Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ADAPTATION OF PSYCHOLOGICAL TECHNIQUES TO DIAGNOSE THE PROPENSITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO THE USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

Safronova A.N. 1
1 Ural State Forest Engineering University (USFEU)
The article focuses on the theoretical positions that would allow to predict the behaviors of a young man in a given situation. The paper demonstrates that the emotional instability of the young person may trigger it in anesthesia care. Based on analysis of interviews of patients undergoing rehabilitation in the Regional Specialized Center of medical and social rehabilitation of drug addicts were able to identify factors that have led to drug addiction later interviewed rehabilitants. Thanks to the "Portrait of a drug addict," managed to build profiles of the modified person, prone to drug addiction. A study of first-year students of the university, which found that emotional instability is inherent to most respondents. It was revealed that at present there is an urgent need to adapt the techniques to the diagnosis of psychological tendency of students of high school to substance use.
prone to drug addiction.
drug addiction factors modified personality profiles
drug addiction
psychological methods of studying individual personality traits
Проблема распространения наркомании в молодежной среде стала одной из самых острых. Большую роль в приобщении подростков и молодых людей к наркотикам играют особенности их поведения в этом возрасте. Для молодежи специфична форма употребления психоактивных веществ, называемая «аддиктивным поведением», на стадии которого еще нет признаков психической и физической зависимости.

Студенчество – это возраст юности. Студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем и социальной активностью. Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И. Розум отмечают, что время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется становлением личностных свойств. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам – образу и смыслу жизни. [5]

К.Д. Ушинский, уделявший значительное внимание психологическому аспекту в решении проблем педагогики, подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях. [8]

С целью определения типологии поведения личности, склонной к употреблению психоактивных веществ, собрананамнез представителей учащейся молодежи, попавших в ситуацию наркотической зависимостии проходящих курс реабилитации в Государственном автономном учреждении здравоохранения Свердловской области «Наркологический реабилитационный центр «Урал без наркотиков» (далее – ГАУЗ СО НРЦ «Урал без наркотиков») в г. Екатеринбурге.

Применив методику анамнеза жизни исследуемой личности, удалось собрать сведения, характеризующие физическое, психическое и социальное развитие, излагаемые в определенной последовательности. Этот метод дал возможность  подробней собрать информацию об индивидуальных особенностях личности для понимания и уточнения  причин проявления негативных склонностей, тактики воздействия на молодежь профилактической направленности.

В результате анализа анамнеза наркозависимых молодых людей сделан вывод, что эмоциональная нестабильность влияет на проявление склонности к употреблению психоактивных веществ.

Указанный вывод сделан на основании сформировавшегося «портрета наркомана», в результате интервьюирования пациентов реабилитационного цента:

1.                       Подражание старшим «дворовым» друзьям, поиск новых впечатлений, нарушения в эмоциональной сфере.

2.                       Экономические причины, несовершенство законодательства, доступность приобретения психоактивных веществ, реклама «легальных» наркотиков.

3.                       Особенности характера, такие как уступчивость, чувство вины, нерешительность, внушаемость, тревожность и т.д.

4.                       Семейные проблемы, наследственность, неполная семья, деструктивная семья и т.д.

На подсознательном уровне травмированный человек постоянно ищет средство, которое было бы в состоянии хоть на короткое время вернуть эмоциональную устойчивость или повысить ее. В первое время наркотики неплохо справляются с задачей психологической регуляции, увеличивая способность переносить эмоциональные нагрузки.

С целью оценки эмоционального состояния личности молодого человекапредлагается применять психологические методики изучения индивидуально-личностных свойств личности.

Анализ полученных сведений позволил выстроить модифицированные профили по предложенной Л.Н. Собчик модели (индивидуально-типологический опросник - ИТО).

По данным показателям можно определить есть ли риск ухода в девиацию у студента или нет. На какие личностные характеристики следует обращать внимание при индивидуальной форме воспитательного и профилактического процесса. [7]

Особенностью указанной методики является выявление врожденных свойств, которые в процессе социализации трансформируются в черты характера и затем - в особенности личности. Количественные показатели методики позволяют отграничить нормальную, уравновешенную личность от акцентуированной и дезадаптированной.

Показательным критерием является индивидуальный тип переживания, сила и направление мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов. Указанные критерии позволят определить, есть ли риск ухода  личности исследуемого в девиацию, как способ решения внутренних переживаний или этого риска нет.

Покажем примеры профилей личности, склонной к проявлениям наркотизации: 

Рис.1. Профиль

Неспособность контролировать эмоции, импульсивное поведение выражается в высоких показателях шкалы тревожности, которая показывает склонность к дезадаптивному состоянию. Такой тип личности нестабилен и склонен к частой смене настроения.

Шкала интроверсии показывает нам, что личность весьма ранима и трудно адаптируется в новых условиях.

По уровню сензитивности человек достаточно чувствителен и старается избегать незнакомых ему ситуаций. По этому уровню можно сказать, что человек зависим от чужого мнения и при попадании в группу с асоциальными намерениями легко примет условия существования в их среде.

Рис.2. Профиль

Данный профиль показывает, что личность эмоционально не зрелая, неустойчивая  в проявлении эмоций. Показатель уровня агрессивности говорит о том, что личность импульсивна и склонна к взрывным реакциям,

Склонность к импульсивному поведению является логическим продолжением недостаточно сильного стремления достигать поставленные цели или отсутствие этих целей вообще.

Показанный профиль говорит о социальной слабости личности и неготовности принимать ответственные решения за свою жизнь. Профориентация практически отсутствует. Следовательно, при появлении определенных жизненных трудностей! легко может прийти к наркотизации, как уход от проблем.

Рис.3. Профиль

По представленному профилю можно сказать, что личность с выраженной интроверсией, эмоционально неустойчива. Такому типу присущ постоянный стресс и высокий уровень тревожности. В исследованиях ученых говорится, что человек, который склонен к приобретению зависимости, имеет довольно высокий уровень стресса и тревожности.

Рис.4. Профиль

Еще один признак того, что человек может быть склонен к наркотизации - это социальное отчуждение и одиночество, что показывает профиль. Такая личность не принимает критику, выражает протесты нормам общества.

Таким образом, мы получили  возможность идентифицировать студентов по полученным модифицированным профилям на предмет выявления склонности к употреблению психоактивных веществ.

            Указанное исследование опробовано на студентах первого курса Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ). Результаты опроса показали, что значительная часть студентов (30%) являются чистыми интровертами с повышенным уровнем тревожности, что говорит о том, что студенты находятся  в стрессовом состоянии, они склонны к внутренним тревогам, срыву, ухудшению успеваемости. На эту группу студентов стоит обратить внимание и работать целенаправленно на предотвращение проявления негативных склонностей (рис. 6).

Рис.5. Пример профиля исследуемого студента

            Пример изображения индивидуально-типологического портрета при следующих количественных показателях: ложь — 2 балла, аггравация — 3, экстраверсия — 2, спонтанность — 5, ригидность — 4, интроверсия — 5, сензитивность — 7, тревожность — 6, эмотивность — 5 балла свойств.

Социально-психологические аспекты, то есть стиль межличностного поведения - зависимость, конформность,  компромиссность, - проявляются как преобладающие типологические свойства.

С целью выявления динамики предпосылок к проявлению негативных склонностей  проведен опрос 153 студентов первого курса УГЛТУ по  методике Г. Айзенка.

            «Личностный опросник Айзенка» предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма [8].

            Г. Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.

            1) Экстраверсия-интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.[3]

            2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.

            Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

            3) Если по шкале искренности количество баллов превышает 4, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

            Обобщены данные, представленные ниже  в рисунке, где каждое значение является процентным соотношением к общему количеству опрошенных (график. 1).

График 1. Показатели индивидуальных черт личности опрошенных студентов

            Уровень Б>16, В<8 означает, что личность достаточно сдержанная, склонна к активной деятельности. Достаточно легко переносит смену обстановки, схватывает новое, гибок в общении с людьми. Чаще всего такие люди  становятся лидерами, организаторами.

            В нашем случае таких личностей всего 4,6 %.

            Уровень Б>16, В>16 означает, что личность достаточно импульсивна, вспыльчива, увлеченно отдается  делу, но при неудаче быстро теряете интерес.

В ситуации стресса склонен к истерико-психопатическим реакциям.

            По результатам исследования 9,4% студентов относятся к этой категории.

            Уровень Б<8, B<8 означает, что  человек весьма уравновешенный в своих чувствах и действиях. Остается спокойным и ровным в сложных жизненных ситуациях. Очень сдержан, рассудителен, но медлителен. Труднее приспосабливается  к изменяющейся обстановке.

            Из числа опрошенных таких личностей 13,9 %.

            Уровень Б<8, B>8 означает, что человек впечатлительный, трудно находящий контакты с другими людьми. Зачастую обидчив, чувствуете себя уверенно лишь в знакомой, привычной обстановке. В стрессовых ситуациях склонен к внутренним тревогам, срыву, ухудшению успеваемости.

            По данным нашего опроса таких представителей более 30%, что составляет большую долю опрошенных.

            Уровень 8<Б<16,B>16 означает, что человек этого типа эмоционально неустойчивый, чувствительный. В меру общительный, но в отношениях с людьми не очень выдержанный, легко обижается. Непостоянен  во взглядах и интересах.

            Такого типа 18,6% из числа опрошенных.

            Уровень 8<Б<16, 8<B<16 означает, что  человек такого типа в меру общительный, довольно спокойный, но иногда не контролирует эмоции. Люди такого типа в меру активны, универсальны в поведении. Они хорошо работают в разных областях деятельности, но при условии осознания важности работы, наличия перспективы продвижения по службе.

            По результатам опроса такого типа выявлено 20,9 % из числа респондентов.

            Исходя из данных результатов диагностики психо-эмоционального состояния студентов первого курса УГЛТУ можно сделать вывод, что большая часть исследуемых находится в состоянии психо-эмоциональной нестабильности, что может способствовать проявлению склонности к употреблению психоактивных веществ, как способауходаот жизненных трудностей.

            Большая часть опрошенных находится в зоне интровертности с психотипом меланхолика, что говорит о иррациональности личности. Обычно этот тип слабый.

            Следующим этапом по выявлению факторов риска проявления склонности к употреблению психоактивных веществ должна стать групповая работа со студентами. В этом случае можно применить методики акцентуации характера,  тестирование на мотивационные составляющие, наблюдение и т.п. 

Рецензенты:

ВербицкаяН.О., д.п.н., профессор кафедры автомобильного транспорта Института автомобильного транспорта и технологических системУральского государственного лесотехнического университета, г.Екатеринбург;

Моисеева Л.В.,д.п.н., профессор, заведующая кафедрой естествознания и методики его преподавания, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.