Признание человеческой жизни в качестве высочайшей ценности современной цивилизации актуализирует проблему формирования биоэтически ответственного сознания в аксиосфере медицинской ментальности. В основе данного утверждения заложен гуманистический пафос, основанный на том, что медицинский работник обязан относиться к каждой человеческой жизни, как к явлению исключительному, что и должно составлять универсальный набор ценностей востребованными в любой исторической эпохе общими морально-ответственными предустановлениями и требованиями к медицинской профессии. Вся история медицины свидетельствует о том, что моральная или этическая ответственность имеет важнейшее значение в профессии медицинского работника и подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Как подчеркивает врач и писатель И.В. Богорад: «Вряд ли найдется еще профессия, которой бы так повезло, как врачебной, с точки зрения внимания к ней со стороны общества. Это и понятно. Ведь на руках врача человек рождается, на его руках уходит в небытие»[2, c. 36].
Потребность в формировании социально-профессиональной ответственности будущих медиков объясняется сегодня несколькими факторами: ценностно-мировоззренческим, социокультурным и, собственно внутримедицинскими обстоятельствами, одно из которых связано с тем, что техноэволюция развивается быстрее биоэволюции. Вместе с достижениями научно-технического прогресса человек получил в свое распоряжение также более совершенные средства разрушения, освоил новые технологии деструкции, которые приводят к нарастанию в современном обществе глобального всеобъемлющего страха. Причем страх в ХХI веке, по утверждению И.В.Лысак, стал нарастать не из-за количества жертв, а в связи «с возникновением угроз и вызовов всему человечеству, с глобализацией риска, создающей ощущение непредсказуемости последствий любого действия»[4, c.3]. Специфика понимания биомедицинских рисков в современную эпоху неразрывно связана с биоэтическим подходом и связанными с этим попытками изменения принципов образования, воспитания и культуры.
Биоэтика в качестве социально-нравственного явления современной эпохи становится объектом внимания, как правило, в медико-философском контексте. Можно сказать, что биоэтика - это характеристика моральных норм, которые должны существовать в рамках социоприродного пространства. Проблемы, требующие биоэтического подхода будут нарастать по мере утверждения в общественном сознании понимания опасности технократического развития цивилизации в духе технологического детерминизма. Особенно важным становится биоэтический подход в медицинской деятельности в условиях НТР или в эпоху глубоких социально-экономических преобразований. То, что казалось в медицинской науке фантастическим вчера, уже сегодня постепенно внедряется в реальную жизнь. Новейшие биомедицинские технологии ведут к тому, что «объектом изменения становится уже не внешняя природа, а биофизическое строение человека»[6, с.641]. Поэтому на фоне успехов и достижений в области биомедицинских технологий и, связанные с этим возрастанием ответственности врачей, ученых и политических деятелей, главный гиппократовский принцип: «не навреди» будет приобретать все большую значимость. Можно предвидеть в связи с этим, какая ответственность уже в ближайшем будущем будет возложена на тех специалистов, которые будут владеть технологиями, позволяющими конструировать или «лепить» человеческий материал в буквальном смысле как это делает, например, скульптор с гипсом или глиной.
Особое значение имеет необходимость интенсификации преподавания биоэтики, которая предстает действительным «мостом в будущее» и символизирует отказ от стратегии «демаркации», т.е. принципиального разграничения методологий наук и переход к стратегии интеграции, при которой взаимодействие естественнонаучной и гуманитарной сфер познания и практики осуществляется как взаимообусловленный и единый процесс. В медицинской профессиональной школе, по словам А.Карми: «Каждый преподаватель биоэтики должен стремиться не только передать студентам-медикам важные знания, но и способствовать развитию у них чувства ответственности и профессионального достоинства»[1, с.136]. В медицинской школе необходима разработка методического комплекса и внедрение специальных курсов: «Биоэтика и право», «Биоэтика и политика», «Биоэтика в сфере философского знания» и др.
