Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПЕРИОДА ВЗРОСЛОСТИ

Сидорина Е.В. 1 Пепеляева С.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина»
В статье представлены результаты исследования структуры ценностей молодых людей и их взаимосвязи с удовлетворенностью жизнью. Смысложизненные и ценностные ориентации личности выступают важнейшим фактором мотивации поведения человека и лежат в основе его социальных поступков. От того, насколько и как личностные смыслы и ценностные ориентации связаны с представлениями относительно «хорошей» или «плохой» жизни, зависит и общее представление о качестве жизни, переживание благополучия и удовлетворенностью жизнью. В исследовании были использованы следующие эмпирические методики: «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина, позволяющий выявить терминальные ценности и жизненные сферы испытуемых и «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера, предназначенная для изучения субъективного благополучия при помощи коротких шкал, применимых в массовых исследованиях. В исследовании с использованием методов корреляционного анализа показана связь ценностных ориентаций и удовлетворенности жизнью: «Сохранение собственной индивидуальности», «Развитие себя», «Достижения», «Активные социальные контакты», «Высокое материальное положение» и «Духовное удовлетворение». Кроме того, в статье анализируются особенности удовлетворенности жизнью в зависимости от гендерной принадлежности субъектов. Эмпирически установлены гендерные различия смысложизненных ориентаций в ранней взрослости и возрастные изменения в системе ценностей мужчин и женщин.
ценностно-смысловая сфера
гендерные особенности
ранняя взрослость
удовлетворенность жизнью
ценностные ориентации
терминальные ценности
1. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 217с.
2. Кубарев, Е.Н. Развитие ценностно-потребностной сферы личности в процессе ее творческой самореализации: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.Н. Кубарев. – Курск, 2008. – 25 с.
3. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. – М. : Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
4. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ): Руководство. – Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», ФГИ «Содействие», 1991. – 20 с.
5. Шляпникова, И.А. Социальная ситуация развития в период средней зрелости // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – Выпуск № 5 (138). – 2009. – С. 85-97.

Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая система ценностей, которая складывается в течение жизни и служит важным фактором социальных взаимоотношений и поведения. От того, насколько и как ценностные ориентации связаны с представлениями относительно «хорошей» или «плохой» жизни в соотнесении с рефлексируемыми компонентами своей реальной жизнедеятельности, зависит и общее представление о качестве жизни, переживание благополучия и удовлетворенностью жизнью. Удовлетворенность различными сторонами жизни, как пишет Л.В. Кашкина, напрямую зависит от уровня притязаний, соответственно, чем выше притязания, тем ниже уровень удовлетворенности, а это связано с ценностными ориентациями и жизненными стратегиями человека [2]. А.Г. Ческидов, И.А. Шляпникова отмечали, что удовлетворенность жизнью определяется не столько качественными особенностями ценностных ориентаций личности, сколько характеристиками структуры самой системы ценностей [5].

В соответствии с вышесказанным, рассматриваемая нами проблема изучения ценностно-смысловой сферы удовлетворенных и неудовлетворенных жизнью людей в период ранней и средней взрослости, является весьма актуальной.

В исследовании были использованы следующие эмпирические методики: «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина, «Шкала удовлетворённости жизнью» Э. Динер [3,4] . Статистический анализ материала проводится с использованием программ Мicrоsoft Ехcеl XP 2007 и SPSS 17.0 Statistica в среде Windows XP. Выборка составила 67 человек. Большая часть выборки - менеджеры и управляющие в сфере услуг и средств массовой информации. Незначительная часть - технические работники, обслуживающий персонал (инженеры, техники, вспомогательный персонал).

«Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина позволил выявить терминальные ценности и жизненные сферы в выборке. Гендерные особенности терминальных ценностей и их иерархия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Гендерные особенности терминальных ценностей по опроснику И.Г. Сенина

Терминальная ценность

Мужчины

Женщины

М-Ж

Муж-чины

Женщины

М

σ

М

Σ

U

p

Σ

Ранг

Σ

ранг

1

Престиж

6,21

1,30

5,79

0,99

456

0,235

242

3

162

7

2

Материальное положение

5,87

1,66

6, 61

1,89

417

0,092

229

5

185

1

3

Креативность

5,41

1,58

6,46

1,37

343

0,009

211

8

181

2,5

4

Социальные контакты

5,62

1,52

5,71

1,65

535

0,889

219

7

160

8

5

Развитие себя

6,28

1,36

6,46

1,64

526

0,797

245

2

181

2,5

6

Достижения

6,33

1,59

6,32

1,81

546

0,999

247

1

177

4

7

Духовное удовлетворение

5,77

1,53

6,11

2,15

499

0,544

225

6

171

5

8

Индивидуальность

5,97

1,71

6,18

1,98

517

0,711

233

4

173

6

Примечание: М - среднеарифметическая величина, σ - стандартное отклонение, U - критерий Манна-Уитни, p - уровень достоверности, Σ - сумма баллов; жирным шрифтом выделены достоверные показатели

Анализ различий по непараметрическому критерию Манна-Уитни выявил, что достоверно мужчины и женщины (в пользу женщин) различаются только по показателю «Креативность». Возможно, это связано с тем, что среди испытуемых женщин много активных и творческих личностей с высшим образованием, а большинство мужчин, участвующих в исследовании, имеют среднее образование и выполняют малоквалифицированную работу, которую нельзя назвать творческой, поскольку работают по заранее продуманному плану и им сложно реализовать свой творческий потенциал.

Согласно полученным результатам, испытуемые мужчины в нашей выборке предпочитают следующие терминальные ценности (в порядке убывания): «Достижения», «Развитие себя», «Собственный престиж», «Сохранение собственной индивидуальности», «Высокое материальное положение», «Духовное удовлетворение», «Активные социальные контакты», «Креативность». Женщины предпочитает (в порядке убывания): «Высокое материальное положение», «Креативность», «Развитие себя», «Достижения», «Духовное удовлетворение», «Сохранение собственной индивидуальности», «Собственный престиж», «Активные социальные контакты».

Можно предположить, что в среднем для нашей выборки значимости терминальных ценностей распределяются следующим образом:

1) Собственный престиж значим для мужчин больше, чем для женщин. Это, вероятно, отражает стремление мужчин к признанию, уважению, одобрению со стороны значимых лиц. Большинство женщин выборки, по нашему мнению, во многом реализовали себя в жизни и не так сильно нуждаются в социальном одобрении.

2) Высокое материальное положение более значимо для женщин. Вероятно, что материальное благосостояние для них является основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. Для мужчин действуют иные стимулы.

3) Креативность значима больше для женщин, что отражает их стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. По нашему мнению, это отражение присущее молодым и активным людям стремления избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Мужчины выборки предпочитают размеренный ход своей жизни.

4) Активные социальные контакты значимы практически одинаково и для мужчин и для женщин, что говорит об их стремлении к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми.

5) Развитие себя. Для нашей выборки и мужчины и женщины, практически одинаково, стремятся к самосовершенствованию.

6) Достижения. Для мужчин собственные достижения более важны, чем для женщин, что говорит об их стремлении к постижению конкретных и ощутимых результатов.

7) Духовное удовлетворении значимо близко для женщин и мужчин. Они считают, что главное - это делать то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение

8) Сохранение собственной индивидуальности важнее для мужчин чуть больше, чем для женщин, что говорит об их стремлении к независимости от других людей, своеобразии взглядов, убеждений, наличии своего стиля жизни.

Из полученных данных следует, что мужчины выборки ориентированы в большей степени (высокий и средний уровень) на собственные достижения, престиж и развитие себя. Менее значимыми для них являются: креативность и духовное удовлетворение. Женщины ориентированы в большей степени (высокий и средний уровень) на креативность, развитие себя, материальное положение и достижения. Менее значимы для них: престиж, социальные контакты, духовное удовлетворение и сохранение индивидуальности.

