Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DYNAMIC BALANCE AND ITS FORMATION IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

Goryachev I.N. 1
1 Municipal government enterprise "Heat Penza"
Transformation processes are forced to look for new mechanisms to ensure balance in society. The article reveals the meaning of dynamic equilibrium. Society is seen as a complex and dynamic system based on modern sociological theory identifies the factors that determine its equilibrium. Formed a model of dynamic equilibrium that includes the «outlook», «social space» (which secretes the «social structure» and «social interaction») and «social interest». The underlying outlook is. It is formed in the social space and implemented it through the social interest of the actors. Among the activities for the formation of dynamic equilibrium include: the formation of a sense of his place; development of civil society (non-formal territorial communities); formation of the ideology of labor; effective vertical and horizontal communication in the social space; control characters transform society.
social interest
social space
social interaction
social structure
outlook
dynamic balance
Вопрос социального равновесия многими учеными считался центральным в социологической теории, и оно – социальное равновесие – принималось как необходимое условие общественной жизни.

В царской и имперской России общество было устойчивым. Общественный уклад характеризовался жесткой сословной иерархией и регулировался сложным механизмом, основанным на традициях. Свой механизм существовал в советские годы, он был основан на идеологии и контроле со стороны общественных организаций. В настоящее время в обществе существенно изменилась роль традиций, преобладает свобода выбора различных систем знаний и способа действий для достижения поставленных целей. Неодинаковое положение индивидов и социальных групп в системе общественных отношений вызывает различия в возможностях удовлетворения потребностей, интересов. Все это приводит к внутренней нестабильности акторов и может привести к нарушению социального равновесия. Поэтому вопрос социального равновесия во время экономической и политической нестабильности, возможного проявления протестных настроений очень актуален.

Динамическое равновесие

Тема равновесия берет свое начало от О. Конта, Г. Спенсера, не обделена вниманием в трудах А.А. Богданова, Э. Дюркгейма, Ч. Миллса, В. Парето, Т. Парсонса. Так, по мнению Т. Парсонса, социальная система (общество) находится в состоянии «социального равновесия», когда институализированы ценности и поведение индивидов структурировано сообразно им. И так как ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, процесс социального изменения Т. Парсонс представляет как «подвижное равновесие» [5, с. 423].

Почему равновесие, а не устойчивость или стабильность? Устойчивость и стабильность являются способностями системы: первая – сохранять состояние под действием внешних воздействий, вторая – функционировать и не изменять внутреннюю структуру. Равновесие является состоянием, при котором одни воздействия компенсируются другими.

Существует механическое, химическое, термодинамическое, экономическое равновесие. В соответствующих энциклопедиях и словарях по экономике, философии, психологии и иных раскрывается термин «динамическое равновесие», но в социологии понятие динамического равновесия практически не используется.

Равновесие в общественной системе, состоящей из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, всегда относительно и носит преимущественно динамический (подвижный) характер. Это связано с тем, что общество функционирует и развивается (эволюционирует) под действием внешних и внутренних воздействий. Одним из внутренних воздействий, которые способствуют изменениям, является конфликт интересов. Конфликты могут копиться, разрешаться, но в каждый момент времени должно быть равновесие, компромисс интересов. Периоды разрешения конфликтов есть не что иное, как «кризисное равновесие». В это время общество переходит из одного состояния равновесия в другое, и переход осуществляется без разрушения структурных и функциональных связей. Также к внутренним воздействиям можно отнести и явление «социального лифта».

По мнению автора, динамическое равновесие (в социологии) – это состояние общественной системы, в котором она развивается (происходят изменения), при этом в каждый момент времени наблюдается равновесие, когда внешние и внутренние воздействия компенсируются и в системе сохраняются структурные элементы и функциональные связи и происходит их воспроизводство.

К механизмам, поддерживающим динамическое равновесие, относятся:

1) социализация (ее задача – воспроизводство связей, ценностей и пр.);

2) институционализация (обеспечение порядка, регулирование и контроль);

3) конфликт (возмущение, приводящее в движение систему);

4) стратификация (упорядоченность в общественной системе, иерархия);

5) мировоззрение (менталитет, идеология, символы, смыслы, понимание окружающей действительности и действий в ней); и др.

