Освоение ключевой компетенции «быть здоровым» дошкольниками требует специальным образом организованной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации. Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации - это социокультурное пространство группы и организации, оптимально организованное в пространстве и времени, которое позволяет создать условия позитивной социализации детей в области ведения здорового образа жизни, формирования материальных и духовных условий для здоровьеориентированной деятельности, демонстрации природособразных потребностей развивающейся личности в здоровьесбережении.
На текущем этапе реформирования дошкольного образования доминирующее влияние оказывает действующая нормативно-правовая база. Санитарно-эпидемиологические требования к жизнедеятельности детей последние годы не претерпели глобальной трансформации, чего нельзя сказать о других законах, приказах и документах. Вступление в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обозначило базовые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
Исходя из того, что образовательная программа дошкольного образования организации является центральным документом, описывающим особенности организации целостного педагогического процесса этого уровня образования, как и других в общем образовании, необходимо выявить связанные с ней здоровьесберегающие элементы.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.1.ФГОС дошкольного образования) [5].
Конструирование среды, содержащей незначительное количество элементов, поддерживающих в дошкольниках спонтанное проявление умений, составляющих ключевую компетенцию «быть здоровым», затрудняет весь процесс реализации здоровьеориентированного образования. Эффективное освоение ключевой компетенции «быть здоровым» возможно при реализации системного подхода [1]. С. Френе отмечал, что в развитии личности системообразующим фактором является обретение ребенком собственного опыта [6]. Педагог, с точки зрения С. Френе, конструирует среду, в которой происходит обучение и саморазвитие личности, раскрытие потенциальных возможностей, самоактуализация. Приобретение собственного опыта ребенка в реализации ключевой компетенции «быть здоровым» происходит при образовательном взаимодействии с воспитателем, другими членами коллектива дошкольной образовательной организации, общении со сверстниками во время самостоятельной деятельности детей, под влиянием взглядов родителей на здоровье и его компоненты.
Активное использование понятия «предметно-развивающая среда» с 90-х годов прошлого века сейчас претерпевает значительные изменения вследствие внедрения ФГОС дошкольного образования. Требования к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.ФГОС дошкольного образования), современный контекст понимания термина влияют и на здоровьесберегающей аспект [5].
Создание насыщенной развивающей, предметно-пространственной среды обогащает самореализацию дошкольников, позволяет осваивать навыки ведения здорового образа жизни в естественной игровой деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Например, если на территории дошкольной образовательной организации оборудована спортивная площадка, то возможности выполнения мероприятий по физическому развитию значительно больше как в летний период, так и зимой, когда она может выполнять функции катка.
Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации побуждает ребенка к проявлению активности в ведении здорового образа жизни, самостоятельной инициативе по вовлечению сверстников в игры, содержащие различные атрибуты и контексты культуры здоровья. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» происходит через обеспечение воспитателем свободы действий, проявлению умений самостоятельно организовывать ситуации выбора между здоровьеориентированным и здоровьеразрушающим поведением [3].
Здоровьесберегающая деятельность в системе образования зависит от активности педагога, создателя адаптивно-развивающей образовательной среды, субъекта оценивающего здоровьесберегающую деятельность образовательной организации по показателям физического, психического развития и здоровья обучающихся [4]. На конструирование здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды влияет как собственное здоровье воспитателя, так и профессиональная готовность педагогов к реализации здоровьесберегающих педагогических технологий.
Проблемы и перспективы конструирования здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации связаны с двойственным её присутствием в программе, которая регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда в образовательной программе дошкольного образования представлена в третьем, организационном разделе как структура предметных центров в каждой группе и дополнительных ресурсах дошкольной образовательной организации - музее, сенсорной комнате, бассейне, библиотеке, логопедическом и психологических центрах. Вместе с тем не меньшее значение имеет второй аспект наличия развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как комплекта научно-методических материалов по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования, которые включают разнообразную учебно-методическую и художественную литературу, альбомы, разработки календарно-тематического планирования, праздники, развлечения и многое другое, что влияет на качество образовательного взаимодействия воспитателя и дошкольника. Освоение ключевой компетенции «быть здоровым» дошкольниками отражает продвижение от «зоны актуального развития», воссоздающего опыт здоровья/ болезни ребенка, приоритеты семейного взгляда на здоровый образ жизни, к «зоне ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Формирование здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, которая насыщена различными материалами, средствами, предметами, позволяет ребенку через естественную любознательность в игровой деятельности осваивать подходы к ведению здорового образа жизни, творчески преобразовывать полученные представления, демонстрировать в ситуациях выбора новые, привнесенные представления об элементах, которые ориентированы на сохранение, укрепление и развитие индивидуального здоровья. Саморазвитие дошкольника в области ключевой компетенции «быть здоровым» опирается на традиционные элементы режима жизнедеятельности, неотъемлемо присутствующие в развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной образовательной организации, с параллельным добавлением новых элементов, расширяющих и углубляющих как знания, так и умения на доступном уровне трудности.
