- содержательная часть предметных областей;
- функциональная часть предметных областей, отраженных в различных алгоритмах, изучаемых при прохождении той, или иной предметной тематики;
- структура общеучебных умений (мыслительных операций и мыслительных действий), составляющая основу формирования когнитивного опыта учащихся (анализ, синтез, сравнение и др.);
- содержательная часть внепредметных областей, составляющих аффективную сферу познания учащихся; ее условно можно подразделить на урочную составляющую (ценностно-волевую, эмоционально-мотивационную) и внеурочную (направленную на развитие интересов учащихся с одной стороны, обретение ими специализированных умений с другой).
Однако, как показывает практика, перечисленные компоненты, лишь предпосылка среды развития.
Развивающая образовательная среда - такое состояние (субстанция) среды образовательной, взаимосвязь компонентов которой позволяют человеку динамично проходить следующие фазы развития: объектную, субъектно-функциональную, субъектную, преобразования, используя предметное знание, а также усвоенные мыслительные операции и мыслительные действия, тем самым, переходя из одного качественного состояния развития, в другое.
Развивающая образовательная среда содержит следующие компоненты:
- информацию и содержание различных предметных областей, изучаемых в школе;
- информацию, содержащую структуру общеучебных умений (анализ, синтез, сравнение и др.), алгоритмов, инструкций, предписаний по их использованию как в учебных, так и во внеучебных ситуациях, структуру деятельности в новых и неизвестных условиях и ситуациях;
- задания, направленные на усвоение новых знаний различных областей и различного уровня сложности;
- показатели и индикаторы, позволяющие не только определять приобретенный учащимися уровень умений, но и позволяющие управлять усвоением предполагаемых знаний и умений, новых знаний и нового опыта деятельности.
Деятельность в развивающей образовательной среде будет продуктивна тогда (и это аксиома), когда она организована в системе. Анализ философской и психолого-педагогической литературы говорит о том, что деятельность в развивающей образовательной среде будет приведена в систему, при опоре на Философский закон развития систем и объектно-субъектное преобразование личности [1,2], (табл. 1).
Таблица 1
Система работы в развивающей образовательной среде школы
Стадии философского закона развития систем |
Возникновения |
Становления |
Достижения зрелости |
Преобразования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Фазы объектно-субъектного развития личности человека |
Объектная |
Субъектно-функциональная |
Субъектная |
Преобразования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Конкретизация действий, при применении данных стадий (фаз развития), при организации деятельности по освоению незнакомой образовательной среды |
Знакомство со средой |
Деятельность в образовательной среде под руководством наставника, направленная на обретение умений пользования знаниями и алгоритмами при решении учебных задач |
Самостоятельная деятельность человека в рамках наработанных алгоритмов деятельности |
Перенос усвоенных знаний в новые условия, предоставляемые образовательной средой |
Философский закон развития систем гласит: каждая динамично развивающаяся система возникает, проходит стадию становления, достигает зрелости и преобразуется. Первой стадии данного закона, соответствует первая фаза развития человека, второй - вторая, третьей - третья, стадии преобразования - фаза преобразования. Каждой стадии (фазе развития), соответствует свое действие. То есть, основываясь на концептуальных положениях А.Н. Аверьянова и С.М. Годника, можно построить систему работы в развивающей образовательной среде школы. Обозначенный фрагмент, несмотря на свою тесную связь со школьной практикой - теория. Для ее использования в практике работы школы, с теорией необходимо познакомиться и адаптируясь к новой для себя среде, в основу которой легла теория, адаптировать ее к практике своей деятельности [3,4,5].
Вариант того, как организовать процесс адаптации к новой образовательной среде школы, отражены в таблице 2.
Таблица 2
Конструирование деятельности учащихся на основе модели интеллектуальной адаптации подростка к развивающей образовательной среде школы
Название этапа |
Действие |
Предварительный |
1. Привлечение внимания. 2. Введение информации о предстоящей деятельности. 3. Удержание внимания. |
Знакомство |
Сообщение новой информации. |
Оценка |
Анализ новой информации. |
Ориентация |
Рассмотрение возможностей использования новой информации. |
Принятие решения |
Постановка вывода: среда содержательно и функционально знакома и в ее рамках можно действовать самостоятельно. |
Мы исходим из того, что у участников образовательного процесса есть определенный субъектный (деятельностный) опыт, позволяющий ему справляться с деятельностью в образовательной среде школы. Попадая в новый условия образовательной среды, участникам образовательного процесса необходимо совершить ряд совместных действий, чтобы адаптироваться (табл. 3).
Таблица 3
Структура организации занятия на основе модели интеллектуальной адаптации подростка к развивающей образовательной среде школы
Этап адаптации |
Ход занятия |
Что при этом получает ребенок |
Комментарии |
Предварительный |
«Обрисовывание» ситуации |
Активизация внимания ребенка + появление интереса |
Обрисовать ситуацию можно разными способами: рассказ, помнят ли они. Главное, чтобы ситуация находилась в зоне понимания и ближайших интересов обучающегося |
Восприятия |
Постановка проблемы (вопроса), парадоксальной ситуации, рассматривая которую надо решить вопрос... |
Понимание предстоящих конкретных действий. |
Предстоящая деятельность должна быть в зоне ближайших интересов, выходить за рамки предмета |
Оценки |
Предложить самостоятельно (в группе) на основе собственного опыта решить вопрос (проблему) |
На основе рефлексии своего опыта и знаний выявить свои возможности решить проблему |
Практика показывает, что крайне непростым действием является приведение различных точек зрения в одно целое и умение обобщить представленную информацию в определенном виде |
Оценки |
Представить полученный результат |
Обогащение умения наглядно, доступно и сжато представлять результаты своей работы. |
Учитывая особенности каждого человека выражать свои мысли, определенную трудность представляет умение группы договориться в выборе представляющего
|
|
|
|
В качестве рекомендации можно дать совет: текст выступления кратко излагать на бумаге и первое время, при представлении, пользоваться им. |
Оценки |
Сделать вывод. |
Умение обобщить воспринятую информацию и тезисно ее зафиксировать |
Сложность может заключаться в выборе человека, занятого обобщением. Можно в качестве промежуточного варианта преподавателю показать, как правильно обобщать и делать вывод |
Комбинирования: восприятия + оценки |
Провести «вброс» информации, позволяющей дополнить или видоизменить путь решения проблемы |
Умение пользоваться дополнительной информацией при решении проблемы |
|
Ориентации |
Предложить группе провести корректировку хода решения проблемы и вновь, обобщив, сделать вывод и представить его |
Умение обобщить воспринятую информацию и тезисно ее зафиксировать |
Отсутствие опыта у ученика использовать учебную информацию. Можно предложить учащимся провести поиск дополнительной информации при решении проблемы, используя возможности Интернета |
Принятия решения |
Предложить провести мини-проектную работу |
Умение самостоятельно корректировать и решать поставленные задачи (проблемы) |
Проблема (проект) должны быть в зоне ближайшего развития обучающегося, быть интересной, иметь четкое описание готового продукта |
В качестве примера использования данной модели можно привести уроки математики Н.Ф. Радченко, МКОУ СОШ №9 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области (табл. 4).
Таблица 4
Тема «Обыкновенные дроби» (фрагмент урока)
Действия, происходящие на уроке |
Что при этом получает ученик |
Комментарии, поясняющие адаптацию ученика |
Решить задачу и ответить на вопросы. Задача в разделе «Обыкновенные дроби»: Будильник ученика 5 класса звонит в 7ч. 00 мин. Ученик поднимается в 7ч. 20мин. Какую часть часа он тратит на пробуждение? Проанализируйте действие ученика. Рационально он поступает? Сравните действие ученика и свои повседневные действия во время пробуждения. Решение: 1ч.=60 мин 7.20 - 7.00 = 20 мин 60 / 20 = 3, значит, 20 мин составляют 1/3 часть часаю Ответ: 1/3 часа теряет ученик. |
Задача составлена по материалам учебной темы, но не из учебника, значит, интерес к изучаемой теме - привлечение внимания. Рассуждает о знакомом понятии «Рациональное использование своего времени» с жизненной позиции - восприятие и оценка. Кроме того, ученик объясняет, как понимает слово «рационально» и где его можно применить в общении или в какой ситуации из жизненного опыта - ориентация. Учится решать проблемную ситуацию. Размышляет о том, как быть ответственным, собранным, организованным. Акцентирует внимание на мыслительных операциях, которые используются при решении задач. Учится анализировать, сравнивать, аргументировать. Делает вывод - принятие решения. |
Задачи на дроби идут в ходе изучения темы «Обыкновенные дроби». Дроби встретились впервые, но как они выглядят и какие действия с ними производятся - известно. Адаптация к изучаемой теме. Адаптация к среде взрослых. Самостоятельное планирование времени. В ходе решения задачи учащиеся анализируют действия, проверяют теоретические знания в изучаемой теме и одновременно повторяют материал ранее изученный: единицы измерения времени, натуральные числа. Анализируют ситуацию с точки зрения быта. Как надо поступить рациональнее. Высказывают свое мнение о содержании задачи и возможных способах ее решения. |
Результативность такой работы можно увидеть в таблице 5 (четыре 6-х класса, математика, МКОУ СОШ №9 г. Россоши - 106 человек).
Таблица 5
Итоги контрольных работ за 2014/15 учебный год
Контрольные работы, проводимые в течение учебного года |
1-я к.р. |
2-я к.р. |
3-я к.р. |
4-я к.р. |
5-я к.р. |
6-я к.р. |
7-я к.р. |
8-я к.р. |
9-я к.р. |
Средний балл, по результатам контрольных работ |
3,23 |
3,31 |
3,39 |
3,23 |
3,04 |
3,41 |
3,52 |
3,73 |
3,95 |
В процессе работы первоначально (с сентября по декабрь) мы отслеживали динамику успеваемости учащихся 6-х классов. Как видно из приведенного примера, результаты с сентября по ноябрь повышались. Но динамика этого повышения была несущественной. Декабрьская контрольная работа и вовсе показала падение успеваемости. В декабре, после к.р. мы приступили к созданию развивающей образовательной среды и целенаправленной работы в ней на основе этапов интеллектуальной адаптации. Новая для учащихся образовательная среда первоначально усугубила положение. Соответственно, спад результатов (5-я контрольная работа). Затем работа на основе этапов интеллектуальной адаптации стала приносить свои плоды. Соответственно - рост результативности. Необходимо отметить следующее: если в течение первых четырех месяцев учащиеся выполняли задания только одним способом, то далее стали предлагать по два варианта решения предлагаемых задач. Первоначально их процент был в рамках 4-7, затем 10-11. В ходе выполнения 9-й контрольной работы - 17%, что говорит о росте качественной составляющей.
Приведенное в пример моделирование организации процесса адаптации учащихся подросткового возраста к развивающей образовательной среде школы апробировано в рамках организации образовательного процесса МКОУ Рамонская СОШ №2 Рамонского муниципального района Воронежской области, МКОУ Караяшниковская СОШ Ольховатского муниципального района Воронежской области, МКОУ СОШ №1 г. Острогожска Острогожского муниципального района Воронежской области, МБОУ СОШ №34 муниципального округа г. Воронеж с 2011 по 2015 год и показало свою эффективность.
Рецензенты:
Фактор А.М., д.п.н., профессор, проректор - директор центра учебной и научно-методической работы Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Воронежский институт развития образования» (ВИРО) Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, г. Воронеж;
Дюжакова М.В., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет» (ВГПУ) Министерства образования и науки РФ, г. Воронеж.
Библиографическая ссылка
Дендебер И.А., Ермаков Б.В. АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ: МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20902 (дата обращения: 28.04.2025).