Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIOCULTURAL ASPECTS OF THE FORMATION OF ECOLOGICAL SUBCULTURES ADOLESCENT CHILDREN

Ponkina E.S. 1 Andreeva L.M. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of the Higher Education «Ufa State University of Economics and Service»
The investigation of the nature of environmental subculture adolescent children. We consider a wide range of theoretical and methodological approaches, sociological, psychological and pedagogical principles in the education of ecological culture of teenagers. Revealed the decisive role of the family in the upbringing of respect for nature, native land, including joint work with the child and a reasonable way of life that is based on orthobiosis. Learn the basic problem in the resolution of the contradiction between the wide possibilities of additional education institutions in shaping environmental subculture of children and the insufficient development of theory and practice to improve this process. Scientifically based and offered socio-cultural forms, methods and means of education of ecological culture in the practice of additional education and identified the ecological model of the adolescent subculture means sotsialno-cultural activities.
socio-cultural forms and methods of formation of ecological subculture.
ecological education
pedagogical impact
environmental subculture of teenagers
culture

Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического образования в современном мире, проблема поиска эффективных путей формирования экологической культуры человека является особо актуальной. Следствием всё более усиливающегося экологического кризиса является обострение проблемы взаимодействия человека, общества и природы. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что именно низкий уровень культуры людей, в том числе и экологической, является одной из главных причин возникновения кризиса. Человечество постепенно начинает осознавать, что воспитание экологической культуры подрастающего поколения выступает средством сохранения природы и цивилизации.

Так как основное разрушение экологии происходит от человека и вследствие его деятельности, то необходимо взращивать уважение к природе родного краяи ростки добра с самых малых лет. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно беречь и защищать, улучшать, облагораживать природную среду, а также сберегать свое здоровье. В этом процессе решающую роль играет семья, в основе которой лежит любовь, совместный труд и здоровый, разумный образ жизни, который формируется на основе технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиоз) [6, с.99].

Необходимость формирования экологической культуры подростков важна и востребована потребностями современной практики в связи с процессами модернизации образования. Педагоги, формируя экологическую культуру школьников, сталкиваются с целым рядом трудностей и проблем, включающим поверхностные знания по экологии у многих учащихся, отсутствие стремления заниматься созидательной экологической деятельностью. Часто отношение к экологическим проблемам не становится для подростков значимым и не является частью нравственных убеждений.

Подростковый возраст детей выбран для исследования не случайно, так как именно в этом возрасте чаще, чем в других, наблюдаются случаи варварского отношения к природе. В то же время этот возраст благоприятен для усвоения нравственных норм, осмысления своего места в мире людей и природы, становления самосознания личности. У подростков активно развиваются потребности в общении, самоутверждении среди сверстников, в коллективном труде и положительных эмоциях. Современная школа, к сожалению, не создаёт условий для приобретения подростками социального опыта, их самовыражения и самореализации в социально значимой деятельности, например, в экологической, в результате желание действовать на благо природы резко падает в юношеском возрасте.На данном этапе развития общества, характеризующегося проблемами в экономической, политической, культурной, духовной сферахярко проявились недостатки воспитания, формирования морали не одного поколения людей, заключающиеся в алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию. Это не могло не отразиться на качестве любви детей к природе, их бережному отношению к окружающей среде [7, с.95].

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между потенциальными возможностями учреждения дополнительного образования детей в формировании экологической культуры подростков и недостаточной разработанностью теории и практики его реализации.На основе теоретического анализа понятий «культура», «субкультура», определим содержание понятия «экологическая субкультура подростков».По мнению В.С. Степина, культура как система представляет собой совокупность трех компонентов: реликтового,  актуального и потенциального. Анализ концепций культуры подводит нас к пониманию культуры как системы компонентов, включающих определенный уровень производства общественной жизни (технологическая концепция), способ и результат жизнедеятельности человека (деятельностная концепция), идеальную модель жизни (ценностная концепция). Результатом передачи опыта от поколения к поколению является возникновение культурных структур - «вертикальных» и «горизонтальных»[8, 61-71].

