Цель исследования
Оценить артериальное давление у девушек-подростков города Уфы с различными социально-гигиеническими условиями обучения.
Материалы и методы исследования
Исследования проведены на базе трех образовательных учреждений г. Уфы. Объектом изучения были 639 девушек-подростков, из них 322 (50,4%) обучались в классах с углубленным изучением отдельных предметов, 317 (49,6%) - в общеобразовательных классах. Среди девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, 15-летних было 107 (33,2%), 16-летних - 104 (32,3%), 17-летних - 111 (34,5%). Среди девушек, обучающихся в общеобразовательных классах, 15-летних было 105 (33,1%), 16-летних - 107 (33,8%), 17-летних - 105 (33,1%). Измерение АД с последующей оценкой показателей проводилось в соответствии с Российскими рекомендациями по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте [5]. Социально-гигиенические условия обучения оценивали в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [6] и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 марта 2003 г. № 13 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03» (с изм. и доп.) [4]. Для оценки ежедневной суммарной трудности учебных предметов, занятий физической культурой и спортом, времени приготовления домашнего задания, средней продолжительность ночного сна была разработана анкета, состоящая из 50 вопросов открытого и закрытого типов. Для оценки выраженности пограничных нервно-психических расстройств использовались госпитальная шкала тревоги и депрессии, а также клинико-психопатологический метод. Статистическая обработка результатов исследования была проведена с использованием современных программных пакетов математического анализа: MicrosoftExcel 2010 и Statistica 10.0.
Результаты исследования и их обсуждение
Трудность учебных предметов, изучаемых девушками-подростками города Уфы, оценивали в соответствии со шкалами трудности, приведенными в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [6]. У девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, ежедневная суммарная трудность учебных предметов в среднем составила 48,6±2,9 баллов. У девушек, обучающихся в общеобразовательных классах, данный показатель составил 37,1±3,5 баллов. Таким образом, ежедневная суммарная трудность учебных предметов у девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельным предметов, статистически значимо (p<0,01) выше по сравнению с девушками, обучающимися в общеобразовательных классах.
Образ жизни у многих обследованных нами девушек характеризуется наличием ряда факторов, предрасполагающих к развитию у них сердечно-сосудистых заболеваний. Самостоятельно занимаются физическим воспитанием и спортом 179 (56,5%) девушек, обучающихся в общеобразовательных классах, 54 (16,8%) девушки, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Таким образом, девушки-подростки, самостоятельно занимающиеся физическим воспитанием и спортом, среди обучающихся в общеобразовательных классах встречаются статистически значимо (p<0,001) чаще. Средняя продолжительность самостоятельных занятий физическим воспитанием и спортом составила 4,6±0,3 ч в неделю у девушек, обучающихся в общеобразовательных классах, 1,7±0,3 ч в неделю у девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Таким образом, средняя продолжительность самостоятельных занятий физическим воспитанием и спортом у девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, статистически значимо (p<0,01) ниже, чем у девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. Отчасти это объясняется большим объемом домашних заданий, нехваткой свободного времени. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 11 марта 2003 г. № 13 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03» (с изм. и доп.) [4] длительность приготовления уроков для учащихся старших классов не должна превышать 4 ч в день. Превышение времени приготовления домашнего задания по сравнению с гигиенической нормой наблюдается у 263 (81,7%) девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, у 112 (35,3%) девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. Таким образом, девушки-подростки со временем приготовления домашнего задания выше возрастного гигиенического норматива среди обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов встречаются статистически значимо (p<0,001) чаще.
Высокая учебная нагрузка нашла свое отражение в виде нарушений режима отдыха подростков. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 11 марта 2003 г. № 13 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03» (с изм. и доп.) [4] продолжительность ночного сна должна составлять не менее 8,5 ч для старшего школьного возраста. Средняя продолжительность ночного сна составила 6,4±0,5 ч у девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, 7,8±0,4 ч у девушек, обучающихся в общеобразовательных классах, Таким образом, средняя продолжительность ночного сна у девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, статистически значимо (p<0,05) ниже по сравнению с девушками, обучающимися в общеобразовательных классах. В целом длительность ночного сна меньше возрастного гигиенического норматива у 204 (63,4%) девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, у 89 (28,1%) девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. Таким образом, девушки-подростки с продолжительностью ночного сна ниже возрастного гигиенического норматива среди обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов встречаются статистически значимо (p<0,001) чаще, чем среди девушек, обучающихся в общеобразовательных классах.
Рассмотренные особенности режима дня у девушек-подростков предрасполагают к развитию у них пограничных нервно-психических расстройств (табл. 1).
Таблица 1
Выраженность тревожных расстройств у девушек-подростков города Уфы
Выраженность тревожных расстройств |
Классы с углубленным изучением отдельных предметов |
Общеобразовательные классы |
||
абс. ч. |
% |
абс. ч. |
% |
|
Норма |
75 |
23,3±2,4* |
162 |
51,1±2,8 |
Субклинически выраженная тревога |
146 |
45,3±2,8* |
107 |
33,8±2,7 |
Клинически выраженная тревога |
101 |
31,4±2,6* |
48 |
15,1±2,0 |
* - достоверность различий между девушками, обучающимися в классах с углубленным изучением отдельных предметов и в общеобразовательных классах
Результаты исследования свидетельствуют, что среди обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов девушки с отсутствием тревожных расстройств встречаются статистически значимо (p<0,001) реже, а с субклинически или клинически выраженной тревогой - статистически значимо (p<0,01) чаще, чем среди девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. По нашему мнению, это связано с высокой учебной нагрузкой, нехваткой свободного времени, нарушением режима дня у девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
Нами оценена выраженность депрессивных расстройств у девушек-подростков города Уфы, обучающихся в различных условиях. Оказалось, что среди обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, девушки с отсутствием депрессивных расстройств встречаются статистически значимо (p<0,001) реже, а с субклинически или клинически выраженной депрессией - статистически значимо (p<0,001) чаще, чем среди девушек, обучающихся в общеобразовательных классах (табл. 2).
Таблица 2
Выраженность депрессивных расстройств у девушек-подростков города Уфы
Выраженность депрессивных расстройств |
Классы с углубленным изучением отдельных предметов |
Общеобразовательные классы |
||
абс. ч. |
% |
абс. ч. |
% |
|
Норма |
129 |
40,1±2,7* |
199 |
62,8±2,7 |
Субклинически выраженная депрессия |
126 |
39,1±2,7* |
84 |
26,5±2,5 |
Клинически выраженная депрессия |
67 |
20,8±2,3* |
34 |
11,0±1,8 |
* - достоверность различий между девушками, обучающимися в классах с углубленным изучением отдельных предметов и в общеобразовательных классах
Отягощенная наследственность по ССЗ является одним из факторов формирования данной патологии у девушек-подростков. Анамнестические данные показали, что распространенность отягощенной наследственности по сердечно-сосудистым заболеваниям среди девушек-подростков города Уфы составляет от 40 до 50%, при этом отсутствуют статистически значимые различия между данным показателем у девушек, обучающихся в классах с различными социально-гигиеническими условиями обучения (p>0,05) (табл. 3).
Таблица 3
Распространенность отягощенной наследственности по сердечно-сосудистым заболеваниям среди девушек-подростков города Уфы
Возраст девушек |
Классы с углубленным изучением отдельных предметов |
Общеобразовательные классы |
||
абс. ч. |
% |
абс. ч. |
% |
|
15 лет |
44 |
41,1±4,8 |
50 |
47,6±4,9 |
16 лет |
49 |
47,1±4,9 |
41 |
38,3±4,7 |
17 лет |
40 |
36,0±4,6 |
45 |
42,9±4,8 |
Нами определены средние значения артериального давления у девушек-подростков. Как известно, АГ является начальным проявлением нарушения функции сердечно-сосудистой системы у подростков. Результаты анализа показали, что у девушек-подростков города Уфы, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, во всех возрастных группах нормальное АД встречается статистически значимо (p<0,01) чаще, чем высокое нормальное АД, а высокое нормальное АД - статистически значимо (p<0,01) чаще, чем артериальная гипертензия (табл. 4).
