Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE HEALTH-ORIENTED DEVELOPING SUBJECT – SPATIAL ENVIRONMENT IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE CONTEXT OF REFORMING OF PRESCHOOL EDUCATION

Zverkova A.Yu. 1
1 FSEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University»
The article gives a definition of the «health-oriented developing subject-spatial environment». The article defines the specific requirements of the federal state educational standard of preschool education (item 3.3) and the construction of an environment using basic educational program of preschool education "Childhood". The two aspects of the designing health-oriented developing subject-spatial environment of preschool educational organizations are analyzed: the content of educational interaction (the second section of the program), the organization (the third section of the program, the terms of its implementation). The variety of aspects of developing subject-spatial environment as a structure subject centers in each group and additional resources of pre-school educational institution - museum, sensory room, swimming pool, library, speech therapy and psychological centers fully described in the article. The possibilities of using a sensory room for the implementation of health-oriented educational technologies are considered in the article. The health-oriented developing subject-spatial environment in preschool educational institution is implemented the same as the educational interaction of teacher and preschool child, fixed by the designing of educational and technological map of the day script. Availability of developing subject-spatial environment in preschool educational institution as a set of scientific and teaching materials, which are associated with an exemplary basic general education program of preschool education, which was chosen as a basis for teaching staff is proved in the article. The approximate content of health-oriented developing subject-spatial environment of literature, methodical recommendations, albums, calendar and thematic development plan, holidays, entertainment, etc. is presented in the article. The health-oriented developing subject-spatial environment in preschool educational organizations for maximum realization of the educational potential space of Organization, the Group and the territory (region) for the development of preschool children in accordance with the characteristics of each age, protection and promotion of their health, taking into account the characteristics and correction the shortcomings of their development.
the developing subject-spatial environment
the preschool educational organization
EEP of PE «Childhood»
reform of preschool education
FSES
Здоровье и эмоциональное благополучие дошкольников во время пребывания в дошкольной образовательной организации является приоритетной задачей, которая сформулирована в действующем федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Эффективная реализация здоровьесберегающего образования напрямую зависит от материально-технических ресурсов дошкольной образовательной организации и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды как группы, так и детского сада в целом. Воспитатель, владеющий здоровьеориентированными педагогическими технологиями, способен использовать различные материально-технические ресурсы для обеспечения педагогического процесса в области овладения культурой здоровья.

Освоение ключевой компетенции «быть здоровым» дошкольниками требует специальным образом организованной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации. Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации - это социокультурное пространство группы и организации, оптимально организованное в пространстве и времени, которое позволяет создать условия позитивной социализации детей в области ведения здорового образа жизни, формирования материальных и духовных условий для здоровьеориентированной деятельности, демонстрации природособразных потребностей развивающейся личности в здоровьесбережении.

На текущем этапе реформирования дошкольного образования доминирующее влияние оказывает действующая нормативно-правовая база. Санитарно-эпидемиологические требования к жизнедеятельности детей последние годы не претерпели глобальной трансформации, чего нельзя сказать о других законах, приказах и документах. Вступление в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обозначило базовые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.

Исходя из того, что образовательная программа дошкольного образования организации является центральным документом, описывающим особенности организации целостного педагогического процесса этого уровня образования, как и других в общем образовании, необходимо выявить связанные с ней здоровьесберегающие элементы.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.1.ФГОС дошкольного образования) [5].

Конструирование среды, содержащей незначительное количество элементов, поддерживающих в дошкольниках спонтанное проявление умений, составляющих ключевую компетенцию «быть здоровым», затрудняет весь процесс реализации здоровьеориентированного образования. Эффективное освоение ключевой компетенции «быть здоровым» возможно при реализации системного подхода [1]. С. Френе отмечал, что в развитии личности системообразующим фактором является обретение ребенком собственного опыта [6]. Педагог, с точки зрения С. Френе, конструирует среду, в которой происходит обучение и саморазвитие личности, раскрытие потенциальных возможностей, самоактуализация. Приобретение собственного опыта ребенка в реализации ключевой компетенции «быть здоровым» происходит при образовательном взаимодействии с воспитателем, другими членами коллектива дошкольной образовательной организации, общении со сверстниками во время самостоятельной деятельности детей, под влиянием взглядов родителей на здоровье и его компоненты.

Активное использование понятия «предметно-развивающая среда» с 90-х годов прошлого века сейчас претерпевает значительные изменения вследствие внедрения ФГОС дошкольного образования. Требования к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.ФГОС дошкольного образования), современный контекст понимания термина влияют и на здоровьесберегающей аспект [5].

Создание насыщенной развивающей, предметно-пространственной среды обогащает самореализацию дошкольников, позволяет осваивать навыки ведения здорового образа жизни в естественной игровой деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Например, если на территории дошкольной образовательной организации оборудована спортивная площадка, то возможности выполнения мероприятий по физическому развитию значительно больше как в летний период, так и зимой, когда она может выполнять функции катка.

Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации побуждает ребенка к проявлению активности в ведении здорового образа жизни, самостоятельной инициативе по вовлечению сверстников в игры, содержащие различные атрибуты и контексты культуры здоровья. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» происходит через обеспечение воспитателем свободы действий, проявлению умений самостоятельно организовывать ситуации выбора между здоровьеориентированным и здоровьеразрушающим поведением [3].

Здоровьесберегающая деятельность в системе образования зависит от активности педагога, создателя адаптивно-развивающей образовательной среды, субъекта оценивающего здоровьесберегающую деятельность образовательной организации по показателям физического, психического развития и здоровья обучающихся [4]. На конструирование здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды влияет как собственное здоровье воспитателя, так и профессиональная готовность педагогов к реализации здоровьесберегающих педагогических технологий.

Проблемы и перспективы конструирования здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации связаны с двойственным её присутствием в программе, которая регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда в образовательной программе дошкольного образования представлена в третьем, организационном разделе как структура предметных центров в каждой группе и дополнительных ресурсах дошкольной образовательной организации - музее, сенсорной комнате, бассейне, библиотеке, логопедическом и психологических центрах. Вместе с тем не меньшее значение имеет второй аспект наличия развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как комплекта научно-методических материалов по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования, которые включают разнообразную учебно-методическую и художественную литературу, альбомы, разработки календарно-тематического планирования, праздники, развлечения и многое другое, что влияет на качество образовательного взаимодействия воспитателя и дошкольника. Освоение ключевой компетенции «быть здоровым» дошкольниками отражает продвижение от «зоны актуального развития», воссоздающего опыт здоровья/ болезни ребенка, приоритеты семейного взгляда на здоровый образ жизни, к «зоне ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Формирование здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, которая насыщена различными материалами, средствами, предметами, позволяет ребенку через естественную любознательность в игровой деятельности осваивать подходы к ведению здорового образа жизни, творчески преобразовывать полученные представления, демонстрировать в ситуациях выбора новые, привнесенные представления об элементах, которые ориентированы на сохранение, укрепление и развитие индивидуального здоровья. Саморазвитие дошкольника в области ключевой компетенции «быть здоровым» опирается на традиционные элементы режима жизнедеятельности, неотъемлемо присутствующие в развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной образовательной организации, с параллельным добавлением новых элементов, расширяющих и углубляющих как знания, так и умения на доступном уровне трудности.

Конструирование эффективно функционирующей здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации предполагает интеграцию воспитателем в собственной профессиональной деятельности концепции выбранной примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и парадигмы здоровьесберегающего образования. Имеющаяся в ФГОС дошкольного образования образовательная область «физическое развитие» предполагает два направления (модуля) реализации, обобщенно обозначим их как «двигательная деятельность» и «здоровье». Воспитатель, конструируя здоровьеориентированную развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивает содержательную связь единого процесса социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей в ведении здорового образа жизни, возможностей и влияния микросоциума (семьи) и других социальных групп на содержание культуры здоровья.

Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации зависит от соблюдения требований к наполняемости групп, которые каждый муниципалитет определяет исходя из потребностей жителей. Негативное влияние большого количества детей на потенциал здоровьесбережения развивающей предметно-пространственной среды более остро наблюдается в группах коррекционной направленности.

Рассмотрим особенности конструирования здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, функционирующей на основе примерной образовательной программы дошкольного образования. Так же, как и в других примерных программах, «Детство» [2] предусматривает организацию в группе небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек, обеспечивая индивидуализацию образовательного взаимодействия. Отличием является создание «уголков уединения», где ребенок может выйти из контекста непрерывного общения, подумать, помечтать.

