Интерес к изучению ценностных ориентаций студентов как представителей молодежи обусловлен тем, что в данный переломный период происходит смена основных ценностей личности и всего общества в целом. Мониторинг этих изменений позволяет прогнозировать поведение данной социальной общности, индивидуализировать педагогический процесс.
Ценностные ориентации -это разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости Они служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения, являются компонентом направленности личности. Непротиворечивость ценностных ориентаций - показатель устойчивости личности[3].
В основе регуляции социального поведения и профессиональной деятельности человека находится система его ценностных ориентаций, которая представляет собой сложное и динамическое образование [4].
Цель исследования - провести исследование ценностных ориентаций студентов 3 курса Академии физической культуры и спорта ЮФУ для оптимизации педагогического процесса.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования были студенты 3 курса Академии физкультуры и спорта, юноши 20-21 года (45 человек).
У них было проведено исследование ценностных ориентаций по методике С.С. Бубновой [1; 2]. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. В ее основе лежит положение о том, что представления о значимых ценностях формируются в процессе социализации личности в результате интериоризации общекультурных ценностей. Результат процесса интериоризации неоднозначен, что приводит к существенному разбросу ценностных ориентаций.Методика определяет степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности.
Результаты исследования и их обсуждение представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования ценностных ориентаций студентов по методике С.С. Бубновой в % от общего количества респондентов (p<0,05).
Место Виды ценностей |
1 место |
2 место |
3 место |
4 место |
5 место |
6 место |
0 место |
1. Приятное времяпрепровождение, отдых |
4 |
37 |
22 |
22 |
15 |
0 |
0 |
2. Высокое материальное благосостояние |
0 |
0 |
22 |
26 |
30 |
15 |
0 |
3. Поиск и наслаждение прекрасным |
11 |
11 |
15 |
22 |
0 |
26 |
0 |
4. Помощь и милосердие к другим людям |
19 |
37 |
22 |
11 |
11 |
0 |
0 |
5. Любовь |
15 |
19 |
30 |
22 |
0 |
0 |
4 |
6. Познание нового в мире, природе, человеке |
7 |
4 |
7 |
0 |
37 |
19 |
0 |
7. Высокий социальный статус и управление людьми |
4 |
11 |
0 |
11 |
37 |
15 |
15 |
8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих |
11 |
19 |
30 |
19 |
11 |
4 |
0 |
9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе |
4 |
0 |
0 |
22 |
15 |
22 |
26 |
10. Общение |
0 |
4 |
4 |
52 |
37 |
4 |
0 |
11. Здоровье |
0 |
11 |
14 |
41 |
30 |
4 |
0 |
В результате проведённого исследования установлено, что ни одна из 11 категорий методики не занимает первую позицию в ценностных предпочтениях студентов.
Второе место у 37% занимает категория «Приятное времяпрепровождение, отдых», и у такого же количества студентов также вторую позицию занимает «Помощь и милосердие к другим людям». Последнее, по-видимому, может быть обусловлено как гуманистической направленностью сегодняшнего образования, так и влиянием религиозных убеждений современных студентов (традиционные религиозные конфессии нашего государства проповедуют приоритет данной категории ценностей), этническими влияниями народов Кавказа и донского казачества, представители которых присутствуют в исследуемой группе. Это подчеркивает сохранение у молодежи некоторых культурных ценностей многонационального российского государства.
На третьем месте у 30% студентов находятся категории «Любовь», что может быть обусловлено возрастной характеристикой группы, и«Признание и уважение людей и влияние на окружающих», последнее предпочтение также традиционно для нашей культуры.
Четвертое место занимает у большинства студентов (52%) категория «Общение». Необходимо отметить, что сегодня преобладают виртуальные формы общения. Категория «Здоровье» у 41% студентов также находится на 4 месте. При информационной сформированности представлений о здоровом образе жизни, что также служило предметом нашего параллельного исследования, не сформирован ценностный подход к пониманию значимости здоровья.
Лишь на 5 месте находятся у 37% респондентов категории «Высокий социальный статус и управление людьми», что диктует необходимость проведения тренингов лидерства, так как перед нами будущие педагоги и тренеры, а также «Познание нового в мире, природе, человеке», последнее свидетельствует о низкой мотивации к получению знаний. Лишь у 30% респондентов 5 место занимает «Высокое материальное благосостояние».
Категория «Поиск и наслаждение прекрасным» занимает 6 место у 26% студентов. При проведении ранее исследования уровня общекультурных компетенций данной группы студентов были получены данные, подтверждающие, что студенты мало читают, плохо ориентируются в русской и зарубежной литературе, архитектуре и живописи, театральном искусстве, опере и балете, классической музыке.
Так называемое нулевое место занимает у 26% студентов «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», эта категория находится на 4 и 6 местах у одинакового количества студентов - у 22%. Все это указывает на развитие общемировой тенденции преобладания психологии индивидуализма над психологией коллективизма. В ближайшее время именно коллективистская культура и психология должны сказать свое веское слово, и человечество, чтобы не погибнуть, должно сменить психологию растраты на психологию сбережения. И в кросс-культурной психологии уже есть доказательства того, что экономическое развитие совместимо с коллективистской психологией [5].
Результаты проведенного исследования показали, что исследование ценностных ориентаций студентов позволяет определить необходимость целенаправленной оптимизации педагогического процесса для коррекции представлений студентов о ценностях жизни на основе гуманистической концепция развития личности, одним из главных смыслов которой является признание приоритета интересов личности в их социальной обусловленности и единстве без противопоставления одного другому, что позволит достичь позитивных результатов в иерархии, динамике и балансе базовых ценностей. Формирование ценностных ориентацийстудентов будет успешным при условии осознания и принятия к выполнению парадигмы ценностно ориентированного подхода к высшему образованию студента как субъекта личностного и профессионального развития.
Выводы
Результаты исследования показали, что у большинства будущих педагогов физической культуры и тренеров второе место в ценностных ориентациях занимают категории «Приятное времяпрепровождение, отдых» и «Помощь и милосердие к другим людям», третье место - «Любовь». Четвертое место занимает категория «Общение». На 5 месте находятся категории «Высокий социальный статус и управление людьми» и «Познание нового в мире, природе, человеке». Так называемое нулевое место занимает у большинства респондентов «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе».
Результаты исследования позволяют соотнести ценности студентов с мотивацией их профессиональной деятельности, прогнозировать дальнейшее развитие личности и профессиональной деятельности, наметить пути их совершенствования. У студентов-педагогов важно развивать ценности, связанные с познанием, развитием, творчеством, лежащие в основе внутренней мотивации профессиональной деятельности.
Рецензенты:Почекаева Е.И., д.м.н., профессор, кафедра охраны здоровья человека и безопасности жизнедеятельности Академии физической культуры и спорта ГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону;
Багмет А.Д., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой поликлинической терапии ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Ростов-на-Дону.
Библиографическая ссылка
Степанова Т.А., Лысенко А.В., Лушпаева О.А., Таютина Т.В., Недоруба Е.А., Таютина Т.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19948 (дата обращения: 02.04.2025).