Цель исследования
Проанализировать перспективы использования конференций в образовательном процессе с позиций компетентностного подхода.
Материал и методы исследования
Анализ научно-методической литературы и опыта практической педагогической деятельности.
Результаты исследования
Новые образовательные стандарты нацеливают на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения, т.е. ключевых компетенций [8].
Концептуальные основы компетентностного подхода изложены в исследованиях В.И. Байденко, А.В. Баранникова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Д. Равена, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др. Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетенций является одной из центральных для обновления содержания образования. В научно-методической литературе используются как европейская система ключевых компетенций, так и российские классификации. Количество ключевых компетенций у различных авторов варьируется от 3 до 140. Так, например, Г.К. Селевко выделяет «математическую, коммуникативную, информационную, автономизационную, социальную, продуктивную, нравственную» компетентности [5]. А.В. Хуторской отмечает семь групп ключевых компетентностей: «ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования» [9]. Для нашего исследования обратимся к классификации ключевых компетенций А.В. Хуторского.
Характерными признаками ключевых компетентностей являются: неалгоритмичность, полифункциональность, универсальность и надпредметность, многомерность. Следовательно, ключевые компетенции являются универсальными, так как ими должен обладать каждый член общества и их можно применять в самых различных ситуациях.
Реализация компетентностного подхода определяет необходимость широко использовать новые подходы к организации обучения. Методические аспекты формирования различных компетенций изложены в трудах Н.Н. Демидовой, Г.С. Камериловой, С.В. Суматохина и др. [2, 4, 7]. Реализация компетентностного подхода определяет необходимость использования активных методов обучения. Активные методы обучения, по определению В.А. Сластёнина, - это способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной и научно-исследовательской деятельности [6].
Нам представляется, что большим потенциалом для реализации задач компетентностного подхода обладают конференции в образовательном процессе.
В современном мире конференции получили широкое распространение в бизнесе, науке, средствах массовой информации. В последнее время эта форма коллективной мысли все чаще находит свое применение и в образовательных учреждениях, в том числе школах.
Обратившись к словарю, находим, что «конференция (латин. conferentia) - это собрание, совещание представителей каких-н. государств, научных, общественных, учебных организаций для обсуждения каких-н. особых вопросов» [10]. По своей сути конференция представляет собой выступления докладчиков по определенной теме. В зависимости от особенностей организации, содержания обсуждаемых вопросов, уровня участников и других основополагающих признаков выделим подходы к классификации конференций.
В зависимости от направления
1. Научно-теоретическая конференция - это конференция, на которой обсуждаются теоретические подходы к решению различных научных проблем и вопросов, постоянно возникающих в ходе исследований или экспериментов.
2. Научно-техническая конференция - конференция, на которой осуществляется обмен опытом и знаниями по различным техническим и технологическим вопросам.
3. Научно-практическая конференция - это такая конференция, на которой осуществляется обмен опытом и знаниями по практическим и прикладным задачам.
4. Бизнес-конференции - конференции, на которых обсуждаются бизнес-проблемы, особенности действующего законодательства, политика государства по отношению к определенным отраслям и т.п.
В зависимости от тематики
1. Узкоспециализированные - посвященные какой-либо отдельной тематике (например, экологическим проблемам определенной территории).
2. Конференции широкой тематики - охватывают общенаучные вопросы (например, «Современные проблемы образования»).
В зависимости от охваченной территории
1. Локальные (школьные, факультетские, внутривузовские, межвузовские).
2. Региональные, областные.
3. Всероссийские.
4. Всероссийские с международным участием.
5. Международные.
В зависимости от формы организации
1. Очные - участники приезжают и принимают непосредственное участие в работе конференции.
2. Заочные - участники отправляют свои тезисы и заявки на почту оргкомитета конференции, конференция проходит без их непосредственного участия.
3. Интернет-конференции - проводятся на сайте конференции или организации, чаще всего на форуме, в виде коллективного обсуждения.
В зависимости от используемых технологий
1. Веб-конференции(англ.Web conferencing)- технологии и инструменты для онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Веб-конференции позволяют проводить онлайн-презентации, совместно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своем рабочем месте за компьютером.
Веб-конференции, которые предполагают «одностороннее» вещание спикера и минимальную обратную связь от аудитории, называют вебинарами.
2. Видеоконференция (англ. videoconference) - это область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники.
В зависимости от целей конференции
1. Конференции, связанные с обсуждением и поиском решения конкретных проблем (например, тематические).
2. Пресс-конференции, связанные с информированием широких слоев населения о состоянии какой-либо проблемы или формированием общественного мнения по какому-то вопросу.
В условиях реализации компетентностного подхода в образовании различные типы конференций становятся весьма востребованными и актуальными. Наиболее перспективны, на наш взгляд, научно-практические конференции школьников (студентов), которые напрямую связаны с организацией исследовательской деятельности. Конференция может быть организована как ролевая игра, имитация (например, пресс-конференция по определенной теме). Организация конференции (например, школьной, межшкольной по определенной проблеме) может быть темой школьного образовательного проекта.
Проанализируем перспективы использования научно-практических конференций в образовательном процессе на примере формирования одной из ключевых компетенций - общекультурной компетенции. Опираясь на исследования Н.Ф. Винокуровой [2], выделим основные компоненты общекультурной компетенции и проанализируем перспективы использования конференций в образовательном процессе для их формирования. Общекультурная компетенция проявляется в пяти основных слагаемых компонентах, направленных на развитие всех сфер сознания личности. Это мотивационные, ценностно-нормативные, информационно-познавательные, коммуникативные и практико-созидательные компоненты. Перспективы формирования компонентов общекультурной компетенции в деятельностной форме в результате участия в работе конференций представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты общекультурной компетенции обучающихся, формируемые в результате участия в работе конференций
Компоненты компетенции |
Содержание |
Формируемые компетенции в деятельностной форме |
Мотивационные |
Побудительные причины деятельности |
|
Ценностно-нормативные |
Внутренний эмоционально освоенный субъектом ориентир деятельности |
|
Коммуникативные |
Отражают опыт человеческого общения
|
|
Информационно-познавательные |
Удовлетворяют познавательные потребности обучающихся |
|
Практико-созидательные компетенции
|
Ориентируют на творческое созидание |
|
Вывод
В условиях реализации компетентностного подхода конференции, особенно научно-практические, обладают большим потенциалом для развития личности, создают благоприятные условия для формирования целого комплекса компетенций, и значит, имеют большие перспективы для использования в образовательном процессе.
Рецензенты:
Демидова Н.Н., д.п.н., профессор кафедры экологии и экологического образования ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород;
Камерилова Г.С., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования образования ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород.