Мультимедийные образовательныетехнологии как элемент личностно-ориентированного подхода в обучении
Интенсивные процессы информатизации образования обусловлены современными требованиями общества к специалистам, которые заключаются, в первую очередь, в умении ориентироваться в огромных информационных потоках, самостоятельно получать необходимую информацию, то есть обладающих определенным уровнем информационной культуры. Информационная культура современного специалиста складывается из знаний о структуре, функционировании информационной среды, а также умений и навыков взаимодействия с ней. Подготовить к профессиональной деятельности информационно-грамотного специалиста невозможно без учета потребностей и возможностей самого обучающегося в саморазвитии и самоопределении, развития уникальных качеств личности, которые будут отвечать запросам современного общества.
Возможности личностно-ориентированного подхода в обучении при активно внедряющихся современных технологиях во все сферы деятельности человека реализуются совместно с глобальной информатизацией образования, заключающейся в разработке и использовании информационно-коммуникационных технологий для достижения целей обучения, воспитания и развития. Используемые информационные образовательные технологии оказывают существенное влияние на форму организации, содержания и методики реализации всех учебных дисциплин и процесса обучения в целом. Выбор используемых в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий зависит, в первую очередь, от особенностей учебной дисциплины, специфики учебного материала и иных факторов. Однако существуют технологии, обладающие высоким потенциалом эффективного использования в обучении, независимо ни от учебной дисциплины, ни от категории обучающихся. К данному классу универсальных информационных образовательных технологий относятся мультимедийные технологии.
Использование мультимедийных технологий в обучении обусловлено данными многолетних исследований (И.В. Роберт, М.А. Гуриев) о влиянии аудиовизуального ряда на усвоение и воспроизведение полученной информации. Мультимедиа-технологии, обогащая процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонент обучающегося, являются одним из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Успешность применения современных технологий в образовании напрямую зависит от уровня программного и методического обеспечения учебного процесса, а также от уровня квалификации преподавательского состава. Примером компьютерного программного обеспечения, поддерживающих технологию мультимедиа, являются PowerPoint, MovieMaker, iMovie. Современная система образования подразумевает оснащение учебных помещений средствами интерактивного мультимедийного оборудования и информационными системами для активного выступления преподавателя и эффективного восприятия изложенной информации обучающимися.
Мультимедиа-технологии представляют собой комплекс взаимодействующих визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения, т.е. единое представление текста, звука, графики, фото-, видеоматериалов. Самыми распространенными мультимедийными средствами в обучении являются: презентации (линейные и интерактивные), анимационные и видео-ролики, интерактивные доски, гипертексты, интерактивные игры, мультимедиа-галереи, интерактивные тренажеры, виртуальная реальность[3]. Применение мультимедиа-технологий на занятии через визуализацию и интерактивность активизирует познавательную деятельность обучаемого и развивает алгоритмический стиль мышления. Проведение занятия с использованием технических средств, поддерживающих мультимедиа технологии, позволяет рассматривать проблемные вопросы в интерактивном режиме. Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на понимание содержания учебного занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия (мероприятия)[1]. Образовательные ресурсы данного вида информационных технологий способствуют формированию среды, которая позволяет обеспечить условия для достижения целей современного образования, заключающихся в формировании ключевых компетенций (в первую очередь информационной).
Помимо указанных преимуществ, необходимо отметить высокое значение мультимедиа-технологий при реализации принципов личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где на первое место ставится личность обучающегося, ее самоопределение, самоценность, субъектный (личностный) опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием учебной дисциплины [1]. Под личностно ориентированным подходом понимается такой тип образовательного процесса, в котором личности ученика и учителя выступают как его субъекты, ибо целью обучения провозглашается развитие личности учащегося, его индивидуальности и способностей; при этом учитываются ценностные ориентации учащегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его внутренняя модель мира [2].
Личностно-ориентированное обучение предполагает ориентацию образовательного процесса на способности отдельного обучающегося. Именно в личностно-ориентированном подходе в обучении основными мотивами являются саморазвитие и самореализация обучающегося. Обучающийся меняет статус «бездумного» объекта, принимающего готовую информацию или инструкцию преподавателя, на субъект, активно участвующий в каждом этапе обучения (анализ проблемной ситуации, самостоятельный выбор способов и форм решения учебной задачи, определение причин ошибок и неудач). Личностно-ориентированный подход подразумевает отказ педагога от привычной методики проведения занятия - равнение на «среднего ученика». При личностном подходе в образовании принцип индивидуализации - основной элемент создания образовательной среды, в которой не происходит нивелирования обучающихся. В рассматриваемом подходе задача преподавателя создать ситуацию, в которой есть место самореализации, раскрытию своих способностей, оптимизации самооценки в правильности выбора способа решения задачи.
Основной из главных характеристик личностно-ориентированного подхода в обучении выделяютсаморазвитие. Использование мультимедийных технологий в обучении подразумевает работу в качестве автора электронных ресурсов как преподавателя, так и обучающегося. В результате работы над мультимедиа-проектом происходит освоение компьютерной мультимедиа-технологии, что приводит к накоплению базового набора знаний по информатическим дисциплинам и формированию информационной компетентности. Обучающийся получает возможность личностного саморазвития, что подразумевает приобретениеличностного опыта.
Одним из признаков развития личностного опыта является умение предоставить результаты своей деятельности в доступной и понятной форме, путем эффективного использования мультимедийных технологий. Следовательно, самостоятельная разработка обучающимся одного из видов мультимедиа-средств обучения влечет всестороннее изучение темы, структурирование подобранного материала, концентрированного представления материала в виде мультимедиа-продукта.
Кроме того, мультимедийные экранные среды, проектируемые обучающимися, обладают диагностическими свойствами: по их структуре, содержанию и форме можно судить об уровне рефлексивно-творческого развития будущего специалиста [5]. В данном случае предметом оценки является как правильное выполнение задания, так и творческий и рациональный подход к поиску способов решения поставленной задачи.
На основании вышеизложенного можно резюмировать, что применение мультимедиа-продуктов в рамках личностно-ориентированного обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса в целом, формированию целостной, интеллектуальной и информационно-грамотной личности.
Рецензенты:СтолярчукЛ.И.,д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград;
Сафронова Е.М., д.п.н.,профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград.