Студенчество – это возраст юности. Студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем и социальной активностью. Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И. Розум отмечают, что время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется становлением личностных свойств. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам – образу и смыслу жизни. [5]
К.Д. Ушинский, уделявший значительное внимание психологическому аспекту в решении проблем педагогики, подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях. [8]
С целью определения типологии поведения личности, склонной к употреблению психоактивных веществ, собрананамнез представителей учащейся молодежи, попавших в ситуацию наркотической зависимостии проходящих курс реабилитации в Государственном автономном учреждении здравоохранения Свердловской области «Наркологический реабилитационный центр «Урал без наркотиков» (далее – ГАУЗ СО НРЦ «Урал без наркотиков») в г. Екатеринбурге.
Применив методику анамнеза жизни исследуемой личности, удалось собрать сведения, характеризующие физическое, психическое и социальное развитие, излагаемые в определенной последовательности. Этот метод дал возможность подробней собрать информацию об индивидуальных особенностях личности для понимания и уточнения причин проявления негативных склонностей, тактики воздействия на молодежь профилактической направленности.
В результате анализа анамнеза наркозависимых молодых людей сделан вывод, что эмоциональная нестабильность влияет на проявление склонности к употреблению психоактивных веществ.
Указанный вывод сделан на основании сформировавшегося «портрета наркомана», в результате интервьюирования пациентов реабилитационного цента:
1. Подражание старшим «дворовым» друзьям, поиск новых впечатлений, нарушения в эмоциональной сфере.
2. Экономические причины, несовершенство законодательства, доступность приобретения психоактивных веществ, реклама «легальных» наркотиков.
3. Особенности характера, такие как уступчивость, чувство вины, нерешительность, внушаемость, тревожность и т.д.
4. Семейные проблемы, наследственность, неполная семья, деструктивная семья и т.д.
На подсознательном уровне травмированный человек постоянно ищет средство, которое было бы в состоянии хоть на короткое время вернуть эмоциональную устойчивость или повысить ее. В первое время наркотики неплохо справляются с задачей психологической регуляции, увеличивая способность переносить эмоциональные нагрузки.
С целью оценки эмоционального состояния личности молодого человекапредлагается применять психологические методики изучения индивидуально-личностных свойств личности.
Анализ полученных сведений позволил выстроить модифицированные профили по предложенной Л.Н. Собчик модели (индивидуально-типологический опросник - ИТО).
По данным показателям можно определить есть ли риск ухода в девиацию у студента или нет. На какие личностные характеристики следует обращать внимание при индивидуальной форме воспитательного и профилактического процесса. [7]
Особенностью указанной методики является выявление врожденных свойств, которые в процессе социализации трансформируются в черты характера и затем - в особенности личности. Количественные показатели методики позволяют отграничить нормальную, уравновешенную личность от акцентуированной и дезадаптированной.
Показательным критерием является индивидуальный тип переживания, сила и направление мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов. Указанные критерии позволят определить, есть ли риск ухода личности исследуемого в девиацию, как способ решения внутренних переживаний или этого риска нет.
Покажем примеры профилей личности, склонной к проявлениям наркотизации:
Рис.1. Профиль
Неспособность контролировать эмоции, импульсивное поведение выражается в высоких показателях шкалы тревожности, которая показывает склонность к дезадаптивному состоянию. Такой тип личности нестабилен и склонен к частой смене настроения.
Шкала интроверсии показывает нам, что личность весьма ранима и трудно адаптируется в новых условиях.
По уровню сензитивности человек достаточно чувствителен и старается избегать незнакомых ему ситуаций. По этому уровню можно сказать, что человек зависим от чужого мнения и при попадании в группу с асоциальными намерениями легко примет условия существования в их среде.
Рис.2. Профиль
Данный профиль показывает, что личность эмоционально не зрелая, неустойчивая в проявлении эмоций. Показатель уровня агрессивности говорит о том, что личность импульсивна и склонна к взрывным реакциям,
Склонность к импульсивному поведению является логическим продолжением недостаточно сильного стремления достигать поставленные цели или отсутствие этих целей вообще.
Показанный профиль говорит о социальной слабости личности и неготовности принимать ответственные решения за свою жизнь. Профориентация практически отсутствует. Следовательно, при появлении определенных жизненных трудностей! легко может прийти к наркотизации, как уход от проблем.
Рис.3. Профиль
По представленному профилю можно сказать, что личность с выраженной интроверсией, эмоционально неустойчива. Такому типу присущ постоянный стресс и высокий уровень тревожности. В исследованиях ученых говорится, что человек, который склонен к приобретению зависимости, имеет довольно высокий уровень стресса и тревожности.
Рис.4. Профиль
Еще один признак того, что человек может быть склонен к наркотизации - это социальное отчуждение и одиночество, что показывает профиль. Такая личность не принимает критику, выражает протесты нормам общества.
Таким образом, мы получили возможность идентифицировать студентов по полученным модифицированным профилям на предмет выявления склонности к употреблению психоактивных веществ.
Указанное исследование опробовано на студентах первого курса Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ). Результаты опроса показали, что значительная часть студентов (30%) являются чистыми интровертами с повышенным уровнем тревожности, что говорит о том, что студенты находятся в стрессовом состоянии, они склонны к внутренним тревогам, срыву, ухудшению успеваемости. На эту группу студентов стоит обратить внимание и работать целенаправленно на предотвращение проявления негативных склонностей (рис. 6).
Рис.5. Пример профиля исследуемого студента
Пример изображения индивидуально-типологического портрета при следующих количественных показателях: ложь — 2 балла, аггравация — 3, экстраверсия — 2, спонтанность — 5, ригидность — 4, интроверсия — 5, сензитивность — 7, тревожность — 6, эмотивность — 5 балла свойств.
Социально-психологические аспекты, то есть стиль межличностного поведения - зависимость, конформность, компромиссность, - проявляются как преобладающие типологические свойства.
С целью выявления динамики предпосылок к проявлению негативных склонностей проведен опрос 153 студентов первого курса УГЛТУ по методике Г. Айзенка.
«Личностный опросник Айзенка» предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма [8].
Г. Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.
1) Экстраверсия-интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.[3]
2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.
Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии.
Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.
3) Если по шкале искренности количество баллов превышает 4, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.
Обобщены данные, представленные ниже в рисунке, где каждое значение является процентным соотношением к общему количеству опрошенных (график. 1).
График 1. Показатели индивидуальных черт личности опрошенных студентов
Уровень Б>16, В<8 означает, что личность достаточно сдержанная, склонна к активной деятельности. Достаточно легко переносит смену обстановки, схватывает новое, гибок в общении с людьми. Чаще всего такие люди становятся лидерами, организаторами.
В нашем случае таких личностей всего 4,6 %.
Уровень Б>16, В>16 означает, что личность достаточно импульсивна, вспыльчива, увлеченно отдается делу, но при неудаче быстро теряете интерес.
В ситуации стресса склонен к истерико-психопатическим реакциям.
По результатам исследования 9,4% студентов относятся к этой категории.
Уровень Б<8, B<8 означает, что человек весьма уравновешенный в своих чувствах и действиях. Остается спокойным и ровным в сложных жизненных ситуациях. Очень сдержан, рассудителен, но медлителен. Труднее приспосабливается к изменяющейся обстановке.
Из числа опрошенных таких личностей 13,9 %.
Уровень Б<8, B>8 означает, что человек впечатлительный, трудно находящий контакты с другими людьми. Зачастую обидчив, чувствуете себя уверенно лишь в знакомой, привычной обстановке. В стрессовых ситуациях склонен к внутренним тревогам, срыву, ухудшению успеваемости.
По данным нашего опроса таких представителей более 30%, что составляет большую долю опрошенных.
Уровень 8<Б<16,B>16 означает, что человек этого типа эмоционально неустойчивый, чувствительный. В меру общительный, но в отношениях с людьми не очень выдержанный, легко обижается. Непостоянен во взглядах и интересах.
Такого типа 18,6% из числа опрошенных.
Уровень 8<Б<16, 8<B<16 означает, что человек такого типа в меру общительный, довольно спокойный, но иногда не контролирует эмоции. Люди такого типа в меру активны, универсальны в поведении. Они хорошо работают в разных областях деятельности, но при условии осознания важности работы, наличия перспективы продвижения по службе.
По результатам опроса такого типа выявлено 20,9 % из числа респондентов.
Исходя из данных результатов диагностики психо-эмоционального состояния студентов первого курса УГЛТУ можно сделать вывод, что большая часть исследуемых находится в состоянии психо-эмоциональной нестабильности, что может способствовать проявлению склонности к употреблению психоактивных веществ, как способауходаот жизненных трудностей.
Большая часть опрошенных находится в зоне интровертности с психотипом меланхолика, что говорит о иррациональности личности. Обычно этот тип слабый.
Следующим этапом по выявлению факторов риска проявления склонности к употреблению психоактивных веществ должна стать групповая работа со студентами. В этом случае можно применить методики акцентуации характера, тестирование на мотивационные составляющие, наблюдение и т.п.
Рецензенты:ВербицкаяН.О., д.п.н., профессор кафедры автомобильного транспорта Института автомобильного транспорта и технологических системУральского государственного лесотехнического университета, г.Екатеринбург;
Моисеева Л.В.,д.п.н., профессор, заведующая кафедрой естествознания и методики его преподавания, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Сафронова А.Н. АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК К ДИАГНОСТИКЕ СКЛОННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ВУЗА К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20102 (дата обращения: 09.12.2024).