Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ADAPTATION OF STUDENTS TO EDUCATIONAL SCHOOL ENVIRONMENTS: MODELING AND EFFECTIVENESS

Dendeber I.A. 1 Ermakov B.V. 2
1 Voronezh Institute of education development
2 Voronezh branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation
The article is devoted to the study ofeducational environment, its organization andeffectiveness. Practical work at school shows that in order to achievegoals we need to establish a set of conditions enabling students tomaster educational material. Specialattention should be paid tothe organization of educational environment as a system creating possibilities for development and success of students. The article presents the author´s interpretation of the concept of "developing educational environment". The author suggests methodological basis of itsvarying models, gives the algorithm of mastering of environment based on the adaptation process. The theoretical part of the research is supported by the practical experienceof its implementation in the educational process at school and the results obtained during the year’s study of mathematics in the sixth grade.
school
student
development
educational environment
adaptation
Среда накладывает существенный отпечаток на поведение и развитие человека. Знание об этом, особенно необходимо при работе с детьми, их обучении. В образовательных организациях профилирующей является образовательная среда, имеющая свою структуру:

- содержательная часть предметных областей;

- функциональная часть предметных областей, отраженных в различных алгоритмах, изучаемых при прохождении той, или иной предметной тематики;

- структура общеучебных умений (мыслительных операций и мыслительных действий), составляющая основу формирования когнитивного опыта учащихся (анализ, синтез, сравнение и др.);

- содержательная часть внепредметных областей, составляющих аффективную сферу познания учащихся; ее условно можно подразделить на урочную составляющую (ценностно-волевую, эмоционально-мотивационную) и внеурочную (направленную на развитие интересов учащихся с одной стороны, обретение ими специализированных умений с другой).

Однако, как показывает практика, перечисленные компоненты, лишь предпосылка среды развития.

Развивающая образовательная среда - такое состояние (субстанция) среды образовательной, взаимосвязь компонентов которой позволяют человеку динамично проходить следующие фазы развития: объектную, субъектно-функциональную, субъектную, преобразования, используя предметное знание, а также усвоенные мыслительные операции и мыслительные действия, тем самым, переходя из одного качественного состояния развития, в другое.

Развивающая образовательная среда содержит следующие компоненты:

- информацию и содержание различных предметных областей, изучаемых в школе;

- информацию, содержащую структуру общеучебных умений (анализ, синтез, сравнение и др.), алгоритмов, инструкций, предписаний по их использованию как в учебных, так и во внеучебных ситуациях, структуру деятельности в новых и неизвестных условиях и ситуациях;

- задания, направленные на усвоение новых знаний различных областей и различного уровня сложности;

- показатели и индикаторы, позволяющие не только определять приобретенный учащимися уровень умений, но и позволяющие управлять усвоением предполагаемых знаний и умений, новых знаний и нового опыта деятельности.

Деятельность в развивающей образовательной среде будет продуктивна тогда (и это аксиома), когда она организована в системе. Анализ философской и психолого-педагогической литературы говорит о том, что деятельность в развивающей образовательной среде будет приведена в систему, при опоре на Философский закон развития систем и объектно-субъектное преобразование личности [1,2], (табл. 1).

Таблица 1

Система работы в развивающей образовательной среде школы

Стадии философского закона развития систем

Возникновения

Становления

Достижения зрелости

Преобразования

1

2

3

4

5

Фазы объектно-субъектного развития личности человека

Объектная

Субъектно-функциональная

Субъектная

Преобразования

1

2

3

4

5

Конкретизация действий, при применении данных стадий (фаз развития), при организации деятельности по освоению незнакомой образовательной среды

Знакомство со средой

Деятельность в образовательной среде под руководством наставника, направленная на обретение умений пользования знаниями и алгоритмами при решении учебных задач

Самостоятельная деятельность человека в рамках наработанных алгоритмов деятельности

Перенос усвоенных знаний в новые условия, предоставляемые образовательной средой

Философский закон развития систем гласит: каждая динамично развивающаяся система возникает, проходит стадию становления, достигает зрелости и преобразуется. Первой стадии данного закона, соответствует первая фаза развития человека, второй - вторая, третьей - третья, стадии преобразования - фаза преобразования. Каждой стадии (фазе развития), соответствует свое действие. То есть, основываясь на концептуальных положениях А.Н. Аверьянова и С.М. Годника, можно построить систему работы в развивающей образовательной среде школы. Обозначенный фрагмент, несмотря на свою тесную связь со школьной практикой - теория. Для ее использования в практике работы школы, с теорией необходимо познакомиться и адаптируясь к новой для себя среде, в основу которой легла теория, адаптировать ее к практике своей деятельности [3,4,5].