Возрастные особенности терминальных ценностей представлены в таблице 2. Анализ различий по критерию Манна-Уитни выявил, что в возрастных группах достоверно:

1) женщины и мужчины (в пользу женщин) отличаются только по показателю «Креативность» в «молодой группе»;

2) мужчины в группах между собой не отличаются;

3) женщины отличаются (в пользу женщин «молодой группы») по показателям «Креативность» и «Достижения». Объяснением, по нашему мнению, является то, что в исследуемых организациях (СМИ, радиостанция, агентство по недвижимости) ищут возможности реализации активные и творческие молодые женщины.

Таблица 2

Возрастные особенности терминальных ценностей по опроснику И.Г. Сенина

Терминальная ценность

Группа

Мужчины

Женщины

М-Ж

М

Ж

М

σ

М

Σ

U

P

U

p

U

p

1

Престиж

М

6,00

1,15

5,63

1,02

144

0,327

159

0,414

77

0,352

Зр

6,47

1,46

6,00

0,95

88

0,461

2

Материальное положение

М

6,09

1,69

7,13

1,96

115

0,065

156

0,374

59

0,078

Зр

5,59

1,62

5,92

1,62

93

0,695

3

Креативность

М

5,27

1,58

7,00

1,32

75

0,020

169

0,613

46

0,016

Зр

5,59

1,62

5,75

1,14

93

0,700

4

Социальные контакты

М

5,77

1,69

6,00

1,86

164

0,727

169

0,603

79

0,407

Зр

5,41

1,28

5,33

1,30

95

0,728

5

Развитие себя

М

6,59

1,33

6,88

1,86

167

0,796

129

0,088

70

0,292

Зр

5,88

1,32

5,92

1,16

96

0,781

6

Достижения

М

6,50

1,68

7,00

1,90

144

0,331

160

0,437

47

0,021

Зр

6,12

1,50

5,42

1,24

79

0,283

7

Духовное удовлетворение

М

5,68

1,64

6,44

2,48

145

0,343

168

0,578

77

0,382

Зр

5,88

1,41

5,67

1,61

94

0,728

8

Индивидуаль-ность

М

5,82

1,65

6,69

2,12

131

0,182

166

0,553

64

0,134

Зр

6,18

1,81

5,50

1,62

80

0,308

Примечание: М - группа «Молодые», Зр - группа «Зрелые»

Значимость высокого материального положения с возрастом снижается как у мужчин, так и у женщин, что может свидетельствовать о смене приоритетов с материальных на духовные. У женщин это происходит чуть более высокими темпами, или, возможно, требуемый уровень материального положения у них уже достигнут. Значимость активных социальных контактов с возрастом снижается, что, наверное, отражает большую ориентацию на семью.

Желание самосовершенствования и личностного развития с возрастом в выборке снижается, что может быть объяснено стабилизацией характера и формированием устойчивого самоотношения. Значимость социальных достижений у мужчин снижается не так значительно, как у женщин, в связи с ориентацией женщин на семейные и межличностные отношения.

Гендерные особенности жизненных сфер испытуемых и иерархия сфер представлены в таблице 3.

Таблица 3

Гендерные особенности жизненных сфер по опроснику И.Г. Сенина

Жизненная сфера

Мужчины

Женщины

М-Ж

Мужчины

Женщины

М

Σ

М

σ

U

p

Σ

ранг

Σ

Ранг

1

Профессиональная

7,31

1,28

7,64

1,10

448

0,198

285

1

214

1

2

Обучение и образование

6,54

1,64

7,11

1,89

454

0,237

255

3

199

4

3

Семейная жизнь

6,38

1,31

6,93

1,70

436

0,155

249

4

194

5

4

Общественная жизнь

6,69

1,56

7,54

1,62

370

0,023

261

2

211

2

5

Увлечения

6,28

1,57

7,18

1,68

360

0,016

245

5

201

3

Анализ различий по критерию Манна-Уитни выявил, что достоверно женщины и мужчины (в пользу женщин) различаются по показателям «Сфера увлечений» и «Общественная жизнь». По нашему, мнению это может быть объяснено активной жизненной позицией большинства женщин в нашей выборке и их индивидуальными личностными качествами.

Согласно полученным результатам, мужчины в нашей выборке предпочитают следующие жизненные сферы (в порядке убывания): «Сфера профессиональной жизни», «Сфера общественной жизни», «Сфера обучения и образования», «Сфера семейной жизни», «Сфера увлечений». Иерархия у женщин: «Сфера профессиональной жизни», «Сфера общественной жизни», «Сфера увлечений», «Сфера обучения и образования», «Сфера семейной жизни».

Исходя из подученных данных, можно сделать вывод: и для мужчин и для женщин важна реализация себя в профессии, получить признание в социуме, повысить свое мастерство. Особую значимость профессиональная деятельность имеет у молодых людей. Не последнее место занимает сфера обучения и образования, и та, и другая группа стремится к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Но для женщин это более ценно, чем для мужчин. Ценность сферы общественной жизни у женщин незначительно выше, чем у мужчин. Следовательно, и для тех и других имеют значение проблемы жизни общества. Они склонны увлекаться общественно-политической жизнью. Для женщин важны их увлечения и хобби. Они стремятся отдать своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения их жизнь во многом неполноценна. Более низкое значение семейной сферы у мужчин и женщин может свидетельствовать либо о наличие удовлетворенности в ней, либо о психологической компенсации в работе. Возрастные особенности жизненных сфер представлены в таблице 4.

Таблица 4

Возрастные особенности жизненных сфер по опроснику И.Г. Сенина

Жизненная сфера

Группа

Мужчины

Женщины

М-Ж

М

Ж

М

σ

М

σ

U

p

U

p

U

P

1

Профессиональная

М

7,82

1,01

7,63

1,36

171

0,878

88

0,004

90

0,769

Зр

6,65

1,32

7,67

0,65

47

0,012

2

Обучение и образование

М

7,45

1,86

8,19

1,56

117

0,068

44

0,001

19

0,001

Зр

5,29

1,58

5,67

1,23

79

0,194

3

Семейная жизнь

М

6,77

1,45

7,50

1,55

124

0,115

117

0,043

53

0,043

Зр

5,88

0,93

6,17

1,64

98

0,869

4

Общественная жизнь

М

6,59

1,74

8,19

0,98

81

0,004

168

0,594

50

0,026

Зр

6,82

1,33

6,67

1,92

93

0,696

5

Увлечения

М

6,41

1,53

8,06

0,93

68

0,001

174

0,706

25

0,001

Зр

6,12

1,65

6,00

1,76

98

0,854

Анализ различий по критерию Манна-Уитни выявил, что в возрастных группах достоверно:

1) женщины и мужчины (в пользу женщин) отличаются в «молодой» группе по сферам «Увлечения» и «Общественная жизнь», что говорит о большей социальной активности женщин;

2) женщины и мужчины (в пользу женщин) отличаются в «зрелой» группе по сфере «Профессиональная жизнь», что показывает личностные особенности контингента;

3) мужчины между собой (в пользу «молодой» группы) отличаются по сферам «Профессиональная жизнь» и «Обучение и образование», что говорит об ориентации молодых мужчин на профессиональный рост;

4) различия между «молодыми» и «зрелыми» женщинами значительны по 4-м сферам: «Сфера общественной жизни», «Сфера увлечений», «Сфера обучения и образования», «Сфера семейной жизни». По нашему мнению это объясняется разными социальными слоями.

Гендерное распределение результатов по уровням удовлетворенности жизнью, показало, что треть испытуемых высоко оценивает свою удовлетворенность от жизни, 42% респондентов - средний уровень и у 19% уровень удовлетворенности ниже среднего. Мужчины в основном (44%) испытывают среднюю удовлетворенность жизнью и 28% высоко оценивают свою удовлетворенность. Женщины очень высоко (7%) и высоко (35%) удовлетворены жизнью. Средний уровень у 39% и ниже среднего у 11%. В среднем женщины более удовлетворены жизнью по сравнению с мужчинами.

Анализ связей между терминальными ценностями и удовлетворенностью жизнью выполнялся методом ранговой корреляции по критерию Спирмена в пакете статистических программ SPSS 17.0 Statistica. В таблице 5 представлены полученные данные по связям между терминальными ценностями и удовлетворенностью жизнью.

Таблица 5

Матрица корреляций между удовлетворенностью жизнью и терминальными ценностями

 

П

МП

КР

СК

РС

ДО

ДУ

И

М+Ж

 

0,395*

0,212

0,482**

0,506**

0,488**

0,338*

0,591**

М

М

 

 

 

 

0,634**

 

0,489*

0,667**

Зр

 

0,548*

 

0,562*

 

0,759**

 

0,668**

Ж

М

0,581*

 

0,371

0,645**

0,650**

0,703**

0,795**

0,621*

Зр

 

 

 

 

 

 

0,717**

0,842**

Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01

Условные обозначения: П - «Собственный престиж», МП - «Высокое материальное положение», КР - «Креативность», СК - «Активные социальные контакты», РС - «Развитие себя», ДО - «Достижения», ДУ - «Духовное удовлетворение», И - «Сохранение собственной индивидуальности».

Из данных следует, что статистически значимыми являются:

1. В целом для выборки удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с показателями: «Сохранение собственной индивидуальности», «Развитие себя», «Достижения», «Активные социальные контакты», «Высокое материальное положение» и «Духовное удовлетворение». Т.е. практически все терминальные ценности важны для удовлетворения жизнью. Креативность положительно, но недостоверно коррелируется только для группы «молодых» женщин.

2. У мужчин в группе «молодых» удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с показателями: «Сохранение собственной индивидуальности», «Развитие себя» и «Духовное удовлетворение». В группе «зрелых» удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с показателями: «Достижения», «Сохранение собственной индивидуальности», «Активные социальные контакты» и «Высокое материальное положение». Т.е. молодые мужчины ориентируются на духовные ценности, а зрелые на личные достижения, статус в обществе и материальное положение.

3. У женщин в группе «молодых» удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с показателями: «Духовное удовлетворение», «Достижения», «Развитие себя», «Активные социальные контакты» «Сохранение собственной индивидуальности» и «Собственный престиж».

В группе «зрелые» связей меньше, но они более сильные. Удовлетворенность жизнью положительно коррелируется с «Сохранением собственной индивидуальности» и «Духовным удовлетворением». Другими словами, молодые женщины связывают удовлетворенность жизнью с активной позицией с приоритетом внутренних ценностей. Зрелые женщины важна высокая самооценка и духовное удовлетворение.

По результатам проведенного исследования были сделаны выводы:

Установлены взаимосвязи ценностных ориентаций и удовлетворенности жизнью. Статистически значимыми являются взаимосвязи в целом для выборки удовлетворенности жизнью с показателями «Сохранение собственной индивидуальности», «Развитие себя», «Достижения», «Активные социальные контакты», «Высокое материальное положение» и «Духовное удовлетворение». Можно сказать, что практически все терминальные ценности важны для удовлетворения жизнью.

Молодые мужчины ориентируются на духовные ценности, а зрелые на личные достижения, статус в обществе и материальное положение. Молодые женщины связывают удовлетворенность жизнью с активной позицией с приоритетом внутренних (духовных) ценностей. Зрелые женщины важна высокая самооценка и духовное удовлетворение. С ростом увлечений и уровнем образования у испытуемых возрастает уровень удовлетворенности жизнью.

Итак, результаты проведенного эмпирического исследования показали наличие общих проявлений и специфических особенностей взаимосвязи ценностей и удовлетворенности жизнью в группах раннего и среднего периода взрослости.

Рецензенты:

Суворова О.В., д.псх.н., профессор каф. классической и практической психологии, ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики, ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Сидорина Е.В., Пепеляева С.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПЕРИОДА ВЗРОСЛОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20065 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674