Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONCEPTION OF LEANING COURSE “TRAINING SPECIALISTS FOR WORK WITH CHILDREN WITH IMPAIRED MENTAL FUNCTION IN CONTEXT OF MODERN FEDERAL EDUCATIONAL STANDART” USING REMOTE TECHNOLOGIES

Lapp E.A. 1 Yarikova S.G. 1
1 Volgograd State Socially-Pedagogical University
The development of modern higher education is associated with the spread of remote technologies. Their use enables the inclusion of the educational system of the university into the global educational space. Development of information culture of the student is the basis of professional and personal formation of the student having systemic thinking. The article describes a variety of theoretical and practical aspects of the role and importance of distance learning. It is noted that distance education is best suited for different categories of students and trainees and receiving education in various forms. The authors note that the distance learning all the components of the educational process implemented by means of specific Internet technologies. They underline the conditions for achieving quality interactive educational media distance learning courses. Distance learning technologies, implemented through the Internet, connect to the network communication technologies, technology publications and the exchange of information, visualization and simulation, e-learning and controlling systems and others. Development of the technical environment of distance education is associated with the creation of corporate web platform of distance education based on specialized membranes (LMS - Learning Management Systems). The authors consider the system Moodle, optimally suited for the development of relevant professional competencies, personal development, the formation of a system of thought, the organization of independent work of master students. The process of distance learning master students is accompanied with the experts in information technology support, management of the educational process, the development and use of teaching resources. Conception of the course, using remote technologies, includes a number of organizational and pedagogical conditions and principles.
principles of using remote technologies.
the system Moodle
conception
defectologicalknowledge
remote technologies
distance education

Вопросы совершенствования современного образования и развития человеческих ресурсов, главным образом, связаны с широким распространением информационных и коммуникационных технологий. Их быстрое развитие, а также становление «общества глобальной компетентности» приводит к тому, что образовательной системе предоставляются исключительные возможности для творческого обмена и межкультурного диалога. При этом недостаточное использование дистанционных образовательных технологий ограничивает интеграцию образовательной системы вуза в российское, европейское и мировое образовательное пространство. А несформированность оптимального уровня информационной культуры личности студента как необходимого элемента профессионально-личностного развития с системным мышлением снижает результативность и эффективность системы профессиональной подготовки специалистов.

Дистанционное образование является закономерным последствием технологического и информационного развития человечества [3]. Информационно-коммуникационные технологии, изменившие жизнедеятельность человека,и в том числе отношение к информации, способам ее передачи и тиражирования, вызвали изменения и в образовательной среде. Дистанционное образование - уникальное явление действительности, характеризующееся особым набором теоретических и научно-практических аспектов. На философском уровне дистанционное образование является новой парадигмой гуманистического измерения цивилизационного развития социума. Его социально-политическое значение обусловлено развитием инновационного общества в результате расширившегося доступа к образовательным ресурсам. Педагогический смысл дистанционного образования детерминирован его ключевым свойством - реализацией новой концепции системы открытого образования. С технологической точки зрения формирование устойчивой потребности в образовательных услугах требует определенной технологической инфраструктуры и культуры.

Дистанционное образование описывается как система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения [2, с. 18]. Дистанционное обучение трактуется как особая форма обучения, специфика которой проявляется в ее гуманистической сущности, синтетическом характере, интегративности[1]. Эта форма обучения опирается на широкий спектр традиционных и новых информационных технологий и технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного освоения обучающимися, организации учебного полилога между преподавателем и обучающимися, удаленными в пространстве и во времени. Как отмечается во многих исследованиях, в условиях современных систем дистанционного обучения актуализируется особый уровень взаимодействия педагогов и обучающихся, осуществляется качественно иной подход к работе с учебной информацией.

Дистанционное обучение оптимально подходит для реализации большинства образовательных услуг: подготовительных курсов; непрерывного профессионального образования; программ сертификации; корпоративного обучения. Наибольший интерес такая форма работы представляет для лиц, проживающих в отдаленных от вузовских центров районах; для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями; для военнослужащих; для лиц, заинтересованных в сокращенном сроке освоения образовательной программы; для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и стремящихся освоить новые для себя компетенции.

