Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROBLEMS AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN DISTANCE HIGHER EDUCATION

Goreva O.M. 1 Osipova L.B. 2
1 Tyumen state oil and gas university
2 Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering
The Russian system of higher education has a fundamental scientific base, which allows the graduate to prepare a fully developed, but which came the era of information and globalization in education require modernization, new approaches to the organization of the high school. Today, the classical methods of teaching do not fully use the potential of information technology in education, accessible to teachers and students. The combination of powerful and affordable information technology, computerization of the population led to the emergence of new specific technologies in education, allowing students to study at a considerable distance from the main high school, which resulted in the formation of distance education. However, the lack of direct communication between the teacher and the student eliminates the possibility of education of student´s personality, remotely transmitted knowledge lose their emotional impact, which reduces the level of student interest in learning.
the education system
education
information technology
distance education
distance learning

Развитие современного общества происходит на фоне глобализационных процессов, обусловливающих появление новых требований к субъекту любой сферы деятельности. Базовыми требованиями являются умения ориентироваться в массиве поступающей информации, действовать в условиях недостатка необходимых данных, создавать новые информационные потоки, основанные на полученной и проанализированной информации. Современному специалисту требуется постоянное обновление полученных знаний и навыков, что позволяет говорить о переходе от концепции «образование на всю жизнь» к концепции «образование через всю жизнь». В связи с этим система высшего образования становится не только мощным фактором развития общества, но и отраслью экономики, с каждым годом все больше влияющей на экономическое развитие всего государства в целом [2].

Российская система высшего образования обладает фундаментальной научной базой, позволяющей готовить всесторонне развитого выпускника, однако наступившая информационная эра и глобализация в образовании требуют ее модернизации, применения новых подходов к организации деятельности высшей школы. Сегодня классические методики обучения не в полной мере используют весь потенциал информационных технологий в образовании, доступный преподавателям и студентам. Зачастую при использовании традиционных методик преподавания студенты получают устаревшие, мало соответствующие современным реалиям сведения, которые не могут стать основой для будущей профессиональной деятельности. Важность разрешения проблемы в отношении определения соответствия уровня высшего образования тенденциям современного времени обусловливается мощным влиянием данного института на формирование личности, социальных групп, духовно-нравственного, экономического потенциала общества, на успешность адаптации человека в глобализирующемся мире. В сложившихся условиях возникает необходимость модернизации высшего образования, развития инновационных направлений обучения, сочетающих в себе гибкость, масштабность, оперативность и качество получения знаний, базирующихся на современных информационных технологиях [3].

Информационная эпоха характеризуется повсеместной интеграцией несовместимых ранее областей человеческого знания. Подобные процессы характерны для современной системы образования. Сочетание доступных информационных технологий, компьютеризация населения обусловили появление новых, специфических технологий в образовании, позволяющих студентам обучаться на значительном расстоянии от вуза, что в результате привело к формированию дистанционного образования. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ говорится, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [12].

В свою очередь Ю.Г. Фокин считает, что образование – это «система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида» [13]. Приведенные определения позволяют отметить, что в понятие «образование» вкладывается множество взаимосвязанных и взаимодействующих между собой компонентов, образующих систему.

Новая информационная эра, процессы глобализации во всех сферах человеческой деятельности заставляют трансформироваться и систему образования, способствуя появлению новых форм и технологий обучения, среди которых ведущее место занимают технологии дистанционного обучения [1]. Сегодня дистанционное образование является предметом активной научной дискуссии. Так, в Бюллетене по проблемам информатизации высшей школы (1995 г.) дистанционное обучение определяется как «совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, их интерактивное взаимодействие с преподавателями в процессе обучения, предоставление возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала [6].

В Российской Федерации с начала 1990-х гг. дистанционное обучение приобретает официальный статус. Несколько позднее была принята Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России (1995 г.), созданная для повышения доступности и качества учебных программ, обусловленная высокой социальной значимостью дистанционного образования, сформировавшихся потребностей в нем и наличия у России необходимого кадрового педагогического, научно-технического и научно-методического потенциалов и финансовых возможностей [9]. В Концепции приводилась общая характеристика дистанционного обучения, определялись цели и задачи дистанционного образования, основные принципы создания и развертывания в масштабах страны системы дистанционного образования, финансирование данных инноваций, а также излагалась социальная и экономическая значимость систем дистанционного образования для России.

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присутствует определение «электронное обучение», которое не в полной мере является синонимом дистанционного обучения. Для дистанционного обучения принципиально не важно, каким образом образовательные материалы будут доставляться от вуза к студенту. В то же время электронное обучение подразумевает доставку всего образовательного материала в электронном виде с использованием компьютерных сетей. Следовательно, дистанционное обучение может использовать электронное обучение для достижения поставленных целей, а может и не использовать [12].

По мнению В.Г. Домрачеева, дистанционное обучение – «новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видеотехники, аудиотехники, космической и оптоволоконной техники» [7]. Одновременно Е.С. Полат полагает, что «дистанционное обучение – это организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций) [10]. Группа ученых (А.Н. Тихонов, А.Е. Абрамешин и др.) считают, что дистанционное обучение – «систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени» [11]. Уместно привести определение «дистанционное обучение», данное В.Г. Кинелевым: «Дистанционное образование справедливо называют образовательной системой ХХI века». Его можно рассматривать как одно из магистральных направлений глобальных образовательных реформ, происходящих в нашей стране [8]. Однако приведенные выше определения «дистанционного обучения» не раскрывают его сущность в полной мере.

Авторами статьи было проведено исследование, методом исследования выбран опрос. Опросу подлежали 35 экспертов и 135 студентов. Целью социологического опроса являлось определение текущего состояния и перспектив развития дистанционного высшего образования в государственных вузах с учетом процессов модернизации российского образования. Поставлены следующие задачи:

  • выявить преимущества и недостатки дистанционного обучения в сравнении с традиционными формами обучения;
  • определить основные факторы, влияющие на результативность дистанционного образования;
  • определить готовность руководства университетов вкладывать ресурсы в развитие систем дистанционного образования.

Отбор экспертов для участия в опросе проходил по принципу их непосредственной включенности в процесс развития дистанционного образования в высшем учебном заведении на руководящей должности и респондентов, непосредственно обучающихся по данной программе. Половина экспертов, помимо управленческой деятельности, непосредственно работает с дистанционно обучающимися студентами, 33,3% не работают со студентами, но участвуют в организации процесса обучения, еще 16,7% планируют работать со студентами в области дистанционного обучения в ближайшем будущем.

В ходе анализа полученных результатов исследования стало очевидно, что все опрошенные эксперты отмечают важность технологий дистанционного обучения в вузе, в том числе 77,7% считают, что оно имеет высокую значимость уже сегодня, а 22,3% говорят о росте значимости дистанционных технологий обучения уже в скором будущем. Оценивая важность технологий дистанционного обучения на современном этапе развития высшего образования, эксперты отмечают, что «данные технологии важны, поскольку расширяют границы образовательного взаимодействия»; «важны, поскольку дают возможность обучаться вне зависимости от расположения вуза и занятости обучающегося»; «дают больше возможностей для вузов в условиях глобализации».

Эксперты, считающие, что технологии дистанционного обучения будут важны в будущем (57%), обосновали свой ответ следующим образом: «сейчас информационная инфраструктура систем дистанционного обучения в университетах недостаточно развита, хотя спрос на дистанционные образовательные услуги возрастает с каждым годом» (21%); «технологии дистанционного обучения актуальны для РФ, однако их можно реализовывать после создания хорошей материальной базы у вузов (18%), что предполагает хорошее финансирование данных технологий» (18%). При этом отмечены эксперты, которые скептично настроены по отношению к информационным технологиям, недооценивают их текущий уровень развития и широкие возможности для высшего образования, полагая, что необходимо дополнительное время для развития интернет-технологий в России (28%).

Следует отметить, что подавляющее большинство экспертов (57%) полагают, что наличие возможностей для дистанционного обучения в вузах влияет на их конкурентоспособность в образовательном пространстве, и только 5,6% экспертов уверены, что использование в университетах дистанционного обучения никаким образом не влияет на уровень конкурентоспособности. Данные выводы подтверждают необходимость развития технологий дистанционного обучения в высшей школе и подчеркивают важность этого процесса в силу их значительного влияния на конкурентоспособность университетов в современном образовательном пространстве.

Большое значение имеет экспертная оценка готовности преподавателей к работе в дистанционном формате с обучающимися студентами. Результаты экспертного опроса показали, что, несмотря на понимание важности дистанционного обучения, преподаватели университетов достаточно настороженно относятся к перспективам преподавания дистанционным студентам (37%). Подобный ответ экспертов прямо пропорционально зависит от текущего уровня развития технологий и общего состояния дистанционного обучения в университетах. Значительное количество настороженно относящихся к дистанционному преподаванию сотрудников вузов свидетельствует о начальном этапе внедрения технологий дистанционного обучения в образовательную деятельность высших учебных заведений. Однако, несмотря на настороженное отношение значительной части преподавателей к перспективам их участия в дистанционном обучении студентов, результаты экспертного опроса показывают, что только 16,7% опрошенных экспертов полагают, что преподаватели их вузов не готовы к дистанционному преподаванию. Таким образом, полученные результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что в основном вузы осознают трудности преподавателей при внедрении технологий дистанционного обучения в образовательный процесс. В то же время они нацелены на необходимость подготовки преподавателей для такого образовательного процесса и готовы тратить силы и средства на самостоятельную подготовку педагогических кадров для дистанционного обучения студентов.

Безусловно, наиболее престижной формой обучения, как подтверждают эксперты и студенты, является очная форма. Однако при ответе на вопрос: «Какова цель получения профессионального образования в форме дистанционного обучения?» ответы экспертов и респондентов распределились следующим образом (рис.1):

Рис. 1. Мнения респондентов и экспертов в отношении выбора вида обучения, в %

Студенты в основном указали на личную заинтересованность в получении высшего образования (59%) и производственную необходимость (47%), в то время как выпускники подчеркнули производственную необходимость как важнейший фактор приобретения дистанционного образования (83%) и 57% — личную заинтересованность в высшем образовании. Показательно, что высшее образование для работающих специалистов уже стало явной необходимостью, а для студентов оно весьма гипотетично. Существенное различие прослеживается в ответах преподавателей и работодателей. Для работодателей главный фактор – производственная необходимость (70%) и наличие диплома о высшем образовании (55%). Преподаватели отметили производственную необходимость (18%) и получение диплома о высшем образовании (85%) [5].

При определении факторов, замедляющих процесс внедрения дистанционного обучения в вузах, отмечены следующие:

  • высокая стоимость разработки, внедрения, поддержки систем дистанционного обучения;
  • отсутствие необходимой технической поддержки для внедрения в учебный процесс дистанционного обучения;
  • отсутствие специально подготовленных к работе в дистанционном режиме квалифицированных преподавателей;
  • отсутствие в вузах полноценных электронных курсов дистанционного обучения;
  • низкий уровень качества дистанционного обучения.

Если учесть, что на качество дистанционного образования влияет, с одной стороны, электронная образовательная среда, в которой происходит процесс обучения, с другой – уровень подготовки электронных курсов и преподавателей, то недостаточное качество любого компонента дистанционного образовательного процесса обусловливает снижение качества подготовки студентов, ставя под угрозу доверие к дистанционному высшему образованию [4].

В ходе опроса особый интерес вызвал вопрос: «Ваши предложения по развитию и совершенствованию дистанционного образования?» Результаты ответов распределились следующим образом: для совершенствования дистанционного образования большинство выпускников (83%) считают необходимым строгий контроль за качеством подготовки специалистов в дистанционном режиме, указывают на повышение престижа ДО 41% студентов и 83% выпускников. 66% выпускников; 47% студентов отметили значимость участия в разработке образовательных программ работодателей, 54% выпускников и 35% студентов — проведение активной рекламной кампании, 80% выпускников и 24% студентов – официальное признание документа об образовании, полученном дистанционно.

По мнению преподавателей, для совершенствования системы ДО следует усилить практическую часть в дистанционном образовании (67%), сочетать дистанционное образование с очной формой обучения (39%), а также усилить признание полученного документа об образовании работодателями (36%). Основная масса работодателей (88%) считает, что следует усилить контроль качества ДО, 82% высказались за сочетание дистанционного образования с очной формой обучения.

Таким образом, современная информационная эпоха позволяет создавать качественные электронные среды для дистанционного обучения студентов, что позволит решить проблему повышения качества получаемого образования.

Рецензенты:

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.