В физическом пространстве группы предусмотрено выделение центров активности. «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты). «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность). «Игровой центр» обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр. «Литературный центр» предполагает литературное развитие дошкольников. «Спортивный центр» обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. Успешная реализация образовательной программы дошкольного образования предполагает оборудование групповых комнат детской мебелью в соответствии с возрастом и ростом дошкольников, малыми сюжетными формами, игрушками и пособиями, соответствующими потребностям детей. Необходимо наличие развивающих игр и пособий, например, сортировщики «Цвет, форма, счет» и «Число и цифра»; «тактильные» конструкторы и конструкторы «Кроха» разной комплектации.

Конструирование развивающей предметно-пространственной среды в группе целесообразно соотнести с образовательными областями, обязательными для реализации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. «Спортивный центр» - образовательная область «физическое развитие», «Игровой центр» - «социально-коммуникативное развитие», «Центр познания» - образовательная область «познавательное развитие», «Литературный центр» - «речевое развитие», «Центр творчества» - «художественно-эстетическое развитие». Аналогичным образом можно сконструировать и пространство для прогулок группы. Игровые центры можно дополнить, добавив в них два центра для части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Например, один из воспитателей создает центр активности «Радужное здоровье», а второй - «Театральная мозаика». Центр позволяет в развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной образовательной организации закрепить пространство для прямого и косвенного образовательного взаимодействия воспитателей и дошкольников, обеспечить место для самостоятельной деятельности детей по выбранным направлениям.

В группах коррекционной направленности к развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной образовательной организации предъявляются более жесткие требования. В зависимости от направления коррекционной работы необходимо оборудовать в группе тематический центр, сконструированный педагогом-логопедом, тифлопедагогом, дефектологом, сурдопедагогом, олигофренопедагогом и т. д. Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда группы объединяет в себе функцию как здоровьесбережения, так и здоровьесозидания в дошкольной образовательной организации.

Не менее актуальной остается проблема конструирования общей развивающей предметно-пространственной среды. В зависимости от наличия материально-технических ресурсов дошкольная образовательная организация предполагает разный уровень здоровьесбережения. Наличие свободных помещений может качественно улучшить освоение ребенком образовательной программы дошкольного образования за счет деятельности в изостудии, музыкальной и театральной студии, дополнительных пространств для занятий физической культурой, ритмикой, лечебной физической культурой.

Существенную роль как в общем развитии дошкольника, так и для организации здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды, играет оборудованная сенсорная комната. В сенсорной комнате находятся специальные информационно-коммуникационные средства, позволяющие усиливать эффект погружения в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, мультимедийных презентаций и клип-арта. Сенсорная комната позволяет расширить возможности применения здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации. Сенсорная комната - это организованная определенным образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы.

Современный контекст создания здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды предполагает использование материально-технических ресурсов наряду с научно-методическими, а также креативным потенциалом педагогического коллектива. Определив приоритеты здоровьесбережения и доминирующие формы в области формирования ключевой компетенции «быть здоровым» у детей того или иного дошкольного возраста, необходимо зафиксировать их в цели и задачах реализации как образовательной области «физическое развитие», так и в части формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования конкретной группы. Следующий этап разработки здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды предполагает комплектование на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования базового набора игровых материалов, специального оборудования и учебно-методических пособий для реализации приобщения к основам культуры здоровья. Третий этап разработки проходит как процесс соотнесения календарного планирования группы, традиционных мероприятий, праздников и развлечений с темами по формированию здорового образа жизни. Как минимальный (базовый) вариант, это может быть шесть тематических недель в учебном году. Вместе с тем, если воспитатель выбрал авторскую программу по здоровьесбережению, то будет необходима интеграция здоровьесберегающего образования в виде микропроектов для каждой недели. Всё это позволяет успешно создать здоровьеориентированную развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями проходящей реформы.

Рецензенты:

Абаскалова Н. П., д.п.н., профессор, профессор кафедры анатомии, физиологии и гигиены, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск;

Агавелян Р.О., д.псх.н., директор Института детства ФГБОУ ВПО «Новосибирского государственного педагогического университета», г. Новосибирск.