Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

KONFERENTSNTSY PROSPECTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS FROM THE POINT OF COMPETENCE APPROACH

Astashina N.I. 1 Astashin E.A. 1
1 Nizhny Novgorod State Medical University of Engineering and Economics University
The analysis of the use of conferences in the educational process from the perspective of the competence approach. The selected approaches to the classification of conferences depending on the characteristics of the organization, the content of the issues discussed, forms of organization, level of participants and other fundamental characteristics. The article presents various ways of using conferences in the educational process: the scientific-practical conference to summarize the results of research activities; the conference as a role playing game; the organization of the conference as the theme of the project activities. The prospects of using scientific-practical conferences in the educational process on the example of forming one of the core competencies - cultural competence. The basic components of cultural competence and the prospects of the formation of their formation through conferences in the educational process: motivational, normative, informative, cognitive, communicative and practical-creative components.
conferences
core competencies
competence approach
Реализация компетентностного подхода на современном этапе развития образования актуализирует поиск адекватных форм и методов обучения.

Цель исследования

Проанализировать перспективы использования конференций в образовательном процессе с позиций компетентностного подхода.

Материал и методы исследования

Анализ научно-методической литературы и опыта практической педагогической деятельности.

Результаты исследования

Новые образовательные стандарты нацеливают на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения, т.е. ключевых компетенций [8].

Концептуальные основы компетентностного подхода  изложены в  исследованиях В.И. Байденко, А.В. Баранникова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Д. Равена,  А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др.  Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетенций является одной из центральных для обновления содержания образования. В научно-методической литературе используются как европейская система ключевых компетенций, так и российские классификации. Количество ключевых компетенций у различных авторов варьируется от 3 до 140. Так, например, Г.К. Селевко выделяет «математическую, коммуникативную, информационную, автономизационную, социальную, продуктивную, нравственную» компетентности [5]. А.В. Хуторской отмечает семь групп  ключевых компетентностей: «ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования» [9]. Для нашего исследования обратимся к классификации ключевых компетенций  А.В. Хуторского.

Характерными признаками  ключевых компетентностей являются: неалгоритмичность, полифункциональность, универсальность и надпредметность, многомерность. Следовательно, ключевые компетенции являются универсальными, так как ими должен обладать каждый член общества и их  можно применять в самых различных ситуациях.

Реализация  компетентностного подхода определяет необходимость широко использовать новые  подходы к организации обучения. Методические аспекты формирования различных компетенций изложены в трудах Н.Н. Демидовой, Г.С. Камериловой, С.В.  Суматохина и др. [2, 4, 7]. Реализация  компетентностного подхода определяет необходимость использования  активных методов обучения. Активные методы обучения, по определению В.А.  Сластёнина, - это способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной и научно-исследовательской деятельности [6].

Нам представляется, что большим потенциалом для реализации задач компетентностного подхода обладают конференции в образовательном процессе.

В современном мире конференции получили широкое распространение в бизнесе, науке, средствах массовой информации. В последнее время эта форма коллективной мысли все чаще находит свое применение и в образовательных учреждениях, в том числе школах.

Обратившись к словарю, находим, что «конференция  (латин. conferentia)  - это  собрание, совещание представителей каких-н. государств, научных, общественных, учебных организаций для обсуждения каких-н. особых вопросов» [10]. По своей сути конференция представляет собой выступления докладчиков по определенной теме. В зависимости от особенностей организации, содержания обсуждаемых вопросов, уровня участников и других основополагающих признаков выделим подходы к классификации конференций.

В зависимости от направления

1. Научно-теоретическая конференция  - это конференция, на которой обсуждаются теоретические подходы к решению различных научных проблем и вопросов, постоянно возникающих в ходе исследований или экспериментов.

2. Научно-техническая конференция  - конференция, на которой осуществляется обмен опытом и знаниями по различным техническим и технологическим вопросам.

3. Научно-практическая конференция  - это такая конференция, на которой осуществляется обмен опытом и знаниями по практическим и прикладным задачам.

4. Бизнес-конференции - конференции, на которых обсуждаются бизнес-проблемы, особенности действующего законодательства, политика государства по отношению к определенным отраслям и т.п.

В зависимости от  тематики

1. Узкоспециализированные - посвященные какой-либо отдельной тематике (например, экологическим проблемам определенной территории).

2. Конференции широкой тематики - охватывают  общенаучные вопросы (например, «Современные проблемы образования»).

В зависимости от охваченной территории

1. Локальные (школьные, факультетские, внутривузовские, межвузовские).

2. Региональные, областные.

3. Всероссийские.

4. Всероссийские с международным участием.

5. Международные.

В зависимости от формы организации

1. Очные  - участники приезжают и принимают непосредственное участие в работе конференции.

2. Заочные  - участники отправляют свои тезисы и заявки на почту оргкомитета конференции, конференция проходит без их непосредственного участия.

3. Интернет-конференции - проводятся на сайте конференции или организации, чаще всего на форуме, в виде коллективного обсуждения.

В зависимости от используемых технологий

1. Веб-конференции(англ.Web conferencing)- технологии и инструменты для онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Веб-конференции позволяют проводить онлайн-презентации, совместно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своем рабочем месте за компьютером.

Веб-конференции, которые предполагают «одностороннее» вещание спикера и минимальную обратную связь от аудитории, называют вебинарами.

2. Видеоконференция (англ. videoconference) - это область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники.

В зависимости от целей конференции

1. Конференции, связанные с обсуждением и поиском решения конкретных проблем (например, тематические).

2. Пресс-конференции, связанные с информированием широких слоев населения о состоянии какой-либо проблемы или формированием общественного мнения по какому-то вопросу.

В условиях реализации компетентностного подхода в образовании различные типы  конференций становятся весьма востребованными и актуальными. Наиболее перспективны, на наш взгляд, научно-практические конференции школьников  (студентов), которые напрямую  связаны с организацией исследовательской деятельности. Конференция может быть организована как ролевая игра, имитация (например, пресс-конференция по определенной теме). Организация конференции (например, школьной, межшкольной по определенной проблеме) может быть темой школьного образовательного проекта.

Проанализируем перспективы использования научно-практических конференций в образовательном процессе на примере формирования одной из ключевых компетенций - общекультурной компетенции. Опираясь на исследования Н.Ф. Винокуровой [2],  выделим основные компоненты общекультурной компетенции и проанализируем перспективы использования конференций в образовательном процессе для их формирования. Общекультурная компетенция  проявляется в пяти основных слагаемых компонентах, направленных на развитие всех сфер сознания личности. Это мотивационные, ценностно-нормативные, информационно-познавательные, коммуникативные и практико-созидательные компоненты. Перспективы формирования компонентов общекультурной компетенции в деятельностной форме  в результате участия в работе конференций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты общекультурной компетенции обучающихся, формируемые в результате участия в работе конференций

Компоненты  компетенции

Содержание

Формируемые компетенции в

деятельностной форме

Мотивационные

Побудительные причины деятельности

  • Выполняет исследовательскую работу, участвует в работе конференции под влиянием внешней мотивации - «надо»
  • Выполняет исследовательскую работу, участвует в работе конференции под влиянием внутренней мотивации - «хочу»
  • Выполняет исследовательскую работу, участвует в работе конференции под влиянием стремления к саморазвитию

Ценностно-нормативные

Внутренний эмоционально освоенный субъектом ориентир деятельности

  • Умеет формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности
  • Владеет способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций
  • Умеет принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм

Коммуникативные

 Отражают опыт человеческого общения

 

  • Умеет представить себя устно и письменно
  • Владеет способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями
  • Умеет выступать с устным сообщением, умеет задавать вопросы и отвечать на них, корректно вести диалог
  • Владеет разными видами речевой деятельности
  • Владеет способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения

Информационно-познавательные

Удовлетворяют познавательные потребности обучающихся

  • Выполняет собственные исследовательские работы
  • Владеет навыками работы с различными источниками информации
  • Умеет самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения исследовательских задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
  • умеет ориентироваться в информационных потоках, выделяет в них главное и необходимое

Практико-созидательные  компетенции

 

Ориентируют на творческое созидание

  • Получает общественное признание результатов исследовательской деятельности
  • Планирует дальнейшую деятельность, опираясь на результаты работы конференции

Вывод

В условиях реализации компетентностного подхода конференции, особенно научно-практические, обладают большим потенциалом для развития личности, создают благоприятные условия для формирования целого комплекса компетенций, и значит, имеют большие перспективы для использования в образовательном процессе.

Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., профессор кафедры экологии и экологического образования ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород;

Камерилова Г.С., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования образования ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород.