Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MEDICAL EDUCATION AND THE PROBLEMS OF SOCIALLY RESPONSIBLE IMPLEMENTATION OF THE ACHIEVEMENTS OF BIOETHICS

Sokolov V.M. 1 Stovba A.V. 1
1 SEI HPE Branch of Bashkir State University
The issues of liability and its various manifestations in the modern world are becoming very relevant. The awareness of the social importance and danger of increased human activity stimulated the researches in the field of ethics and simultaneously strengthened the interest to the search of the fundamentally new concepts of responsibility. The author notes that bioethics has to be engaged in the research of moral and social problems arising in the field of professional medical activity. The necessity of the formation of bioethical self awareness of the professional medical community is becoming imperative of our time. Humanitarian paradigm of medicine supposes high moral and responsible ways of activity, which should base on ethical standards of medical profession. From the author’s point of view topicality of the problem caused by the necessity of intensification of bioethics education in the sphere of future specialists’ training. In the article discusses some approaches to the search for new humanitarian and ethical grounds of medical education and presented in the present time in bioethical discourse.
medical profession
bioethical education
bioethical responsibility
bioethics
В современном мире заметно возрастает значение качества профессионального образования как важного фактора социально-экономического прогресса общества и развития творческого потенциала человека. Формирование биоэтически ответственного специалиста-медика, способного к осознанию возможных последствий своей профессиональной деятельности становится сегодня одним из центральных вопросов в исследовании проблем современного медицинского образования. В связи с поиском путей и средств по созданию условий и возможностей совершенствования биоэтического базиса медицинского образования возникают следующие вопросы. В какой степени медицинские учебные заведения несут ответственность за уровень и качество подготовки специалистов не только к своей специализированной профессиональной деятельности, но и соответствовать современным требованиям общества и личности? Что может быть использовано в качестве эффективных средств для более основательной биоэтической подготовки в медицинской профессиональной школе?

Признание человеческой жизни в качестве высочайшей ценности современной цивилизации актуализирует проблему формирования биоэтически ответственного сознания в аксиосфере медицинской ментальности. В основе данного утверждения  заложен гуманистический пафос, основанный на том, что медицинский работник обязан относиться к каждой человеческой жизни, как к явлению исключительному, что и должно составлять универсальный набор ценностей востребованными в любой исторической эпохе общими морально-ответственными предустановлениями и требованиями к медицинской профессии.  Вся история медицины свидетельствует о том, что моральная или этическая ответственность имеет важнейшее значение в профессии медицинского работника и подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Как подчеркивает врач и писатель И.В. Богорад: «Вряд ли найдется еще профессия, которой бы так повезло, как врачебной, с точки зрения внимания к ней со стороны общества. Это и понятно. Ведь на руках врача человек рождается, на его руках уходит в небытие»[2, c. 36].

Потребность в формировании социально-профессиональной ответственности будущих медиков объясняется сегодня несколькими факторами: ценностно-мировоззренческим, социокультурным и, собственно внутримедицинскими обстоятельствами, одно из которых связано с тем, что техноэволюция развивается быстрее биоэволюции. Вместе с достижениями научно-технического прогресса человек получил в свое распоряжение также более совершенные средства разрушения, освоил новые технологии деструкции, которые приводят к нарастанию в современном обществе глобального всеобъемлющего страха. Причем страх в ХХI веке, по утверждению И.В.Лысак, стал нарастать не из-за количества жертв, а в связи «с возникновением угроз и вызовов всему человечеству, с глобализацией риска, создающей ощущение непредсказуемости последствий любого действия»[4, c.3]. Специфика понимания биомедицинских рисков в современную эпоху неразрывно связана с биоэтическим подходом и связанными с этим попытками изменения принципов образования, воспитания и культуры.

Биоэтика в качестве социально-нравственного явления современной эпохи становится объектом внимания, как правило, в медико-философском контексте. Можно сказать, что биоэтика - это характеристика моральных норм, которые должны существовать в рамках социоприродного пространства. Проблемы, требующие биоэтического подхода будут нарастать по мере утверждения в общественном сознании понимания опасности технократического развития цивилизации в духе технологического детерминизма. Особенно важным становится биоэтический подход в медицинской деятельности в условиях НТР или в эпоху глубоких социально-экономических преобразований. То, что казалось в медицинской науке фантастическим вчера, уже сегодня постепенно внедряется в реальную жизнь. Новейшие биомедицинские технологии ведут к тому, что «объектом изменения становится уже не внешняя природа, а биофизическое строение человека»[6, с.641]. Поэтому на фоне успехов и достижений в области биомедицинских технологий и, связанные с этим возрастанием ответственности врачей, ученых и политических деятелей, главный гиппократовский принцип: «не навреди» будет приобретать все большую значимость. Можно предвидеть в связи с этим, какая ответственность уже в ближайшем будущем будет возложена на тех специалистов, которые будут владеть технологиями, позволяющими конструировать или «лепить» человеческий материал в буквальном смысле как это делает, например, скульптор с гипсом или глиной.

Особое значение имеет необходимость интенсификации преподавания биоэтики, которая предстает действительным «мостом в будущее» и символизирует отказ от стратегии «демаркации», т.е. принципиального разграничения методологий наук и переход к стратегии интеграции, при которой взаимодействие естественнонаучной и гуманитарной сфер познания и практики осуществляется как взаимообусловленный и единый процесс. В медицинской профессиональной школе, по словам А.Карми: «Каждый преподаватель биоэтики должен стремиться не только передать студентам-медикам важные знания, но и способствовать развитию у них чувства ответственности и профессионального достоинства»[1, с.136]. В медицинской школе необходима разработка методического комплекса и внедрение специальных курсов: «Биоэтика и право», «Биоэтика и политика», «Биоэтика в сфере философского знания» и др.

В условиях переживаемого кризиса информационно-технической цивилизации важное значение в научно-образовательном комплексе приобретает сближение и интеграция научных знаний и соединение их с нравственно-гуманистическими ценностями биоэтики. Культуротворческий потенциал биоэтического знания становится сегодня не просто дополнением к базису социально-гуманитарного образования, а во многом способен решить проблему аксиологической трансформации биоэтических идей в плоскость практического исследования живого нравственного бытия природы, общества и человека. В то же время сегодня можно еще встретить непонимание, а зачастую, пренебрежительное отношение к биоэтическим аспектам в учебно-воспитательном процессе, когда продолжается практика утилитарной ориентации медицинского образования. Среди медиков сильно предубеждение, что профессионализм должен превалировать над всем, включая культуру и нравственные ценности. Оценивая ситуацию в данной области как неудовлетворительную, известный врач и педагог А.Орлов отмечает: «При таком раскладе учебных программ и мировоззрений врачей, ученых и администраторов можно ли требовать от врача «быть биоэтиком», «быть эталоном врачебной морали», «быть носителем высокой культуры?»[5, с.15].

Для современного специалиста, работающего в сфере медицины, здравоохранения, образования и науки уже недостаточно обладать только теми знаниями, умениями и навыками, которые определяют профессиональную готовность медика к лечебной деятельности. Более того, специалист ХХI века не имеющий представления о том, что такое эвтаназия или генная инженерия выглядит, по меньшей мере, архаично [7, с.64]. По нашему мнению, чрезмерное увлечение профессионализацией обучения, проходящей в концептуальных координатах компетентностной методологии, приведет  к выпадению из праксеосферы медицинско-профессиональной школы не менее существенных ее экзистенциальных оснований и ценностных ориентиров. Таким образом, переход от узкоспециального характера преподавания естественнонаучных, специальных и гуманитарных дисциплин к созданию системы, в которой преодолевался бы разрыв между образованием и воспитанием биоэтически ответственной личности медицинского специалиста, может стать способом решения данной проблемы.

Особенности предмета биоэтики связаны с тем, что она обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом, обеспечивает принципы единства интеллектуального, эмоционального и деятельностного компонентов образования. Так, биоэтика помогает, например, расширить осознание понятий «гражданская ответственность», «патриотизм», «милосердие», «гармония». Если основа формирования гражданского общества - это уважение к жизни, демократическим ценностям, то эти качества могут быть взращены у молодых людей в немалой степени через воспитание этичного отношения к жизни. Размышление над проблемами биоэтики поможет им стать гражданами, занимающими активную жизненную позицию: они задумаются над тем, какие вполне реальные шаги может предпринять каждый из них, чтобы внести свой вклад в благополучие людей, природы и общества. Нам представляется, что изучение биоэтики будет способствовать формированию у обучающихся гуманной профессионально-ответственной ментальности, стимулировать их стремление к формированию активной этической позиции в отношении защиты прав и достоинств человека его духовного и телесного здоровья, а также в деле сохранения окружающей среды.

Российские ученые B.Степин и В.Толстых, исследо­вав закономерности современной техногенной цивилизации, при­шли к выводу, что техносферизирующееся человечество пожинает плоды «изначального нарушения равновесия между инструмен­тальным (технико-технологическим) и организмическим отноше­нием человека к миру и к самому себе»[8, с.13-14]. Информационный взрыв в медицине грозит перерасти в информационную катастрофу. Таким образом, новые качества человека, соответствующие запросам информационно-технической цивилизации ведут к хаотизации всяких ценностей в современном мире, отторжению этической информации и разрушению конечных (абсолютных) нравственных ценностей, «на забвение самого языка добродетелей и пороков, на его банализацию и примитивизацию» и в итоге - к эпохе «малосердия». Победив себя (в том числе биосферу в себе), человек получил не свободу, а пустоту.

Не следует забывать, что в цивилизации техногенного типа роль системы образования в передаче новым поколениям высоких образцов духовных и социокультурных ценностей стремительно ослабевает, что способствует формированию частичного, деформированного в своей первозданной гармоничной сущности человека. Что касается эффективности современного образования, то когда рыночный фундаментализм определяет теперь чуть ли не все сферы нашего бытия: мышление, мировоззрение, чувства,  этику и т.д., отмечается нарастание эмоционально-нравственной ущербности современного человека по сравнению с его «развитым» интеллектом, которое, на самом деле, страдает эффектом «частичного мышления». По очень точному выражению А.И. Титаренко: «Частичный человек» он же узкий специалист не представляет собой неповторимую индивидуальность, и «нравственная потребность человека в человеке оказывается  фикцией: во взаимоотношения вступают не индивидуально-неповторимые личности, а «ролевые» индивиды, нуждающиеся друг в друге только функционально и только временно - «на час» [9, с.82]. По меткому замечанию В.Бакштановского и Ю.Согомонова:  «В наши дни все сильнее проявляется ориентация на профессиональный успех, безотносительный к применяемым для его достижения средствам, угрожающим становится безразличие к последствиям собственной деятельности» [3, c. 12].

Таким образом, вопрос о показателях уровня сформированности биоэтической ответственности становится очень важным, так как он должен отражать  уровень фундаментального и профессионального образования, и одновременно уровень развития морально-ответственных качеств личности специалиста-медика. Какие из возможных решений и принятых мер могут повысить уровень биоэтической грамотности и просвещенности студентов, и в конечном счете, содействовать реализации задач по формированию биоэтической ответственности?

На наш взгляд, они могут выглядеть следующим образом:

  • увеличение количества учебных часов на изучение дисциплин биоэтической и гуманитарной направленности (без основательной гуманитаризации всего образования не может быть прочных знаний и по специальным дисциплинам);
  • обновление и расширение всего цикла преподавания социально-гуманитарных дисциплин за счет введения учебного курса по биоэтике, (что предполагает усовершенствование тематических планов, учебных пособий, методических разработок по биоэтике);
  • внедрение в практику учебного процесса интегральных курсов по биоэтике в рамках реализации междисциплинарных связей, например, «Биоэтика в духовной сфере общества», «Биоэтика в системе политики и права», «Биоэтика и религия» и др., с учетом интересов обучающихся и профиля учебного заведения (с этой точки зрения биоэтика сближается со всеми науками, выходящими на проблему выживаемости человечества в ХХI веке);
  • использование в учебно-профессиональной деятельности различных видов занятий и активных форм организации учебно-воспитательного процесса (проведение тренинговых занятий с разрешением проблемных биоэтических задач-казусов, прикладные и внеучебные практические занятия, круглые столы, семинары-диспуты);
  • введение проблемных методов преподавания с целью изменения культурно-воспитательных функций преподавания (повышение ответственности преподавателей за подготовку гуманного и биоэтически ориентированного человека и специалиста);
  • постоянное ознакомление студентов с достижениями отечественной и мировой биоэтики.

В контексте решения образовательных задач в подготовке медицинского специалиста, подчеркивается воспитательная направленность социально-гуманитарного знания, где центром кристаллизации  междисциплинарного взаимодействия наряду с философией и другими социогуманитарными науками становится нравственный потенциал биоэтики. Соответственно, в медицинской профессиональной школе, как уже отмечалось выше, необходимо наличие интегрированной системы биоэтического образования, суть которого заключается не только в преподавании предмета биоэтики, но и комплекса методических, воспитательных и организационных мероприятий, направленных на формирование биоэтически ответственных компетенций студентов.

Рецензенты:

Азаматов Д.М., д.ф.н. профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», г. Уфа;

Хазиев В.С., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа.