Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH OF VALUABLE ORIENTATIONS AT STUDENTS OF АСАDEMY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Stepanova T.A. 1 Lysenko A.V. 1 Lushpaeva O.A. 1 Tayutina T.V. 2, 1 Nedoruba E.A. 2
1 Academia physical culture and sports, Southern Federal University
2 HPE «Rostov State Medical University" Ministry of Health
The article is devoted to research students value orientations at the Academy of Physical Culture and Sports. The results point to a continuation of traditional values "Help and compassion for others", "Love", "The recognition and respect of the people and the impact on others" and at the same time, the tendency of individualistic formation psychology in the priority of most students ´pastime, recreation´ whereas the category of "Social activity in order to achieve positive change in the society" is not a priority. The results allow to optimize the teaching process, and subject to the adoption of a value-oriented approach paradigm to higher education student as the subject of personal and professional development. Results of the study to relate the students values with the motivation of their professional activities, to predict the further development of the individual and professional activity, to identify ways to improve them.
improvement of educational process.
students of sports academy
valuable orientations of students

Интерес к изучению ценностных ориентаций студентов как представителей молодежи обусловлен тем, что в данный переломный период  происходит смена основных ценностей личности и всего общества в целом. Мониторинг этих изменений позволяет прогнозировать поведение данной социальной общности, индивидуализировать педагогический процесс.

Ценностные ориентации -это разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости Они служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения, являются  компонентом  направленности личности. Непротиворечивость ценностных ориентаций - показатель устойчивости личности[3]. 

            В основе регуляции социального поведения и профессиональ­ной деятельности человека находится система его ценностных ориентаций, которая представляет собой сложное и динамичес­кое образование [4]. 

Цель исследования - провести исследование ценностных ориентаций  студентов 3 курса Академии физической культуры и спорта ЮФУ для оптимизации педагогического процесса.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования были студенты  3 курса  Академии физкультуры и спорта, юноши 20-21 года (45 человек). 

У них было проведено исследование  ценностных ориентаций по методике С.С. Бубновой [1; 2]. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. В ее основе лежит положение о том, что представления о значимых ценностях формируются в процессе социализации личности в результате интериоризации общекультурных ценностей. Результат процесса интериоризации неоднозначен, что приводит к существенному разбросу ценностных ориентаций.Методика определяет степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности. 

Результаты исследования и их обсуждение представлены в  таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования ценностных ориентаций студентов  по методике С.С. Бубновой  в % от общего количества респондентов (p<0,05).

Место

Виды ценностей

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

6 место

0 место

1.                  Приятное времяпрепровождение, отдых 

4

37

22

22

15

0

0

2.                  Высокое материальное благосостояние

0

0

22

26

30

15

0

3.                  Поиск и наслаждение прекрасным 

11

11

15

22

0

26

0

4.                  Помощь и милосердие к другим людям 

19

37

22

11

11

0

0

5.                  Любовь 

15

19

30

22

0

0

4

6. Познание нового в мире, природе, человеке 

7

4

7

0

37

19

0

7. Высокий социальный статус и управление людьми 

4

11

0

11

37

15

15

8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих 

11

19

30

19

11

4

0

9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 

4

0

0

22

15

22

26

10. Общение 

0

4

4

52

37

4

0

11. Здоровье 

0

11

14

41

30

4

0

 

В результате проведённого исследования установлено, что ни одна из 11 категорий методики  не занимает первую позицию в ценностных предпочтениях студентов.

Второе место  у 37%  занимает  категория «Приятное времяпрепровождение, отдых», и у такого же количества студентов также вторую позицию занимает «Помощь и милосердие к другим людям». Последнее, по-видимому, может быть обусловлено как  гуманистической направленностью сегодняшнего образования, так и влиянием религиозных убеждений современных студентов (традиционные религиозные конфессии нашего государства проповедуют приоритет данной категории ценностей), этническими влияниями народов Кавказа и донского казачества, представители которых присутствуют в исследуемой группе. Это подчеркивает сохранение у молодежи некоторых культурных ценностей многонационального российского государства. 

На третьем месте у 30% студентов  находятся категории «Любовь»,  что может быть обусловлено возрастной характеристикой группы, и«Признание и уважение людей и влияние на окружающих», последнее предпочтение также традиционно для нашей культуры. 

Четвертое место занимает у большинства студентов (52%) категория «Общение». Необходимо отметить, что сегодня преобладают виртуальные формы общения.  Категория «Здоровье» у 41% студентов также находится на 4 месте. При информационной сформированности представлений о здоровом образе жизни, что также служило   предметом нашего параллельного исследования, не сформирован ценностный подход к пониманию значимости здоровья.

Лишь на 5 месте находятся у 37% респондентов категории «Высокий социальный статус и управление людьми», что диктует необходимость проведения тренингов лидерства, так как перед нами будущие педагоги и тренеры, а также  «Познание нового в мире, природе, человеке», последнее свидетельствует о низкой мотивации к получению знаний. Лишь у 30% респондентов 5 место занимает  «Высокое материальное благосостояние».

Категория  «Поиск и наслаждение прекрасным» занимает 6 место  у 26% студентов. При проведении ранее исследования уровня общекультурных компетенций   данной группы  студентов  были получены данные, подтверждающие, что студенты мало читают, плохо ориентируются в русской и зарубежной литературе, архитектуре и живописи, театральном искусстве,  опере и балете, классической музыке.

Так называемое нулевое  место занимает у 26% студентов «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», эта категория находится на 4 и  6 местах у одинакового количества студентов - у 22%. Все это указывает на развитие общемировой тенденции преобладания психологии индивидуализма над психологией коллективизма. В ближайшее время именно коллективистская культура и психология должны сказать свое веское слово, и человечество, чтобы не погибнуть, должно сменить психологию растраты на психологию сбережения. И в кросс-культурной психологии уже есть доказательства того, что экономическое развитие совместимо с коллективистской психологией [5].

Результаты проведенного исследования показали, что исследование ценностных ориентаций студентов позволяет определить  необходимость  целенаправленной  оптимизации педагогического процесса для коррекции представлений студентов о ценностях жизни  на основе гуманистической концепция развития личности, одним из главных смыслов которой является признание приоритета интересов личности в их социальной обусловленности и единстве без противопоставления одного другому, что позволит достичь позитивных результатов в иерархии, динамике и балансе базовых ценностей.  Формирование ценностных ориентацийстудентов будет успешным  при условии осознания  и принятия к выполнению парадигмы ценностно ориентированного подхода к высшему образованию студента как субъекта личностного и профессионального развития.

Выводы

Результаты исследования показали, что у большинства будущих педагогов физической культуры и тренеров  второе место в ценностных ориентациях занимают  категории «Приятное времяпрепровождение, отдых» и  «Помощь и милосердие к другим людям», третье место - «Любовь». Четвертое место занимает категория «Общение». На 5 месте находятся категории «Высокий социальный статус и управление людьми» и «Познание нового в мире, природе, человеке». Так называемое нулевое  место занимает  у большинства респондентов «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе».

Результаты исследования позволяют соотнести ценности студентов с мотивацией их профессиональной деятельности, прогнозировать дальнейшее развитие личности и профессиональной деятельности, наметить пути их совершенствования. У студентов-педагогов важно развивать ценности, связанные с познанием, развитием, творчеством, лежащие в основе внутренней мотивации профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Почекаева Е.И., д.м.н., профессор, кафедра охраны здоровья человека и безопасности жизнедеятельности Академии физической культуры и спорта ГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону;

Багмет А.Д., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой поликлинической терапии ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Ростов-на-Дону.