Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF DECISION MAKING BY ENTRANTS ABOUT THE CHOICE OF THE UNIVERSITY

Lebedeva N.S. 1 Nefedov V.V. 1 Revin I.A. 1 Chervonaya I.V. 1
1 Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI)
The article investigates the specifics of the decision on the choice of university by applicants in order to improve the system of career guidance in high school. The focus is on the peculiarities of motivation of potential students at the time of the decision on choosing of the University, sources of information, categories of people affecting the decision of the professional choice. As a result, the survey revealed that the majority of prospective students Preference as a source of information, live communication with representatives of the university during the open days, meetings in schools. However, an important source of information is also an official website of the university and social networks. It was revealed that the most important role in the choice of professional parents play. Based on these results recommendations for improving of career guidance. In is necessary to organize meetings with parents of graduates, placing full information on the official website university (NPI), the creation of groups in social networks ("Odnoklassniki", "Vkontakte», «Facebook»), advertising on other websites.
professional choice.
subjects of career guidance
career guidance at the University
career guidance
higher education
Образование считается сферой общественной жизни, от которой зависит развитие и потенциал общества и страны в целом. Речь идет не только о человеческом капитале в экономическом понимании, но и о научной деятельности, которая формируется благодаря передаче знаний, опыта, навыков и стремлению познать что-то новое, исследовать, открыть [1]. Получение высшего образования – это один из главных этапов социализации личности, формирующий мировоззрение. Скорость изменений, происходящих во внешней среде, побуждает высшие учебные заведения к поиску новых идей, построению систем и структур управления, адекватных требованиям рынков труда и образовательных услуг. Реформы социальной жизни в нашей стране существенно изменили ситуацию в области высшего образования, в системе жизненных ценностей, иерархии мотивов выбора профессии молодыми людьми.

Выбор абитуриентами вуза является задачей, от успешного решения которой зависит их дальнейшая судьба. Выпускник понимает, что образование является в настоящее время неотъемлемой составляющей всей его жизни. Поэтому спрос на образовательные услуги очень велик. Конкурентные преимущества обеспечивают себе те вузы, которые обладают высоким интеллектуальным потенциалом, позволяющим создавать уникальные компетенции и наращивать активы [1].

В последние годы среди высших учебных заведений развернулась конкурентная борьба за абитуриентов. Снижение количества выпускников школ, связанное с демографическим спадом, заставляет вузы привлекать в ряды своих учащихся абитуриентов с как можно большим количеством баллов.

Однако стремление заполучить студентов любой ценой не способно обеспечить учебному заведению безусловный успех. Студенты, попавшие в вуз случайно, в результате импульсивного решения, как правило,показывают отсутствие интереса, мотивации, низкие результаты в учебе и зачастую становятся вероятными кандидатами на отчисление. Поэтому вузы заинтересованы в привлечении таких студентов, которые осознанно и целенаправленно выбирают специальность и образовательное учреждение. Это требует дополнительных усилий по созданию системы профориентационной работы, которая бы учитывала особенности мотивации принятия решения, источников получения информации, категорий людей, влияющих на принятие решения о профессиональном выборе.

В современной педагогике термин «профориентация» рассматривается как целенаправленная социально-психологическая и педагогическая деятельность по подготовке молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, а также общественными потребностями в определенных профессиях, и представляющая собой единство практической деятельности и междисциплинарной теории[5; 6].

По мнению авторитетного специалиста в области профориентации Е.А. Климова, подрастающему поколению необходима качественная помощь в процессе профессионального самоопределения [3]. Он считает: «… важны не мероприятия по профессиональной ориентации сами по себе, а некоторые ценные приращения к сознанию, личности, психике школьников»[3, с. 6]. Поэтому профориентационную работу следует начинать заблаговременно. Эта идея лежит в основе принципа предварительной профориентационной работы со школьниками. Н.Ф. Гейжан и А.Йовайша в своих работах подчеркивают необходимость предварительной подготовки к профессиональному выбору, которая заключается в формировании профессиональных интересов в рамках учебного процесса профессиональной практики [2,с.47].

Еще одним условием эффективности профориентационной деятельности является полнота учета основных факторов выбора профессии.Здесь за основу можно взять «три кита» профориентации(по Е.А.Климову): учет желаний (хочу), возможностей (могу) и потребностей рынка (надо). Педагог, помогая принимать решение, должен научить учитывать три важнейшие составляющие профессионального выбора (рис. 1).

Рис. 1. Составляющие профессионального выбора

Что касается роли педагога в сфере профориентации, то многие исследователи (С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, Е.В. Титов) рассматривают роль современного педагога-профориентатора как фасилитатора, чья деятельность ориентирована «на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней» [4, с. 11].

Выделяют следующие субъекты профориентации.

·                              Конкретная самоопределяющаяся личность.

·                              Семья.

·                              Психолого-педагогическая наука в лице конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику.

·                              Психологические центры и службы.

·                              Образовательные учреждения, прежде всего школа.

·                              Профессиональные образовательные заведения.

·                              Фирмы, организации, предприятия.

·                              Органы управления.

·                              Государство.

Особенностью профориентационной работы в высшем профессиональном учебном заведении является то, что она направлена не на ознакомление с содержанием и требованиями к профессиям. Необходимо предоставлять информацию выпускникам о специальностях, по которым ведется подготовка,о проходных баллах,перспективах трудоустройства, преподавательском составе, а также дополнительные сведения о вузе (наличие общежития, организация культурных, развлекательных, спортивных мероприятий и др.).

Целью исследования стало изучение особенностей принятия решения о поступлении в ЮРГПУ (НПИ) им. М.И.Платова и выборе специальности абитуриентами для поиска новых возможностей профориентационной деятельности вуза.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить источники получения информации о вузе;

2) изучить особенности мотивации принятия решения о поступлении в данный вуз,

3) определить категории людей, влияющих на принятие решения.

Среди студентов первого курса ЮРГПУ (НПИ) им. М.И.Платова было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 1000 респондентов. Каждому участнику опроса было предложено ответить на три вопроса анкеты:

1. Из каких источников Вы узнали о нашем вузе?

2. Почему Вы выбрали наш вуз?

3. Какую и где необходимо размещать информацию о вузе для оптимизации осведомленности абитуриентов?

Результаты исследования показали, что на вопрос «Из каких источников Вы узнали о нашем вузе?» 40% опрошенных ответили, что узнали о нем на официальном сайте, 15% - в социальных сетях, 30% - от друзей, 15% - от агитационной бригады вуза. Таким образом, 55% получили информацию с помощью Интернета, 45% - в результате общения. Это вполне соответствует современной тенденции широкого проникновения Интернета в жизнь молодежи. Поэтому необходимо как можно активнее использовать этот канал передачи сведений о вузе: размещение полной информации на официальном сайте ЮРГПУ (НПИ), создание групп в социальных сетях («Одноклассники», «Вконтакте», Facebook), размещение рекламы на других сайтах. Однако информирование в результате общения с представителями вуза, сверстниками также играет важную роль. Этоподтвердили ответы на третий вопрос анкеты.

На вопрос «Какую и где необходимо размещать информацию о вузе для оптимизации осведомленности абитуриентов?» ответы были следующими: 60% опрошенных считают, что необходимо приезжать в школы и рассказывать абитуриентам об условиях поступления в вуз; 20% считают, что следует обеспечить более частую трансляцию рекламы вуза по телевидению и радио; 8% рекомендуют создать официальную группу вуза в социальных сетях, а остальные 12% предлагают оставить все без каких-либо изменений. Таким образом, большинство молодых людей считают, что необходимо общение с представителями вуза, при этом можно не только получить полную информацию, но и задать вопросы.

Особенности мотивации выбора были выявлены при ответе на вопрос «Почему Вы выбрали наш вуз?». 70% респондентов ответили, что прислушались к мнению родителей, 10% от числа всех опрошенных выбрали наш вуз по рекомендации друзей, 10% отметили, что проходили по баллам, а остальные 10% являются жителями Новочеркасска, поэтому отдали предпочтение вузу родного города.Таким образом, можно сделать выводы о том, что мнение родителей по-прежнему играет важнейшую роль при выборе вуза, так как в возрасте 16-18 лет выпускникам зачастую не хватает жизненного опыта для того, что бы сделать правильный выбор, а сделать его поможет только полная информация о вузе. Поэтому родители также должны стать отдельной целевой аудиторией информирования об учебном заведении (на родительских собраниях, на дне открытых дверей в вузе и др.).

Как показало наше исследование, основным источником информации для выпускников послужил Интернет, а именно официальный сайт вуза с полным перечнем факультетов, направлений, контактной информацией, условий поступления и т.д. Но, несмотря на это, более 80% считают, что система информирования выпускников не идеальна. Так,участниками исследования было предложено чаще направлять агитационные бригады в школы, тем самым обеспечить живое общение выпускников с представителями вуза. Такой способ информирования потребует определенных затрат, но может быть оправдан.

Таким образом, профориентационная работа вуза может быть усовершенствована в направлении организации встреч, ознакомительных бесед с родителями выпускников, а также созданияинформационных материалов о ЮРГПУ (НПИ) им. М.И.Платова в сети Интернет.

 

Результаты работы получены при поддержке проекта № 2873 «Теория, методика и технологии профессионального образования по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики», выполняемого в рамках базовой части государственного задания № 2015/143.

Рецензенты:

Шемет О.В., д.п.н., профессор, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск;

Рудакова И.А., д.п.н.,профессор кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.