Мировоззрение

Основным возмутителем спокойствия в общественной системе является человек. Его действия основаны на интересах, эмоциях и чувствах. Для поддержания равновесия необходимо, чтобы он действовал согласно статусу, исполнял предписанные роли. Считаем, что именно его мировоззрение, которое представляет собой производную от коллективного сознания, будет тем основанием, обеспечивающим динамическое равновесие в общественной системе. Коллективное сознание как социальный фактор было выделено Э. Дюркгеймом. Д. Расмуссен определил трансформацию сознания как основное условие социально-политической трансформации [4].

Почему мировоззрение, а не, допустим, идеология, менталитет, мышление или сознание? Анализируя понятия, видим, что мышление связано с познанием; идеология – это система взглядов, выражающая интересы различных социальных групп; менталитет представляет собой совокупность культурных, эмоциональных, ценностных и других установок и их проявление; сознание связано с психическим состоянием индивида, его переживаниями событий, происходящих в социальной действительности. Ответ на поставленный вопрос дает определение: «мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» [10]. Мировоззрение человека проявляется в его мыслях и действиях, в стремлениях и интересах, влияет на поведение, отношение к другим людям, к труду. Оно меняется со временем: первоначально вектор мировоззрения определяется социальным происхождением, затем трансформируется благодаря образованию, сфере труда, статусу и т.д.

В современном обществе постоянно меняются ценностные ориентиры. Типичными ценностями современного российского общества являются: индивидуализм, конформизм, желание сделать карьеру любой ценой [3, с. 176], ценности гедонизма [3, с. 110]. И это все на фоне растущего в обществе чувства тревоги, нестабильности, социального и имущественного неравенства, ослабления социальных связей, снижения уровня социального доверия и пр.

Для описания современного человека используют следующие понятия: «растерянное сознание» (В.И. Савинков); «человек отдыхающий» (С.В. Хоружая); «постчеловек» (А. Дугин) и др. Человек, обладающий мозаичным мышлением или фрагментированным сознанием – «клиповым», подвержен влиянию – манипуляции (см. С. Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием») через средства массовой информации. Как уже отмечалось, на равновесие влияют изменения в сознании людей, мировоззрении, а на мировоззрение и ценности влияют средства массовой информации и коммуникации [4].

Ю.С. Степанов считает, что в основе русской ментальности лежат концепты коллективного сознания, на основе которых складывается этнический стереотип поведения: «Концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Концепты не только мыслятся, они переживаются. Они – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений» [8, с. 43]. «Их основание – буквальный смысл обычая, представления, верования, термина, слова. Они – исходная точка и дальнейшее развитие концепта в ментальной действительности, “коллективном сознании”» [8, с. 60]. И.А. Юрасов обращает внимание на следующие концепты: «свои / чужие», «семья», «счастье», «правда / истина / справедливость», «ум / образованность», «труд / трудовая мотивация», «деньги / богатство», «власть», концепт «харизматического лидера». Данные концепты в определенной иерархии хранятся в нашем сознании. Сохранение этой иерархии и основ концептов необходимо для динамического равновесия.

Модель динамического равновесия

Авторская модель формирования динамического равновесия приводится на рисунке 1.

Динамическое равновесие обеспечивается за счет мировоззрения субъектов. Данное мировоззрение формируется в социальном пространстве. Социальное пространство включает и социальную структуру, которая придает ему упорядоченность, определенность, и социальное взаимодействие, которое его скрепляет. Социальная структура дает человеку ощущение своего места в социуме, а в процессе социального взаимодействия усваиваются нормы, ценности и общественные установки. Социальное пространство и мировоззрение субъектов взаимосвязаны и взаимозависимы. Мировоззрение формируется в социальном пространстве, затем оно через действия субъекта по реализации социального интереса возвращается в социальное пространство.

Описание: Рис

Рис.1. Модель формирования динамического равновесия

Отметим, что составляющие равновесия были выделены в работах выдающихся социологов. П. Бергер и Т. Лукман, рассматривая феномен социальной реальности, делают акцент на интенсивности общения [1], Г. Зиммель, анализируя взаимодействия индивидов и общества, обращает внимание на мотивы и интересы. У современников, например в концепции трансформационного процесса Т.И. Заславской, приводится трансформационная структура (вертикаль – иерархическая структура общества, горизонталь – различие в культуре, интересах субъектов).

