Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODICAL APPROACHES OF TRAINING OF FUTURE MUSIC TEACHERS TO USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Kosolapov E.G. 1
1 I.Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
This article contains a short review of a perspective of training of future music teachers for application of information and communication technologies in professional activity; it’s analyzed federal educational standards of secondary professional education, and also the purpose, the contents, forms, methods and tutorials of students - future music teachers in teacher training college. Also this article contains the system of knowledge, the characteristic to skills which have to possess future music teacher in the conditions of education informatization; This article contains examples, and it briefly describes the functionality of dedicated hardware and software for professional work of the teacher of music. It describes the process of preparation of students of pedagogical college majoring 050130 "Musical education" in the field of information and communication technologies on the example of discipline "Musical informatics".
preparation in the field of information and communication technologie.
competence of area of information and communication technologies
education informatization
information and communication technologies

В современных условиях глобализации и информатизации всех сфер жизнедеятельности  деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций все в большей степени зависит от их компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ).  Этой тенденции подвержена и педагогическая деятельность, независимо от профессионального профиля педагога [2]. Для осуществления педагогической деятельности в реальных условиях школы подготовка будущего учителя должна начинаться еще в образовательном учреждении, где он получает педагогическую профессию. Следовательно,  подготовке студентов в области использования ИКТ должно уделяться достаточное внимание в период подготовки учителя.

Рассмотрим реализацию подготовки студентов в аспекте исследуемой проблемы формирования ИКТ-компетентности, обучающихся по направлению «Музыкальное воспитание», в условиях средних учебных заведений.

Современный учитель музыки, согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (ФГОС СПО) «Музыкальное образование» [6], а также требованиям руководителей учебных заведений, должен иметь пользовательские навыки работы с современными техническими средствами. Выпускник, используя средства ИКТ, должен уметь применять стандартное пользовательское программное обеспечение (MSOffice), специализированное ПО, специализированное аппаратное обеспечение, сопряженное с ЭВМ.

Следовательно, подготовка студентов, обучающихся по направлению «Музыкальное воспитание» в среднем учебном заведении, в области ИКТ является важным условием подготовки компетентного специалиста в области преподавания музыкальных дисциплин.

При формировании образовательного процесса подготовки студента - будущего учителя музыки в области ИКТ необходимо выявить и обосновать основные методические подходы к этому процессу. Кроме того, при построении образовательного процесса подготовки будущего учителя музыки необходимо учитывать основные направления его профессиональной деятельности. Одной из первых к анализу структуры педагогической деятельности обратилась Н.В. Кузьмина. Ею была выявлена структура педагогической деятельности, включающая пять основных компонентов: конструктивный, проектировочный, когнитивный, организаторский, коммуникативный.

Как указывает Алексеева Н.Р. в своей диссертационной работе: «структура содержания подготовки определяется двумя основными факторами: возможностями ИКТ... и структурой деятельности специалиста» [1].Следовательно, в нашем случае возможностями ИКТ по оптимизации учебного процесса и обработке звуковой информации.

Рассмотрим основные методические подходы, которые необходимо учитывать в образовательном процессе.

Под методической системой образования будем понимать систему, основными «компонентами которой являются цели обучения, содержание обучения, методы обучения, формы и средства» (А.М. Пышкало) [5]. Так как большинство авторов в своих исследованиях опираются именно на данную пятикомпонентную взаимосвязанную методическую систему.

Согласно требованиям ФГОС СПО «Музыкальное образование» [6] цельюосвоения основной профессиональной образовательной программы должно также являться формирование компетенций. В аспекте исследуемой проблемы целью подготовки учителей музыки в области ИКТ является формирование его ИКТ-компетентности, то есть формирование у студентов мотивации, знаний, умений и навыков в области использования современных информационных и коммуникационных технологий, используемых в профессиональной деятельности учителя музыки.

Следовательно, в соответствие с поставленной целью определим основные знания, необходимые выпускнику в области ИКТ для решения профессиональных задач.

Учащимся необходимо знать: основные типы имеющихся компьютерных программ и возможности использования их в учебном процессе; необходимо уметь: практически работать с программами разного типа и уровня, использовать их для самообразования, подключать к работе учащихся; необходимо иметьнавыки: ориентации в программах, отбора материала, составления и распечатывания необходимой для урока информации.