В условиях переживаемого кризиса информационно-технической цивилизации важное значение в научно-образовательном комплексе приобретает сближение и интеграция научных знаний и соединение их с нравственно-гуманистическими ценностями биоэтики. Культуротворческий потенциал биоэтического знания становится сегодня не просто дополнением к базису социально-гуманитарного образования, а во многом способен решить проблему аксиологической трансформации биоэтических идей в плоскость практического исследования живого нравственного бытия природы, общества и человека. В то же время сегодня можно еще встретить непонимание, а зачастую, пренебрежительное отношение к биоэтическим аспектам в учебно-воспитательном процессе, когда продолжается практика утилитарной ориентации медицинского образования. Среди медиков сильно предубеждение, что профессионализм должен превалировать над всем, включая культуру и нравственные ценности. Оценивая ситуацию в данной области как неудовлетворительную, известный врач и педагог А.Орлов отмечает: «При таком раскладе учебных программ и мировоззрений врачей, ученых и администраторов можно ли требовать от врача «быть биоэтиком», «быть эталоном врачебной морали», «быть носителем высокой культуры?»[5, с.15].
Для современного специалиста, работающего в сфере медицины, здравоохранения, образования и науки уже недостаточно обладать только теми знаниями, умениями и навыками, которые определяют профессиональную готовность медика к лечебной деятельности. Более того, специалист ХХI века не имеющий представления о том, что такое эвтаназия или генная инженерия выглядит, по меньшей мере, архаично [7, с.64]. По нашему мнению, чрезмерное увлечение профессионализацией обучения, проходящей в концептуальных координатах компетентностной методологии, приведет к выпадению из праксеосферы медицинско-профессиональной школы не менее существенных ее экзистенциальных оснований и ценностных ориентиров. Таким образом, переход от узкоспециального характера преподавания естественнонаучных, специальных и гуманитарных дисциплин к созданию системы, в которой преодолевался бы разрыв между образованием и воспитанием биоэтически ответственной личности медицинского специалиста, может стать способом решения данной проблемы.
Особенности предмета биоэтики связаны с тем, что она обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом, обеспечивает принципы единства интеллектуального, эмоционального и деятельностного компонентов образования. Так, биоэтика помогает, например, расширить осознание понятий «гражданская ответственность», «патриотизм», «милосердие», «гармония». Если основа формирования гражданского общества - это уважение к жизни, демократическим ценностям, то эти качества могут быть взращены у молодых людей в немалой степени через воспитание этичного отношения к жизни. Размышление над проблемами биоэтики поможет им стать гражданами, занимающими активную жизненную позицию: они задумаются над тем, какие вполне реальные шаги может предпринять каждый из них, чтобы внести свой вклад в благополучие людей, природы и общества. Нам представляется, что изучение биоэтики будет способствовать формированию у обучающихся гуманной профессионально-ответственной ментальности, стимулировать их стремление к формированию активной этической позиции в отношении защиты прав и достоинств человека его духовного и телесного здоровья, а также в деле сохранения окружающей среды.
Российские ученые B.Степин и В.Толстых, исследовав закономерности современной техногенной цивилизации, пришли к выводу, что техносферизирующееся человечество пожинает плоды «изначального нарушения равновесия между инструментальным (технико-технологическим) и организмическим отношением человека к миру и к самому себе»[8, с.13-14]. Информационный взрыв в медицине грозит перерасти в информационную катастрофу. Таким образом, новые качества человека, соответствующие запросам информационно-технической цивилизации ведут к хаотизации всяких ценностей в современном мире, отторжению этической информации и разрушению конечных (абсолютных) нравственных ценностей, «на забвение самого языка добродетелей и пороков, на его банализацию и примитивизацию» и в итоге - к эпохе «малосердия». Победив себя (в том числе биосферу в себе), человек получил не свободу, а пустоту.
Не следует забывать, что в цивилизации техногенного типа роль системы образования в передаче новым поколениям высоких образцов духовных и социокультурных ценностей стремительно ослабевает, что способствует формированию частичного, деформированного в своей первозданной гармоничной сущности человека. Что касается эффективности современного образования, то когда рыночный фундаментализм определяет теперь чуть ли не все сферы нашего бытия: мышление, мировоззрение, чувства, этику и т.д., отмечается нарастание эмоционально-нравственной ущербности современного человека по сравнению с его «развитым» интеллектом, которое, на самом деле, страдает эффектом «частичного мышления». По очень точному выражению А.И. Титаренко: «Частичный человек» он же узкий специалист не представляет собой неповторимую индивидуальность, и «нравственная потребность человека в человеке оказывается фикцией: во взаимоотношения вступают не индивидуально-неповторимые личности, а «ролевые» индивиды, нуждающиеся друг в друге только функционально и только временно - «на час» [9, с.82]. По меткому замечанию В.Бакштановского и Ю.Согомонова: «В наши дни все сильнее проявляется ориентация на профессиональный успех, безотносительный к применяемым для его достижения средствам, угрожающим становится безразличие к последствиям собственной деятельности» [3, c. 12].
Таким образом, вопрос о показателях уровня сформированности биоэтической ответственности становится очень важным, так как он должен отражать уровень фундаментального и профессионального образования, и одновременно уровень развития морально-ответственных качеств личности специалиста-медика. Какие из возможных решений и принятых мер могут повысить уровень биоэтической грамотности и просвещенности студентов, и в конечном счете, содействовать реализации задач по формированию биоэтической ответственности?
На наш взгляд, они могут выглядеть следующим образом:
- увеличение количества учебных часов на изучение дисциплин биоэтической и гуманитарной направленности (без основательной гуманитаризации всего образования не может быть прочных знаний и по специальным дисциплинам);
- обновление и расширение всего цикла преподавания социально-гуманитарных дисциплин за счет введения учебного курса по биоэтике, (что предполагает усовершенствование тематических планов, учебных пособий, методических разработок по биоэтике);
- внедрение в практику учебного процесса интегральных курсов по биоэтике в рамках реализации междисциплинарных связей, например, «Биоэтика в духовной сфере общества», «Биоэтика в системе политики и права», «Биоэтика и религия» и др., с учетом интересов обучающихся и профиля учебного заведения (с этой точки зрения биоэтика сближается со всеми науками, выходящими на проблему выживаемости человечества в ХХI веке);
- использование в учебно-профессиональной деятельности различных видов занятий и активных форм организации учебно-воспитательного процесса (проведение тренинговых занятий с разрешением проблемных биоэтических задач-казусов, прикладные и внеучебные практические занятия, круглые столы, семинары-диспуты);
- введение проблемных методов преподавания с целью изменения культурно-воспитательных функций преподавания (повышение ответственности преподавателей за подготовку гуманного и биоэтически ориентированного человека и специалиста);
- постоянное ознакомление студентов с достижениями отечественной и мировой биоэтики.
В контексте решения образовательных задач в подготовке медицинского специалиста, подчеркивается воспитательная направленность социально-гуманитарного знания, где центром кристаллизации междисциплинарного взаимодействия наряду с философией и другими социогуманитарными науками становится нравственный потенциал биоэтики. Соответственно, в медицинской профессиональной школе, как уже отмечалось выше, необходимо наличие интегрированной системы биоэтического образования, суть которого заключается не только в преподавании предмета биоэтики, но и комплекса методических, воспитательных и организационных мероприятий, направленных на формирование биоэтически ответственных компетенций студентов.
Рецензенты:
Азаматов Д.М., д.ф.н. профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», г. Уфа;
Хазиев В.С., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Соколов В.М., Стовба А.В. МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ БИОЭТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20069 (дата обращения: 09.09.2024).