Выбор абитуриентами вуза является задачей, от успешного решения которой зависит их дальнейшая судьба. Выпускник понимает, что образование является в настоящее время неотъемлемой составляющей всей его жизни. Поэтому спрос на образовательные услуги очень велик. Конкурентные преимущества обеспечивают себе те вузы, которые обладают высоким интеллектуальным потенциалом, позволяющим создавать уникальные компетенции и наращивать активы [1].
В последние годы среди высших учебных заведений развернулась конкурентная борьба за абитуриентов. Снижение количества выпускников школ, связанное с демографическим спадом, заставляет вузы привлекать в ряды своих учащихся абитуриентов с как можно большим количеством баллов.
Однако стремление заполучить студентов любой ценой не способно обеспечить учебному заведению безусловный успех. Студенты, попавшие в вуз случайно, в результате импульсивного решения, как правило,показывают отсутствие интереса, мотивации, низкие результаты в учебе и зачастую становятся вероятными кандидатами на отчисление. Поэтому вузы заинтересованы в привлечении таких студентов, которые осознанно и целенаправленно выбирают специальность и образовательное учреждение. Это требует дополнительных усилий по созданию системы профориентационной работы, которая бы учитывала особенности мотивации принятия решения, источников получения информации, категорий людей, влияющих на принятие решения о профессиональном выборе.
В современной педагогике термин «профориентация» рассматривается как целенаправленная социально-психологическая и педагогическая деятельность по подготовке молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, а также общественными потребностями в определенных профессиях, и представляющая собой единство практической деятельности и междисциплинарной теории[5; 6].
По мнению авторитетного специалиста в области профориентации Е.А. Климова, подрастающему поколению необходима качественная помощь в процессе профессионального самоопределения [3]. Он считает: «… важны не мероприятия по профессиональной ориентации сами по себе, а некоторые ценные приращения к сознанию, личности, психике школьников»[3, с. 6]. Поэтому профориентационную работу следует начинать заблаговременно. Эта идея лежит в основе принципа предварительной профориентационной работы со школьниками. Н.Ф. Гейжан и А.Йовайша в своих работах подчеркивают необходимость предварительной подготовки к профессиональному выбору, которая заключается в формировании профессиональных интересов в рамках учебного процесса профессиональной практики [2,с.47].
Еще одним условием эффективности профориентационной деятельности является полнота учета основных факторов выбора профессии.Здесь за основу можно взять «три кита» профориентации(по Е.А.Климову): учет желаний (хочу), возможностей (могу) и потребностей рынка (надо). Педагог, помогая принимать решение, должен научить учитывать три важнейшие составляющие профессионального выбора (рис. 1).
Рис. 1. Составляющие профессионального выбора
Что касается роли педагога в сфере профориентации, то многие исследователи (С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, Е.В. Титов) рассматривают роль современного педагога-профориентатора как фасилитатора, чья деятельность ориентирована «на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней» [4, с. 11].
Выделяют следующие субъекты профориентации.
· Конкретная самоопределяющаяся личность.
· Семья.
· Психолого-педагогическая наука в лице конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику.
· Психологические центры и службы.
· Образовательные учреждения, прежде всего школа.
· Профессиональные образовательные заведения.
· Фирмы, организации, предприятия.
· Органы управления.
· Государство.
Особенностью профориентационной работы в высшем профессиональном учебном заведении является то, что она направлена не на ознакомление с содержанием и требованиями к профессиям. Необходимо предоставлять информацию выпускникам о специальностях, по которым ведется подготовка,о проходных баллах,перспективах трудоустройства, преподавательском составе, а также дополнительные сведения о вузе (наличие общежития, организация культурных, развлекательных, спортивных мероприятий и др.).
Целью исследования стало изучение особенностей принятия решения о поступлении в ЮРГПУ (НПИ) им. М.И.Платова и выборе специальности абитуриентами для поиска новых возможностей профориентационной деятельности вуза.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить источники получения информации о вузе;
2) изучить особенности мотивации принятия решения о поступлении в данный вуз,
3) определить категории людей, влияющих на принятие решения.
Среди студентов первого курса ЮРГПУ (НПИ) им. М.И.Платова было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 1000 респондентов. Каждому участнику опроса было предложено ответить на три вопроса анкеты:
1. Из каких источников Вы узнали о нашем вузе?
2. Почему Вы выбрали наш вуз?
3. Какую и где необходимо размещать информацию о вузе для оптимизации осведомленности абитуриентов?
Результаты исследования показали, что на вопрос «Из каких источников Вы узнали о нашем вузе?» 40% опрошенных ответили, что узнали о нем на официальном сайте, 15% - в социальных сетях, 30% - от друзей, 15% - от агитационной бригады вуза. Таким образом, 55% получили информацию с помощью Интернета, 45% - в результате общения. Это вполне соответствует современной тенденции широкого проникновения Интернета в жизнь молодежи. Поэтому необходимо как можно активнее использовать этот канал передачи сведений о вузе: размещение полной информации на официальном сайте ЮРГПУ (НПИ), создание групп в социальных сетях («Одноклассники», «Вконтакте», Facebook), размещение рекламы на других сайтах. Однако информирование в результате общения с представителями вуза, сверстниками также играет важную роль. Этоподтвердили ответы на третий вопрос анкеты.
На вопрос «Какую и где необходимо размещать информацию о вузе для оптимизации осведомленности абитуриентов?» ответы были следующими: 60% опрошенных считают, что необходимо приезжать в школы и рассказывать абитуриентам об условиях поступления в вуз; 20% считают, что следует обеспечить более частую трансляцию рекламы вуза по телевидению и радио; 8% рекомендуют создать официальную группу вуза в социальных сетях, а остальные 12% предлагают оставить все без каких-либо изменений. Таким образом, большинство молодых людей считают, что необходимо общение с представителями вуза, при этом можно не только получить полную информацию, но и задать вопросы.
Особенности мотивации выбора были выявлены при ответе на вопрос «Почему Вы выбрали наш вуз?». 70% респондентов ответили, что прислушались к мнению родителей, 10% от числа всех опрошенных выбрали наш вуз по рекомендации друзей, 10% отметили, что проходили по баллам, а остальные 10% являются жителями Новочеркасска, поэтому отдали предпочтение вузу родного города.Таким образом, можно сделать выводы о том, что мнение родителей по-прежнему играет важнейшую роль при выборе вуза, так как в возрасте 16-18 лет выпускникам зачастую не хватает жизненного опыта для того, что бы сделать правильный выбор, а сделать его поможет только полная информация о вузе. Поэтому родители также должны стать отдельной целевой аудиторией информирования об учебном заведении (на родительских собраниях, на дне открытых дверей в вузе и др.).
Как показало наше исследование, основным источником информации для выпускников послужил Интернет, а именно официальный сайт вуза с полным перечнем факультетов, направлений, контактной информацией, условий поступления и т.д. Но, несмотря на это, более 80% считают, что система информирования выпускников не идеальна. Так,участниками исследования было предложено чаще направлять агитационные бригады в школы, тем самым обеспечить живое общение выпускников с представителями вуза. Такой способ информирования потребует определенных затрат, но может быть оправдан.
Таким образом, профориентационная работа вуза может быть усовершенствована в направлении организации встреч, ознакомительных бесед с родителями выпускников, а также созданияинформационных материалов о ЮРГПУ (НПИ) им. М.И.Платова в сети Интернет.
Результаты работы получены при поддержке проекта № 2873 «Теория, методика и технологии профессионального образования по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики», выполняемого в рамках базовой части государственного задания № 2015/143.
Рецензенты:Шемет О.В., д.п.н., профессор, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск;
Рудакова И.А., д.п.н.,профессор кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.
Библиографическая ссылка
Лебедева Н.С., Нефедов В.В., Ревин И.А., Червоная И.В. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ АБИТУРИЕНТАМИ О ВЫБОРЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20702 (дата обращения: 07.12.2024).