Анализ понятий «культура» позволил выделить сущность понятия  «субкультуры». Культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры, принято понимать как субкультуру. В рамках определенной субкультуры существуют свои нормы, обычаи, ценности, иногда социальные институты.Зебзеева В.А. анализирует субкультуру через призму определенных способов человеческой жизнедеятельности. Элементами субкультуры являются элементы сознания (представления, идеалы, ценности и ценностные ориентации, интересы, самосознание, самооценка, образ мира); элементы социального поведения, в том числе и межличностных отношений (традиции, нормы и стиль поведения и общения со сверстниками, со старшими и младшими). Для каждой субкультуры характерны ярко выраженные и общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, стереотипы, представления, обряды, ритуалы, язык, мода, одежда, поведение, фольклор[5, 6-8].

Подростковая субкультура - это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и от взрослого.Изучая природу и содержание понятия «экологическая субкультура», мы обращались к различным методологическим подходам: системно-целостному, личностно-деятельностностному, культурологическому, что позволило рассмотреть данное явление в комплексе его проявлений и взаимосвязи составляющих компонентов.

Нам удалось выявить специфику экологической субкультуры подростков. Особенность  в том, что она призвана стать важнейшим качеством личности, которое выступает внутренним регулятором в отношениях подростков к природе, людям и самому себекак части природы, способствует их гармонизации и адаптации, проявляется в природе и человекосберегающей деятельности.

В качестве основных структурных элементов экологической субкультуры подростков, как социально-культурного и культурно-исторического явления, мы выделяем ядро и периферию.

Будучи конструирующим элементом субкультуры, считает Л.И. Духова, «ядро связано с коллективной памятью и историей группы, обусловливает ее консенсус и гомогенность, оно стабильно и сопротивляется изменениям». В современной теории и методике экологического образования понятие «экологическая субкультура подростков» достаточно новое и рассматривается как одна из составляющих частей общей экологической культуры, как та ее составляющая, которая формирует внутренний мир личности,  пропускается через собственное «Я» и оформляется с учетом индивидуального видения каждого отдельного человека[4, 49].

Экологическая субкультура подростков включает  в себя следующие структурные компоненты: ценностно-смысловой, эмоционально-оценочный и коммуникативно-поведенческий.Личность с высоким уровнем культуры характеризуется сформировавшейся у неё системой целей, мотивов и оценок своей и чужой деятельности, направленной  на производство общечеловеческих ценностей [10,4-21]. Формирование же экологической культуры детей заключается в становлении системы экологических целей, мотивов и оценок деятельности в социальной и естественной среде, фундаментом которой являются природосообразные ценности и нормы поведения

Многие отечественные исследователи внесли существенный вклад в решение проблемы формирования экологической культуры детей. Так были определены методологические и теоретические основы формирования экологической культуры, а также выявлены особенности применения и достоинства разнообразных форм, методов и средств с учётом возрастных критериев учащихся, их психологических качеств и возможностей образовательно-воспитательной среды [1, 34-36].

Для решения экологических проблем необходима гуманистическая переориентация человечества. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. Человек должен сформировать в себе нравственное, ответственное отношение к природе, формировать экологическую культуру как способ соединения человека с природой, отказавшись от культа индивидуализма, стяжательства, потребления [2, 110-120]. Процесс познания окружающего мира ребенком, как и процесс развития личности, является непрерывным и отличается своей интенсивностью. Таким образом, в экологическом воспитании детей наиболее важна функция «опережающего педагогического воздействия», реализуя которую возможно обеспечить ребенку позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой и «удержать» в системе целенаправленных воздействий. Функция «опережения» должна распространяться и на содержание процесса, и формы организации досуга  подростков [3, 15-18].

Происходящее осознание окружающего мира, постепенное преодоление ребенком мифологического мироощущения и переход к осознанному взаимодействию с окружающей средой является важнейшей закономерностью процесса экологического воспитания детей.Большую роль при этом играет общественно полезный труд природоохранного характера: школьные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, работы в охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах. С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана туристско-краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.

В настоящее время в социально-культурной сфере происходит процесс перехода от эко­логического образования к экологически-культурному воспи­танию подрастающего поколения. Это сложная масштабная задача, но именно в этом видится новый смысл и цель совре­менного социокультурного процесса. Широкие возможности для реализации этой задачи кроются в сфере взаимодействия основного и дополнительного образования. Анализ литературных источников и практиче­ской деятельности педагогов показал, что боль­шим потенциалом для формирования экологиче­ской культуры детей обладают учреждения до­полнительного образования, которые актуализируют тенденцию поиска но­вых культурно-досуговых технологий в работе с подростками. Основная социально значимая функция досуговых учрежде­ний заключается в развитии социальной активности и творче­ского потенциала, способностей, интересов подростка в экологически ориентированной деятельности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, а также, создании условий его полной  самореализации.

В процессе дополнительного образования обеспечивается тесная взаимосвязь воспитательных и развивающих процессов, осуществляется единый и неразрывный эколого-ориентированный познавательно-воспитательный процесс, направленный на формирование экологической культуры.Динамика нынешне­го культурно-исторического времени изменяет приоритеты досуговой деятельности, в этой связи становится исключительно актуальным исследование педагогического потенциала соци­ально-культурной деятельности учреждения дополнительного образования в развитии экологической субкультуры подростков на примере  МБОУ ДОД ЦДТ «Созвездие» г. Уфы. В Центре детского творчества «Созвездие» работают 67 объединений (кружков, секций, клубов). Из них 32 -на базе образовательных учреждений. Общее количество воспитанников -2608 человек, включая детей из социально - неблагополучных семей, которые составляют 5-7 % от общей численности воспитанников. Педагогический коллектив Центра составляет 114 человек.

В соответствии с Программами экологического воспитания, принятых на федеральном, региональном, муниципальном уровнях в ЦТД «Созвездие» с 2000 года ведется активная работа по формированию экологической культуры детей на основе компетентностного подхода, который предполагает формирование у подростков не только знаний, умений и на­выков в сфере экологии, но и готовности (мотивация) и ответ­ственности в их применении.При этом работа строится с учетом следующих базовых положений, включающих: приоритетный характер социально-культурной деятельности, выступающей как средство формирования экологической субкультуры подростка, его представлений о процессах окружающей среды и роли в обеспечении устойчивого развития, понимания ответственности за последствия собственной деятельности в сфере взаимодействия природы и общества и другие положения.

Результаты исследования деятельности Центра детского творчества и клуба «Экос» послужили осно­ванием для выявления  и описания модели формирования экологической субкультуры подростка средствами социально­-культурной деятельности, которая основывается на возрастной, социальной, познавательной специфике подросткового возраста и включает в себя условно три взаимосвязанных блока:  целевого,  раскрывающего главную цель экологической деятельности - воспитание экологической культуры у подростков; организационно-деятельностного, охватывающего формы, методы и технологии образовательной деятельности, а также, критериально-результативного, отражающего результаты практической деятельности по воспитанию экологической культуры у подростков.В целях расширения программно-методического обеспечения работы педагогов  учреждения дополнительного образования ЦДТ «Созвездие» в сфере экологического воспитания и образования, была разработана тематическая игровая программа  «Как прекрасен этот мир!», рассчитанная на один учебный год, в процессе реализации которой были выявлены методические условия, способствующие эффективному формированию экологической субкультуры подростков, среди которых:грамотное чередование способов воспри­ятия информации детьми в ходе занятий;создание проблемных ситуаций в процессе изучения нового материала;вовлечение обучающихся в практическую деятельность;использование игровых методов обучения;проведение экскурсий и систематических фенологических наблюдений;организация учебно-исследовательской и проектной деятельности, разнообразие социокультурных форм и средств.Эффективность предлагаемых условий фор­мирования экологической культуры доказыва­ется активным и результативным участием детей в конкурсах различных уровней.

Таким образом, анализ деятельности ЦДТ «Созвездие» позволил выявить модель формирования экологической субкультуры подростка средствами социально-культурной деятельности, которая качественно изменяет поведение подростка и проявляется в уровне развития его экологической образованности, экологической деятельности, экологической сознательности.

Рецензенты:

Вильданов Х.С., д.ф.н., профессор кафедры Национальные культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа;

Сорокина А.И., д.псх.н., профессор кафедры «История, психология и педагогика» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»,  г. Уфа.