Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНФЕРЕНЦНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Асташина Н.И. 1 Асташин Е.А. 1
1 ГБОУ ВПО Нижегородский государственный инженерно-экономический университет
Проведен анализ возможностей использования конференций в образовательном процессе с позиций компетентностного подхода. Выделены подходы к классификации конференций в зависимости от особенностей организации, содержания обсуждаемых вопросов, формы организации, уровня участников и других основополагающих признаков. В статье представлены различные формы использования конференций в образовательном процессе: научно-практические конференции для подведения итогов исследовательской деятельности; конференция как ролевая игра; организация конференции как тема проектной деятельности. Проанализированы перспективы использования научно-практических конференций в образовательном процессе на примере формирования одной из ключевых компетенций — общекультурной компетенции. Выделены основные компоненты общекультурной компетенции и определены перспективы их формирования посредством конференций в образовательном процессе: мотивационные, ценностно-нормативные, информационно-познавательные, коммуникативные и практико-созидательные компоненты.
конференции
ключевые компетенции
компетентностный подход
1. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А.В. Баранников. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.
2. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н., Нестерова Е.Н. Биогеографический аспект изучения экологического краеведения в старших классах // Биология в школе. – 2013. – № 1. – С. 42–47.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
4. Камерилова Г.С., Беспалова Л.А. Формирование экологической компетентности старшеклассников средствами учебника по экологии //современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 373
5. Селевко Г.К. – Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 136–144.
6. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
7. Суматохин С.В. Учебно-исследовательская деятельность по биологии в соответствии с ФГОС: с чего начинать, что делать, каких результатов достичь // Биология в школе. – 2014. – № 4. – С. 23–29.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 55–61.
10. slovopedia.com›3/202/794544.html.
Реализация компетентностного подхода на современном этапе развития образования актуализирует поиск адекватных форм и методов обучения.

Цель исследования

Проанализировать перспективы использования конференций в образовательном процессе с позиций компетентностного подхода.

Материал и методы исследования

Анализ научно-методической литературы и опыта практической педагогической деятельности.

Результаты исследования

Новые образовательные стандарты нацеливают на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения, т.е. ключевых компетенций [8].

Концептуальные основы компетентностного подхода  изложены в  исследованиях В.И. Байденко, А.В. Баранникова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Д. Равена,  А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др.  Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетенций является одной из центральных для обновления содержания образования. В научно-методической литературе используются как европейская система ключевых компетенций, так и российские классификации. Количество ключевых компетенций у различных авторов варьируется от 3 до 140. Так, например, Г.К. Селевко выделяет «математическую, коммуникативную, информационную, автономизационную, социальную, продуктивную, нравственную» компетентности [5]. А.В. Хуторской отмечает семь групп  ключевых компетентностей: «ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования» [9]. Для нашего исследования обратимся к классификации ключевых компетенций  А.В. Хуторского.

Характерными признаками  ключевых компетентностей являются: неалгоритмичность, полифункциональность, универсальность и надпредметность, многомерность. Следовательно, ключевые компетенции являются универсальными, так как ими должен обладать каждый член общества и их  можно применять в самых различных ситуациях.

Реализация  компетентностного подхода определяет необходимость широко использовать новые  подходы к организации обучения. Методические аспекты формирования различных компетенций изложены в трудах Н.Н. Демидовой, Г.С. Камериловой, С.В.  Суматохина и др. [2, 4, 7]. Реализация  компетентностного подхода определяет необходимость использования  активных методов обучения. Активные методы обучения, по определению В.А.  Сластёнина, - это способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной и научно-исследовательской деятельности [6].

Нам представляется, что большим потенциалом для реализации задач компетентностного подхода обладают конференции в образовательном процессе.

В современном мире конференции получили широкое распространение в бизнесе, науке, средствах массовой информации. В последнее время эта форма коллективной мысли все чаще находит свое применение и в образовательных учреждениях, в том числе школах.

Обратившись к словарю, находим, что «конференция  (латин. conferentia)  - это  собрание, совещание представителей каких-н. государств, научных, общественных, учебных организаций для обсуждения каких-н. особых вопросов» [10]. По своей сути конференция представляет собой выступления докладчиков по определенной теме. В зависимости от особенностей организации, содержания обсуждаемых вопросов, уровня участников и других основополагающих признаков выделим подходы к классификации конференций.

В зависимости от направления

1. Научно-теоретическая конференция  - это конференция, на которой обсуждаются теоретические подходы к решению различных научных проблем и вопросов, постоянно возникающих в ходе исследований или экспериментов.

2. Научно-техническая конференция  - конференция, на которой осуществляется обмен опытом и знаниями по различным техническим и технологическим вопросам.

3. Научно-практическая конференция  - это такая конференция, на которой осуществляется обмен опытом и знаниями по практическим и прикладным задачам.

4. Бизнес-конференции - конференции, на которых обсуждаются бизнес-проблемы, особенности действующего законодательства, политика государства по отношению к определенным отраслям и т.п.

В зависимости от  тематики

1. Узкоспециализированные - посвященные какой-либо отдельной тематике (например, экологическим проблемам определенной территории).

2. Конференции широкой тематики - охватывают  общенаучные вопросы (например, «Современные проблемы образования»).

В зависимости от охваченной территории

1. Локальные (школьные, факультетские, внутривузовские, межвузовские).

2. Региональные, областные.

3. Всероссийские.

4. Всероссийские с международным участием.

5. Международные.

В зависимости от формы организации

1. Очные  - участники приезжают и принимают непосредственное участие в работе конференции.

2. Заочные  - участники отправляют свои тезисы и заявки на почту оргкомитета конференции, конференция проходит без их непосредственного участия.

3. Интернет-конференции - проводятся на сайте конференции или организации, чаще всего на форуме, в виде коллективного обсуждения.

В зависимости от используемых технологий

1. Веб-конференции(англ.Web conferencing)- технологии и инструменты для онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через Интернет. Веб-конференции позволяют проводить онлайн-презентации, совместно работать с документами и приложениями, синхронно просматривать сайты, видеофайлы и изображения. При этом каждый участник находится на своем рабочем месте за компьютером.

Веб-конференции, которые предполагают «одностороннее» вещание спикера и минимальную обратную связь от аудитории, называют вебинарами.

2. Видеоконференция (англ. videoconference) - это область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники.

В зависимости от целей конференции

1. Конференции, связанные с обсуждением и поиском решения конкретных проблем (например, тематические).

2. Пресс-конференции, связанные с информированием широких слоев населения о состоянии какой-либо проблемы или формированием общественного мнения по какому-то вопросу.

В условиях реализации компетентностного подхода в образовании различные типы  конференций становятся весьма востребованными и актуальными. Наиболее перспективны, на наш взгляд, научно-практические конференции школьников  (студентов), которые напрямую  связаны с организацией исследовательской деятельности. Конференция может быть организована как ролевая игра, имитация (например, пресс-конференция по определенной теме). Организация конференции (например, школьной, межшкольной по определенной проблеме) может быть темой школьного образовательного проекта.

Проанализируем перспективы использования научно-практических конференций в образовательном процессе на примере формирования одной из ключевых компетенций - общекультурной компетенции. Опираясь на исследования Н.Ф. Винокуровой [2],  выделим основные компоненты общекультурной компетенции и проанализируем перспективы использования конференций в образовательном процессе для их формирования. Общекультурная компетенция  проявляется в пяти основных слагаемых компонентах, направленных на развитие всех сфер сознания личности. Это мотивационные, ценностно-нормативные, информационно-познавательные, коммуникативные и практико-созидательные компоненты. Перспективы формирования компонентов общекультурной компетенции в деятельностной форме  в результате участия в работе конференций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты общекультурной компетенции обучающихся, формируемые в результате участия в работе конференций

Компоненты  компетенции

Содержание

Формируемые компетенции в

деятельностной форме

Мотивационные

Побудительные причины деятельности

  • Выполняет исследовательскую работу, участвует в работе конференции под влиянием внешней мотивации - «надо»
  • Выполняет исследовательскую работу, участвует в работе конференции под влиянием внутренней мотивации - «хочу»
  • Выполняет исследовательскую работу, участвует в работе конференции под влиянием стремления к саморазвитию

Ценностно-нормативные

Внутренний эмоционально освоенный субъектом ориентир деятельности

  • Умеет формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности
  • Владеет способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций
  • Умеет принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм

Коммуникативные

 Отражают опыт человеческого общения

 

  • Умеет представить себя устно и письменно
  • Владеет способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями
  • Умеет выступать с устным сообщением, умеет задавать вопросы и отвечать на них, корректно вести диалог
  • Владеет разными видами речевой деятельности
  • Владеет способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения

Информационно-познавательные

Удовлетворяют познавательные потребности обучающихся

  • Выполняет собственные исследовательские работы
  • Владеет навыками работы с различными источниками информации
  • Умеет самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения исследовательских задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
  • умеет ориентироваться в информационных потоках, выделяет в них главное и необходимое

Практико-созидательные  компетенции

 

Ориентируют на творческое созидание

  • Получает общественное признание результатов исследовательской деятельности
  • Планирует дальнейшую деятельность, опираясь на результаты работы конференции

Вывод

В условиях реализации компетентностного подхода конференции, особенно научно-практические, обладают большим потенциалом для развития личности, создают благоприятные условия для формирования целого комплекса компетенций, и значит, имеют большие перспективы для использования в образовательном процессе.

Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., профессор кафедры экологии и экологического образования ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород;

Камерилова Г.С., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования образования ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Асташина Н.И., Асташин Е.А. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНФЕРЕНЦНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20799 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674