Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE PERIOD OF MATURITY

Sidorina E.V. 1 Pepelyaeva S.V. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The article presents the results of studies of the structure of values of young people and their relationship to life satisfaction. Smyslozhiznennye and values of the person are the most important motivator of human behavior and form the basis of its social actions. On how and how personal meanings and values of performances associated with relatively ´good´ or ´bad´ life depends on the general idea of the quality of life, the experience of well-being and life satisfaction. The study used the following empirical method: "The survey of terminal values" IG Senin, allowing to identify the terminal values and spheres of life of the subjects, and "Life Satisfaction Scale" E. Diener designed for the study of subjective well-being by means of short scales applicable in mass trials. In a study using the methods of correlation analysis shows the relationship of value orientations and life satisfaction: "Preservation of individuality", "Development of oneself", "achievement", "active social contacts", "High financial situation" and "spiritual satisfaction." In addition, the article analyzes the characteristics of life satisfaction, depending on the gender of subjects. Empirically established gender differences in life orientations in early adulthood, and age-related changes in the values of men and women.
early adulthood
life satisfaction
values
terminal values
gender-sensitive
value-sense sphere

Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая система ценностей, которая складывается в течение жизни и служит важным фактором социальных взаимоотношений и поведения. От того, насколько и как ценностные ориентации связаны с представлениями относительно «хорошей» или «плохой» жизни в соотнесении с рефлексируемыми компонентами своей реальной жизнедеятельности, зависит и общее представление о качестве жизни, переживание благополучия и удовлетворенностью жизнью. Удовлетворенность различными сторонами жизни, как пишет Л.В. Кашкина, напрямую зависит от уровня притязаний, соответственно, чем выше притязания, тем ниже уровень удовлетворенности, а это связано с ценностными ориентациями и жизненными стратегиями человека [2]. А.Г. Ческидов, И.А. Шляпникова отмечали, что удовлетворенность жизнью определяется не столько качественными особенностями ценностных ориентаций личности, сколько характеристиками структуры самой системы ценностей [5].

В соответствии с вышесказанным, рассматриваемая нами проблема изучения ценностно-смысловой сферы удовлетворенных и неудовлетворенных жизнью людей в период ранней и средней взрослости, является весьма актуальной.

В исследовании были использованы следующие эмпирические методики: «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина, «Шкала удовлетворённости жизнью» Э. Динер [3,4] . Статистический анализ материала проводится с использованием программ Мicrоsoft Ехcеl XP 2007 и SPSS 17.0 Statistica в среде Windows XP. Выборка составила 67 человек. Большая часть выборки - менеджеры и управляющие в сфере услуг и средств массовой информации. Незначительная часть - технические работники, обслуживающий персонал (инженеры, техники, вспомогательный персонал).

«Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина позволил выявить терминальные ценности и жизненные сферы в выборке. Гендерные особенности терминальных ценностей и их иерархия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Гендерные особенности терминальных ценностей по опроснику И.Г. Сенина

Терминальная ценность

Мужчины

Женщины

М-Ж

Муж-чины

Женщины

М

σ

М

Σ

U

p

Σ

Ранг

Σ

ранг

1

Престиж

6,21

1,30

5,79

0,99

456

0,235

242

3

162

7

2

Материальное положение

5,87

1,66

6, 61

1,89

417

0,092

229

5

185

1

3

Креативность

5,41

1,58

6,46

1,37

343

0,009

211

8

181

2,5

4

Социальные контакты

5,62

1,52

5,71

1,65

535

0,889

219

7

160

8

5

Развитие себя

6,28

1,36

6,46

1,64

526

0,797

245

2

181

2,5

6

Достижения

6,33

1,59

6,32

1,81

546

0,999

247

1

177

4

7

Духовное удовлетворение

5,77

1,53

6,11

2,15

499

0,544

225

6

171

5

8

Индивидуальность

5,97

1,71

6,18

1,98

517

0,711

233

4

173

6

Примечание: М - среднеарифметическая величина, σ - стандартное отклонение, U - критерий Манна-Уитни, p - уровень достоверности, Σ - сумма баллов; жирным шрифтом выделены достоверные показатели

Анализ различий по непараметрическому критерию Манна-Уитни выявил, что достоверно мужчины и женщины (в пользу женщин) различаются только по показателю «Креативность». Возможно, это связано с тем, что среди испытуемых женщин много активных и творческих личностей с высшим образованием, а большинство мужчин, участвующих в исследовании, имеют среднее образование и выполняют малоквалифицированную работу, которую нельзя назвать творческой, поскольку работают по заранее продуманному плану и им сложно реализовать свой творческий потенциал.

Согласно полученным результатам, испытуемые мужчины в нашей выборке предпочитают следующие терминальные ценности (в порядке убывания): «Достижения», «Развитие себя», «Собственный престиж», «Сохранение собственной индивидуальности», «Высокое материальное положение», «Духовное удовлетворение», «Активные социальные контакты», «Креативность». Женщины предпочитает (в порядке убывания): «Высокое материальное положение», «Креативность», «Развитие себя», «Достижения», «Духовное удовлетворение», «Сохранение собственной индивидуальности», «Собственный престиж», «Активные социальные контакты».

Можно предположить, что в среднем для нашей выборки значимости терминальных ценностей распределяются следующим образом:

1) Собственный престиж значим для мужчин больше, чем для женщин. Это, вероятно, отражает стремление мужчин к признанию, уважению, одобрению со стороны значимых лиц. Большинство женщин выборки, по нашему мнению, во многом реализовали себя в жизни и не так сильно нуждаются в социальном одобрении.

2) Высокое материальное положение более значимо для женщин. Вероятно, что материальное благосостояние для них является основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. Для мужчин действуют иные стимулы.

3) Креативность значима больше для женщин, что отражает их стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. По нашему мнению, это отражение присущее молодым и активным людям стремления избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Мужчины выборки предпочитают размеренный ход своей жизни.

4) Активные социальные контакты значимы практически одинаково и для мужчин и для женщин, что говорит об их стремлении к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми.

5) Развитие себя. Для нашей выборки и мужчины и женщины, практически одинаково, стремятся к самосовершенствованию.

6) Достижения. Для мужчин собственные достижения более важны, чем для женщин, что говорит об их стремлении к постижению конкретных и ощутимых результатов.

7) Духовное удовлетворении значимо близко для женщин и мужчин. Они считают, что главное - это делать то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение

8) Сохранение собственной индивидуальности важнее для мужчин чуть больше, чем для женщин, что говорит об их стремлении к независимости от других людей, своеобразии взглядов, убеждений, наличии своего стиля жизни.

Из полученных данных следует, что мужчины выборки ориентированы в большей степени (высокий и средний уровень) на собственные достижения, престиж и развитие себя. Менее значимыми для них являются: креативность и духовное удовлетворение. Женщины ориентированы в большей степени (высокий и средний уровень) на креативность, развитие себя, материальное положение и достижения. Менее значимы для них: престиж, социальные контакты, духовное удовлетворение и сохранение индивидуальности.

Возрастные особенности терминальных ценностей представлены в таблице 2. Анализ различий по критерию Манна-Уитни выявил, что в возрастных группах достоверно:

1) женщины и мужчины (в пользу женщин) отличаются только по показателю «Креативность» в «молодой группе»;

2) мужчины в группах между собой не отличаются;

3) женщины отличаются (в пользу женщин «молодой группы») по показателям «Креативность» и «Достижения». Объяснением, по нашему мнению, является то, что в исследуемых организациях (СМИ, радиостанция, агентство по недвижимости) ищут возможности реализации активные и творческие молодые женщины.

Таблица 2

Возрастные особенности терминальных ценностей по опроснику И.Г. Сенина

Терминальная ценность

Группа

Мужчины

Женщины

М-Ж

М

Ж

М

σ

М

Σ

U

P

U

p

U

p

1

Престиж

М

6,00

1,15

5,63

1,02

144

0,327

159

0,414

77

0,352

Зр

6,47

1,46

6,00

0,95

88

0,461

2

Материальное положение

М

6,09

1,69

7,13

1,96

115

0,065

156

0,374

59

0,078

Зр

5,59

1,62

5,92

1,62

93

0,695

3

Креативность

М

5,27

1,58

7,00

1,32

75

0,020

169

0,613

46

0,016

Зр

5,59

1,62

5,75

1,14

93

0,700

4

Социальные контакты

М

5,77

1,69

6,00

1,86

164

0,727

169

0,603

79

0,407

Зр

5,41

1,28

5,33

1,30

95

0,728

5

Развитие себя

М

6,59

1,33

6,88

1,86

167

0,796

129

0,088

70

0,292

Зр

5,88

1,32

5,92

1,16

96

0,781

6

Достижения

М

6,50

1,68

7,00

1,90

144

0,331

160

0,437

47

0,021

Зр

6,12

1,50

5,42

1,24

79

0,283

7

Духовное удовлетворение

М

5,68

1,64

6,44

2,48

145

0,343

168

0,578

77

0,382

Зр

5,88

1,41

5,67

1,61

94

0,728

8

Индивидуаль-ность

М

5,82

1,65

6,69

2,12

131

0,182

166

0,553

64

0,134

Зр

6,18

1,81

5,50

1,62

80

0,308

Примечание: М - группа «Молодые», Зр - группа «Зрелые»

Значимость высокого материального положения с возрастом снижается как у мужчин, так и у женщин, что может свидетельствовать о смене приоритетов с материальных на духовные. У женщин это происходит чуть более высокими темпами, или, возможно, требуемый уровень материального положения у них уже достигнут. Значимость активных социальных контактов с возрастом снижается, что, наверное, отражает большую ориентацию на семью.

Желание самосовершенствования и личностного развития с возрастом в выборке снижается, что может быть объяснено стабилизацией характера и формированием устойчивого самоотношения. Значимость социальных достижений у мужчин снижается не так значительно, как у женщин, в связи с ориентацией женщин на семейные и межличностные отношения.

Гендерные особенности жизненных сфер испытуемых и иерархия сфер представлены в таблице 3.

Таблица 3

Гендерные особенности жизненных сфер по опроснику И.Г. Сенина

Жизненная сфера

Мужчины

Женщины

М-Ж

Мужчины

Женщины

М

Σ

М

σ

U

p

Σ

ранг

Σ

Ранг

1

Профессиональная

7,31

1,28

7,64

1,10

448

0,198

285

1

214

1

2

Обучение и образование

6,54

1,64

7,11

1,89

454

0,237

255

3

199

4

3

Семейная жизнь

6,38

1,31

6,93

1,70

436

0,155

249

4

194

5

4

Общественная жизнь

6,69

1,56

7,54

1,62

370

0,023

261

2

211

2

5

Увлечения

6,28

1,57

7,18

1,68

360

0,016

245

5

201

3

Анализ различий по критерию Манна-Уитни выявил, что достоверно женщины и мужчины (в пользу женщин) различаются по показателям «Сфера увлечений» и «Общественная жизнь». По нашему, мнению это может быть объяснено активной жизненной позицией большинства женщин в нашей выборке и их индивидуальными личностными качествами.

Согласно полученным результатам, мужчины в нашей выборке предпочитают следующие жизненные сферы (в порядке убывания): «Сфера профессиональной жизни», «Сфера общественной жизни», «Сфера обучения и образования», «Сфера семейной жизни», «Сфера увлечений». Иерархия у женщин: «Сфера профессиональной жизни», «Сфера общественной жизни», «Сфера увлечений», «Сфера обучения и образования», «Сфера семейной жизни».

Исходя из подученных данных, можно сделать вывод: и для мужчин и для женщин важна реализация себя в профессии, получить признание в социуме, повысить свое мастерство. Особую значимость профессиональная деятельность имеет у молодых людей. Не последнее место занимает сфера обучения и образования, и та, и другая группа стремится к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Но для женщин это более ценно, чем для мужчин. Ценность сферы общественной жизни у женщин незначительно выше, чем у мужчин. Следовательно, и для тех и других имеют значение проблемы жизни общества. Они склонны увлекаться общественно-политической жизнью. Для женщин важны их увлечения и хобби. Они стремятся отдать своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения их жизнь во многом неполноценна. Более низкое значение семейной сферы у мужчин и женщин может свидетельствовать либо о наличие удовлетворенности в ней, либо о психологической компенсации в работе. Возрастные особенности жизненных сфер представлены в таблице 4.

Таблица 4

Возрастные особенности жизненных сфер по опроснику И.Г. Сенина

Жизненная сфера

Группа

Мужчины

Женщины

М-Ж

М

Ж

М

σ

М

σ

U

p

U

p

U

P

1

Профессиональная

М

7,82

1,01

7,63

1,36

171

0,878

88

0,004

90

0,769

Зр

6,65

1,32

7,67

0,65

47

0,012

2

Обучение и образование

М

7,45

1,86

8,19

1,56

117

0,068

44

0,001

19

0,001

Зр

5,29

1,58

5,67

1,23

79

0,194

3

Семейная жизнь

М

6,77

1,45

7,50

1,55

124

0,115

117

0,043

53

0,043

Зр

5,88

0,93

6,17

1,64

98

0,869

4

Общественная жизнь

М

6,59

1,74

8,19

0,98

81

0,004

168

0,594

50

0,026

Зр

6,82

1,33

6,67

1,92

93

0,696

5

Увлечения

М

6,41

1,53

8,06

0,93

68

0,001

174

0,706

25

0,001

Зр

6,12

1,65

6,00

1,76

98

0,854

Анализ различий по критерию Манна-Уитни выявил, что в возрастных группах достоверно:

1) женщины и мужчины (в пользу женщин) отличаются в «молодой» группе по сферам «Увлечения» и «Общественная жизнь», что говорит о большей социальной активности женщин;

2) женщины и мужчины (в пользу женщин) отличаются в «зрелой» группе по сфере «Профессиональная жизнь», что показывает личностные особенности контингента;

3) мужчины между собой (в пользу «молодой» группы) отличаются по сферам «Профессиональная жизнь» и «Обучение и образование», что говорит об ориентации молодых мужчин на профессиональный рост;

4) различия между «молодыми» и «зрелыми» женщинами значительны по 4-м сферам: «Сфера общественной жизни», «Сфера увлечений», «Сфера обучения и образования», «Сфера семейной жизни». По нашему мнению это объясняется разными социальными слоями.

Гендерное распределение результатов по уровням удовлетворенности жизнью, показало, что треть испытуемых высоко оценивает свою удовлетворенность от жизни, 42% респондентов - средний уровень и у 19% уровень удовлетворенности ниже среднего. Мужчины в основном (44%) испытывают среднюю удовлетворенность жизнью и 28% высоко оценивают свою удовлетворенность. Женщины очень высоко (7%) и высоко (35%) удовлетворены жизнью. Средний уровень у 39% и ниже среднего у 11%. В среднем женщины более удовлетворены жизнью по сравнению с мужчинами.

Анализ связей между терминальными ценностями и удовлетворенностью жизнью выполнялся методом ранговой корреляции по критерию Спирмена в пакете статистических программ SPSS 17.0 Statistica. В таблице 5 представлены полученные данные по связям между терминальными ценностями и удовлетворенностью жизнью.

Таблица 5

Матрица корреляций между удовлетворенностью жизнью и терминальными ценностями

 

П

МП

КР

СК

РС

ДО

ДУ

И

М+Ж

 

0,395*

0,212

0,482**

0,506**

0,488**

0,338*

0,591**

М

М

 

 

 

 

0,634**

 

0,489*

0,667**

Зр

 

0,548*

 

0,562*

 

0,759**

 

0,668**

Ж

М

0,581*

 

0,371

0,645**

0,650**

0,703**

0,795**

0,621*

Зр

 

 

 

 

 

 

0,717**

0,842**

Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01

Условные обозначения: П - «Собственный престиж», МП - «Высокое материальное положение», КР - «Креативность», СК - «Активные социальные контакты», РС - «Развитие себя», ДО - «Достижения», ДУ - «Духовное удовлетворение», И - «Сохранение собственной индивидуальности».

Из данных следует, что статистически значимыми являются:

1. В целом для выборки удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с показателями: «Сохранение собственной индивидуальности», «Развитие себя», «Достижения», «Активные социальные контакты», «Высокое материальное положение» и «Духовное удовлетворение». Т.е. практически все терминальные ценности важны для удовлетворения жизнью. Креативность положительно, но недостоверно коррелируется только для группы «молодых» женщин.

2. У мужчин в группе «молодых» удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с показателями: «Сохранение собственной индивидуальности», «Развитие себя» и «Духовное удовлетворение». В группе «зрелых» удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с показателями: «Достижения», «Сохранение собственной индивидуальности», «Активные социальные контакты» и «Высокое материальное положение». Т.е. молодые мужчины ориентируются на духовные ценности, а зрелые на личные достижения, статус в обществе и материальное положение.

3. У женщин в группе «молодых» удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с показателями: «Духовное удовлетворение», «Достижения», «Развитие себя», «Активные социальные контакты» «Сохранение собственной индивидуальности» и «Собственный престиж».

В группе «зрелые» связей меньше, но они более сильные. Удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с «Сохранением собственной индивидуальности» и «Духовным удовлетворением». Другими словами, молодые женщины связывают удовлетворенность жизнью с активной позицией с приоритетом внутренних ценностей. Зрелые женщины важна высокая самооценка и духовное удовлетворение.

По результатам проведенного исследования были сделаны выводы:

Установлены взаимосвязи ценностных ориентаций и удовлетворенности жизнью. Статистически значимыми являются взаимосвязи в целом для выборки удовлетворенности жизнью с показателями «Сохранение собственной индивидуальности», «Развитие себя», «Достижения», «Активные социальные контакты», «Высокое материальное положение» и «Духовное удовлетворение». Можно сказать, что практически все терминальные ценности важны для удовлетворения жизнью.

Молодые мужчины ориентируются на духовные ценности, а зрелые на личные достижения, статус в обществе и материальное положение. Молодые женщины связывают удовлетворенность жизнью с активной позицией с приоритетом внутренних (духовных) ценностей. Зрелые женщины важна высокая самооценка и духовное удовлетворение. С ростом увлечений и уровнем образования у испытуемых возрастает уровень удовлетворенности жизнью.

Итак, результаты проведенного эмпирического исследования показали наличие общих проявлений и специфических особенностей взаимосвязи ценностей и удовлетворенности жизнью в группах раннего и среднего периода взрослости.

Рецензенты:

Суворова О.В., д.псх.н., профессор каф. классической и практической психологии, ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики, ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород.