Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

Петрякова С.В. 1 Дусева Н.Ю. 1
1 ФГКОУ ВПО Волгоградская академия МВД России
В статье рассматриваются понятия «мультимедийные технологии», «личностно-ориентированный подход в обучении». Возможности современных мультимедийных образовательных технологий позволяют реализовать основные принципы личностно-ориентированного подхода в образовании, воспитании и развитии обучающихся. Проведенный анализ мультимедийных образовательных ресурсов выявил их высокий личностно-развивающий потенциал. Авторы указывают, что в качестве структурных элементов личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо выделить саморазвитие и самоопределение обучающихся. Работа в роли автора мультимедиа-проектапозволяет обучающимся освоить компьютерные мультимедиа-технологии, что приводит к накоплению базового набора знаний по информатическим дисциплинам и формированию информационной компетентности.Мультимедийные экранные среды, проектируемые обучающимися, также обладают диагностическими свойствами: по их структуре, содержанию и форме можно судить об уровне рефлексивно-творческого развития будущего специалиста.
личностно-ориентированный подход в обучении.
мультимедийная образовательная среда
информационные технологии
1. Дусева Н.Ю. Особенности обучения информационным технологиям иностранных слушателей в ВА МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. Вып. 1 (28) 2014: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2014. – С. 151.
2. Кучманова Е. Г. Мультимедийные технологии в личностно-ориентированном обучении младших школьников [Текст] / Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 329-331.
3. Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / А.В. Осин, И.И. Калина// Документы и материалы деятельности Федерального агентства по образованию. Режим доступа: http:// www. ed.gov.ru / news/ konkurs/ 5692.
4. Ходякова Н. В. Экранные компьютерные среды в подготовке юриста. Руководство по созданию мультимедиа-проекта: учеб. пособие/ Н.В. Ходякова, А.А. Тимофеева. – Волгоград: ВА МВД России, 2008. – 112 с.
5. Шелехова Л. В. Личностно-ориентированное обучение решению сюжетных задач. – Майкоп: АГУ, 2009. – 212 с.

Мультимедийные образовательныетехнологии  как элемент личностно-ориентированного подхода в обучении

Интенсивные процессы информатизации образования обусловлены современными требованиями общества к специалистам, которые заключаются, в первую очередь, в умении ориентироваться в огромных информационных потоках, самостоятельно получать необходимую информацию, то есть обладающих определенным уровнем информационной культуры.  Информационная культура современного специалиста складывается из знаний о структуре, функционировании информационной среды, а также умений и навыков взаимодействия с ней. Подготовить к профессиональной деятельности информационно-грамотного специалиста невозможно без учета  потребностей и возможностей самого обучающегося в саморазвитии и самоопределении,  развития уникальных качеств личности, которые будут отвечать  запросам  современного общества.

Возможности личностно-ориентированного подхода в обучении при активно внедряющихся современных технологиях во все сферы деятельности человека реализуются совместно с глобальной информатизацией образования, заключающейся в разработке и использовании информационно-коммуникационных технологий для достижения целей обучения, воспитания и развития. Используемые информационные образовательные технологии оказывают существенное влияние на форму организации, содержания и методики реализации всех учебных дисциплин и процесса обучения в целом. Выбор используемых в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий зависит, в первую очередь, от особенностей учебной дисциплины, специфики учебного материала и иных факторов. Однако существуют технологии, обладающие высоким потенциалом эффективного использования в обучении, независимо ни от учебной дисциплины, ни от категории обучающихся. К данному классу универсальных информационных образовательных технологий относятся мультимедийные технологии.

Использование мультимедийных технологий в обучении обусловлено данными многолетних исследований (И.В. Роберт, М.А. Гуриев) о влиянии аудиовизуального ряда на усвоение и воспроизведение полученной информации. Мультимедиа-технологии, обогащая процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонент обучающегося, являются одним из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Успешность применения современных технологий в образовании напрямую зависит от уровня программного и методического обеспечения учебного процесса, а также от уровня квалификации преподавательского состава. Примером компьютерного программного обеспечения, поддерживающих технологию мультимедиа, являются PowerPoint, MovieMaker, iMovie. Современная система образования подразумевает оснащение учебных помещений средствами интерактивного мультимедийного оборудования и информационными системами для активного выступления преподавателя и эффективного восприятия изложенной информации обучающимися.

Мультимедиа-технологии представляют собой комплекс взаимодействующих визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения, т.е. единое представление текста, звука, графики, фото-, видеоматериалов. Самыми  распространенными мультимедийными средствами в обучении  являются: презентации (линейные и интерактивные), анимационные и видео-ролики, интерактивные доски, гипертексты, интерактивные игры, мультимедиа-галереи, интерактивные тренажеры, виртуальная реальность[3]. Применение мультимедиа-технологий  на занятии через визуализацию и интерактивность активизирует познавательную деятельность обучаемого и развивает алгоритмический стиль мышления.  Проведение занятия с использованием технических средств, поддерживающих мультимедиа технологии, позволяет рассматривать проблемные вопросы в интерактивном режиме. Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на  понимание  содержания учебного занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия (мероприятия)[1]. Образовательные ресурсы данного вида информационных технологий способствуют формированию среды, которая позволяет обеспечить условия для достижения целей современного образования, заключающихся в формировании ключевых компетенций (в первую очередь информационной).

Помимо указанных преимуществ, необходимо отметить высокое значение мультимедиа-технологий при реализации принципов личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где на первое место ставится личность обучающегося, ее самоопределение, самоценность, субъектный (личностный) опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием учебной дисциплины [1]. Под личностно ориентированным подходом понимается такой тип образовательного процесса, в котором личности ученика и учителя выступают как его субъекты, ибо целью обучения провозглашается развитие личности учащегося, его индивидуальности и способностей; при этом учитываются ценностные ориентации учащегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его внутренняя модель мира [2].

Личностно-ориентированное обучение предполагает ориентацию образовательного процесса на способности отдельного обучающегося. Именно в личностно-ориентированном подходе в обучении основными мотивами являются саморазвитие и самореализация обучающегося. Обучающийся меняет статус «бездумного» объекта, принимающего готовую информацию или инструкцию преподавателя, на субъект, активно участвующий в каждом этапе обучения (анализ проблемной ситуации, самостоятельный выбор способов и форм решения учебной задачи, определение причин ошибок и неудач).  Личностно-ориентированный  подход  подразумевает  отказ  педагога  от  привычной  методики проведения занятия - равнение на «среднего ученика». При личностном подходе в образовании принцип индивидуализации - основной элемент создания образовательной среды, в которой не происходит нивелирования обучающихся. В рассматриваемом подходе задача преподавателя создать ситуацию, в которой есть место самореализации, раскрытию своих способностей, оптимизации самооценки в правильности выбора способа решения задачи.

Основной из главных характеристик личностно-ориентированного подхода в обучении  выделяютсаморазвитие. Использование мультимедийных технологий в обучении подразумевает работу в качестве автора электронных ресурсов как преподавателя, так и обучающегося. В результате работы над мультимедиа-проектом происходит освоение компьютерной мультимедиа-технологии, что приводит к накоплению базового набора знаний по информатическим дисциплинам и формированию информационной компетентности. Обучающийся получает возможность личностного саморазвития, что подразумевает приобретениеличностного опыта.

Одним из признаков развития личностного опыта является умение предоставить результаты своей деятельности в доступной и понятной форме, путем эффективного использования мультимедийных технологий. Следовательно, самостоятельная разработка обучающимся одного из видов мультимедиа-средств обучения влечет всестороннее изучение темы, структурирование подобранного материала, концентрированного представления материала в виде мультимедиа-продукта.

Кроме того, мультимедийные экранные среды, проектируемые обучающимися, обладают диагностическими свойствами: по их структуре, содержанию и форме можно судить об уровне рефлексивно-творческого развития будущего специалиста [5].  В данном случае предметом оценки является как правильное выполнение задания, так и творческий и рациональный подход к поиску способов решения поставленной задачи. 

На основании вышеизложенного можно резюмировать, что применение мультимедиа-продуктов в рамках личностно-ориентированного обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса в целом, формированию целостной,  интеллектуальной и информационно-грамотной личности.

Рецензенты:

СтолярчукЛ.И.,д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград;

Сафронова Е.М., д.п.н.,профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград.

 


Библиографическая ссылка

Петрякова С.В., Дусева Н.Ю. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20647 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674