Эффективность дистанционного обучения достигается за счет активного взаимодействия преподавателя и обучающихся, особого характера реализуемых педагогических технологий. При дистанционном обучении все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) реализуются специфичными средствами интернет-технологий. Высокое качество интерактивных образовательных сред дистанционных курсов достигается за счет:

- реализации личностно ориентированного подхода и создания условий для образования коммуникативной образовательной среды;

- организации учебного процесса на основе новых педагогических технологий (обучение в сотрудничестве, метод проектов, технология критичного мышления и др.);

- использования набора общих инструментов для обеспечения процесса коммуникации и информационного обмена (на уровне оборудования и программного обеспечения), доступных в равной мере для всех участников.

В настоящее время  дистанционное обучение реализуется при помощи практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, а также специального программного обеспечения, позволяющего комплексно решать многие организационные и педагогические задачи дистанционного образования [5].

Дистанционные образовательные технологии, реализуемые посредством сети Интернет, связывают, как правило, с технологиями сетевых коммуникаций (электронная почта, аудио- и видеоконференции, чаты, форумы, обсуждения и др.), технологиями публикации и обмена информацией (веб- и файловый доступ, вики, блоги, социальные фото- и видеосервисы, сервисы закладок и др.), средствами визуализации и моделирования (геоинформационные сервисы, виртуальные миры, экскурсии, симуляторы, обучающие игры и др.), электронными обучающими и контролирующими системами (электронные учебники, тренажеры, тесты и др.), удаленными библиотеками текстов и других объектов (интернет-библиотеки, коллекции изображений, анимационных и видеоресурсов), технологиями удаленного доступа к реальным лабораторным установкам и компьютерам сверхвысокой производительности [4].

Комплексные решения для разработки технической среды дистанционного образования связаны с созданием корпоративных веб-платформ дистанционного образования на базе специализированных оболочек (LMS - систем управления обучением). К таким оболочкам следует в первую очередь отнести широко известную систему Moodle (Мудл), позволяющую разрабатывать и публиковать разнообразные образовательные материалы (тексты, страницы, файлы, ссылки, тесты, задания и др.), использовать разные формы взаимодействия обучающихся и преподавателей (почта, форумы, чаты, групповые обсуждения, опросы и др.), контроля знаний, учёта рейтинга обучающихся и др.

Система Moodle ориентирована, в первую очередь, на размещение, структурирование и предъявление пользователю учебной информации. При этом, чтобы используемые образовательные технологии могли обеспечивать взаимодействие участников образовательного процесса, в данной системе управления обучением предусматривается возможность организации такого взаимодействия через предъявление обучающимся заданий, актуализирующих готовность к само- и взаимооцениванию результатов обучения, способность к анализу и систематизация результатов обучения, способность использовать различные способы и средства оценки качества образования.

Дистанционное обучение оптимально подходит для освоения профессионально значимых компетенций, личностного развития, формирования системного мышления, организации самостоятельной работы магистрантов по курсу «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС», потому что удовлетворяет ряду условий: курс является одним из первых в профессиональном блоке вариативной части, магистранты имеют неоднородную профильную подготовку, необходимую для успешного освоения учебной дисциплины; высоко мотивированы на обучение; заинтересованы в построении успешных профессиональных коммуникаций; имеют опыт самостоятельной работы. Ключевым требованием для дистанционного обучения по курсу «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» является владение навыком работы на компьютере и в сети Интернет.

Процесс дистанционного обучения магистрантов сопровождают специалисты информационно-технического обеспечения (ИТО), администрирования учебного процесса (АУП), разработки и использования дидактических средств (РиИДС). Специалисты информационно-технического обеспечения (ИТО) осуществляют разработку веб-сайта, на котором представлены материалы курса и требования по организации его освоения. Специалисты администрирования учебного процесса (АУП) ведут разъяснительную работу среди обучающихся по вопросам обучения в новом формате с использованием ДОТ; готовят для размещения нормативную документацию, составляют примерный график учебного процесса. Специалисты разработки и использования дидактических средств (РиИДС) осуществляют разработку электронного учебника, вводной и итоговой лекций, создание базы видеофайлов, информационной базы данных электронных учебно-методических пособий.

