Физкультурно-спортивные организации участвуют в осуществлении деятельности по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья лиц, участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов [9].
С принятием нового закона об образовании в Российской Федерации выстраивается образовательная парадигма - от дошкольного образования до профессионального совершенства в трудовой деятельности. С каждым днем жизнь выдвигает новые требования к уровню знаний специалистов, и грамотно построенное непрерывное образование в системе повышения квалификации играет не маловажную роль [8].
Цель исследования. Воспроизводство кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в Российской Федерации.
Методы исследования. Осуществлен анализ научной литературы, оценка работы практических специалистов на основании документального отчета. Проведены педагогические исследования, личные аналитические заключения, обмен опытом с квалифицированными специалистами физической культуры и спорта, наблюдения в сфере физической культуры и спорта.
Результаты исследования и их обсуждение. При построении системы непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта нужно учитывать ряд факторов деятельности специалиста в области физической культуры и спорта:
- специфика труда специалистов физической культуры и спорта, связанная с людьми и их здоровьем;
- использование в трудовой деятельности различных видов тренажёрного оборудования и специальной аппаратуры, что требует от специалиста наличия специальных знаний;
- работа с молодежью, требующая от специалиста знания психолого-педагогических особенностей каждой возрастной категории, что позволит выстроить образовательный и воспитательный процесс;
- наличие организаторских способностей, навыков и умений по организации и проведению запланированных мероприятий [6].
В ходе методологических исследований был выделен ряд принципов концепции непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта, отражающих идеи профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной области. Основными принципами построения и функционирования системы непрерывного профессионального образования по подготовке кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации являются следующие:
1. Ориентированность системы на реализацию единой государственной политики через сферу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для физкультурно-спортивной отрасли.
2. Непрерывность процесса обучения каждого специалиста физкультурно-спортивной отрасли.
3. Отбор и привлечение кадров в области физической культуры и спорта, обеспечивающих высокую эффективность функционирования системы.
4. Опережающий характер обучения.
5. Единство гуманитарной, управленческой, экономической и правовой подготовки в сочетании с углубленной специализацией в области физической культуры и спорта.
6. Оптимальность сочетания всех видов дополнительного профессионального, послевузовского образования; гибкость системы [3, 10].
Система должна охватывать все уровни физкультурно-спортивной деятельности, а значит - включать все уровни образования, причем сочетание этих уровней должно быть оптимальным для существующей кадровой ситуации и меняться с изменением этой ситуации [1].
Для реализации вышеперечисленных принципов нами была предложена обобщенная модель системы, которая включает в себя:
Данную модель системы можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
Каждый элемент модели в названой системе непрерывного образования является элементом системы более высокого ранга, т.е. звеном в системе подготовки всесторонне подготовленного, способного творчески работать специалиста [1], так школа (спортивная секция) - элементарное звено системы профессиональной подготовки - уровень начальной спортивной подготовки; колледж (техникум) - элемент системы среднего специального образования - уровень спортивного совершенствования; вуз - элемент системы высшего специального образования - уровень спортивного мастерства; центр повышения квалификации - элемент системы, позволяющий пополнять полученные знания исходя из требований профессиональной деятельности, на базе полученных на предыдущих этапах модели - уровень профессионального совершенствования.
Повышение квалификации специалистов физкультурно-спортивной отрасли следует, по нашему мнению, проводить в рамках одной организации, несущей фактическую ответственность за качество физкультурно-спортивной деятельности [7]. Такой организацией должен стать учебно-спортивный Центр.
Центр повышения квалификации - это государственное бюджетное учреждение, в котором проводится многовекторная подготовка специалистов в области физкультурно-спортивного, медико-биологического, социально-психологического направления.
Центр имеет возможность оперативно реагировать как на социальный заказ общества по подготовке специалистов для физической культуры и спорта, так и на запросы обучающихся, удовлетворяя их потребности в знаниях и умениях, необходимых для решения профессиональных задач, осуществлять взаимосвязь между всеми элементами представленной модели. Так, студенты колледжа и вуза стажируются в школе, получая педагогическую практику со специалистами, которые повышают квалификацию в центре, выпускники колледжа поступают для дальнейшего обучения в вуз, специалисты, приходя на повышение квалификации в центр, проходят стажировку в колледже, выпускники вуза и колледжа приходят работать в организации физкультурно-спортивной направленности.
Гибкость образовательной системы центра позволяет добиваться максимального образовательного эффекта. Возможность в течение учебного года вводить новые и модернизировать старые учебные дисциплины дает высокий академический эффект с учетом последних научных, технических и образовательных достижений в стране и за рубежом [7].
В деятельности центра выделяется ряд условий, при которых наиболее эффективно выстраивается деятельность образовательного учреждения дополнительного профессионального образования по воспроизводству кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в России.
К таким условиям относятся:
- наличие высококвалифицированного коллектива, обладающего профессиональными навыками по организации и проведению учебно-образовательного процесса, проведению семинаров, конференций, съездов, отражающих последние сведения в области преподаваемых в центре предметов и реализующих обмен опытом между специалистами;
- оснащение современной учебно-материальной базой: аудитории, спортивные залы с инвентарем и оборудованием, научные лаборатории, библиотека, кинозал и т.д.;
- формирование преподавательского состава центра из лучших специалистов отрасли или данного направления, чьи достижения и преподавательские возможности уже апробированы и не вызывают никаких сомнений;
- наличие издательского и рекламного ресурса. Наличие издательского отдела при центре позволяет достаточно оперативно публиковать последние нововведения по профессии и проводить соответствующий обмен опытом;
- центр является органом пропаганды, агитации и других видов распространения идей здорового образа жизни и последних научных достижений. Центр должен располагать мощным зарядом рекламных возможностей, пользуясь которыми возможно проводить крупные агитационные кампании в пользу физической культуры и спорта [7].
Основной целью учебно-спортивного центра является создание системы непрерывного развития и роста профессиональной компетентности кадров, обновление теоретических и практических знаний специалистов, обеспечивающих воспроизводство кадрового ресурса и повышение качества образовательных услуг в физкультурно-спортивной отрасли города Москвы. Деятельность учебно-спортивного центра предполагает:
- разработку и реализацию программ повышения квалификации по различным видам спорта и различным видам физкультурно-спортивной деятельности;
- организацию и проведение учебного процесса, имеющего целью обновление знаний, умений и навыков, демонстрацию инновационных технологий подготовки специалистов физкультурно-спортивной отрасли;
- проведение образовательных семинаров, мастер-классов, открытых учебно-тренировочных занятий и научно-практических конференций;
- организацию и выпуск учебно-методических пособий, разработку учебно-методических материалов;
- формирование мотивации на развитие профессиональных компетенций;
- создание образовательной среды, обеспечивающей широкий спектр путей повышения квалификации.
Выводы. Таким образом, представленная модель воспроизводства кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в Российской Федерации на примере деятельности учебно-спортивного центра Москомспорта позволила нам выделить ряд условий, позволяющих совершенствовать систему воспроизводства кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования, и способствовать росту профессиональной компетентности кадров. Вариативность в деятельности учебно-спортивного центра выражается в оперативном реагировании на изменение целевых установок, ориентированных на многочисленные физкультурно-спортивные специализации, при условии гибкости системы непрерывного образования, что позволяет формировать квалифицированный кадровый резерв для физкультурно-спортивной отрасли.
Рецензенты:
Абаев А.М., д.п.н., доцент, заместитель председателя общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», г. Москва;
Начинская С.В., д.п.н., д.э.н., профессор, начальник методического отдела ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Масягина Н.В. МОДЕЛЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА КАДРОВ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20300 (дата обращения: 02.04.2025).