В современных условиях глобализации и информатизации всех сфер жизнедеятельности деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций все в большей степени зависит от их компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ). Этой тенденции подвержена и педагогическая деятельность, независимо от профессионального профиля педагога [2]. Для осуществления педагогической деятельности в реальных условиях школы подготовка будущего учителя должна начинаться еще в образовательном учреждении, где он получает педагогическую профессию. Следовательно, подготовке студентов в области использования ИКТ должно уделяться достаточное внимание в период подготовки учителя.
Рассмотрим реализацию подготовки студентов в аспекте исследуемой проблемы формирования ИКТ-компетентности, обучающихся по направлению «Музыкальное воспитание», в условиях средних учебных заведений.
Современный учитель музыки, согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (ФГОС СПО) «Музыкальное образование» [6], а также требованиям руководителей учебных заведений, должен иметь пользовательские навыки работы с современными техническими средствами. Выпускник, используя средства ИКТ, должен уметь применять стандартное пользовательское программное обеспечение (MSOffice), специализированное ПО, специализированное аппаратное обеспечение, сопряженное с ЭВМ.
Следовательно, подготовка студентов, обучающихся по направлению «Музыкальное воспитание» в среднем учебном заведении, в области ИКТ является важным условием подготовки компетентного специалиста в области преподавания музыкальных дисциплин.
При формировании образовательного процесса подготовки студента - будущего учителя музыки в области ИКТ необходимо выявить и обосновать основные методические подходы к этому процессу. Кроме того, при построении образовательного процесса подготовки будущего учителя музыки необходимо учитывать основные направления его профессиональной деятельности. Одной из первых к анализу структуры педагогической деятельности обратилась Н.В. Кузьмина. Ею была выявлена структура педагогической деятельности, включающая пять основных компонентов: конструктивный, проектировочный, когнитивный, организаторский, коммуникативный.
Как указывает Алексеева Н.Р. в своей диссертационной работе: «структура содержания подготовки определяется двумя основными факторами: возможностями ИКТ... и структурой деятельности специалиста» [1].Следовательно, в нашем случае возможностями ИКТ по оптимизации учебного процесса и обработке звуковой информации.
Рассмотрим основные методические подходы, которые необходимо учитывать в образовательном процессе.
Под методической системой образования будем понимать систему, основными «компонентами которой являются цели обучения, содержание обучения, методы обучения, формы и средства» (А.М. Пышкало) [5]. Так как большинство авторов в своих исследованиях опираются именно на данную пятикомпонентную взаимосвязанную методическую систему.
Согласно требованиям ФГОС СПО «Музыкальное образование» [6] цельюосвоения основной профессиональной образовательной программы должно также являться формирование компетенций. В аспекте исследуемой проблемы целью подготовки учителей музыки в области ИКТ является формирование его ИКТ-компетентности, то есть формирование у студентов мотивации, знаний, умений и навыков в области использования современных информационных и коммуникационных технологий, используемых в профессиональной деятельности учителя музыки.
Следовательно, в соответствие с поставленной целью определим основные знания, необходимые выпускнику в области ИКТ для решения профессиональных задач.
Учащимся необходимо знать: основные типы имеющихся компьютерных программ и возможности использования их в учебном процессе; необходимо уметь: практически работать с программами разного типа и уровня, использовать их для самообразования, подключать к работе учащихся; необходимо иметьнавыки: ориентации в программах, отбора материала, составления и распечатывания необходимой для урока информации.
Учебный курс музыкальной информатики предусматривает приобретение и углубление теоретических знаний и практических навыков в области новых информационных технологий применительно к задачам профессиональной деятельности будущего учителя музыки.
При подготовке учителей музыки в области ИКТ можно применить различные методы обучения. Приведем основные методы, классифицировав их по характеру познавательной деятельности учащихся (П.И. Пидкасистый): словесные методы (лекция, рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, работа с текстом);наглядные методы (показ иллюстраций, плакатов, картин, схем и так далее, а также демонстрация оборудования, технических установок, фильмов);практические методы (упражнения, лабораторные и практические работы) [3]. Основными методами приподготовке учителя музыки в колледже являются: лекция, практическое занятие, а формами контроля - зачет и экзамен.
Так как подготовка учителей музыки в области ИКТ предполагает использование современных технических средств и прикладных программ, следовательно, формирование навыков работы с пакетами программ проводится на практических занятиях. Практические занятия проводятся в компьютерных классах. На каждом занятии студенты знакомятся с различными возможностями компьютерных программ, которые позволяют решить ту или иную задачу учителя музыки. Например, при изучении офисной программы MicrosoftOffice студенты могут формировать различные отчеты, планы уроков, график работ, вести успеваемость и прочую стандартную учебную документацию. С помощью таких программ как SonySoundForge, AdobeAuditionстуденты знакомятся с возможностями редактирования и использования звуковых файлов, записи звука и голоса на цифровой носитель и последовательное его преобразование, обработки звука записанного посредством подключенного к персональному компьютеру музыкального оборудования. Используя Sonar, Cubaseи прочие программы-секвенсоры студенты изучают основы сведения аудио и MIDI-данных. При работе с нотными редакторами Finale,Encore, Sibeliusстуденты учатся вести нотные записи в цифровом виде. На практических занятиях студенты знакомятся с подробным описанием хода работы, а затем на примере пройденного материала выполняют задания для самостоятельной работы. Таким образом, практические занятия можно разделить на фронтальные и индивидуальные типы занятий.
По окончании изучения программ студенты могут создавать различные проекты, где имеется возможность показать навыки решения различных профессиональных задач студентами с использованием средств ИКТ.
В автономном учреждении Чувашской республики среднего профессионального образования «Канашский педагогический колледж» для подготовки учителя музыки в области ИКТ в учебном плане предусмотрена дисциплина«Музыкальная информатика», где предусмотрены требования ФГОС СПО по специальности 050130 «Музыкальное образование». По окончании прохождения каждой из дисциплин студенты сдают зачет или экзамен.
В указанном колледже знания и умения выпускников определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено», которые указываются в приложении к диплому или в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего и в удостоверении о повышении квалификации. В ходе текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, кроме вышеуказанных оценок, используется: «неудовлетворительно», «не зачтено». [4]
Для проведения практических занятий необходимо определенное программное и аппаратное обеспечение. К аппаратному обеспечению отнесем: компьютерный класс, оборудованный персональными компьютерами, связанными в сеть с выходном в Интернет, необходимой интерактивной техникой (проектор, интерактивная доска), различной музыкальной аппаратурой, имеющей возможность сопряжения с компьютером (микшеры, микрофоны, синтезаторы и т.д.). К программному обеспечению можно отнести: операционная система Windows7 и выше; веб-браузеры (InternetExplorer, Opera, MozillaFirefox или GoogleChrome); различные программы для создания и редактирования текстовой, табличной информации,а также создания презентаций (MicrosoftOffice или OpenOffice);программы обработки и записи звука (SonySoundForge, AdobeAudition), программы сведения и микширования звука (Sonar, Cubase), нотные редакторы (Finale, Encore, Sibelius). Также к средствам обучения можно отнести учебники, учебно-методические пособия и сборники упражнений и так далее.
При подготовке студентов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование», к использованию средств ИКТ в будущей профессиональной деятельности, необходимо также строить образовательный процесс с учетом непрерывности подготовки будущих учителей музыки, модульности построения образовательных программ, практической направленности, доступности информационных ресурсов и так далее.
Рецензенты:
Лавина Т.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой информационных технологий Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я. Яковлева, г.Чебоксары;
Павлов И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я. Яковлева, г.Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Косолапов Е.Г. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20066 (дата обращения: 17.05.2025).