Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODEL TRAINING FOR REPRODUCTION SPORTS AND SPORTS INDUSTRY IN CONTINUING EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Masyagina N.V. 1
1 State Budget Institution of Additional Professional Education "Moscow sports training center" Moskomsporta
The urgency of developing a functional education issues, organizing various forms of training, particularly in relation to employment in the sector activity of the student, is becoming more urgent. Physical culture and sports are a universal mechanism of self-realization of man, his self-expression and development of physical culture promotes healthier people, the formation of habits of a healthy lifestyle. Under these conditions, one of the most important tasks is the organization of the activities of sports and sports organizations in the continuing education of the Russian Federation, to achieve the goals and objectives for the preparation of a sports reserve personnel for the sports activity, providing sports and sports and entertainment oriented physical culture and sports industry. The article presents a system of principles, built and ranked on the basis of the theoretical analysis and scientific-methodological research in the field of physical culture and sports, and the generalized model of the reproduction of cadres for sports and sports industry in continuing education in the Russian Federation.
continuing education
principles
model
sports activity
sports and sports organization
function activity
professional competence of personnel
Актуальность. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности  становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.

Физкультурно-спортивные организации участвуют в осуществлении деятельности по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья лиц, участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов [9].

С принятием нового закона об образовании в Российской Федерации выстраивается образовательная парадигма - от дошкольного образования до профессионального совершенства в трудовой деятельности. С каждым днем жизнь выдвигает новые требования к уровню знаний специалистов, и грамотно построенное непрерывное образование в системе повышения квалификации играет не маловажную роль [8].

Цель исследования. Воспроизводство кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в Российской Федерации.

Методы исследования. Осуществлен анализ научной литературы, оценка работы практических специалистов на основании документального отчета. Проведены педагогические исследования, личные аналитические заключения, обмен опытом с квалифицированными специалистами физической культуры и спорта, наблюдения в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. При построении системы непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта нужно учитывать ряд факторов деятельности специалиста в области физической культуры и спорта:

- специфика труда специалистов физической культуры и спорта, связанная с людьми и их здоровьем;

- использование в трудовой деятельности различных видов тренажёрного оборудования и специальной аппаратуры, что требует от специалиста наличия специальных знаний;

- работа с молодежью, требующая от специалиста знания психолого-педагогических особенностей каждой возрастной категории, что позволит выстроить образовательный и воспитательный процесс;

- наличие организаторских способностей, навыков и умений по организации и проведению запланированных мероприятий [6].

В ходе методологических исследований был выделен ряд принципов концепции непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта, отражающих идеи профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной области. Основными принципами построения и функционирования системы непрерывного профессионального образования по подготовке кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации являются следующие:

1. Ориентированность системы на реализацию единой государственной политики через сферу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для физкультурно-спортивной отрасли.

2. Непрерывность процесса обучения каждого специалиста физкультурно-спортивной отрасли.

3. Отбор и привлечение кадров в области физической культуры и спорта, обеспечивающих высокую эффективность функционирования системы.

4. Опережающий характер обучения.

5. Единство гуманитарной, управленческой, экономической и правовой подготовки в сочетании с углубленной специализацией в области физической культуры и спорта.

6. Оптимальность сочетания всех видов дополнительного профессионального, послевузовского образования; гибкость системы [3, 10].

Система должна охватывать все уровни физкультурно-спортивной деятельности, а значит - включать все уровни образования, причем сочетание этих уровней должно быть оптимальным для существующей кадровой ситуации и меняться с изменением этой ситуации [1].

Для реализации вышеперечисленных принципов нами была предложена обобщенная модель системы, которая включает в себя:

Данную модель системы можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Каждый элемент модели в названой системе непрерывного образования является элементом системы более высокого ранга, т.е. звеном в системе подготовки всесторонне подготовленного, способного творчески работать специалиста [1], так школа (спортивная секция) - элементарное звено системы профессиональной подготовки - уровень начальной спортивной подготовки; колледж (техникум) - элемент системы среднего специального образования - уровень спортивного совершенствования; вуз - элемент системы высшего специального образования - уровень спортивного мастерства; центр повышения квалификации - элемент системы, позволяющий пополнять полученные знания исходя из требований профессиональной деятельности, на базе полученных на предыдущих этапах модели - уровень профессионального совершенствования.

Повышение квалификации специалистов физкультурно-спортивной отрасли следует, по нашему мнению, проводить в рамках одной организации, несущей фактическую ответственность за качество физкультурно-спортивной деятельности [7]. Такой организацией должен стать учебно-спортивный Центр.

Центр повышения квалификации - это государственное бюджетное учреждение, в котором проводится многовекторная подготовка специалистов в области физкультурно-спортивного, медико-биологического, социально-психологического направления.

Центр имеет возможность оперативно реагировать как на социальный заказ общества по подготовке специалистов для физической культуры и спорта, так и на запросы обучающихся, удовлетворяя их потребности в знаниях и умениях, необходимых для решения профессиональных задач, осуществлять взаимосвязь между всеми элементами представленной модели. Так, студенты колледжа и вуза стажируются в школе, получая педагогическую практику со специалистами, которые повышают квалификацию в центре, выпускники колледжа поступают для дальнейшего обучения в вуз, специалисты, приходя на повышение квалификации в центр, проходят стажировку в колледже, выпускники вуза и колледжа приходят работать в организации физкультурно-спортивной направленности.

Гибкость образовательной системы центра позволяет добиваться максимального образовательного эффекта. Возможность в течение учебного года вводить новые и модернизировать старые учебные дисциплины дает высокий академический эффект с учетом последних научных, технических и образовательных достижений в стране и за рубежом [7].

В деятельности центра выделяется ряд условий, при которых наиболее эффективно выстраивается деятельность образовательного учреждения дополнительного профессионального образования по воспроизводству кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в России.

К таким условиям относятся:

- наличие высококвалифицированного коллектива, обладающего профессиональными навыками по организации и проведению учебно-образовательного процесса, проведению семинаров, конференций, съездов, отражающих последние сведения в области преподаваемых в центре предметов и реализующих обмен опытом между специалистами;

- оснащение современной учебно-материальной базой: аудитории, спортивные залы с инвентарем и оборудованием, научные лаборатории, библиотека, кинозал и т.д.;

- формирование преподавательского состава центра из лучших специалистов отрасли или данного направления, чьи достижения и преподавательские возможности уже апробированы и не вызывают никаких сомнений;

- наличие издательского и рекламного ресурса. Наличие издательского отдела при центре позволяет достаточно оперативно публиковать последние нововведения по профессии и проводить соответствующий обмен опытом;

- центр является органом пропаганды, агитации и других видов распространения идей здорового образа жизни и последних научных достижений. Центр должен располагать мощным зарядом рекламных возможностей, пользуясь которыми возможно проводить крупные агитационные кампании в пользу физической культуры и спорта [7].

Основной целью учебно-спортивного центра является создание системы непрерывного развития и роста профессиональной компетентности кадров, обновление теоретических и практических знаний специалистов, обеспечивающих воспроизводство кадрового ресурса и повышение качества образовательных услуг в физкультурно-спортивной отрасли города Москвы. Деятельность учебно-спортивного центра предполагает:

- разработку и реализацию программ повышения квалификации по различным видам спорта и различным видам физкультурно-спортивной деятельности;

- организацию и проведение учебного процесса, имеющего целью обновление знаний, умений и навыков, демонстрацию инновационных технологий подготовки специалистов физкультурно-спортивной отрасли;

- проведение образовательных семинаров, мастер-классов, открытых учебно-тренировочных занятий и научно-практических конференций;

- организацию и выпуск учебно-методических пособий, разработку учебно-методических материалов;

- формирование мотивации на развитие профессиональных компетенций;

- создание образовательной среды, обеспечивающей широкий спектр путей повышения квалификации.

Выводы. Таким образом, представленная модель воспроизводства кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в Российской Федерации на примере деятельности учебно-спортивного центра Москомспорта позволила нам выделить ряд условий, позволяющих совершенствовать систему воспроизводства кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования, и способствовать росту профессиональной компетентности кадров. Вариативность в деятельности учебно-спортивного центра выражается в оперативном реагировании на изменение целевых установок, ориентированных на многочисленные физкультурно-спортивные специализации, при условии гибкости системы непрерывного образования, что позволяет формировать квалифицированный кадровый резерв для физкультурно-спортивной отрасли.

Рецензенты:

Абаев А.М., д.п.н., доцент, заместитель председателя общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», г. Москва;

Начинская С.В., д.п.н., д.э.н., профессор, начальник методического отдела ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта, г. Москва.