Цель исследования - изучение становления художественного иконописного стиля корейского художника Чан У-сона через обучение его жизни и художественному миру.
Материал исследования - образцы религиозного творчества Чан У-сона, сведения биографии художника.
Методы исследования: историко-сравнительный и методы искусствоведения: описательный, биографический, иконографический.
Чан У-сон (1912 - 2005) – один из самых известных художников Республики Корея, которому удалось модернизировать традиционную живопись тушью в соответствии c требованиями современного искусства. Без преувеличения можно сказать, что жизнь и творчество Чан У-сона целиком отражают историю развития корейской живописи XX века. Следовательно, можно проследить развитие корейской живописи XX века на примере работ одного мастера. Статья посвящена жизни и творчеству Чан У-сона.
В течение 1931 года художник изучает полотна мастера Ким Ын-хо (1892-1979), спустя год, Чан У-сон впервые принимает участие в Корейской художественной выставке, где у него появился шанс начать путь полноценного художника [4, с.8-10]. Его работы отличаются тщательной прорисовкой персонажей, которую он перенял от учителя Ким Ын-хо, наконец в 1941 году на 20-ой Корейской художественной выставке он получает признание полноправного художника [7, с.8], [5, с.116].
В этот период картины Чан У-сона представляли собой большое полотно, с прорисованным в центре главным персонажем и сведенным к минимуму задним фоном. Было очень важно, чтобы персонажи реалистично передавали человеческий облик, для чего художник применял технику смешения мягких и изящных тонов.
В 1945 году после освобождения Кореи от японских войск Чан У-сон стал инициатором возобновления восточной живописи для государственного национального строительства. С 1956 года работал в качестве профессора Сеульского Национального Университета Искусств.
Во время военных действий с Японией отсутствие в Корее Художественного образовательного учреждения стало толчком к возрождению современного искусства живописи. Иными словами, то время - исток профессионального художественного возрождения, которое повлияло на развитие истории искусства живописи Кореи в целом [5, с.14].
На тот момент Чан У-сон решает сменить точность и реалистичность своих персонажей, добавив освежающие цвета красок, чтобы подчеркнуть современную красоту пейзажей.
После освобождения от государственного строительства, Чан У-сон решает создать новое направление в живописи под названием «Иконопись». Он создает полотна, изображающие корейский народ в национальной одежде Кореи (ханбок) на манер христианской западной иконографии. Придерживаясь концепта «Иконопись», Чан У-сон вновь использует точность и реалистичность персонажей, опираясь на свои ранние работы [5, с.24].
С приходом XX века корейские художники, подражая нововведенному стилю рисования тушью «Иконопись», нередко стали прибегать к технике изображения своих персонажей, одетых в национальный костюм Кореи (ханбок) в образе Святых Мучеников.
Таким художникам, как Ким Ки-чхан и Ким Хак-су принадлежат работы с изображением Иисуса Христа в обличии корейского мужчины. Можно отметить еще одну важную роль Джанг Баля в то время: он был директором Института Искусств в Сеульском Национальном Университете. Джанг Баль, будучи по совместительству художником, считался по праву мастером значимых работ, выполненных в стиле «Иконопись», именно он рекомендовал художникам Ким Ки-чхану и Ким Хак-су работать в этом стиле.
В 1945 году в Ватикане прошла Мировая художественная выставка, где от каждой страны были представлены свои примеры в жанре «Иконопись». На тот момент молодой профессор Чан У-сон и несколько художников были назначены представителями Кореи для этой миссии.
Чан У-сон создает великолепные полотна вместе с литератором Ким Юн-чуном, который усовершенствовал стиль традиционной живописи тушью, посредством поэтических строк, наполненых нежностью и утонченностью.
Рис.1. Чан У-сон "Богоматерь и Корейские святые". Размеры картин 185х108 см,
акварельная живопись. 1949
Сначала термин «МУНИНХВА»означалкартины любителя-дворянина, далее новый стиль МУНИНХВА как сочетание литературного стиля, каллиграфии и живописи стал олицетворением элегантности и умеренности. Во второй картине триптиха, которая была нарисована в стиле МУНИНХВА, Мария с Иисусом на руках, держит за руку Иоанна Крестителя. Эта картина была представлена на выставке в Ватикане, которую можно еще увидеть и по сей день там. (Рис. 1, в середине, Мария и младенец Иисус).
В триптихе Мария одета в ханбок, как корейская женщина, и это означает открытие нового этапа развития корейской живописи. В 1950 году эта работа была представлена в Ватикане в честь совершеннолетия Богородицы.
Иоанн Креститель с Богородицей и младенцем, по левую сторону Мученики (Святые) Кан Ван-сук, Ким Хё-чжу, Ким Хё-им. По правую строну невеста Ким Дэ-кон и Нам Чун-сам, Святой мученник Рю Дэ-чхоль. В доказательство веры Божьей появляется Облик Святого Мученика. (Рис. 1, налево, Мученики (Святые), Кан Ван-сук, Ким Хё-чжу, Ким Хё-им).
Анализ рисунка 2 дает предположения, что облик Богородицы/Девы Марии с младенцем Иисусом, одетым в красочную одежду, имеет смысл празднования нового года по корейскому стилю (Восточный Новый Год) [8, с.17]. Более того, яркий оттенок голубых гор в фоновом оформлении, выгодно подчеркивает корейский стиль написания. Умиротворенная Дева Мария, облаченная в корейскую одежду на фоне яркого пейзажа, создает прекрасное новое видение корейской живописи (рис. 2).
Рис.2. Чан У-сон «Образ корейской Богородицы», 130х88 см, акварельная живопись. 1949 г.
Еще один пример творчества Чан У-сона – изображение Вознесения Христа. Работа создавалась не сразу. По прошествии тридцати шести лет, картина претерпела изменения: была выполнена прорисовка заднего фона, в свою очередь добавлены красные оттенки в одеяния Иисуса.Новый образ Иисуса больше напоминал индийского человека, нежели образ восточных народов. В этой работе можно отметить яркие отличия от более раннего портрета: Иисус стоящий на земле, его взгляд устремлен в даль. Таким образом, портрет «Вознесение Иисуса» - своего рода, смешение Западного и Восточного стилей.
Рис.3. Чан У-Сон, Вознесение Иисуса, 1985г.
Чан У-сoн, который много рисовал Богоматерь, создал типичный стиль корейской Богоматери. "Богоматерь с сыном" - эта работа передает, как мать держит ребёнка на руках. Если не обращать внимание на ореол вокруг головы, кажется, что это просто мать с сыном [1, с.40].
Рис.4. Чан У-сон, Богоматерь с сыном, 145х68 см, бумага светлых тонов. 1954 г.
Возникает впечатление, что Богоматерь была написана в стиле корейского портрета, подобно работе художника Син Юн-бок "Портрет красавицы".
Рис.5. Син Юн-бок "Портрет красавицы" в начале XIX века
В возрасте 93-х лет, мастер Чан У-сон прошел обряд крещения, а также сумел представить всему миру свое творчество «Корейская Дева Мария», тем самым, показав интернациональность, путем смешения стилей Запада и Востока. Выставка этой картины прошла в Ватикане.
В то время Чан У-сонтакже вывел в свет свое творение «Корейская Богородица». Однако его работа немного видоизменена: облаченная в белые одежды Дева Мария с младенцем Иисусом представлена уже не в образе королевы, а более традиционного образа иконографии.
Чан У-сон показывает достаточно высокий уровень своих работ и неоднократно был признан профессиональным портретистом. Он по праву считается мастером, которому удалось вдохнуть новое дыхание жизни в традиционную живопись тушью, модернизируя ее в соответствии c требованиями современного искусства.
Его портреты действительно восхищают правдоподобным изображением персонажей в мягкой, слегка светящейся технике рисования.
В 1961 году Чан У-сон пустился в свободное плавание, сделав основополагающим своим направлением живопись МУНИНХВА. Духовные идеи живописи МУНИНХВА, дальнейшее его изучение позволит ускорить прогресс корейской живописи, основанный на духовных ценностях [2, с.17].
Заключение
Смена естественности и повседневное видение произведений Чан У-сона является одним из наиболее ярких признаков его работ. Определенный стиль написания пейзажей Чан У-сона нередко встречается в направлении МУНИНХВА и соответствует традициям Восточной Азии. Однако в его работах мы можем наблюдать яркие отличия от традиционного подхода рисования тушью, которые он мастерски выделил реалистичным изображением природы и персонажей.
В истории искусства Республики Корея Чан У-сон является мастером, который не отказался от философской глубины и духовной наполненности в живописи, которые были свойственны корейским «художникам - интеллектуалам» предыдущих эпох. За свой творческий период ему удалось создать уникальные образы корейской природы, избегая погружения в идеализм [5, с.40].
Икона – один из самых содержательных, самых ярких, но и самых трудных для понимания феноменов искусства. Корейские иконы были написаны в стиле западных традиционных икон в начале XVIII-го века. Но одновременно с освобождением Кореи, корейские художники стали вкладывать корейский стиль и душу в свои иконы.
Рецензенты :Домбраускене Г.Н., д.искусствоведения, директор Морского гуманитарного института, доцент кафедры истории искусства и культуры Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток;
Алексеева Г.В., д.искусствоведения, профессор, профессор кафедры теологии и религиоведения, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный федеральный университет, Владивосток.