Учебный курс музыкальной информатики предусматривает приобретение и углубление теоретических знаний и практических навыков в области новых информационных технологий применительно к задачам профессиональной деятельности будущего учителя музыки.

При подготовке учителей музыки в области ИКТ можно применить различные методы обучения. Приведем основные методы, классифицировав их по характеру познавательной деятельности учащихся (П.И. Пидкасистый):  словесные методы (лекция, рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, работа с текстом);наглядные методы (показ иллюстраций, плакатов, картин, схем и так далее, а также демонстрация оборудования, технических установок, фильмов);практические методы (упражнения, лабораторные и практические работы) [3]. Основными методами приподготовке учителя музыки в колледже являются:  лекция, практическое занятие, а  формами контроля - зачет и экзамен.

Так как подготовка учителей музыки в области ИКТ предполагает использование современных технических средств и прикладных программ, следовательно, формирование навыков работы с пакетами программ проводится на практических занятиях. Практические занятия проводятся в компьютерных классах. На каждом занятии студенты знакомятся с различными возможностями компьютерных программ, которые позволяют решить ту или иную задачу учителя музыки. Например, при изучении офисной программы MicrosoftOffice студенты могут формировать различные отчеты, планы уроков, график работ, вести успеваемость и прочую стандартную учебную документацию. С помощью таких программ как SonySoundForge, AdobeAuditionстуденты знакомятся с возможностями редактирования и использования звуковых файлов, записи звука и голоса на цифровой носитель и последовательное его преобразование, обработки звука записанного посредством подключенного к персональному компьютеру музыкального оборудования. Используя Sonar, Cubaseи прочие программы-секвенсоры студенты изучают основы сведения аудио и MIDI-данных. При работе с нотными редакторами Finale,Encore, Sibeliusстуденты учатся вести нотные записи в цифровом виде. На практических занятиях студенты знакомятся с подробным описанием хода работы, а затем на примере пройденного материала выполняют задания для самостоятельной работы. Таким образом, практические занятия можно разделить на фронтальные и индивидуальные типы занятий.

По окончании изучения программ студенты могут создавать различные проекты, где имеется возможность показать навыки решения различных профессиональных задач студентами с использованием средств ИКТ.

В автономном учреждении Чувашской республики среднего профессионального образования «Канашский педагогический колледж» для подготовки учителя музыки в области ИКТ  в учебном плане предусмотрена дисциплина«Музыкальная информатика», где предусмотрены требования ФГОС СПО по специальности 050130 «Музыкальное образование». По окончании прохождения каждой из дисциплин студенты сдают зачет или экзамен.

В указанном колледже знания и умения выпускников определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено», которые указываются в приложении к диплому или в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего и в удостоверении о повышении квалификации. В ходе текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, кроме вышеуказанных оценок, используется: «неудовлетворительно», «не зачтено». [4]

Для проведения практических занятий необходимо определенное программное и аппаратное обеспечение. К аппаратному обеспечению отнесем: компьютерный класс, оборудованный персональными компьютерами, связанными в сеть с выходном в Интернет, необходимой интерактивной техникой (проектор, интерактивная доска), различной музыкальной аппаратурой, имеющей возможность сопряжения с компьютером (микшеры, микрофоны, синтезаторы и т.д.). К программному обеспечению можно отнести: операционная система Windows7 и выше; веб-браузеры (InternetExplorer, Opera, MozillaFirefox или GoogleChrome); различные программы для создания и редактирования текстовой, табличной информации,а также создания презентаций (MicrosoftOffice или OpenOffice);программы обработки и записи звука (SonySoundForge, AdobeAudition), программы сведения и микширования звука (Sonar, Cubase), нотные редакторы (Finale, Encore, Sibelius). Также к средствам обучения можно отнести учебники, учебно-методические пособия и сборники упражнений и так далее.

При подготовке студентов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование», к использованию средств ИКТ в будущей профессиональной деятельности, необходимо также строить образовательный процесс с учетом непрерывности подготовки будущих учителей музыки, модульности построения образовательных программ, практической направленности, доступности информационных ресурсов и так далее.

 Рецензенты:

Лавина Т.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой информационных технологий Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я. Яковлева, г.Чебоксары;

Павлов И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я. Яковлева, г.Чебоксары.