В существующих комплексных программах воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях декларируется важное положение о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением функциональных возможностей его организма, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности [1, 2]. Однако с каждым годом растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста [1, 2, 3, 4].
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации около 1,6 млн детей имеют те или иные отклонения в развитии. Особенно тревожным является ухудшение здоровья младшего поколения. Число больных школьников с первого по восьмой класс возросло в 4 раза.
Лица с наиболее тяжелыми нарушениями нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Как объект педагогической деятельности категория этих детей разнообразна: по характеру нарушений (поражение интеллекта, речи, зрения, слуха), возраста, степени тяжести и структуры ведущего дефекта, по причинам и характеру протекания заболеваний, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций и другим признакам [3, 4, 5]. Более половины учащихся общеобразовательных школ нуждаются в занятиях коррекционно-развивающей и оздоровительной направленности [1, 3].
В последнее время увеличивается число детей с общим недоразвитием речи (ОНР), что ведет к созданию специальных коррекционных школ и открытию дополнительных логопедических классов.
Еще в конце XIX в. возникло представление о том, что ОНР является следствием расстройства координации речевых движений [5]. Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.
Р.Е. Левина [6] с сотрудниками разработали периодизацию проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого развития) до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.
Нарушения речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Одно из ведущих мест в коррекционно-воспитательной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, по мнению многих авторов [7, 8], двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, а во-вторых, уже с детского возраста у людей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание показателей физического развития.
Следует отметить, что недостатки в развитии физических качеств детей с ОНР многие исследователи объясняют не только патологией органа речи, но и функциональной запущенностью двигательного анализатора и несовершенством применяемой методики обучения физическим упражнениям [1, 5, 9]. Проведенный анализ работ различных исследователей выявил проблему недостаточной разработанности методических приемов в специальной (коррекционной) педагогике по коррекции и развитию морфофункционального статуса детей с ОНР.
Вопросу изучения использования средств физической культуры для занятий с детьми с ОНР посвящены работы ряда исследователей [1, 10, 11, 12]. В большинстве своем уроки физической культуры для детей с ОНР III уровня проводятся по стандартной программе, разработанной для здоровых детей с нормальным физическим развитием.
Учебная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений, выполненная [2, 3, 9] в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы, не решает проблемы физического воспитания коррекции младших школьников с ОНР III уровня.
Отрицательное влияние на развитие младших школьников с ОНР оказывает большая статическая нагрузка, связанная с большим объемом занятий в школе и дома. В то же время подчеркивается, что движение является биологической потребностью ребенка [1], а степень удовлетворения этой потребности во многом определяет характер роста и развития детского организма.
В связи с указанными недостатками выполнялся поиск новых, более эффективных методов и условий для реабилитации детей с ОНР. Здесь представляется целесообразным в рамках осуществления индивидуального подхода использовать данные личностных характеристик младших школьников для направленного формирования у них мотивации к учебной физкультурной деятельности, в том числе на уроках физической культуры и в процессе освоения общеобразовательной программы.
Принималось во внимание обстоятельство, что важными показателями, определяющими возможности учащихся с ОНР в образовательной деятельности, являются их возрастно-половые особенности. Однако существующая практика обучения в школе опирается преимущественно на «паспортный» возраст детей с ОНР. Вместе с тем специфика физического развития учащихся с ОНР III уровня, состояние опорно-двигательного аппарата, биологическое созревание и половое развитие оказывают существенное влияние на функционирование всех систем организма и являются важными критериями здоровья.
В начале эксперимента были проведены комплексные исследования, направленные на изучение возрастной динамики основных морфологических и функциональных признаков младших школьников с нарушениями речи. Принималось во внимание, что одним из действенных средств в методике реабилитации взрослых и детей является применение элементов игровой деятельности [12] и спортивно-игровых видов спорта [10, 13, 14]. В соответствии с этим целью исследования является коррекция морфофункционального статуса детей с ОНР путем направленного использования средств игры в баскетбол. Изложенное определило необходимость разработки и внедрения новой коррекционной программы занятий оздоровительной физической культурой с детьми, имеющими нарушения речи.
Своеобразие предлагаемой экспериментальной программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол и освоения техники основных видов спорта, поскольку считается, что в младшем школьном возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями. Программа содержит следующие разделы:
1) комплекс упражнений с элементами баскетбола;
2) комплекс подвижных игр;
3) выполнение заданий на развитие тонкой моторики рук;
4) упражнения для профилактики нарушения зрения;
5) координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата;
6) упражнения с элементами фитбол-гимнастики;
7) специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями, в трехфазном ритме, с произношением стихотворных строчек.
