Психологическое катамнестическое исследование детей, перенесших гипоксию, выявило снижение способности к обучению у 67 %, нарушения моторики - у 38 %, отклонения в эмоциональном развитии - у 58 % [9]. Значительные умственные нагрузки могут привести к различным проявлениям эмоциональной лабильности, снижению внимания и усидчивости, появлению психосоматических жалоб, например на головные боли, боли в животе, нарушение сна [2]. Среди распространенности неврологических нарушений у младших школьников самыми частыми являются проявления астенического симптомокомплекса. В основном это жалобы на головные боли различного генеза, быструю утомляемость, снижение работоспособности, нарушение сна и аппетита, высокую тревожность и др. Частота встречаемости нарушений по церебрастеническому синдрому составляет 36,2 %. Чаще всего данный синдром ассоциирован с органическим поражением ЦНС в раннем возрасте. В этом комплексе сочетаются неспецифические общемозговые симптомы и признаки поражения той или иной функциональной системы, которые часто сопровождаются повышенной истощаемостью, утомляемостью при интеллектуальной и физической нагрузке. Нарушения вегетативной нервной системы (головокружения, лабильность артериального давления, тахикардия, потливость, боли в животе) встречаются в 30,4 % случаев. Обсессивно-фобические нарушения (страхи, навязчивости) имеют место в 30,4 % случаев. Нарушения аффективной сферы (тревожность, эмоциональная лабильность, раздражительность, сниженный фон настроения) встречаются в 18,4 % случаев [4,15].
У детей младшего школьного возраста происходят структурные преобразования коры головного мозга, активизируется интеллектуальное и психическое развитие ребенка [14]. Одновременно с этим установлено, что основой успешной адаптации детей к образовательным нагрузкам и реализации когнитивной деятельности является определенный уровень зрелости функциональных структур головного мозга и адекватный характер деятельности его различных корково-подкорковых, корково-стволовых регуляторных систем [7].
У первоклассников с преобладанием симпатического звена регуляции вегетативной нервной системы отмечается напряжение адаптивных механизмов [5,10,11]. Своевременное выявление пограничных неврологических расстройств имеет особое значение в условиях современной школы [12].
Цель настоящего исследования заключалась в изучении клинико-анамнестической характеристики детей с различным прогнозом адаптации, клинических проявлений астенического синдрома, нарушений вегетативной нервной системы, состояния эмоционального профиля и обсессивно-фобических нарушений, выявление наиболее значимых критериев неблагоприятного прогноза адаптации и определение степени их риска у младших школьников.
Было проведено обследование 271 школьника первого года обучения одной из гимназий г. Красноярска, условия обучения в которой характеризовались высоким уровнем информационных нагрузок. Относительно прогноза течения адаптации все обследованные дети перед поступлением в школу были разделены на 3 группы: 1 группа - с благоприятным прогнозом адаптации (1), 2 группа - со среднеблагоприятным (2) и 3 группа - с неблагоприятным прогнозом адаптации (3). Обследование детей в гимназии проводилось дважды: в начале и в конце первого года обучения. Сбор информации об имеющихся у учащихся нарушениях нервно-психического здоровья, социально-психологической адаптации, включая его самочувствие и различные поведенческие проявления, проводили путем анкетирования родителей и педагогов [1]. Определение эмоционального статуса осуществляли с помощью «шкалы для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе» [8]. Полученные результаты подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с применением ППП «Statistika 5.5 for Windows». Статистическую значимость различий показателей в сравниваемых группах оценивали по критерию χ2 Пирсона, различия считали значимыми при р<0,05.
В результате анкетирования и анализа анамнестических данных выявлена зависимость между течением процесса адаптации ребенка к школе и частотой встречаемости анализируемых показателей. Наличие вредных привычек у родителей чаще встречалось в группе с неблагоприятным (65,4 %) и среднеблагоприятным прогнозом адаптации (44,1 %), реже - в группе с благоприятным прогнозом адаптации (14,1 %). Различия были статистически значимыми (p1-2<0,0001; p1-3<0,0001; p2-3=0,0595). Гестозы беременности в анамнезе в группе с благоприятным прогнозом адаптации встречались у 28,9 % матерей учащихся; в группе со среднеблагоприятным прогнозом адаптации - у 50,0 %; в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации - у 77,8 % (p1-2=0,0009; p1-3<0,0001; p2-3=0,0103). Осложненное течение родов в анамнезе в группе с благоприятным прогнозом адаптации встречалось у 19,7 % матерей учащихся; значительно чаще осложнения в родах регистрировались в группе со среднеблагоприятным (у 60,8 %) и неблагоприятным прогнозом адаптации (у 96,3 %); различия были статистически значимыми (p1-2<0,0001; p1-3<0,0001; p2-3<0, 0001). Перинатальное поражение ЦНС на первом году жизни в анамнезе в группе с благоприятным прогнозом адаптации встречалось у 57,0 % учащихся; в группе со среднеблагоприятным прогнозом адаптации - у 90,1 % учащихся; в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации - у 100,0 % учащихся. Статистическая значимость различий в анализируемых группах: p1-2<0,0001; p1-3=0,0001; p2-3=0, 0914.
Суммарная частота клинических проявлений астенического синдрома увеличивалась к концу 1-го года обучения во всех группах, но наибольший рост отмечался в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации, величина данного показателя составила 91,3 %.
Головные боли регистрировались чаще у детей со среднеблагоприятным прогнозом адаптации - 18,7 % против 7,8 % в группе с благоприятным прогнозом (р=0,0237). Слабость, утомляемость после занятий были более характерны для детей со среднеблагоприятным (18,7 %) и неблагоприятным прогнозом адаптации (19 %). К концу учебного года данные проявления увеличивались в этих группах до 45 % и 43,4 % соответственно. Нарушением сна чаще отличались дети со среднеблагоприятным (17,3 %) и неблагоприятным (19 %) прогнозом адаптации. К концу первого года обучения частота нарушений сна также увеличивалась у детей этих групп: до 29,7 % и 26,1 % соответственно.
У наблюдаемых нами детей регистрировались различные нарушения вегетативной нервной системы: головокружения у первоклассников в начале учебного года не встречались ни в одной из обследуемых групп, к концу первого года обучения появились жалобы на головокружение у 2,6 % детей с благоприятным и у 2,2 % детей - со среднеблагоприятным прогнозом адаптации. У 8,7 % детей с неблагоприятным прогнозом адаптации отмечались синкопальные состояния. Повышение частоты сердечных сокращений (тахикардия) у детей в начале учебного года чаще регистрировалась в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации (р=0,0518) в сравнении с благоприятным и среднеблагоприятным (р=0,0204).
В группе с благоприятным прогнозом течения адаптации лабильность артериального давления (АД) отмечалась у 6,1 % детей перед поступлением в школу и у 11,9 % - в конце 1 года обучения. Боли в животе в начале первого года обучения чаще отмечались в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации, составляя 42,9 % учащихся, к концу первого года обучения количество жалоб на боли в животе увеличивалось во всех группах: с благоприятным - у 31,6 %, со среднеблагоприятным - у 44 % и с неблагоприятным прогнозом адаптации - у 43,5 % детей.
К симптомам обсессивно-фобических нарушений мы относили страхи и навязчивости. В группе с благоприятным прогнозом адаптации фобии (беспричинные страхи - темноты, одиночества, животных, ночные страхи, страх перед школой, боязнь учителя, страх отвечать, получить плохую отметку, страх нового) встречались у 13,0 % детей в первом полугодии, не изменилась эта величина и во втором полугодии (12,1 %). Количество детей с фобиями в первом (р=0,0217) и втором полугодии было больше в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации в сравнении со среднеблагоприятным (р<0,0001).
В группе с благоприятным прогнозом адаптации навязчивые движения (мигание, наморщивание лба, носа, движения головой в сторону, облизывание губ, хмыканье, покашливание, сосание пальца, кусание ногтей) встречались у 12,1 % детей в первом полугодии и у 10,4 % детей - во втором полугодии. Следует заметить, что в первом полугодии навязчивые движения были более характерны для детей с неблагоприятным прогнозом адаптации в сравнении со среднеблагоприятным (р=0,0043).
При анализе состояния эмоционального профиля отмечались проявления эмоциональной лабильности (частые колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность) у меньшего (19,8 %) числа детей с благоприятным прогнозом адаптации и значительно чаще регистрировались нарушения эмоционального статуса в группе с неблагоприятным (52,4 %, р=0,0015) и среднеблагоприятным прогнозом адаптации (36,0 %, р=0,0130).
Таким образом, наиболее значимыми критериями неблагоприятного прогноза адаптации у младших школьников являются: наличие в анамнезе гестозов беременности и осложненного течения родов у матери, наличие вредных привычек у родителей, эмоциональная лабильность и навязчивости у ребенка. К числу наиболее значимых клинико-анамнестических критериев среднеблагоприятного прогноза адаптации у детей отнесены: ППЦНС на первом году жизни, осложненное течение родов у матери, вредные привычки у родителей.
Рецензенты:
Пуликов А.С., д.м.н., профессор ФГБНУ «НИИ МПС», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера», г. Красноярск;
Семенова Н.Б., д.м.н., главный научный сотрудник отделения соматического и психического здоровья детей ФГБНУ «НИИ МПС», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера», г. Красноярск.