Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ХАРАКТЕРИСТИКА АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ ГОРОДА УФЫ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ ОБУЧЕНИЯ

Шарафутдинова Н.Х. 1 Абраров Р.А. 1 Мустафина Г.Т. 1
1 ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Исследования проведены на базе трех образовательных учреждений г. Уфы. Объектом изучения были 639 девушек-подростков, из них 322 (50,4%) обучались в классах с углубленным изучением отдельных предметов, 317 (49,6%) – в общеобразовательных классах. Обучение девушек-подростков в классах с углубленным изучением отдельных предметов сопровождается статистически значимой более высокой ежедневной суммарной трудностью учебных предметов, низкой распространенностью самостоятельных занятий физическим воспитанием и спортом, превышением времени приготовления домашнего задания возрастного гигиенического норматива, длительностью ночного сна ниже возрастной нормы. Рассмотренные особенности режима дня предрасполагают к развитию пограничных нервно-психических расстройств: среди обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов девушки с отсутствием тревожных и депрессивных расстройств встречаются статистически значимо реже, а с субклинически или клинически выраженной тревогой или депрессией – статистически значимо чаще, чем среди девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. В связи с этим у девушек в возрасте 17 лет (к концу периода обучения) в классах с углубленным изучением отдельных предметов артериальная гипертензия и высокое нормальное АД наблюдаются статистически значимо чаще, а нормальное АД – статистически значимо реже как по сравнению с девушками в возрасте 15 лет (начинающими обучаться в них), так и по сравнению с девушками, обучающимися в общеобразовательных классах.
артериальное давление
девушки-подростки
социально-гигиенические условия обучения
1. Кобалава Ж.Д., Котовская Ю.В., Моисеев В.С. Артериальная гипертония. Ключи к диагностике и лечению. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 864 с.
2. Ларина Н.Г. Гендерно-возрастная характеристика вегетативной и гемодинамической реакции на холодовой и психоэмоциональный стресс // Вестник Новгородского Государственно университета им. Ярослава Мудрого. — 2012. — № 67. — С. 65–67.
3. Осведомленность педиатров в вопросах артериальной гипертензии подросткового периода и ее выявляемость / А.А. Емелина [и др.] // Практическая медицина. – 2012. — № 7 (62). – С. 118–120.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 марта 2003 г. № 13 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03» (с изм. и доп.).
5. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте. Российский рекомендации / А.А. Александров [и др.] // Российский кардиологический журнал. – 2012. — № 6. Приложение 1. – С. 1–40.
6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
7. Синькова Г.М., Синьков А.В. Уровни артериального давления и распространенность артериальной гипертензии у подростков в двух городах Иркутской области с разными климатическими условиями и социально-экономическим развитием по данным скрининга // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. — 2011. — № 1(77). — С. 132–136.
8. Суханов А.В., Денисова Д.В. Ассоциации артериального давления, пульса и состояния когнитивных функций в подростковом возрасте: популяционное исследование // Артериальная гипертензия. — 2011. — № 4. — С. 378–384.
Основные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) нередко возникают в детстве, при этом их наличие подтверждается при повторных исследованиях, проведенных во взрослом состоянии. Ранняя профилактика ССЗ представляется наиболее перспективной [5]. В развитии артериальной гипертензии (АГ) наряду с наследственной предрасположенностью ведущую роль играет образ жизни [7]. По современным представлениям АГ представляет собой реакцию дезадаптации, первоначально связанную со стрессом [1, 2]. Информационные нагрузки, высокий уровень стресса накладывают свой отрицательный отпечаток на различные сферы здоровья подрастающего поколения, включая гемодинамические нарушения и когнитивные функции. Выявлена статистически значимая ассоциация повышенного уровня артериального давления (АД) с нарушением когнитивных функций у подростков [8]. Низкая выявляемость АГ связана с отсутствием у многих врачей первичного звена должных навыков по методике измерения и оценки АД [3]. В доступной нам литературе влияние социально-гигиенических условий обучения девушек-подростков на развитие у них сердечно-сосудистой патологии изучено недостаточно.