Таблица 4
Уровни артериального давления у девушек-подростков города Уфы, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов
Возраст девушек |
Нормальное АД |
Высокое нормальное АД |
Артериальная гипертензия |
Всего |
||||
абс. ч. |
% |
абс. ч. |
% |
абс. ч. |
% |
абс. ч. |
% |
|
15 лет |
81 |
75,7±4,1 |
21 |
19,6±3,8 |
5 |
4,7±2,0 |
107 |
100 |
16 лет |
79 |
75,9±4,2 |
29 |
27,9±4,4 |
6 |
5,8±2,3 |
104 |
100 |
17 лет |
60 |
54,1±4,7 |
36 |
32,4±4,4 |
15 |
13,5±3,2 |
111 |
100 |
При этом у девушек в возрасте 17 лет артериальная гипертензия встречается статистически значимо (p<0,05) чаще, чем у 15-летних девушек. У девушек в возрасте 15 лет нормальное АД встречается статистически значимо (p<0,001) чаще, чем у 17-летних девушек.
У девушек-подростков города Уфы, обучающихся в общеобразовательных классах, во всех возрастных группах нормальное АД встречается статистически значимо (p<0,001) чаще, чем высокое нормальное АД и артериальная гипертензия. Между частотой встречаемости высокого нормального АД и артериальной гипертензии во всех возрастных группах статистически значимые различия не наблюдаются (p>0,05). В отличие от девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, у девушек, обучающихся в общеобразовательных классах, статистически значимые различия между частотой встречаемости различных уровней АД в зависимости от их возраста не наблюдаются (p>0.05) (табл. 5).
Таблица 5
Уровни артериального давления у девушек-подростков города Уфы, обучающихся в общеобразовательных классах
Возраст девушек |
Нормальное АД |
Высокое нормальное АД |
Артериальная гипертензия |
Всего |
||||
абс. ч. |
% |
абс. ч. |
% |
абс. ч. |
% |
абс. ч. |
% |
|
15 лет |
90 |
85,7±3,4 |
10 |
9,5±2,9 |
5 |
4,8±2,1 |
105 |
100 |
16 лет |
90 |
84,1±3,5 |
12 |
11,2±3,0 |
5 |
4,7±2,0 |
107 |
100 |
17 лет |
89 |
84,8±3,5 |
11 |
10,5±3,0 |
5 |
4,8±2,1 |
105 |
100 |
У девушек в возрасте 15 лет, обучающихся в общеобразовательных классах и в классах с углубленным изучением отдельных предметов, не наблюдается статистически значимых различий между частотой встречаемости различных уровней АД. У девушек в возрасте 17 лет, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, артериальная гипертензия и высокое нормальное АД наблюдаются статистически значимо (p<0,05) чаще, а нормальное АД - статистически значимо (p<0,001) реже, чем у девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. Учитывая отсутствие статистически значимых различий в распространенности отягощенной наследственности по ССЗ, данные различия, по нашему мнению, обусловлены влиянием социально-гигиенических условий.
Заключение
Таким образом, обучение девушек-подростков в классах с углубленным изучением отдельных предметов сопровождается статистически значимой более высокой ежедневной суммарной трудностью учебных предметов, низкой распространенностью самостоятельных занятий физическим воспитанием и спортом, превышением времени приготовления домашнего задания возрастного гигиенического норматива, длительностью ночного сна ниже возрастной нормы. Рассмотренные особенности режима дня у девушек-подростков предрасполагают к развитию у них пограничных нервно-психических расстройств: среди обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов девушки с отсутствием тревожных и депрессивных расстройств встречаются статистически значимо реже, а с субклинически или клинически выраженной тревогой или депрессией - статистически значимо чаще, чем среди девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. В связи с этим у девушек в возрасте 17 лет (к концу обучения) в классах с углубленным изучением отдельных предметов артериальная гипертензия и высокое нормальное АД наблюдаются статистически значимо чаще, а нормальное АД - статистически значимо реже как по сравнению с девушками в возрасте 15 лет (начинающими обучаться в них), так и по сравнению с девушками, обучающимися в общеобразовательных классах.
Рецензенты:
Мустафин Р.М., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИДПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа;
Хуснутдинова З.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.