Социальное пространство

Проекцией социального пространства является физическое пространство с социальными процессами, взаимодействиями, социальными практиками, интересами и пр. Функционирует оно как символическое пространство жизненных стилей и статусных групп, «скрепляет» его социальная структура, а воспроизводят социальные институты [2]. Социальное пространство, по мнению П. Бурдье, является социально размеченным и сконструированным, и социальный порядок в нем есть результат деятельности по конструированию и реконструированию структур.

Социальная структура

Социальная структура обеспечивает внутренний порядок социального пространства и взаимосвязь между его элементами, которыми выступают социальные общности, группы, институты и пр. Структура может быть сословной и классовой. Несмотря на множество научных работ относительно структуры российского общества, единой точки зрения на этот феномен не выработано. Некоторые исследователи (С.Г. Кордонский, В. Третьяков, И.А. Юрасов и др.) считают, что Россия осталась сословным государством аристократического типа. В.В. Радаевым и О.И. Шкаратаном разработана классификация страфикационных систем, согласно которой Россия относится к государствам этакратического типа. По мнению С.Г. Кордонского, Россия – ресурсно-распределительное государство, в котором во времена революций и перестроек наблюдаются классы, а в стабильное время — сословное мироустановление. Н.Е. Тихонова придерживается позиции, что российскому обществу не свойственна пока структура классового типа, она начинает только формироваться благодаря рыночным отношениям [9, с. 244]. При этом Н.Е. Тихонова признает сосуществование в России социальной структуры – неоэтакратической и классовой [9, с. 78].

Отдельно отметим предложенное В.Л. Макаровым в работе «Социальный кластеризм» горизонтальное деление социальных групп на кластеры. Для анализа проблемы динамического равновесия его подход может считаться перспективным. В результате получается, что каждый субъект находится в том или ином кластере. Каждый кластер производит свой продукт: интеллектуальный, материальный, эстетический и др. Кластеры взаимодействуют за счет действий отдельных членов. В такой горизонтальной схеме не обойтись и без вертикальной составляющей – элиты (обладающей реальной властью в обществе). В нее будут входить представители одного или сразу нескольких кластеров.

Социальное взаимодействие

По определению К. Маркса, общество – это «продукт взаимодействия людей» [6]. Социальное взаимодействие людей между собой и с миром (или общественная практика) определяет социальную структуру общества, человеческое поведение, мировоззрение. Социальное взаимодействие представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, в которой действия одного субъекта являются причиной и следствием действий других субъектов. Действия определяются социальными статусами и ролями субъектов. Также в основе различных форм взаимодействия (дружба, любовь и пр.) выделяют «чувство своего места» (довольствование в процессе взаимодействия «простыми людьми» своим положением (Э. Гоффам)) и сходство «габитуса» (система моделей: воспроизводства поведения и восприятия, а также оценки поведения) [2].

В современных условиях увеличилась интенсивность общения за счет новых форм коммуникации: телефонии, электронной коммуникации, социальных сетей. Развитие компьютерной техники и Интернета повлияло на образ жизни населения. Интернет наряду с телевидением становится важным источником информации и коммуникации для современного поколения, местом самовыражения, удовлетворения различных интересов. Виртуальное общение заменяет личное, общение с родственниками заменяется общением с виртуальными собеседниками. Общие интересы (от индивидуальных развлекательных до идеологических или экономических) есть основа самоорганизации в интернет-пространстве. Формируемые виртуальные сообщества могут спровоцировать нарушение равновесия. Их самоорганизация осуществляется мгновенно, и цели самоорганизации не всегда благие.

Социальный интерес

Содержательное определение категории «социальный интерес» дает В. Тихонович: социальный интерес – это рационально-ценностная позиция субъекта в отношении обеспечения условий и способов своей жизнедеятельности и поведения в обществе. По представлениям создателя данной категории – А. Адлера: социальный интерес выступает основой интеграции человека в общество. Аналогично этому А.М. Нагимова характеризует его как посредника между человеком – носителем потребности – и окружающей средой. В свою очередь Т. Парсонс видит взаимосвязь между социальной системой и системой личности и отождествляет ее с понятием ценности. Ценности передаются в процессе социализации, и их институционализация улучшает функционирование общества.