Цель исследования

Оценить артериальное давление у девушек-подростков города Уфы с различными социально-гигиеническими условиями обучения.

Материалы и методы исследования

Исследования проведены на базе трех образовательных учреждений г. Уфы. Объектом изучения были 639 девушек-подростков, из них 322 (50,4%) обучались в классах с углубленным изучением отдельных предметов, 317 (49,6%) - в общеобразовательных классах. Среди девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, 15-летних было 107 (33,2%), 16-летних - 104 (32,3%), 17-летних - 111 (34,5%). Среди девушек, обучающихся в общеобразовательных классах, 15-летних было 105 (33,1%), 16-летних - 107 (33,8%), 17-летних - 105 (33,1%). Измерение АД с последующей оценкой показателей проводилось в соответствии с Российскими рекомендациями по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте [5]. Социально-гигиенические условия обучения оценивали в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [6] и Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 марта 2003 г. № 13 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03» (с изм. и доп.) [4]. Для оценки ежедневной суммарной трудности учебных предметов, занятий физической культурой и спортом, времени приготовления домашнего задания, средней продолжительность ночного сна была разработана анкета, состоящая из 50 вопросов открытого и закрытого типов. Для оценки выраженности пограничных нервно-психических расстройств использовались госпитальная шкала тревоги и депрессии, а также клинико-психопатологический метод. Статистическая обработка результатов исследования была проведена с использованием современных программных пакетов математического анализа: MicrosoftExcel 2010 и Statistica 10.0.

Результаты исследования и их обсуждение

 Трудность учебных предметов, изучаемых девушками-подростками города Уфы, оценивали в соответствии со шкалами трудности, приведенными в  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [6]. У девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, ежедневная суммарная трудность учебных предметов в среднем составила 48,6±2,9 баллов.  У девушек, обучающихся в общеобразовательных классах, данный показатель составил 37,1±3,5 баллов.  Таким образом, ежедневная суммарная трудность учебных предметов у девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельным предметов, статистически значимо (p<0,01) выше по сравнению с девушками, обучающимися в общеобразовательных классах.

Образ жизни у многих обследованных нами девушек характеризуется наличием ряда факторов, предрасполагающих к развитию у них сердечно-сосудистых заболеваний. Самостоятельно занимаются физическим воспитанием и спортом 179 (56,5%) девушек, обучающихся в общеобразовательных классах,  54 (16,8%) девушки, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Таким образом, девушки-подростки, самостоятельно занимающиеся физическим воспитанием и спортом, среди обучающихся в общеобразовательных классах встречаются статистически значимо (p<0,001) чаще. Средняя продолжительность самостоятельных занятий физическим воспитанием и спортом составила 4,6±0,3 ч в неделю у девушек, обучающихся в общеобразовательных классах, 1,7±0,3 ч в неделю у девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Таким образом, средняя продолжительность самостоятельных занятий физическим воспитанием и спортом у девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, статистически значимо (p<0,01) ниже, чем у девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. Отчасти это объясняется большим объемом домашних заданий, нехваткой свободного времени. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 11 марта 2003 г. № 13 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03» (с изм. и доп.) [4] длительность приготовления уроков для учащихся старших классов не должна превышать 4 ч в день. Превышение времени приготовления домашнего задания по сравнению с гигиенической нормой наблюдается у 263 (81,7%) девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, у 112 (35,3%) девушек, обучающихся  в общеобразовательных классах. Таким образом, девушки-подростки со временем приготовления домашнего задания выше возрастного гигиенического норматива среди обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов встречаются статистически значимо (p<0,001) чаще.

