Вопросы совершенствования современного образования и развития человеческих ресурсов, главным образом, связаны с широким распространением информационных и коммуникационных технологий. Их быстрое развитие, а также становление «общества глобальной компетентности» приводит к тому, что образовательной системе предоставляются исключительные возможности для творческого обмена и межкультурного диалога. При этом недостаточное использование дистанционных образовательных технологий ограничивает интеграцию образовательной системы вуза в российское, европейское и мировое образовательное пространство. А несформированность оптимального уровня информационной культуры личности студента как необходимого элемента профессионально-личностного развития с системным мышлением снижает результативность и эффективность системы профессиональной подготовки специалистов.
Дистанционное образование является закономерным последствием технологического и информационного развития человечества [3]. Информационно-коммуникационные технологии, изменившие жизнедеятельность человека,и в том числе отношение к информации, способам ее передачи и тиражирования, вызвали изменения и в образовательной среде. Дистанционное образование - уникальное явление действительности, характеризующееся особым набором теоретических и научно-практических аспектов. На философском уровне дистанционное образование является новой парадигмой гуманистического измерения цивилизационного развития социума. Его социально-политическое значение обусловлено развитием инновационного общества в результате расширившегося доступа к образовательным ресурсам. Педагогический смысл дистанционного образования детерминирован его ключевым свойством - реализацией новой концепции системы открытого образования. С технологической точки зрения формирование устойчивой потребности в образовательных услугах требует определенной технологической инфраструктуры и культуры.
Дистанционное образование описывается как система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения [2, с. 18]. Дистанционное обучение трактуется как особая форма обучения, специфика которой проявляется в ее гуманистической сущности, синтетическом характере, интегративности[1]. Эта форма обучения опирается на широкий спектр традиционных и новых информационных технологий и технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного освоения обучающимися, организации учебного полилога между преподавателем и обучающимися, удаленными в пространстве и во времени. Как отмечается во многих исследованиях, в условиях современных систем дистанционного обучения актуализируется особый уровень взаимодействия педагогов и обучающихся, осуществляется качественно иной подход к работе с учебной информацией.
Дистанционное обучение оптимально подходит для реализации большинства образовательных услуг: подготовительных курсов; непрерывного профессионального образования; программ сертификации; корпоративного обучения. Наибольший интерес такая форма работы представляет для лиц, проживающих в отдаленных от вузовских центров районах; для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями; для военнослужащих; для лиц, заинтересованных в сокращенном сроке освоения образовательной программы; для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и стремящихся освоить новые для себя компетенции.
Эффективность дистанционного обучения достигается за счет активного взаимодействия преподавателя и обучающихся, особого характера реализуемых педагогических технологий. При дистанционном обучении все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) реализуются специфичными средствами интернет-технологий. Высокое качество интерактивных образовательных сред дистанционных курсов достигается за счет:
- реализации личностно ориентированного подхода и создания условий для образования коммуникативной образовательной среды;
- организации учебного процесса на основе новых педагогических технологий (обучение в сотрудничестве, метод проектов, технология критичного мышления и др.);
- использования набора общих инструментов для обеспечения процесса коммуникации и информационного обмена (на уровне оборудования и программного обеспечения), доступных в равной мере для всех участников.
В настоящее время дистанционное обучение реализуется при помощи практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, а также специального программного обеспечения, позволяющего комплексно решать многие организационные и педагогические задачи дистанционного образования [5].
Дистанционные образовательные технологии, реализуемые посредством сети Интернет, связывают, как правило, с технологиями сетевых коммуникаций (электронная почта, аудио- и видеоконференции, чаты, форумы, обсуждения и др.), технологиями публикации и обмена информацией (веб- и файловый доступ, вики, блоги, социальные фото- и видеосервисы, сервисы закладок и др.), средствами визуализации и моделирования (геоинформационные сервисы, виртуальные миры, экскурсии, симуляторы, обучающие игры и др.), электронными обучающими и контролирующими системами (электронные учебники, тренажеры, тесты и др.), удаленными библиотеками текстов и других объектов (интернет-библиотеки, коллекции изображений, анимационных и видеоресурсов), технологиями удаленного доступа к реальным лабораторным установкам и компьютерам сверхвысокой производительности [4].
Комплексные решения для разработки технической среды дистанционного образования связаны с созданием корпоративных веб-платформ дистанционного образования на базе специализированных оболочек (LMS - систем управления обучением). К таким оболочкам следует в первую очередь отнести широко известную систему Moodle (Мудл), позволяющую разрабатывать и публиковать разнообразные образовательные материалы (тексты, страницы, файлы, ссылки, тесты, задания и др.), использовать разные формы взаимодействия обучающихся и преподавателей (почта, форумы, чаты, групповые обсуждения, опросы и др.), контроля знаний, учёта рейтинга обучающихся и др.
Система Moodle ориентирована, в первую очередь, на размещение, структурирование и предъявление пользователю учебной информации. При этом, чтобы используемые образовательные технологии могли обеспечивать взаимодействие участников образовательного процесса, в данной системе управления обучением предусматривается возможность организации такого взаимодействия через предъявление обучающимся заданий, актуализирующих готовность к само- и взаимооцениванию результатов обучения, способность к анализу и систематизация результатов обучения, способность использовать различные способы и средства оценки качества образования.
Дистанционное обучение оптимально подходит для освоения профессионально значимых компетенций, личностного развития, формирования системного мышления, организации самостоятельной работы магистрантов по курсу «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС», потому что удовлетворяет ряду условий: курс является одним из первых в профессиональном блоке вариативной части, магистранты имеют неоднородную профильную подготовку, необходимую для успешного освоения учебной дисциплины; высоко мотивированы на обучение; заинтересованы в построении успешных профессиональных коммуникаций; имеют опыт самостоятельной работы. Ключевым требованием для дистанционного обучения по курсу «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» является владение навыком работы на компьютере и в сети Интернет.
Процесс дистанционного обучения магистрантов сопровождают специалисты информационно-технического обеспечения (ИТО), администрирования учебного процесса (АУП), разработки и использования дидактических средств (РиИДС). Специалисты информационно-технического обеспечения (ИТО) осуществляют разработку веб-сайта, на котором представлены материалы курса и требования по организации его освоения. Специалисты администрирования учебного процесса (АУП) ведут разъяснительную работу среди обучающихся по вопросам обучения в новом формате с использованием ДОТ; готовят для размещения нормативную документацию, составляют примерный график учебного процесса. Специалисты разработки и использования дидактических средств (РиИДС) осуществляют разработку электронного учебника, вводной и итоговой лекций, создание базы видеофайлов, информационной базы данных электронных учебно-методических пособий.
В материально-техническом плане дистанционное обучение по курсу «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» обеспечивается компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, а также каналами связи. Программно-информационный комплекс (веб-сервер и система Moodle) устанавливается на сервере, доступном из Глобальной сети. Веб-сайт дистанционного курса предполагает обязательную авторизацию (регистрацию в системе) и систематическую работу. Каждый участник дистанционного образовательного процесса принимает участие в форумах, электронных семинарах в формате чата, работает в «рабочей тетради», принимает участие в обсуждении теоретических вопросов, отчетов и творческих письменных работ коллег, может при необходимости получить консультации преподавателя (тьютора) в онлайн-режиме (по скайпу) или офлайн (по электронной почте), проходит тестирования. Два раза за весь курс обучающиеся работают с преподавателем очно.
Концепция освоения курса «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» с использованием дистанционных технологий предполагает реализацию ряда принципов.
1. Обязательная регистрация и оформление личной карточки пользователя. Данный принцип предполагает, что для изучения материалов курса, выполнения заданий, прохождения тестов, работы на форуме и в чате и, наконец, получения итоговой отчетности пользователь должен быть участником этого курса. Оформление личной карточки пользователя, размещение своей фотографии делает общение более открытым и личностным.
2. Реализация различных моделей взаимодействия в системе «преподаватель (тьютор) - студент - студент» (общение на форумах и в чате; получение рецензий на работы, выполненные в рабочей тетради; личная переписка и др.). Указанный принцип обеспечивает реализацию ключевой идеи дистанционного обучения - организацию взаимодействия участников образовательного процесса с использованием доступа к сети Интернет. При этом возможность выбора способа взаимодействия отвечает потребностям реализации педагогических технологий, учитывающих особенности различного вида межличностных и групповых коммуникаций, совместной работы участников в сообществах Интернета.
3. Наличие условий для развития системного стиля мышления. Необходимость введения данного требования в систему принципов дистанционного обучения определяется спецификой содержания курса «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС». Ключевой идеей курса выступает углубленное изучение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗПР. Все задания для самостоятельной работы (решение профессиональных задач, написание студентами и обсуждение эссе, разработка мини-проектов и др.) актуализируют имеющийся образовательный потенциал /опыт студентов; мотивируют на восполнение недостающей информации, формируют способность мыслить системно, демонстрируют умения студентов думать быстрее, глубже и масштабнее.
4. Интеграция с внешними сервисами Интернета. Данный принцип предполагает использование ресурсов, доступных и используемых в Интернете. Согласно принципу интеграции при освоении курса возможно использование медиадокументов внешних сетевых сервисов на страницах учебного курса (видео, онлайн-презентаций, электронных документов и др.), также это касается размещения (распространения) информации личностно значимой для обучающихся на других популярных сервисах и через электронную почту.
5. Использование базы данных курсов, интегрированных в общую систему сайта образовательной программы. В процессе освоения курса могут возникнуть потребности создания на сайте образовательной программы «Обучение и воспитание детей с ЗПР» страниц других учебных курсов этой программы. Реализация данного принципа позволяет вести речь о том, что данный сайт создается, в том числе, и как техническая платформа для разработки других учебных курсов, опирающихся на единую систему учетных записей пользователей, инструментов обмена и передачи информации, работы с документами и др.
6. Диссеминация дефектологических знаний средствами дистанционных технологий. Дистанционное обучение позволяет получить необходимые дефектологические знания любому желающему педагогу или родителям, усваивать знания самостоятельно, независимо от времени и расстояния.
Описанные принципы были взяты за основу в процессе преобразования читаемого курса «Подготовка специалистов к работе с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» в дистанционный. Отработка модели освоения образовательного курса с использованием дистанционных технологий обеспечит, на наш взгляд, развитие профессиональных компетенций обучающихся и повышение уровня готовности к инновационной и коррекционно-развивающей деятельности в условиях стандартизации образования.
Проект реализуется в рамках Грантового конкурса Стипендиальной программыВладимира Потанина.
Рецензенты:Сергеев А.Н., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;
Смыковская Т.К., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Лапп Е.А., Ярикова С.Г. КОНЦЕПЦИЯ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ФГОС» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20935 (дата обращения: 20.01.2025).