Таким образом, социальный интерес является причиной социального действия субъекта и содержит его отношение к материальным и духовным ценностям. Социальный интерес субъекта формируется в процессе первичной (семья) и вторичной (школа, институт, производство) социализации, а также в процессе жизненной практики, зависит от среды, в которой воспитан субъект, занимаемого места в обществе и сферы деятельности, круга общения, т. е. основания, которым располагает субъект (см. различные виды капитала П. Бурдье) [2]. Сегодня на многообразие интересов оказывает влияние также общество потребления. По мнению автора, основным в формировании социального интереса индивида является его происхождение (первичная среда, в которой будет формироваться его мировоззрение).

Мероприятия для динамического равновесия

Для нормализации общественных отношений используют религию и законы. В европейской культуре присутствует уважение к закону. Играизированнному сознанию [5] противостоят принципы протестантской этики. В дореволюционной России религиозная идея питала народ, прививала любовь к труду; в советский период различные группы несли ответственность за своих членов, и в них личные интересы соизмерялись с групповыми. В 1990-е гг. многие формы организации общества были нарушены. В результате образовался вакуум, который заполняют СМИ, Интернет. В американском обществе семья передает детям ценности своего социального класса, а школа – господствующие ценности [7, с. 121]; там действуют три аксиомы, обеспечивающие порядок: самокритика, самоидентификация, угроза неполной включенности в общество [7, с. 123].

На основании проведенного анализа автором были выделены мероприятия для формирования динамического равновесия: формирование чувства своего места; развитие неформальных сообществ; внедрение идеологии труда; эффективная вертикальная и горизонтальная коммуникация в социальном пространстве; управление символами трансформации социума.

Чувство своего места у субъектов вырабатывается в обществе, где сформирована социальная структура, согласно которой социальные общности иерархически упорядочены и каждый член общности во взаимодействиях исходит из своего положения, занимаемого в структуре общества. Оно закрепляется «основными механизмами обеспечения равновесия»: в процессе социализации и социального контроля. Социализация происходит в семье, школе, на работе, а традиции закрепляют «чувство своего места» на ментальном уровне (при формировании мировоззрения). Контроль осуществляют социальные институты.

Роль социализации и социального контроля будут выполнять также неформальные сообщества. Они аккумулируют общественную активность и направляют ее на благо общества. Неформальные домашние местные сообщества (термин С.Г. Кордонского) способны к весьма эффективной самоорганизации: это спортивные клубы, клубы по интересам, гаражные кооперативы. Добавим к ним еще интернет-сообщества, территориальное самоуправление. Специфически проходит институционализация местных сообществ, и от ее особенностей зависят способы проявления местных сообществ в российских регионах.

Следующим элементом мероприятий для формирования динамического равновесия является идеология труда. Идеология труда являлась базовой ценностью российской цивилизации. Она проявлялась в ценности служения у высших страт и ценности труда у купечества и крестьянства. Важность ценности труда органично перекачивала в советскую идеологию и была закреплена в Конституции РСФСР 1978 г. (см. ст. 14 Конституции РСФСР).

Эффективная вертикальная и горизонтальная коммуникация в социальном пространстве заключается в формировании взаимопонимания: по вертикали – между органами власти различного уровня и общества, по горизонтали – между социальными группами.

Заключительным мероприятием для формирования динамического равновесия является управление символами трансформации социума [4]. Смысл данного мероприятия состоит в правильной трансляции ценностей от поколения к поколению, в процессе которой не нарушается динамическое равновесие в обществе.

Заключение

Трансформационные процессы заставляют искать новые механизмы обеспечения равновесия в обществе. Представленная модель формирования динамического равновесия формируется из следующих компонентов: «мировоззрение» – «социальное пространство» (в котором выделяем «социальную структуру» и «социальное взаимодействие») – «социальный интерес». Считаем, что именно мировоззрение является основанием динамического равновесия. Мировоззрение формируется в социальном пространстве и реализуется в нем через социальный интерес акторов. Данная модель по-новому позволит анализировать в стране социальные процессы. Возможно ее применение для моделирования динамического равновесия в обществе на муниципальном уровне, региональном (см. сайт Института социологии РАН, руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии В.В. Маркин) и в масштабах страны.

Рецензенты: 

Найденова Л.И., д.соц.н., профессор, кафедра «Педагогика и психология», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» г. Пенза;

 

Юрасов И.А., д.соц.н., профессор, директор аналитического центра прикладных исследований ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»,              г. Пенза.