Высокая учебная нагрузка нашла свое отражение в виде нарушений режима отдыха подростков. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 11 марта 2003 г. № 13 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03» (с изм. и доп.) [4] продолжительность ночного сна должна составлять не менее 8,5 ч для старшего школьного возраста. Средняя продолжительность ночного сна составила 6,4±0,5 ч у девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, 7,8±0,4 ч у девушек, обучающихся в общеобразовательных классах,  Таким образом, средняя продолжительность ночного сна у девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, статистически значимо (p<0,05) ниже по сравнению с девушками, обучающимися в общеобразовательных классах. В целом длительность ночного сна меньше возрастного гигиенического норматива у 204 (63,4%) девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов,  у 89 (28,1%) девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. Таким образом, девушки-подростки с продолжительностью ночного сна ниже возрастного гигиенического норматива среди обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов встречаются статистически значимо (p<0,001) чаще, чем среди девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. 

Рассмотренные особенности режима дня у девушек-подростков предрасполагают к развитию у них пограничных нервно-психических расстройств (табл. 1).

Таблица 1

Выраженность тревожных расстройств у девушек-подростков города Уфы

Выраженность тревожных расстройств

Классы с углубленным изучением отдельных предметов

Общеобразовательные классы

абс. ч.

%

абс. ч.

%

Норма

75

23,3±2,4*

162

51,1±2,8

Субклинически выраженная тревога

146

45,3±2,8*

107

33,8±2,7

Клинически выраженная тревога

101

31,4±2,6*

48

15,1±2,0

* - достоверность различий между девушками, обучающимися в классах с углубленным изучением отдельных предметов и в общеобразовательных классах

Результаты исследования свидетельствуют, что среди обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов девушки с отсутствием тревожных расстройств встречаются статистически значимо (p<0,001) реже, а с субклинически или клинически выраженной тревогой - статистически значимо (p<0,01) чаще, чем среди девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. По нашему мнению, это связано с высокой учебной нагрузкой, нехваткой свободного времени, нарушением режима дня у девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов.

Нами оценена выраженность депрессивных расстройств у девушек-подростков города Уфы, обучающихся в различных условиях. Оказалось, что среди обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, девушки с отсутствием депрессивных расстройств встречаются статистически значимо (p<0,001) реже, а с субклинически или клинически выраженной депрессией - статистически значимо (p<0,001) чаще, чем среди девушек, обучающихся в общеобразовательных классах (табл. 2). 

Таблица 2

Выраженность депрессивных расстройств у девушек-подростков города Уфы

Выраженность депрессивных расстройств

Классы с углубленным изучением отдельных предметов

Общеобразовательные классы

абс. ч.

%

абс. ч.

%

Норма

129

40,1±2,7*

199

62,8±2,7

Субклинически выраженная депрессия

126

39,1±2,7*

84

26,5±2,5

Клинически выраженная депрессия

67

20,8±2,3*

34

11,0±1,8

* - достоверность различий между девушками, обучающимися в классах с углубленным изучением отдельных предметов и в общеобразовательных классах

Отягощенная наследственность по ССЗ является одним из факторов формирования данной патологии у девушек-подростков. Анамнестические данные показали, что распространенность отягощенной наследственности по сердечно-сосудистым заболеваниям среди девушек-подростков города Уфы составляет от 40 до 50%, при этом отсутствуют статистически значимые различия между данным показателем у девушек, обучающихся в классах с различными социально-гигиеническими условиями обучения (p>0,05) (табл. 3).

Таблица 3

Распространенность отягощенной наследственности по сердечно-сосудистым заболеваниям среди девушек-подростков города Уфы

Возраст

девушек

Классы с углубленным изучением отдельных предметов

Общеобразовательные классы

абс. ч.

%

абс. ч.

%

15 лет

44

41,1±4,8

50

47,6±4,9

16 лет

49

47,1±4,9

41

38,3±4,7

17 лет

40

36,0±4,6

45

42,9±4,8

Нами определены средние значения артериального давления у девушек-подростков. Как известно, АГ является начальным проявлением нарушения функции сердечно-сосудистой системы у подростков. Результаты анализа показали, что у девушек-подростков города Уфы, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, во всех возрастных группах нормальное АД встречается статистически значимо (p<0,01) чаще, чем высокое нормальное АД, а высокое нормальное АД - статистически значимо (p<0,01) чаще, чем артериальная гипертензия (табл. 4).

Таблица 4

Уровни артериального давления у девушек-подростков города Уфы, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов

Возраст девушек

Нормальное АД

Высокое нормальное АД

Артериальная гипертензия

Всего

абс. ч.

%

абс. ч.

%

абс. ч.

%

абс. ч.

%

15 лет

81

75,7±4,1

21

19,6±3,8

5

4,7±2,0

107

100

16 лет

79

75,9±4,2

29

27,9±4,4

6

5,8±2,3

104

100

17 лет

60

54,1±4,7

36

32,4±4,4

15

13,5±3,2

111

100

При этом у девушек в возрасте 17 лет артериальная гипертензия встречается статистически значимо (p<0,05) чаще, чем у 15-летних девушек. У девушек в возрасте 15 лет нормальное АД встречается статистически значимо (p<0,001) чаще, чем у 17-летних девушек.

У девушек-подростков города Уфы, обучающихся в общеобразовательных классах, во всех возрастных группах нормальное АД встречается статистически значимо (p<0,001) чаще, чем высокое нормальное АД и артериальная гипертензия. Между частотой встречаемости высокого нормального АД и артериальной гипертензии во всех возрастных группах статистически значимые различия не наблюдаются (p>0,05). В отличие от девушек, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, у девушек, обучающихся в общеобразовательных классах, статистически значимые различия между частотой встречаемости различных уровней АД в зависимости от их возраста не наблюдаются (p>0.05) (табл. 5).

Таблица 5

Уровни артериального давления у девушек-подростков города Уфы, обучающихся в общеобразовательных классах

Возраст девушек

Нормальное АД

Высокое нормальное АД

Артериальная гипертензия

Всего

абс. ч.

%

абс. ч.

%

абс. ч.

%

абс. ч.

%

15 лет

90

85,7±3,4

10

9,5±2,9

5

4,8±2,1

105

100

16 лет

90

84,1±3,5

12

11,2±3,0

5

4,7±2,0

107

100

17 лет

89

84,8±3,5

11

10,5±3,0

5

4,8±2,1

105

100

У девушек в возрасте 15 лет, обучающихся в общеобразовательных классах и в классах с углубленным изучением отдельных предметов, не наблюдается статистически значимых различий между частотой встречаемости различных уровней АД. У девушек в возрасте 17 лет, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, артериальная гипертензия и высокое нормальное АД наблюдаются статистически значимо (p<0,05) чаще, а нормальное АД - статистически значимо (p<0,001) реже, чем у девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. Учитывая отсутствие статистически значимых различий в распространенности отягощенной наследственности по ССЗ, данные различия, по нашему мнению, обусловлены влиянием социально-гигиенических условий.

Заключение

 Таким образом, обучение девушек-подростков в классах с углубленным изучением отдельных предметов сопровождается статистически значимой более высокой ежедневной суммарной трудностью учебных предметов, низкой распространенностью самостоятельных занятий физическим воспитанием и спортом, превышением времени приготовления домашнего задания возрастного гигиенического норматива, длительностью ночного сна ниже возрастной нормы. Рассмотренные особенности режима дня у девушек-подростков предрасполагают к развитию у них пограничных нервно-психических расстройств:  среди обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов девушки с отсутствием тревожных и депрессивных расстройств встречаются статистически значимо реже, а с субклинически или клинически выраженной тревогой или депрессией - статистически значимо чаще, чем среди девушек, обучающихся в общеобразовательных классах. В связи с этим у девушек в возрасте 17 лет (к концу обучения) в классах с углубленным изучением отдельных предметов артериальная гипертензия и высокое нормальное АД наблюдаются статистически значимо чаще, а нормальное АД - статистически значимо реже как по сравнению с девушками в возрасте 15 лет (начинающими обучаться в них), так и по сравнению с девушками, обучающимися в общеобразовательных классах.

Рецензенты:

Мустафин Р.М., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИДПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа;

Хуснутдинова З.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Шарафутдинова Н.Х., Абраров Р.А., Мустафина Г.Т. ХАРАКТЕРИСТИКА АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ ГОРОДА УФЫ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21461 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674