Конструирование эффективно функционирующей здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации предполагает интеграцию воспитателем в собственной профессиональной деятельности концепции выбранной примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и парадигмы здоровьесберегающего образования. Имеющаяся в ФГОС дошкольного образования образовательная область «физическое развитие» предполагает два направления (модуля) реализации, обобщенно обозначим их как «двигательная деятельность» и «здоровье». Воспитатель, конструируя здоровьеориентированную развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивает содержательную связь единого процесса социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей в ведении здорового образа жизни, возможностей и влияния микросоциума (семьи) и других социальных групп на содержание культуры здоровья.
Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации зависит от соблюдения требований к наполняемости групп, которые каждый муниципалитет определяет исходя из потребностей жителей. Негативное влияние большого количества детей на потенциал здоровьесбережения развивающей предметно-пространственной среды более остро наблюдается в группах коррекционной направленности.
Рассмотрим особенности конструирования здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, функционирующей на основе примерной образовательной программы дошкольного образования. Так же, как и в других примерных программах, «Детство» [2] предусматривает организацию в группе небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек, обеспечивая индивидуализацию образовательного взаимодействия. Отличием является создание «уголков уединения», где ребенок может выйти из контекста непрерывного общения, подумать, помечтать.
В физическом пространстве группы предусмотрено выделение центров активности. «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты). «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность). «Игровой центр» обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр. «Литературный центр» предполагает литературное развитие дошкольников. «Спортивный центр» обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. Успешная реализация образовательной программы дошкольного образования предполагает оборудование групповых комнат детской мебелью в соответствии с возрастом и ростом дошкольников, малыми сюжетными формами, игрушками и пособиями, соответствующими потребностям детей. Необходимо наличие развивающих игр и пособий, например, сортировщики «Цвет, форма, счет» и «Число и цифра»; «тактильные» конструкторы и конструкторы «Кроха» разной комплектации.
Конструирование развивающей предметно-пространственной среды в группе целесообразно соотнести с образовательными областями, обязательными для реализации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. «Спортивный центр» - образовательная область «физическое развитие», «Игровой центр» - «социально-коммуникативное развитие», «Центр познания» - образовательная область «познавательное развитие», «Литературный центр» - «речевое развитие», «Центр творчества» - «художественно-эстетическое развитие». Аналогичным образом можно сконструировать и пространство для прогулок группы. Игровые центры можно дополнить, добавив в них два центра для части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Например, один из воспитателей создает центр активности «Радужное здоровье», а второй - «Театральная мозаика». Центр позволяет в развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной образовательной организации закрепить пространство для прямого и косвенного образовательного взаимодействия воспитателей и дошкольников, обеспечить место для самостоятельной деятельности детей по выбранным направлениям.
В группах коррекционной направленности к развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной образовательной организации предъявляются более жесткие требования. В зависимости от направления коррекционной работы необходимо оборудовать в группе тематический центр, сконструированный педагогом-логопедом, тифлопедагогом, дефектологом, сурдопедагогом, олигофренопедагогом и т. д. Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда группы объединяет в себе функцию как здоровьесбережения, так и здоровьесозидания в дошкольной образовательной организации.
Не менее актуальной остается проблема конструирования общей развивающей предметно-пространственной среды. В зависимости от наличия материально-технических ресурсов дошкольная образовательная организация предполагает разный уровень здоровьесбережения. Наличие свободных помещений может качественно улучшить освоение ребенком образовательной программы дошкольного образования за счет деятельности в изостудии, музыкальной и театральной студии, дополнительных пространств для занятий физической культурой, ритмикой, лечебной физической культурой.
Существенную роль как в общем развитии дошкольника, так и для организации здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды, играет оборудованная сенсорная комната. В сенсорной комнате находятся специальные информационно-коммуникационные средства, позволяющие усиливать эффект погружения в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, мультимедийных презентаций и клип-арта. Сенсорная комната позволяет расширить возможности применения здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации. Сенсорная комната - это организованная определенным образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы.
Современный контекст создания здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды предполагает использование материально-технических ресурсов наряду с научно-методическими, а также креативным потенциалом педагогического коллектива. Определив приоритеты здоровьесбережения и доминирующие формы в области формирования ключевой компетенции «быть здоровым» у детей того или иного дошкольного возраста, необходимо зафиксировать их в цели и задачах реализации как образовательной области «физическое развитие», так и в части формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования конкретной группы. Следующий этап разработки здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды предполагает комплектование на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования базового набора игровых материалов, специального оборудования и учебно-методических пособий для реализации приобщения к основам культуры здоровья. Третий этап разработки проходит как процесс соотнесения календарного планирования группы, традиционных мероприятий, праздников и развлечений с темами по формированию здорового образа жизни. Как минимальный (базовый) вариант, это может быть шесть тематических недель в учебном году. Вместе с тем, если воспитатель выбрал авторскую программу по здоровьесбережению, то будет необходима интеграция здоровьесберегающего образования в виде микропроектов для каждой недели. Всё это позволяет успешно создать здоровьеориентированную развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями проходящей реформы.
Рецензенты:
Абаскалова Н. П., д.п.н., профессор, профессор кафедры анатомии, физиологии и гигиены, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск;
Агавелян Р.О., д.псх.н., директор Института детства ФГБОУ ВПО «Новосибирского государственного педагогического университета», г. Новосибирск.
Библиографическая ссылка
Зверкова А.Ю. ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21226 (дата обращения: 28.04.2025).