Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Горячев И.Н. 1
1 Муниципальное казенное предприятие «Теплоснабжение г. Пензы»
Трансформационные процессы заставляют искать новые механизмы обеспечения равновесия в обществе. В статье раскрывается смысл динамического равновесия. Общество рассматривается как сложная динамическая система, и на основе современных социологических теорий выделяются факторы, которые определяют его равновесие. Формируется модель динамического равновесия, которая включает: «мировоззрение», «социальное пространство» (в котором выделяем «социальную структуру» и «социальное взаимодействие») и «социальный интерес». Основополагающим является мировоззрение. Оно формируется в социальном пространстве и реализуется в нем через социальный интерес акторов. К мероприятиям для формирования динамического равновесия относятся: формирование чувства своего места; развитие гражданского общества (неформальные территориальные сообщества); формирование идеологии труда; эффективная вертикальная и горизонтальная коммуникация в социальном пространстве; управление символами трансформации социума.
социальный интерес
социальное пространство
социальное взаимодействие
социальная структура
мировоззрение
динамическое равновесие
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 323 с.
2. Бурдье П. Социология социального пространства: пер. с франц. // Под ред. Н.А. Шматко. М.: Алетейя, 2007. 288 с.
3. Готово ли российское общество к модернизации: аналитический доклад // Институт социологии РАН и Представительство Фонда им. Ф. Эберта в РФ // Под ред. М.К. Горшкова. М., 2010. 179 с.
4. Кармадонов О.А. Трансформация символов и символы трансформации: версия одного социально-политического суицида // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8, № 2. С. 22–40.
5. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М.: Экзамен, 2004. 624 с.
6. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т. 27. С. 402.
7. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 2.
8. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Изд. 3-е. М.: Академический проект, 2004. С. 42–67.
9. Тихонова Н.Е. Социальная структура России: теории и реальность. М.: Новый хронограф. Ин-т социологии РАН, 2014. 408 с.
10. Философия : энциклопедический словарь // Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.
Вопрос социального равновесия многими учеными считался центральным в социологической теории, и оно – социальное равновесие – принималось как необходимое условие общественной жизни.

В царской и имперской России общество было устойчивым. Общественный уклад характеризовался жесткой сословной иерархией и регулировался сложным механизмом, основанным на традициях. Свой механизм существовал в советские годы, он был основан на идеологии и контроле со стороны общественных организаций. В настоящее время в обществе существенно изменилась роль традиций, преобладает свобода выбора различных систем знаний и способа действий для достижения поставленных целей. Неодинаковое положение индивидов и социальных групп в системе общественных отношений вызывает различия в возможностях удовлетворения потребностей, интересов. Все это приводит к внутренней нестабильности акторов и может привести к нарушению социального равновесия. Поэтому вопрос социального равновесия во время экономической и политической нестабильности, возможного проявления протестных настроений очень актуален.

Динамическое равновесие

Тема равновесия берет свое начало от О. Конта, Г. Спенсера, не обделена вниманием в трудах А.А. Богданова, Э. Дюркгейма, Ч. Миллса, В. Парето, Т. Парсонса. Так, по мнению Т. Парсонса, социальная система (общество) находится в состоянии «социального равновесия», когда институализированы ценности и поведение индивидов структурировано сообразно им. И так как ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, процесс социального изменения Т. Парсонс представляет как «подвижное равновесие» [5, с. 423].

Почему равновесие, а не устойчивость или стабильность? Устойчивость и стабильность являются способностями системы: первая – сохранять состояние под действием внешних воздействий, вторая – функционировать и не изменять внутреннюю структуру. Равновесие является состоянием, при котором одни воздействия компенсируются другими.

Существует механическое, химическое, термодинамическое, экономическое равновесие. В соответствующих энциклопедиях и словарях по экономике, философии, психологии и иных раскрывается термин «динамическое равновесие», но в социологии понятие динамического равновесия практически не используется.

Равновесие в общественной системе, состоящей из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, всегда относительно и носит преимущественно динамический (подвижный) характер. Это связано с тем, что общество функционирует и развивается (эволюционирует) под действием внешних и внутренних воздействий. Одним из внутренних воздействий, которые способствуют изменениям, является конфликт интересов. Конфликты могут копиться, разрешаться, но в каждый момент времени должно быть равновесие, компромисс интересов. Периоды разрешения конфликтов есть не что иное, как «кризисное равновесие». В это время общество переходит из одного состояния равновесия в другое, и переход осуществляется без разрушения структурных и функциональных связей. Также к внутренним воздействиям можно отнести и явление «социального лифта».

По мнению автора, динамическое равновесие (в социологии) – это состояние общественной системы, в котором она развивается (происходят изменения), при этом в каждый момент времени наблюдается равновесие, когда внешние и внутренние воздействия компенсируются и в системе сохраняются структурные элементы и функциональные связи и происходит их воспроизводство.

К механизмам, поддерживающим динамическое равновесие, относятся:

1) социализация (ее задача – воспроизводство связей, ценностей и пр.);

2) институционализация (обеспечение порядка, регулирование и контроль);

3) конфликт (возмущение, приводящее в движение систему);

4) стратификация (упорядоченность в общественной системе, иерархия);

5) мировоззрение (менталитет, идеология, символы, смыслы, понимание окружающей действительности и действий в ней); и др.

Мировоззрение

Основным возмутителем спокойствия в общественной системе является человек. Его действия основаны на интересах, эмоциях и чувствах. Для поддержания равновесия необходимо, чтобы он действовал согласно статусу, исполнял предписанные роли. Считаем, что именно его мировоззрение, которое представляет собой производную от коллективного сознания, будет тем основанием, обеспечивающим динамическое равновесие в общественной системе. Коллективное сознание как социальный фактор было выделено Э. Дюркгеймом. Д. Расмуссен определил трансформацию сознания как основное условие социально-политической трансформации [4].

Почему мировоззрение, а не, допустим, идеология, менталитет, мышление или сознание? Анализируя понятия, видим, что мышление связано с познанием; идеология – это система взглядов, выражающая интересы различных социальных групп; менталитет представляет собой совокупность культурных, эмоциональных, ценностных и других установок и их проявление; сознание связано с психическим состоянием индивида, его переживаниями событий, происходящих в социальной действительности. Ответ на поставленный вопрос дает определение: «мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» [10]. Мировоззрение человека проявляется в его мыслях и действиях, в стремлениях и интересах, влияет на поведение, отношение к другим людям, к труду. Оно меняется со временем: первоначально вектор мировоззрения определяется социальным происхождением, затем трансформируется благодаря образованию, сфере труда, статусу и т.д.

В современном обществе постоянно меняются ценностные ориентиры. Типичными ценностями современного российского общества являются: индивидуализм, конформизм, желание сделать карьеру любой ценой [3, с. 176], ценности гедонизма [3, с. 110]. И это все на фоне растущего в обществе чувства тревоги, нестабильности, социального и имущественного неравенства, ослабления социальных связей, снижения уровня социального доверия и пр.

Для описания современного человека используют следующие понятия: «растерянное сознание» (В.И. Савинков); «человек отдыхающий» (С.В. Хоружая); «постчеловек» (А. Дугин) и др. Человек, обладающий мозаичным мышлением или фрагментированным сознанием – «клиповым», подвержен влиянию – манипуляции (см. С. Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием») через средства массовой информации. Как уже отмечалось, на равновесие влияют изменения в сознании людей, мировоззрении, а на мировоззрение и ценности влияют средства массовой информации и коммуникации [4].

Ю.С. Степанов считает, что в основе русской ментальности лежат концепты коллективного сознания, на основе которых складывается этнический стереотип поведения: «Концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Концепты не только мыслятся, они переживаются. Они – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений» [8, с. 43]. «Их основание – буквальный смысл обычая, представления, верования, термина, слова. Они – исходная точка и дальнейшее развитие концепта в ментальной действительности, “коллективном сознании”» [8, с. 60]. И.А. Юрасов обращает внимание на следующие концепты: «свои / чужие», «семья», «счастье», «правда / истина / справедливость», «ум / образованность», «труд / трудовая мотивация», «деньги / богатство», «власть», концепт «харизматического лидера». Данные концепты в определенной иерархии хранятся в нашем сознании. Сохранение этой иерархии и основ концептов необходимо для динамического равновесия.

Модель динамического равновесия

Авторская модель формирования динамического равновесия приводится на рисунке 1.

Динамическое равновесие обеспечивается за счет мировоззрения субъектов. Данное мировоззрение формируется в социальном пространстве. Социальное пространство включает и социальную структуру, которая придает ему упорядоченность, определенность, и социальное взаимодействие, которое его скрепляет. Социальная структура дает человеку ощущение своего места в социуме, а в процессе социального взаимодействия усваиваются нормы, ценности и общественные установки. Социальное пространство и мировоззрение субъектов взаимосвязаны и взаимозависимы. Мировоззрение формируется в социальном пространстве, затем оно через действия субъекта по реализации социального интереса возвращается в социальное пространство.

Описание: Рис

Рис.1. Модель формирования динамического равновесия

Отметим, что составляющие равновесия были выделены в работах выдающихся социологов. П. Бергер и Т. Лукман, рассматривая феномен социальной реальности, делают акцент на интенсивности общения [1], Г. Зиммель, анализируя взаимодействия индивидов и общества, обращает внимание на мотивы и интересы. У современников, например в концепции трансформационного процесса Т.И. Заславской, приводится трансформационная структура (вертикаль – иерархическая структура общества, горизонталь – различие в культуре, интересах субъектов).

Социальное пространство

Проекцией социального пространства является физическое пространство с социальными процессами, взаимодействиями, социальными практиками, интересами и пр. Функционирует оно как символическое пространство жизненных стилей и статусных групп, «скрепляет» его социальная структура, а воспроизводят социальные институты [2]. Социальное пространство, по мнению П. Бурдье, является социально размеченным и сконструированным, и социальный порядок в нем есть результат деятельности по конструированию и реконструированию структур.

Социальная структура

Социальная структура обеспечивает внутренний порядок социального пространства и взаимосвязь между его элементами, которыми выступают социальные общности, группы, институты и пр. Структура может быть сословной и классовой. Несмотря на множество научных работ относительно структуры российского общества, единой точки зрения на этот феномен не выработано. Некоторые исследователи (С.Г. Кордонский, В. Третьяков, И.А. Юрасов и др.) считают, что Россия осталась сословным государством аристократического типа. В.В. Радаевым и О.И. Шкаратаном разработана классификация страфикационных систем, согласно которой Россия относится к государствам этакратического типа. По мнению С.Г. Кордонского, Россия – ресурсно-распределительное государство, в котором во времена революций и перестроек наблюдаются классы, а в стабильное время — сословное мироустановление. Н.Е. Тихонова придерживается позиции, что российскому обществу не свойственна пока структура классового типа, она начинает только формироваться благодаря рыночным отношениям [9, с. 244]. При этом Н.Е. Тихонова признает сосуществование в России социальной структуры – неоэтакратической и классовой [9, с. 78].

Отдельно отметим предложенное В.Л. Макаровым в работе «Социальный кластеризм» горизонтальное деление социальных групп на кластеры. Для анализа проблемы динамического равновесия его подход может считаться перспективным. В результате получается, что каждый субъект находится в том или ином кластере. Каждый кластер производит свой продукт: интеллектуальный, материальный, эстетический и др. Кластеры взаимодействуют за счет действий отдельных членов. В такой горизонтальной схеме не обойтись и без вертикальной составляющей – элиты (обладающей реальной властью в обществе). В нее будут входить представители одного или сразу нескольких кластеров.

Социальное взаимодействие

По определению К. Маркса, общество – это «продукт взаимодействия людей» [6]. Социальное взаимодействие людей между собой и с миром (или общественная практика) определяет социальную структуру общества, человеческое поведение, мировоззрение. Социальное взаимодействие представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, в которой действия одного субъекта являются причиной и следствием действий других субъектов. Действия определяются социальными статусами и ролями субъектов. Также в основе различных форм взаимодействия (дружба, любовь и пр.) выделяют «чувство своего места» (довольствование в процессе взаимодействия «простыми людьми» своим положением (Э. Гоффам)) и сходство «габитуса» (система моделей: воспроизводства поведения и восприятия, а также оценки поведения) [2].

В современных условиях увеличилась интенсивность общения за счет новых форм коммуникации: телефонии, электронной коммуникации, социальных сетей. Развитие компьютерной техники и Интернета повлияло на образ жизни населения. Интернет наряду с телевидением становится важным источником информации и коммуникации для современного поколения, местом самовыражения, удовлетворения различных интересов. Виртуальное общение заменяет личное, общение с родственниками заменяется общением с виртуальными собеседниками. Общие интересы (от индивидуальных развлекательных до идеологических или экономических) есть основа самоорганизации в интернет-пространстве. Формируемые виртуальные сообщества могут спровоцировать нарушение равновесия. Их самоорганизация осуществляется мгновенно, и цели самоорганизации не всегда благие.

Социальный интерес

Содержательное определение категории «социальный интерес» дает В. Тихонович: социальный интерес – это рационально-ценностная позиция субъекта в отношении обеспечения условий и способов своей жизнедеятельности и поведения в обществе. По представлениям создателя данной категории – А. Адлера: социальный интерес выступает основой интеграции человека в общество. Аналогично этому А.М. Нагимова характеризует его как посредника между человеком – носителем потребности – и окружающей средой. В свою очередь Т. Парсонс видит взаимосвязь между социальной системой и системой личности и отождествляет ее с понятием ценности. Ценности передаются в процессе социализации, и их институционализация улучшает функционирование общества.

Таким образом, социальный интерес является причиной социального действия субъекта и содержит его отношение к материальным и духовным ценностям. Социальный интерес субъекта формируется в процессе первичной (семья) и вторичной (школа, институт, производство) социализации, а также в процессе жизненной практики, зависит от среды, в которой воспитан субъект, занимаемого места в обществе и сферы деятельности, круга общения, т. е. основания, которым располагает субъект (см. различные виды капитала П. Бурдье) [2]. Сегодня на многообразие интересов оказывает влияние также общество потребления. По мнению автора, основным в формировании социального интереса индивида является его происхождение (первичная среда, в которой будет формироваться его мировоззрение).

Мероприятия для динамического равновесия

Для нормализации общественных отношений используют религию и законы. В европейской культуре присутствует уважение к закону. Играизированнному сознанию [5] противостоят принципы протестантской этики. В дореволюционной России религиозная идея питала народ, прививала любовь к труду; в советский период различные группы несли ответственность за своих членов, и в них личные интересы соизмерялись с групповыми. В 1990-е гг. многие формы организации общества были нарушены. В результате образовался вакуум, который заполняют СМИ, Интернет. В американском обществе семья передает детям ценности своего социального класса, а школа – господствующие ценности [7, с. 121]; там действуют три аксиомы, обеспечивающие порядок: самокритика, самоидентификация, угроза неполной включенности в общество [7, с. 123].

На основании проведенного анализа автором были выделены мероприятия для формирования динамического равновесия: формирование чувства своего места; развитие неформальных сообществ; внедрение идеологии труда; эффективная вертикальная и горизонтальная коммуникация в социальном пространстве; управление символами трансформации социума.

Чувство своего места у субъектов вырабатывается в обществе, где сформирована социальная структура, согласно которой социальные общности иерархически упорядочены и каждый член общности во взаимодействиях исходит из своего положения, занимаемого в структуре общества. Оно закрепляется «основными механизмами обеспечения равновесия»: в процессе социализации и социального контроля. Социализация происходит в семье, школе, на работе, а традиции закрепляют «чувство своего места» на ментальном уровне (при формировании мировоззрения). Контроль осуществляют социальные институты.

Роль социализации и социального контроля будут выполнять также неформальные сообщества. Они аккумулируют общественную активность и направляют ее на благо общества. Неформальные домашние местные сообщества (термин С.Г. Кордонского) способны к весьма эффективной самоорганизации: это спортивные клубы, клубы по интересам, гаражные кооперативы. Добавим к ним еще интернет-сообщества, территориальное самоуправление. Специфически проходит институционализация местных сообществ, и от ее особенностей зависят способы проявления местных сообществ в российских регионах.

Следующим элементом мероприятий для формирования динамического равновесия является идеология труда. Идеология труда являлась базовой ценностью российской цивилизации. Она проявлялась в ценности служения у высших страт и ценности труда у купечества и крестьянства. Важность ценности труда органично перекачивала в советскую идеологию и была закреплена в Конституции РСФСР 1978 г. (см. ст. 14 Конституции РСФСР).

Эффективная вертикальная и горизонтальная коммуникация в социальном пространстве заключается в формировании взаимопонимания: по вертикали – между органами власти различного уровня и общества, по горизонтали – между социальными группами.

Заключительным мероприятием для формирования динамического равновесия является управление символами трансформации социума [4]. Смысл данного мероприятия состоит в правильной трансляции ценностей от поколения к поколению, в процессе которой не нарушается динамическое равновесие в обществе.

Заключение

Трансформационные процессы заставляют искать новые механизмы обеспечения равновесия в обществе. Представленная модель формирования динамического равновесия формируется из следующих компонентов: «мировоззрение» – «социальное пространство» (в котором выделяем «социальную структуру» и «социальное взаимодействие») – «социальный интерес». Считаем, что именно мировоззрение является основанием динамического равновесия. Мировоззрение формируется в социальном пространстве и реализуется в нем через социальный интерес акторов. Данная модель по-новому позволит анализировать в стране социальные процессы. Возможно ее применение для моделирования динамического равновесия в обществе на муниципальном уровне, региональном (см. сайт Института социологии РАН, руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии В.В. Маркин) и в масштабах страны.

Рецензенты: 

Найденова Л.И., д.соц.н., профессор, кафедра «Педагогика и психология», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» г. Пенза;

 

Юрасов И.А., д.соц.н., профессор, директор аналитического центра прикладных исследований ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»,              г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Горячев И.Н. ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20214 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674