Вариант того, как организовать процесс адаптации к новой образовательной среде школы, отражены в таблице 2.

Таблица 2

Конструирование деятельности учащихся на основе модели интеллектуальной адаптации подростка к развивающей образовательной среде школы

Название этапа

Действие

Предварительный

1. Привлечение внимания.

2. Введение информации о предстоящей деятельности.

3. Удержание внимания.

Знакомство

Сообщение новой информации.

Оценка

Анализ новой информации.

Ориентация

Рассмотрение возможностей использования новой информации.

Принятие решения

Постановка вывода: среда содержательно и функционально знакома и в ее рамках можно действовать самостоятельно.

Мы исходим из того, что у участников образовательного процесса есть определенный субъектный (деятельностный) опыт, позволяющий ему справляться с деятельностью в образовательной среде школы. Попадая в новый условия образовательной среды, участникам образовательного процесса необходимо совершить ряд совместных действий, чтобы адаптироваться (табл. 3).

Таблица 3

Структура организации занятия на основе модели интеллектуальной адаптации подростка к развивающей образовательной среде школы

Этап адаптации

Ход занятия

Что при этом

получает ребенок

Комментарии

Предварительный

«Обрисовывание» ситуации

Активизация внимания ребенка + появление интереса

Обрисовать ситуацию можно разными способами: рассказ, помнят ли они. Главное, чтобы ситуация находилась в зоне понимания и ближайших интересов обучающегося

Восприятия

Постановка проблемы (вопроса), парадоксальной ситуации, рассматривая которую надо решить вопрос...

Понимание предстоящих конкретных действий.

Предстоящая деятельность должна быть в зоне ближайших интересов, выходить за рамки предмета

Оценки

Предложить самостоятельно (в группе) на основе собственного опыта решить вопрос (проблему)

На основе рефлексии своего опыта и знаний выявить свои возможности решить проблему

Практика показывает, что крайне непростым действием является приведение различных точек зрения в одно целое и умение обобщить представленную информацию в определенном виде

Оценки

Представить полученный результат

Обогащение умения наглядно, доступно и сжато представлять результаты своей работы.

Учитывая особенности каждого человека выражать свои мысли, определенную трудность представляет умение группы договориться в выборе представляющего

 

 

 

 

В качестве рекомендации можно дать совет: текст выступления кратко излагать на бумаге и первое время, при представлении, пользоваться им.

Оценки

Сделать вывод.

Умение обобщить воспринятую информацию и тезисно ее зафиксировать

Сложность может заключаться в выборе человека, занятого обобщением. Можно в качестве промежуточного варианта преподавателю показать, как правильно обобщать и делать вывод

Комбинирования: восприятия + оценки

Провести «вброс» информации, позволяющей дополнить или видоизменить путь решения проблемы

Умение пользоваться дополнительной информацией при решении проблемы

 

Ориентации

Предложить группе провести корректировку хода решения проблемы и вновь, обобщив, сделать вывод и представить его

Умение обобщить воспринятую информацию и тезисно ее зафиксировать

Отсутствие опыта у ученика использовать учебную информацию.

Можно предложить учащимся провести поиск дополнительной информации при решении проблемы, используя возможности Интернета

Принятия решения

Предложить провести мини-проектную работу

Умение самостоятельно корректировать и решать поставленные задачи (проблемы)

Проблема (проект) должны быть в зоне ближайшего развития обучающегося, быть интересной, иметь четкое описание готового продукта

В качестве примера использования данной модели можно привести уроки математики Н.Ф. Радченко, МКОУ СОШ №9 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области (табл. 4).

Таблица 4

Тема «Обыкновенные дроби» (фрагмент урока)

Действия, происходящие на уроке

Что при этом получает

ученик

Комментарии, поясняющие адаптацию ученика

Решить задачу и ответить на вопросы.

Задача в разделе «Обыкновенные дроби»: Будильник ученика 5 класса звонит в 7ч. 00 мин. Ученик поднимается в 7ч. 20мин. Какую часть часа он тратит на пробуждение? Проанализируйте действие ученика. Рационально он поступает? Сравните действие ученика и свои повседневные действия во время пробуждения.

Решение: 1ч.=60 мин

7.20 - 7.00 = 20 мин

60 / 20 = 3, значит, 20 мин составляют 1/3 часть часаю

Ответ: 1/3 часа теряет ученик.

Задача составлена по материалам учебной темы, но не из учебника, значит, интерес к изучаемой теме - привлечение внимания. Рассуждает о знакомом понятии «Рациональное использование своего времени» с жизненной позиции - восприятие и оценка. Кроме того, ученик объясняет, как понимает слово «рационально» и где его можно применить в общении или в какой ситуации из жизненного опыта - ориентация.

Учится решать проблемную ситуацию. Размышляет о том, как быть ответственным, собранным, организованным.

Акцентирует внимание на мыслительных операциях, которые используются при решении задач. Учится анализировать, сравнивать, аргументировать. Делает вывод - принятие решения.

Задачи на дроби идут в ходе изучения темы «Обыкновенные дроби». Дроби встретились впервые, но как они выглядят и какие действия с ними производятся - известно. Адаптация к изучаемой теме. Адаптация к среде взрослых. Самостоятельное планирование времени.

В ходе решения задачи учащиеся анализируют действия, проверяют теоретические знания в изучаемой теме и одновременно повторяют материал ранее изученный: единицы измерения времени, натуральные числа. Анализируют ситуацию с точки зрения быта. Как надо поступить рациональнее.

Высказывают свое мнение о содержании задачи и возможных способах ее решения.

Результативность такой работы можно увидеть в таблице 5 (четыре 6-х класса, математика, МКОУ СОШ №9 г. Россоши - 106 человек).

Таблица 5

Итоги контрольных работ за 2014/15 учебный год

Контрольные работы, проводимые в течение учебного года

1-я к.р.

2-я к.р.

3-я к.р.

4-я к.р.

5-я к.р.

6-я к.р.

7-я к.р.

8-я к.р.

9-я к.р.

Средний балл, по результатам контрольных работ

3,23

3,31

3,39

3,23

3,04

3,41

3,52

3,73

3,95

В процессе работы первоначально (с сентября по декабрь) мы отслеживали динамику успеваемости учащихся 6-х классов. Как видно из приведенного примера, результаты с сентября по ноябрь повышались. Но динамика этого повышения была несущественной. Декабрьская контрольная работа и вовсе показала падение успеваемости. В декабре, после к.р. мы приступили к созданию развивающей образовательной среды и целенаправленной работы в ней на основе этапов интеллектуальной адаптации. Новая для учащихся образовательная среда первоначально усугубила положение. Соответственно, спад результатов (5-я контрольная работа). Затем работа на основе этапов интеллектуальной адаптации стала приносить свои плоды. Соответственно - рост результативности. Необходимо отметить следующее: если в течение первых четырех месяцев учащиеся выполняли задания только одним способом, то далее стали предлагать по два варианта решения предлагаемых задач. Первоначально их процент был в рамках 4-7, затем 10-11. В ходе выполнения 9-й контрольной работы - 17%, что говорит о росте качественной составляющей.

Приведенное в пример моделирование организации процесса адаптации учащихся подросткового возраста к развивающей образовательной среде школы апробировано в рамках организации образовательного процесса МКОУ Рамонская СОШ №2 Рамонского муниципального района Воронежской области, МКОУ Караяшниковская СОШ Ольховатского муниципального района Воронежской области, МКОУ СОШ №1 г. Острогожска Острогожского муниципального района Воронежской области, МБОУ СОШ №34 муниципального округа г. Воронеж с 2011 по 2015 год и показало свою эффективность.

Рецензенты:

Фактор А.М., д.п.н., профессор, проректор - директор центра учебной и научно-методической работы Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Воронежский институт развития образования» (ВИРО) Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, г. Воронеж;

Дюжакова М.В., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет» (ВГПУ) Министерства образования и науки РФ, г. Воронеж.