Для участия в экспериментальной части исследования были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе. Участники педагогического эксперимента были разделены на экспериментальную и контрольную группы, по 24 человека.
Антропометрические и физиологические показатели определяли общепринятыми методами. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся использовался комплекс из пяти морфологических и функциональных показателей, отражающих степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью [15].
Поскольку предлагаемые показатели измеряются в различных единицах, оценку каждого показателя формализуют в баллах. Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов по общепринятым методам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость легких. В положении сидя подсчитывали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли артериальное давление. Далее, определяли время задержки дыхания на обычном вдохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 с (Р1) и предлагали выполнить за 45 с 30 глубоких приседаний, вынося руки вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 с (Р2) и последние 15 с (Р3) первой минуты восстановительного периода.
В завершение проводился тест, характеризующий качество силы, быстроты и выносливости организма, - сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 с. Проведя эти несложные исследования, высчитали пять показателей (индексов).
1. Индекс Кетле (ИК) свидетельствовал о массово-ростовом соответствии организма.
2. Индекс Робинсона - «двойное произведение» (ДП) говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца.
3. Индекс Скибински (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии.
4. Уровень развития двигательных качеств силы, быстроты и выносливости отражал индекс В.А. Шаповаловой (ИТТТ), он свидетельствовал и о функциональных возможностях кардиореспираторной системы.
5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Результаты исследований приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ основных морфологических и функциональных показателей учащихся экспериментальной и контрольной групп (Х+х) |
||||||||
Показатели, единицы измерения |
До эксперимента |
t |
Р |
После эксперимента |
t |
Р |
||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|||||
Индекс Кетле |
228,5+ 7,3 |
226,9+7,1 |
0,2 |
>0,05 |
298,8+ 6,1 |
265,2+ 9,5 |
1,5 |
>0,05 |
Индекс Робинсона |
71,6+ 3,1 |
59,8+2,1 |
2,2 |
<0,05 |
93,8+ 2,5 |
82,5+ 2,4 |
3,2 |
<0,05 |
Индекс Скибински |
600,2+43,4 |
555,2+37,7 |
0,8 |
>0,05 |
1570+86,3 |
1292+127,2 |
2,1 |
<0,05 |
Индекс Шаповаловой |
68,9+ 4,2 |
66,6+3,0 |
0,5 |
>0,05 |
126,6+4,2 |
99,2+ 5,4 |
1,1 |
>0,05 |
Индекс Руфье |
9,8+1,0 |
12,7+ 0,7 |
2,3 |
<0,05 |
5,8+ 0,4 |
7,0+ 0,4 |
2,2 |
<0,05 |
Примечание: t расчетное = 2,074 (при Р < 0,05)
Данные сравнительного анализа в исследуемых группах показывают, что динамика прироста измеряемых показателей в абсолютных значениях в экспериментальной группе была значительно более высокой по сравнению с контрольной.
Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости, с уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.
Результаты комплексных исследований позволили заключить, что дети с ограниченными возможностями (с нарушением речи) в сравнении со здоровыми сверстниками имеют определенные отличия в физическом развитии и физической подготовленности.
Прослеживаются достоверное отставание отдельных морфологических показателей, нарушение гармоничности физического развития, задержка биологического созревания, снижение уровня развития двигательных способностей. У школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) наиболее существенно отстают показатели, отражающие функциональное состояние дыхательной мускулатуры и бронхиальную проходимость. В данном случае прослеживается сопряженность физиологического и речевого дыхания при нарушениях произносительной стороны речи.
Двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на состояние опорно-двигательной системы. Морфофункциональное развитие организма ребенка является реальным механизмом, обеспечивающим укрепление здоровья и повышение уровня физической работоспособности детей с нарушениями речи.
В связи с этим разработанная с учетом дифференцировки признаков нарушения речи коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания детей, включающая специальные упражнения, способствует более эффективной коррекции двигательных нарушений и повышению уровня морфофункционального развития физической подготовленности детей по сравнению с традиционной программой физического воспитания.
Заключение
Результаты выполненного исследования позволяют утверждать, что применение предлагаемой коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания повысит уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с общим недоразвитием речи. В целом результаты работы говорят, что физическая культура является важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление организма детей с ОНР.
Рецензенты:
Гибадуллин И.Г., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания Набережночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны;
Колесник И.С., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания Набережночелнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны.