоятельство, что важными показателями, определяющими возможности учащихся с ОНР в образовательной деятельности, являются их возрастно-половые особенности. Однако существующая практика обучения в школе опирается преимущественно на «паспортный» возраст детей с ОНР. Вместе с тем специфика физического развития учащихся с ОНР III уровня, состояние опорно-двигательного аппарата, биологическое созревание и половое развитие оказывают существенное влияние на функционирование всех систем организма и являются важными критериями здоровья.

В начале эксперимента были проведены комплексные исследования, направленные на изучение возрастной динамики основных морфологических и функциональных признаков младших школьников с нарушениями речи. Принималось во внимание, что одним из действенных средств в методике реабилитации взрослых и детей является применение элементов игровой деятельности [12] и спортивно-игровых видов спорта [10, 13, 14]. В соответствии с этим целью исследования является коррекция морфофункционального статуса детей с ОНР путем направленного использования средств игры в баскетбол. Изложенное определило необходимость разработки и внедрения новой коррекционной программы занятий оздоровительной физической культурой с детьми, имеющими нарушения речи.

Своеобразие предлагаемой экспериментальной программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол и освоения техники основных видов спорта, поскольку считается, что в младшем школьном возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями. Программа содержит следующие разделы:

1) комплекс упражнений с элементами баскетбола;

2) комплекс подвижных игр;

3) выполнение заданий на развитие тонкой моторики рук;

4) упражнения для профилактики нарушения зрения;

5) координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата;

6) упражнения с элементами фитбол-гимнастики;

7) специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями, в трехфазном ритме, с произношением стихотворных строчек.

Для участия в экспериментальной части исследования были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе. Участники педагогического эксперимента были разделены на экспериментальную и контрольную группы, по 24 человека.

Антропометрические и физиологические показатели определяли общепринятыми методами. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся использовался комплекс из пяти морфологических и функциональных показателей, отражающих степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью [15].

Поскольку предлагаемые показатели измеряются в различных единицах, оценку каждого показателя формализуют в баллах. Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов по общепринятым методам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость легких. В положении сидя подсчитывали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли артериальное давление. Далее, определяли время задержки дыхания на обычном вдохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 с (Р1) и предлагали выполнить за 45 с 30 глубоких приседаний, вынося руки вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 с (Р2) и последние 15 с (Р3) первой минуты восстановительного периода.

В завершение проводился тест, характеризующий качество силы, быстроты и выносливости организма, - сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 с. Проведя эти несложные исследования, высчитали пять показателей (индексов).

1. Индекс Кетле (ИК) свидетельствовал о массово-ростовом соответствии организма.

2. Индекс Робинсона - «двойное произведение» (ДП) говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца.

3. Индекс Скибински (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии.

4. Уровень развития двигательных качеств силы, быстроты и выносливости отражал индекс В.А. Шаповаловой (ИТТТ), он свидетельствовал и о функциональных возможностях кардиореспираторной системы.

5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Результаты исследований приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ основных морфологических и функциональных показателей учащихся экспериментальной и контрольной групп (Х+х)

Показатели,

единицы

измерения

До эксперимента

    t

 

Р

После   эксперимента

 

t

 

Р

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Индекс

Кетле

228,5+ 7,3

226,9+7,1

0,2

>0,05

298,8+ 6,1

265,2+ 9,5

1,5

>0,05

Индекс

Робинсона

  71,6+ 3,1

59,8+2,1

2,2

<0,05

93,8+ 2,5

82,5+ 2,4

3,2

<0,05

Индекс

Скибински

600,2+43,4

555,2+37,7

0,8

>0,05

1570+86,3

1292+127,2

2,1

<0,05

Индекс

Шаповаловой

  68,9+ 4,2

 66,6+3,0

0,5

>0,05

126,6+4,2

99,2+ 5,4

 1,1

>0,05

Индекс Руфье

   9,8+1,0

 12,7+ 0,7

2,3

<0,05

  5,8+ 0,4

  7,0+ 0,4

2,2

<0,05

Примечание: t расчетное = 2,074 (при Р < 0,05)

Данные сравнительного анализа в исследуемых группах показывают, что динамика прироста измеряемых показателей в абсолютных значениях в экспериментальной группе была значительно более высокой по сравнению с контрольной.

Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости, с уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.

Результаты комплексных исследований позволили заключить, что дети с ограниченными возможностями (с нарушением речи) в сравнении со здоровыми сверстниками имеют определенные отличия в физическом развитии и физической подготовленности.

Прослеживаются достоверное отставание отдельных морфологических показателей, нарушение гармоничности физического развития, задержка биологического созревания, снижение уровня развития двигательных способностей. У школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) наиболее существенно отстают показатели, отражающие функциональное состояние дыхательной мускулатуры и бронхиальную проходимость. В данном случае прослеживается сопряженность физиологического и речевого дыхания при нарушениях произносительной стороны речи.

Двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на состояние опорно-двигательной системы. Морфофункциональное развитие организма ребенка является реальным механизмом, обеспечивающим укрепление здоровья и повышение уровня физической работоспособности детей с нарушениями речи.

В связи с этим разработанная с учетом дифференцировки признаков нарушения речи коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания детей, включающая специальные упражнения, способствует более эффективной коррекции двигательных нарушений и повышению уровня морфофункционального развития физической подготовленности детей по сравнению с традиционной программой физического воспитания.

Заключение

Результаты выполненного исследования позволяют утверждать, что применение предлагаемой коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания повысит уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с общим недоразвитием речи. В целом результаты работы говорят, что физическая культура является важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление организма детей с ОНР.

Рецензенты:

Гибадуллин И.Г., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания Набережночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны;

Колесник И.С., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания Набережночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны.