Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Эверт Л.С. 1, 4 Потупчик Т.В. 2 Реушева С.В. 3 Гришкевич Н.Ю. 2 Бахшиева С.А. 2 Паничева Е.С. 2
1 ФГБНУ НИИ медицинских проблем Севера
2 ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ
3 КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница № 20 им. И.С. Берзона»
4 ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Министерства образования и науки РФ, Медико-психолого-социальный институт
В статье представлены результаты сравнительного анализа психосоматических расстройств у 271 школьника первого года обучения с разными вариантами адаптации к школе: с благоприятным (1 группа), среднеблагоприятным (2 группа) и неблагоприятным прогнозом адаптации (3 группа). Обследование проведено дважды: в начале и в конце учебного года. Методы исследования: анкетирование родителей и педагогов, клинический осмотр врачом педиатром. Выявлена более выраженная отрицательная динамика показателей нервно-психического здоровья, социально-психологической адаптации, нарушений поведения и эмоционального статуса у детей с неблагоприятным и среднеблагоприятным прогнозом адаптации. Установлено, что наиболее значимыми критериями неблагоприятного прогноза адаптации у младших школьников являются наличие в анамнезе гестозов беременности и осложненного течения родов у матери, наличие вредных привычек у родителей, эмоциональная лабильность и навязчивости у ребенка. Выявленные проявления психосоматических расстройств целесообразно использовать в качестве критериев оценки адаптации первоклассников к школе.
адаптация к школе
первоклассники
прогноз адаптации
психосоматические нарушения
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. – М : ГЭОТАР–Медиа, 2008. – 432 с.
2. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. – М.: Психотерапия, 2008. – 208 с.
4. Гончарова Г.А. Особенности нервно-психических нарушений у младших школьников в динамике обучения // Российский педиатрический журнал. – 2009. – № 2. – С. 23-27.
5. Звездина И.В., Жигарева Н.С., Агапова Л.А. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей в динамике обучения в начальной школе // Российский педиатрический журнал. – 2009. – № 2. – С. 19-23.
6. Зорина И.Г. Особенности психоэмоционального состояния школьников в течение учебного года // Российский педиатрический журнал. – 2013. – № 2. – С. 47-50.
7. Мачинская Р.И., Соколова Л.С., Крупская Е.В. Формирование функциональной организации коры больших полушарий в покое у детей младшего школьного возраста с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга // Физиология человека. – 2007. – № 2. – С. 5-15.
8. Мероприятия по облегчению адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы: метод. рекомендации МЗ РФ. – М., 2004. – 31 с.
9. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.
10. Потупчик Т.В., Макарова М.В., Прахин Е.И., Эверт Л.С., Бакшеева С.С., Щегрова Н.А. Способ прогноза адаптации детей к школе с использованием анализа вариабельности сердечного ритма // Мать и Дитя в Кузбассе. – 2012. – № 4. – С. 32-36.
11. Спицин А. П., Спицина Т.А. Вариабельность сердечного ритма в условиях нервно-психического напряжения // Гигиена и санитария. – 2011. – № 4. – С. 65-68.
12. Сухарева Л.М., Надеждин Д.С., Кузенкова Л.М. и соавт. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса // Российский педиатрический журнал. – 2009. – № 2. – С. 28-34.
13. Токарь О.В., Зимарева Т.Т., Липай Н.Е. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников. – М.: Флинта, 2009. – 152 c.
14. Шарапов А.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б. Особенности функционального состояния миокарда и мозгового кровообращения детей 7–10 лет с разными вариантами автономной нервной регуляции сердечного ритма // Физиология человека. – 2009. – № 6. – С. 76-84.
15. Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Крысенко Л.В., Паничева Е.С. Характеристика астенического синдрома у детей первого года обучения в школе // Российский педиатрический журнал. – 2014. – № 2. – С. 37-41.
Современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок, рост внутрисемейной напряженности способствуют нарастанию неврологических отклонений у детей [3]. В основе этих изменений лежат врожденные нарушения деятельности ЦНС, минимальные органические поражения головного мозга, родовые травмы различной тяжести, кислородное голодание плода во время беременности, некоторые перенесенные матерью заболевания [13]. Отставание биологического созревания ЦНС и, как следствие, высших мозговых функций не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки. Современных школьников отличает от сверстников прошлых лет существенно сниженные функциональные возможности [6].

Психологическое катамнестическое исследование детей, перенесших гипоксию, выявило снижение способности к обучению у 67 %, нарушения моторики - у 38 %, отклонения в эмоциональном развитии - у 58 % [9]. Значительные умственные нагрузки могут привести к различным проявлениям эмоциональной лабильности, снижению внимания и усидчивости, появлению психосоматических жалоб, например на головные боли, боли в животе, нарушение сна [2]. Среди распространенности неврологических нарушений у младших школьников самыми частыми являются проявления астенического симптомокомплекса. В основном это жалобы на головные боли различного генеза, быструю утомляемость, снижение работоспособности, нарушение сна и аппетита, высокую тревожность и др. Частота встречаемости нарушений по церебрастеническому синдрому составляет 36,2 %. Чаще всего данный синдром ассоциирован с органическим поражением ЦНС в раннем возрасте. В этом комплексе сочетаются неспецифические общемозговые симптомы и признаки поражения той или иной функциональной системы, которые часто сопровождаются повышенной истощаемостью, утомляемостью при интеллектуальной и физической нагрузке. Нарушения вегетативной нервной системы (головокружения, лабильность артериального давления, тахикардия, потливость, боли в животе) встречаются в 30,4 % случаев. Обсессивно-фобические нарушения (страхи, навязчивости) имеют место в 30,4 % случаев. Нарушения аффективной сферы (тревожность, эмоциональная лабильность, раздражительность, сниженный фон настроения) встречаются в 18,4 % случаев [4,15].

У детей младшего школьного возраста происходят структурные преобразования коры головного мозга, активизируется интеллектуальное и психическое развитие ребенка [14]. Одновременно с этим установлено, что основой успешной адаптации детей к образовательным нагрузкам и реализации когнитивной деятельности является определенный уровень зрелости функциональных структур головного мозга и адекватный характер деятельности его различных корково-подкорковых, корково-стволовых регуляторных систем [7].

У первоклассников с преобладанием симпатического звена регуляции вегетативной нервной системы отмечается напряжение адаптивных механизмов [5,10,11]. Своевременное выявление пограничных неврологических расстройств имеет особое значение в условиях современной школы [12].

Цель настоящего исследования заключалась в изучении клинико-анамнестической характеристики детей с различным прогнозом адаптации, клинических проявлений астенического синдрома, нарушений вегетативной нервной системы, состояния эмоционального профиля и обсессивно-фобических нарушений, выявление наиболее значимых критериев неблагоприятного прогноза адаптации и определение степени их риска у младших школьников.

Было проведено обследование 271 школьника первого года обучения одной из гимназий г. Красноярска, условия обучения в которой характеризовались высоким уровнем информационных нагрузок. Относительно прогноза течения адаптации все обследованные дети перед поступлением в школу были разделены на 3 группы: 1 группа - с благоприятным прогнозом адаптации (1), 2 группа - со среднеблагоприятным (2) и 3 группа - с неблагоприятным прогнозом адаптации (3). Обследование детей в гимназии проводилось дважды: в начале и в конце первого года обучения. Сбор информации об имеющихся у учащихся нарушениях нервно-психического здоровья, социально-психологической адаптации, включая его самочувствие и различные поведенческие проявления, проводили путем анкетирования родителей и педагогов [1]. Определение эмоционального статуса осуществляли с помощью «шкалы для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе» [8]. Полученные результаты подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с применением ППП «Statistika 5.5 for Windows». Статистическую значимость различий показателей в сравниваемых группах оценивали по критерию χ2 Пирсона, различия считали значимыми при р<0,05.

В результате анкетирования и анализа анамнестических данных выявлена зависимость между течением процесса адаптации ребенка к школе и частотой встречаемости анализируемых показателей. Наличие вредных привычек у родителей чаще встречалось в группе с неблагоприятным (65,4 %) и среднеблагоприятным прогнозом адаптации (44,1 %), реже - в группе с благоприятным прогнозом адаптации (14,1 %). Различия были статистически значимыми (p1-2<0,0001; p1-3<0,0001; p2-3=0,0595). Гестозы беременности в анамнезе в группе с благоприятным прогнозом адаптации встречались у 28,9 % матерей учащихся; в группе со среднеблагоприятным прогнозом адаптации - у 50,0 %; в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации - у 77,8 % (p1-2=0,0009; p1-3<0,0001; p2-3=0,0103). Осложненное течение родов в анамнезе в группе с благоприятным прогнозом адаптации встречалось у 19,7 % матерей учащихся; значительно чаще осложнения в родах регистрировались в группе со среднеблагоприятным (у 60,8 %) и неблагоприятным прогнозом адаптации (у 96,3 %); различия были статистически значимыми (p1-2<0,0001; p1-3<0,0001; p2-3<0, 0001). Перинатальное поражение ЦНС на первом году жизни в анамнезе в группе с благоприятным прогнозом адаптации встречалось у 57,0 % учащихся; в группе со среднеблагоприятным прогнозом адаптации - у 90,1 % учащихся; в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации - у 100,0 % учащихся. Статистическая значимость различий в анализируемых группах: p1-2<0,0001; p1-3=0,0001; p2-3=0, 0914.

Суммарная частота клинических проявлений астенического синдрома увеличивалась к концу 1-го года обучения во всех группах, но наибольший рост отмечался в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации, величина данного показателя составила 91,3 %.

Головные боли регистрировались чаще у детей со среднеблагоприятным прогнозом адаптации - 18,7 % против 7,8 % в группе с благоприятным прогнозом (р=0,0237). Слабость, утомляемость после занятий были более характерны для детей со среднеблагоприятным (18,7 %) и неблагоприятным прогнозом адаптации (19 %). К концу учебного года данные проявления увеличивались в этих группах до 45 % и 43,4 % соответственно. Нарушением сна чаще отличались дети со среднеблагоприятным (17,3 %) и неблагоприятным (19 %) прогнозом адаптации. К концу первого года обучения частота нарушений сна также увеличивалась у детей этих групп: до 29,7 % и 26,1 % соответственно.

У наблюдаемых нами детей регистрировались различные нарушения вегетативной нервной системы: головокружения у первоклассников в начале учебного года не встречались ни в одной из обследуемых групп, к концу первого года обучения появились жалобы на головокружение у 2,6 % детей с благоприятным и у 2,2 % детей - со среднеблагоприятным прогнозом адаптации. У 8,7 % детей с неблагоприятным прогнозом адаптации отмечались синкопальные состояния. Повышение частоты сердечных сокращений (тахикардия) у детей в начале учебного года чаще регистрировалась в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации (р=0,0518) в сравнении с благоприятным и среднеблагоприятным (р=0,0204).

В группе с благоприятным прогнозом течения адаптации лабильность артериального давления (АД) отмечалась у 6,1 % детей перед поступлением в школу и у 11,9 % - в конце 1 года обучения. Боли в животе в начале первого года обучения чаще отмечались в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации, составляя 42,9 % учащихся, к концу первого года обучения количество жалоб на боли в животе увеличивалось во всех группах: с благоприятным - у 31,6 %, со среднеблагоприятным - у 44 % и с неблагоприятным прогнозом адаптации - у 43,5 % детей.

К симптомам обсессивно-фобических нарушений мы относили страхи и навязчивости. В группе с благоприятным прогнозом адаптации фобии (беспричинные страхи - темноты, одиночества, животных, ночные страхи, страх перед школой, боязнь учителя, страх отвечать, получить плохую отметку, страх нового) встречались у 13,0 % детей в первом полугодии, не изменилась эта величина и во втором полугодии (12,1 %). Количество детей с фобиями в первом (р=0,0217) и втором полугодии было больше в группе с неблагоприятным прогнозом адаптации в сравнении со среднеблагоприятным (р<0,0001).

В группе с благоприятным прогнозом адаптации навязчивые движения (мигание, наморщивание лба, носа, движения головой в сторону, облизывание губ, хмыканье, покашливание, сосание пальца, кусание ногтей) встречались у 12,1 % детей в первом полугодии и у 10,4 % детей - во втором полугодии. Следует заметить, что в первом полугодии навязчивые движения были более характерны для детей с неблагоприятным прогнозом адаптации в сравнении со среднеблагоприятным (р=0,0043).

При анализе состояния эмоционального профиля отмечались проявления эмоциональной лабильности (частые колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность) у меньшего (19,8 %) числа детей с благоприятным прогнозом адаптации и значительно чаще регистрировались нарушения эмоционального статуса в группе с неблагоприятным (52,4 %, р=0,0015) и среднеблагоприятным прогнозом адаптации (36,0 %, р=0,0130).

Таким образом, наиболее значимыми критериями неблагоприятного прогноза адаптации у младших школьников являются: наличие в анамнезе гестозов беременности и осложненного течения родов у матери, наличие вредных привычек у родителей, эмоциональная лабильность и навязчивости у ребенка. К числу наиболее значимых клинико-анамнестических критериев среднеблагоприятного прогноза адаптации у детей отнесены: ППЦНС на первом году жизни, осложненное течение родов у матери, вредные привычки у родителей.

Рецензенты:

Пуликов А.С., д.м.н., профессор ФГБНУ «НИИ МПС», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера», г. Красноярск;

Семенова Н.Б., д.м.н., главный научный сотрудник отделения соматического и психического здоровья детей ФГБНУ «НИИ МПС», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Реушева С.В., Гришкевич Н.Ю., Бахшиева С.А., Паничева Е.С., Эверт Л.С. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21207 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674