В материально-техническом плане дистанционное обучение по курсу «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» обеспечивается компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, а также каналами связи. Программно-информационный комплекс (веб-сервер и система Moodle) устанавливается на сервере, доступном из Глобальной сети. Веб-сайт дистанционного курса предполагает обязательную авторизацию (регистрацию в системе) и систематическую работу. Каждый участник дистанционного образовательного процесса принимает участие в форумах, электронных семинарах в формате чата, работает в «рабочей тетради», принимает участие в обсуждении теоретических вопросов, отчетов и творческих письменных работ коллег, может при необходимости получить консультации преподавателя (тьютора) в онлайн-режиме (по скайпу) или офлайн (по электронной почте), проходит тестирования. Два раза за весь курс обучающиеся работают с преподавателем очно.

Концепция освоения курса «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» с использованием дистанционных технологий предполагает реализацию ряда принципов.

1. Обязательная регистрация и оформление личной карточки пользователя. Данный принцип предполагает, что для изучения материалов курса, выполнения заданий, прохождения тестов, работы на форуме и в чате и, наконец, получения итоговой отчетности пользователь должен быть участником этого курса. Оформление личной карточки пользователя, размещение своей фотографии делает общение более открытым и личностным.

2. Реализация различных моделей взаимодействия в системе «преподаватель (тьютор) - студент - студент» (общение на форумах и в чате; получение рецензий на работы, выполненные в рабочей тетради; личная переписка и др.). Указанный принцип обеспечивает реализацию ключевой идеи дистанционного обучения - организацию взаимодействия участников образовательного процесса с использованием доступа к сети Интернет. При этом возможность выбора способа взаимодействия отвечает потребностям реализации педагогических технологий, учитывающих особенности различного вида межличностных и групповых коммуникаций, совместной работы участников в сообществах Интернета.

3. Наличие условий для развития системного стиля мышления. Необходимость введения данного требования в систему принципов дистанционного обучения определяется спецификой содержания курса «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС». Ключевой идеей курса выступает углубленное изучение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗПР. Все задания для самостоятельной работы (решение профессиональных задач, написание студентами и обсуждение эссе, разработка мини-проектов и др.) актуализируют имеющийся образовательный потенциал /опыт студентов; мотивируют на восполнение недостающей информации, формируют способность мыслить системно, демонстрируют умения студентов думать быстрее, глубже и масштабнее.

4. Интеграция с внешними сервисами Интернета. Данный принцип предполагает использование ресурсов, доступных и используемых в Интернете. Согласно принципу интеграции при освоении курса возможно использование медиадокументов внешних сетевых сервисов на страницах учебного курса (видео, онлайн-презентаций, электронных документов и др.), также это касается размещения (распространения) информации личностно значимой для обучающихся на других популярных сервисах и через электронную почту.

5. Использование базы данных курсов, интегрированных в общую систему сайта образовательной программы. В процессе освоения курса могут возникнуть потребности создания на сайте образовательной программы «Обучение и воспитание детей с ЗПР» страниц других учебных курсов этой программы. Реализация данного принципа позволяет вести речь о том, что данный сайт создается, в том числе, и как техническая платформа для разработки других учебных курсов, опирающихся на единую систему учетных записей пользователей, инструментов обмена и передачи информации, работы с документами и др.

6. Диссеминация дефектологических знаний средствами дистанционных технологий. Дистанционное обучение позволяет получить необходимые дефектологические знания любому желающему педагогу или родителям, усваивать знания самостоятельно, независимо от времени и расстояния.

Описанные принципы были взяты за основу в процессе преобразования читаемого курса «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» в дистанционный. Отработка модели освоения образовательного курса с использованием дистанционных технологий обеспечит, на наш взгляд, развитие профессиональных компетенций обучающихся и  повышение  уровня готовности к инновационной и коррекционно-развивающей деятельности в условиях стандартизации образования.

 

Проект реализуется в рамках Грантового конкурса Стипендиальной программыВладимира Потанина.

Рецензенты:

Сергеев А.Н., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Смыковская Т.К., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»,  г. Волгоград.