Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая система ценностей, которая складывается в течение жизни и служит важным фактором социальных взаимоотношений и поведения. От того, насколько и как ценностные ориентации связаны с представлениями относительно «хорошей» или «плохой» жизни в соотнесении с рефлексируемыми компонентами своей реальной жизнедеятельности, зависит и общее представление о качестве жизни, переживание благополучия и удовлетворенностью жизнью. Удовлетворенность различными сторонами жизни, как пишет Л.В. Кашкина, напрямую зависит от уровня притязаний, соответственно, чем выше притязания, тем ниже уровень удовлетворенности, а это связано с ценностными ориентациями и жизненными стратегиями человека [2]. А.Г. Ческидов, И.А. Шляпникова отмечали, что удовлетворенность жизнью определяется не столько качественными особенностями ценностных ориентаций личности, сколько характеристиками структуры самой системы ценностей [5].
В соответствии с вышесказанным, рассматриваемая нами проблема изучения ценностно-смысловой сферы удовлетворенных и неудовлетворенных жизнью людей в период ранней и средней взрослости, является весьма актуальной.
В исследовании были использованы следующие эмпирические методики: «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина, «Шкала удовлетворённости жизнью» Э. Динер [3,4] . Статистический анализ материала проводится с использованием программ Мicrоsoft Ехcеl XP 2007 и SPSS 17.0 Statistica в среде Windows XP. Выборка составила 67 человек. Большая часть выборки - менеджеры и управляющие в сфере услуг и средств массовой информации. Незначительная часть - технические работники, обслуживающий персонал (инженеры, техники, вспомогательный персонал).
«Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина позволил выявить терминальные ценности и жизненные сферы в выборке. Гендерные особенности терминальных ценностей и их иерархия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Гендерные особенности терминальных ценностей по опроснику И.Г. Сенина
№ |
Терминальная ценность |
Мужчины |
Женщины |
М-Ж |
Муж-чины |
Женщины |
|||||
М |
σ |
М |
Σ |
U |
p |
Σ |
Ранг |
Σ |
ранг |
||
1 |
Престиж |
6,21 |
1,30 |
5,79 |
0,99 |
456 |
0,235 |
242 |
3 |
162 |
7 |
2 |
Материальное положение |
5,87 |
1,66 |
6, 61 |
1,89 |
417 |
0,092 |
229 |
5 |
185 |
1 |
3 |
Креативность |
5,41 |
1,58 |
6,46 |
1,37 |
343 |
0,009 |
211 |
8 |
181 |
2,5 |
4 |
Социальные контакты |
5,62 |
1,52 |
5,71 |
1,65 |
535 |
0,889 |
219 |
7 |
160 |
8 |
5 |
Развитие себя |
6,28 |
1,36 |
6,46 |
1,64 |
526 |
0,797 |
245 |
2 |
181 |
2,5 |
6 |
Достижения |
6,33 |
1,59 |
6,32 |
1,81 |
546 |
0,999 |
247 |
1 |
177 |
4 |
7 |
Духовное удовлетворение |
5,77 |
1,53 |
6,11 |
2,15 |
499 |
0,544 |
225 |
6 |
171 |
5 |
8 |
Индивидуальность |
5,97 |
1,71 |
6,18 |
1,98 |
517 |
0,711 |
233 |
4 |
173 |
6 |
Примечание: М - среднеарифметическая величина, σ - стандартное отклонение, U - критерий Манна-Уитни, p - уровень достоверности, Σ - сумма баллов; жирным шрифтом выделены достоверные показатели
Анализ различий по непараметрическому критерию Манна-Уитни выявил, что достоверно мужчины и женщины (в пользу женщин) различаются только по показателю «Креативность». Возможно, это связано с тем, что среди испытуемых женщин много активных и творческих личностей с высшим образованием, а большинство мужчин, участвующих в исследовании, имеют среднее образование и выполняют малоквалифицированную работу, которую нельзя назвать творческой, поскольку работают по заранее продуманному плану и им сложно реализовать свой творческий потенциал.
Согласно полученным результатам, испытуемые мужчины в нашей выборке предпочитают следующие терминальные ценности (в порядке убывания): «Достижения», «Развитие себя», «Собственный престиж», «Сохранение собственной индивидуальности», «Высокое материальное положение», «Духовное удовлетворение», «Активные социальные контакты», «Креативность». Женщины предпочитает (в порядке убывания): «Высокое материальное положение», «Креативность», «Развитие себя», «Достижения», «Духовное удовлетворение», «Сохранение собственной индивидуальности», «Собственный престиж», «Активные социальные контакты».
Можно предположить, что в среднем для нашей выборки значимости терминальных ценностей распределяются следующим образом:
1) Собственный престиж значим для мужчин больше, чем для женщин. Это, вероятно, отражает стремление мужчин к признанию, уважению, одобрению со стороны значимых лиц. Большинство женщин выборки, по нашему мнению, во многом реализовали себя в жизни и не так сильно нуждаются в социальном одобрении.
2) Высокое материальное положение более значимо для женщин. Вероятно, что материальное благосостояние для них является основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. Для мужчин действуют иные стимулы.
3) Креативность значима больше для женщин, что отражает их стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. По нашему мнению, это отражение присущее молодым и активным людям стремления избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Мужчины выборки предпочитают размеренный ход своей жизни.
4) Активные социальные контакты значимы практически одинаково и для мужчин и для женщин, что говорит об их стремлении к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми.
5) Развитие себя. Для нашей выборки и мужчины и женщины, практически одинаково, стремятся к самосовершенствованию.
6) Достижения. Для мужчин собственные достижения более важны, чем для женщин, что говорит об их стремлении к постижению конкретных и ощутимых результатов.
7) Духовное удовлетворении значимо близко для женщин и мужчин. Они считают, что главное - это делать то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение
8) Сохранение собственной индивидуальности важнее для мужчин чуть больше, чем для женщин, что говорит об их стремлении к независимости от других людей, своеобразии взглядов, убеждений, наличии своего стиля жизни.
Из полученных данных следует, что мужчины выборки ориентированы в большей степени (высокий и средний уровень) на собственные достижения, престиж и развитие себя. Менее значимыми для них являются: креативность и духовное удовлетворение. Женщины ориентированы в большей степени (высокий и средний уровень) на креативность, развитие себя, материальное положение и достижения. Менее значимы для них: престиж, социальные контакты, духовное удовлетворение и сохранение индивидуальности.
Возрастные особенности терминальных ценностей представлены в таблице 2. Анализ различий по критерию Манна-Уитни выявил, что в возрастных группах достоверно:
1) женщины и мужчины (в пользу женщин) отличаются только по показателю «Креативность» в «молодой группе»;
2) мужчины в группах между собой не отличаются;
3) женщины отличаются (в пользу женщин «молодой группы») по показателям «Креативность» и «Достижения». Объяснением, по нашему мнению, является то, что в исследуемых организациях (СМИ, радиостанция, агентство по недвижимости) ищут возможности реализации активные и творческие молодые женщины.
Таблица 2
Возрастные особенности терминальных ценностей по опроснику И.Г. Сенина
№ |
Терминальная ценность |
Группа |
Мужчины |
Женщины |
М-Ж |
М |
Ж |
|||||
М |
σ |
М |
Σ |
U |
P |
U |
p |
U |
p |
|||
1 |
Престиж |
М |
6,00 |
1,15 |
5,63 |
1,02 |
144 |
0,327 |
159 |
0,414 |
77 |
0,352 |
Зр |
6,47 |
1,46 |
6,00 |
0,95 |
88 |
0,461 |
||||||
2 |
Материальное положение |
М |
6,09 |
1,69 |
7,13 |
1,96 |
115 |
0,065 |
156 |
0,374 |
59 |
0,078 |
Зр |
5,59 |
1,62 |
5,92 |
1,62 |
93 |
0,695 |
||||||
3 |
Креативность |
М |
5,27 |
1,58 |
7,00 |
1,32 |
75 |
0,020 |
169 |
0,613 |
46 |
0,016 |
Зр |
5,59 |
1,62 |
5,75 |
1,14 |
93 |
0,700 |
||||||
4 |
Социальные контакты |
М |
5,77 |
1,69 |
6,00 |
1,86 |
164 |
0,727 |
169 |
0,603 |
79 |
0,407 |
Зр |
5,41 |
1,28 |
5,33 |
1,30 |
95 |
0,728 |
||||||
5 |
Развитие себя |
М |
6,59 |
1,33 |
6,88 |
1,86 |
167 |
0,796 |
129 |
0,088 |
70 |
0,292 |
Зр |
5,88 |
1,32 |
5,92 |
1,16 |
96 |
0,781 |
||||||
6 |
Достижения |
М |
6,50 |
1,68 |
7,00 |
1,90 |
144 |
0,331 |
160 |
0,437 |
47 |
0,021 |
Зр |
6,12 |
1,50 |
5,42 |
1,24 |
79 |
0,283 |
||||||
7 |
Духовное удовлетворение |
М |
5,68 |
1,64 |
6,44 |
2,48 |
145 |
0,343 |
168 |
0,578 |
77 |
0,382 |
Зр |
5,88 |
1,41 |
5,67 |
1,61 |
94 |
0,728 |
||||||
8 |
Индивидуаль-ность |
М |
5,82 |
1,65 |
6,69 |
2,12 |
131 |
0,182 |
166 |
0,553 |
64 |
0,134 |
Зр |
6,18 |
1,81 |
5,50 |
1,62 |
80 |
0,308 |
Примечание: М - группа «Молодые», Зр - группа «Зрелые»
Значимость высокого материального положения с возрастом снижается как у мужчин, так и у женщин, что может свидетельствовать о смене приоритетов с материальных на духовные. У женщин это происходит чуть более высокими темпами, или, возможно, требуемый уровень материального положения у них уже достигнут. Значимость активных социальных контактов с возрастом снижается, что, наверное, отражает большую ориентацию на семью.
Желание самосовершенствования и личностного развития с возрастом в выборке снижается, что может быть объяснено стабилизацией характера и формированием устойчивого самоотношения. Значимость социальных достижений у мужчин снижается не так значительно, как у женщин, в связи с ориентацией женщин на семейные и межличностные отношения.
Гендерные особенности жизненных сфер испытуемых и иерархия сфер представлены в таблице 3.
Таблица 3
Гендерные особенности жизненных сфер по опроснику И.Г. Сенина
№ |
Жизненная сфера |
Мужчины |
Женщины |
М-Ж |
Мужчины |
Женщины |
|||||
М |
Σ |
М |
σ |
U |
p |
Σ |
ранг |
Σ |
Ранг |
||
1 |
Профессиональная |
7,31 |
1,28 |
7,64 |
1,10 |
448 |
0,198 |
285 |
1 |
214 |
1 |
2 |
Обучение и образование |
6,54 |
1,64 |
7,11 |
1,89 |
454 |
0,237 |
255 |
3 |
199 |
4 |
3 |
Семейная жизнь |
6,38 |
1,31 |
6,93 |
1,70 |
436 |
0,155 |
249 |
4 |
194 |
5 |
4 |
Общественная жизнь |
6,69 |
1,56 |
7,54 |
1,62 |
370 |
0,023 |
261 |
2 |
211 |
2 |
5 |
Увлечения |
6,28 |
1,57 |
7,18 |
1,68 |
360 |
0,016 |
245 |
5 |
201 |
3 |
Анализ различий по критерию Манна-Уитни выявил, что достоверно женщины и мужчины (в пользу женщин) различаются по показателям «Сфера увлечений» и «Общественная жизнь». По нашему, мнению это может быть объяснено активной жизненной позицией большинства женщин в нашей выборке и их индивидуальными личностными качествами.
Согласно полученным результатам, мужчины в нашей выборке предпочитают следующие жизненные сферы (в порядке убывания): «Сфера профессиональной жизни», «Сфера общественной жизни», «Сфера обучения и образования», «Сфера семейной жизни», «Сфера увлечений». Иерархия у женщин: «Сфера профессиональной жизни», «Сфера общественной жизни», «Сфера увлечений», «Сфера обучения и образования», «Сфера семейной жизни».
Исходя из подученных данных, можно сделать вывод: и для мужчин и для женщин важна реализация себя в профессии, получить признание в социуме, повысить свое мастерство. Особую значимость профессиональная деятельность имеет у молодых людей. Не последнее место занимает сфера обучения и образования, и та, и другая группа стремится к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Но для женщин это более ценно, чем для мужчин. Ценность сферы общественной жизни у женщин незначительно выше, чем у мужчин. Следовательно, и для тех и других имеют значение проблемы жизни общества. Они склонны увлекаться общественно-политической жизнью. Для женщин важны их увлечения и хобби. Они стремятся отдать своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения их жизнь во многом неполноценна. Более низкое значение семейной сферы у мужчин и женщин может свидетельствовать либо о наличие удовлетворенности в ней, либо о психологической компенсации в работе. Возрастные особенности жизненных сфер представлены в таблице 4.
Таблица 4
Возрастные особенности жизненных сфер по опроснику И.Г. Сенина
№ |
Жизненная сфера |
Группа |
Мужчины |
Женщины |
М-Ж |
М |
Ж |
|||||
М |
σ |
М |
σ |
U |
p |
U |
p |
U |
P |
|||
1 |
Профессиональная |
М |
7,82 |
1,01 |
7,63 |
1,36 |
171 |
0,878 |
88 |
0,004 |
90 |
0,769 |
Зр |
6,65 |
1,32 |
7,67 |
0,65 |
47 |
0,012 |
||||||
2 |
Обучение и образование |
М |
7,45 |
1,86 |
8,19 |
1,56 |
117 |
0,068 |
44 |
0,001 |
19 |
0,001 |
Зр |
5,29 |
1,58 |
5,67 |
1,23 |
79 |
0,194 |
||||||
3 |
Семейная жизнь |
М |
6,77 |
1,45 |
7,50 |
1,55 |
124 |
0,115 |
117 |
0,043 |
53 |
0,043 |
Зр |
5,88 |
0,93 |
6,17 |
1,64 |
98 |
0,869 |
||||||
4 |
Общественная жизнь |
М |
6,59 |
1,74 |
8,19 |
0,98 |
81 |
0,004 |
168 |
0,594 |
50 |
0,026 |
Зр |
6,82 |
1,33 |
6,67 |
1,92 |
93 |
0,696 |
||||||
5 |
Увлечения |
М |
6,41 |
1,53 |
8,06 |
0,93 |
68 |
0,001 |
174 |
0,706 |
25 |
0,001 |
Зр |
6,12 |
1,65 |
6,00 |
1,76 |
98 |
0,854 |
Анализ различий по критерию Манна-Уитни выявил, что в возрастных группах достоверно:
1) женщины и мужчины (в пользу женщин) отличаются в «молодой» группе по сферам «Увлечения» и «Общественная жизнь», что говорит о большей социальной активности женщин;
2) женщины и мужчины (в пользу женщин) отличаются в «зрелой» группе по сфере «Профессиональная жизнь», что показывает личностные особенности контингента;
3) мужчины между собой (в пользу «молодой» группы) отличаются по сферам «Профессиональная жизнь» и «Обучение и образование», что говорит об ориентации молодых мужчин на профессиональный рост;
4) различия между «молодыми» и «зрелыми» женщинами значительны по 4-м сферам: «Сфера общественной жизни», «Сфера увлечений», «Сфера обучения и образования», «Сфера семейной жизни». По нашему мнению это объясняется разными социальными слоями.
Гендерное распределение результатов по уровням удовлетворенности жизнью, показало, что треть испытуемых высоко оценивает свою удовлетворенность от жизни, 42% респондентов - средний уровень и у 19% уровень удовлетворенности ниже среднего. Мужчины в основном (44%) испытывают среднюю удовлетворенность жизнью и 28% высоко оценивают свою удовлетворенность. Женщины очень высоко (7%) и высоко (35%) удовлетворены жизнью. Средний уровень у 39% и ниже среднего у 11%. В среднем женщины более удовлетворены жизнью по сравнению с мужчинами.
Анализ связей между терминальными ценностями и удовлетворенностью жизнью выполнялся методом ранговой корреляции по критерию Спирмена в пакете статистических программ SPSS 17.0 Statistica. В таблице 5 представлены полученные данные по связям между терминальными ценностями и удовлетворенностью жизнью.
Таблица 5
Матрица корреляций между удовлетворенностью жизнью и терминальными ценностями
|
П |
МП |
КР |
СК |
РС |
ДО |
ДУ |
И |
|
М+Ж |
|
0,395* |
0,212 |
0,482** |
0,506** |
0,488** |
0,338* |
0,591** |
|
М |
М |
|
|
|
|
0,634** |
|
0,489* |
0,667** |
Зр |
|
0,548* |
|
0,562* |
|
0,759** |
|
0,668** |
|
Ж |
М |
0,581* |
|
0,371 |
0,645** |
0,650** |
0,703** |
0,795** |
0,621* |
Зр |
|
|
|
|
|
|
0,717** |
0,842** |
Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01
Условные обозначения: П - «Собственный престиж», МП - «Высокое материальное положение», КР - «Креативность», СК - «Активные социальные контакты», РС - «Развитие себя», ДО - «Достижения», ДУ - «Духовное удовлетворение», И - «Сохранение собственной индивидуальности».
Из данных следует, что статистически значимыми являются:
1. В целом для выборки удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с показателями: «Сохранение собственной индивидуальности», «Развитие себя», «Достижения», «Активные социальные контакты», «Высокое материальное положение» и «Духовное удовлетворение». Т.е. практически все терминальные ценности важны для удовлетворения жизнью. Креативность положительно, но недостоверно коррелируется только для группы «молодых» женщин.
2. У мужчин в группе «молодых» удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с показателями: «Сохранение собственной индивидуальности», «Развитие себя» и «Духовное удовлетворение». В группе «зрелых» удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с показателями: «Достижения», «Сохранение собственной индивидуальности», «Активные социальные контакты» и «Высокое материальное положение». Т.е. молодые мужчины ориентируются на духовные ценности, а зрелые на личные достижения, статус в обществе и материальное положение.
3. У женщин в группе «молодых» удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с показателями: «Духовное удовлетворение», «Достижения», «Развитие себя», «Активные социальные контакты» «Сохранение собственной индивидуальности» и «Собственный престиж».
В группе «зрелые» связей меньше, но они более сильные. Удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с «Сохранением собственной индивидуальности» и «Духовным удовлетворением». Другими словами, молодые женщины связывают удовлетворенность жизнью с активной позицией с приоритетом внутренних ценностей. Зрелые женщины важна высокая самооценка и духовное удовлетворение.
По результатам проведенного исследования были сделаны выводы:
Установлены взаимосвязи ценностных ориентаций и удовлетворенности жизнью. Статистически значимыми являются взаимосвязи в целом для выборки удовлетворенности жизнью с показателями «Сохранение собственной индивидуальности», «Развитие себя», «Достижения», «Активные социальные контакты», «Высокое материальное положение» и «Духовное удовлетворение». Можно сказать, что практически все терминальные ценности важны для удовлетворения жизнью.
Молодые мужчины ориентируются на духовные ценности, а зрелые на личные достижения, статус в обществе и материальное положение. Молодые женщины связывают удовлетворенность жизнью с активной позицией с приоритетом внутренних (духовных) ценностей. Зрелые женщины важна высокая самооценка и духовное удовлетворение. С ростом увлечений и уровнем образования у испытуемых возрастает уровень удовлетворенности жизнью.
Итак, результаты проведенного эмпирического исследования показали наличие общих проявлений и специфических особенностей взаимосвязи ценностей и удовлетворенности жизнью в группах раннего и среднего периода взрослости.
Рецензенты:
Суворова О.В., д.псх.н., профессор каф. классической и практической психологии, ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Нижний Новгород;
Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики, ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород.