Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического образования в современном мире, проблема поиска эффективных путей формирования экологической культуры человека является особо актуальной. Следствием всё более усиливающегося экологического кризиса является обострение проблемы взаимодействия человека, общества и природы. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что именно низкий уровень культуры людей, в том числе и экологической, является одной из главных причин возникновения кризиса. Человечество постепенно начинает осознавать, что воспитание экологической культуры подрастающего поколения выступает средством сохранения природы и цивилизации.
Так как основное разрушение экологии происходит от человека и вследствие его деятельности, то необходимо взращивать уважение к природе родного краяи ростки добра с самых малых лет. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно беречь и защищать, улучшать, облагораживать природную среду, а также сберегать свое здоровье. В этом процессе решающую роль играет семья, в основе которой лежит любовь, совместный труд и здоровый, разумный образ жизни, который формируется на основе технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиоз) [6, с.99].
Необходимость формирования экологической культуры подростков важна и востребована потребностями современной практики в связи с процессами модернизации образования. Педагоги, формируя экологическую культуру школьников, сталкиваются с целым рядом трудностей и проблем, включающим поверхностные знания по экологии у многих учащихся, отсутствие стремления заниматься созидательной экологической деятельностью. Часто отношение к экологическим проблемам не становится для подростков значимым и не является частью нравственных убеждений.
Подростковый возраст детей выбран для исследования не случайно, так как именно в этом возрасте чаще, чем в других, наблюдаются случаи варварского отношения к природе. В то же время этот возраст благоприятен для усвоения нравственных норм, осмысления своего места в мире людей и природы, становления самосознания личности. У подростков активно развиваются потребности в общении, самоутверждении среди сверстников, в коллективном труде и положительных эмоциях. Современная школа, к сожалению, не создаёт условий для приобретения подростками социального опыта, их самовыражения и самореализации в социально значимой деятельности, например, в экологической, в результате желание действовать на благо природы резко падает в юношеском возрасте.На данном этапе развития общества, характеризующегося проблемами в экономической, политической, культурной, духовной сферахярко проявились недостатки воспитания, формирования морали не одного поколения людей, заключающиеся в алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию. Это не могло не отразиться на качестве любви детей к природе, их бережному отношению к окружающей среде [7, с.95].
Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между потенциальными возможностями учреждения дополнительного образования детей в формировании экологической культуры подростков и недостаточной разработанностью теории и практики его реализации.На основе теоретического анализа понятий «культура», «субкультура», определим содержание понятия «экологическая субкультура подростков».По мнению В.С. Степина, культура как система представляет собой совокупность трех компонентов: реликтового, актуального и потенциального. Анализ концепций культуры подводит нас к пониманию культуры как системы компонентов, включающих определенный уровень производства общественной жизни (технологическая концепция), способ и результат жизнедеятельности человека (деятельностная концепция), идеальную модель жизни (ценностная концепция). Результатом передачи опыта от поколения к поколению является возникновение культурных структур - «вертикальных» и «горизонтальных»[8, 61-71].
Анализ понятий «культура» позволил выделить сущность понятия «субкультуры». Культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры, принято понимать как субкультуру. В рамках определенной субкультуры существуют свои нормы, обычаи, ценности, иногда социальные институты.Зебзеева В.А. анализирует субкультуру через призму определенных способов человеческой жизнедеятельности. Элементами субкультуры являются элементы сознания (представления, идеалы, ценности и ценностные ориентации, интересы, самосознание, самооценка, образ мира); элементы социального поведения, в том числе и межличностных отношений (традиции, нормы и стиль поведения и общения со сверстниками, со старшими и младшими). Для каждой субкультуры характерны ярко выраженные и общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, стереотипы, представления, обряды, ритуалы, язык, мода, одежда, поведение, фольклор[5, 6-8].
Подростковая субкультура - это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и от взрослого.Изучая природу и содержание понятия «экологическая субкультура», мы обращались к различным методологическим подходам: системно-целостному, личностно-деятельностностному, культурологическому, что позволило рассмотреть данное явление в комплексе его проявлений и взаимосвязи составляющих компонентов.
Нам удалось выявить специфику экологической субкультуры подростков. Особенность в том, что она призвана стать важнейшим качеством личности, которое выступает внутренним регулятором в отношениях подростков к природе, людям и самому себекак части природы, способствует их гармонизации и адаптации, проявляется в природе и человекосберегающей деятельности.
В качестве основных структурных элементов экологической субкультуры подростков, как социально-культурного и культурно-исторического явления, мы выделяем ядро и периферию.
Будучи конструирующим элементом субкультуры, считает Л.И. Духова, «ядро связано с коллективной памятью и историей группы, обусловливает ее консенсус и гомогенность, оно стабильно и сопротивляется изменениям». В современной теории и методике экологического образования понятие «экологическая субкультура подростков» достаточно новое и рассматривается как одна из составляющих частей общей экологической культуры, как та ее составляющая, которая формирует внутренний мир личности, пропускается через собственное «Я» и оформляется с учетом индивидуального видения каждого отдельного человека[4, 49].
Экологическая субкультура подростков включает в себя следующие структурные компоненты: ценностно-смысловой, эмоционально-оценочный и коммуникативно-поведенческий.Личность с высоким уровнем культуры характеризуется сформировавшейся у неё системой целей, мотивов и оценок своей и чужой деятельности, направленной на производство общечеловеческих ценностей [10,4-21]. Формирование же экологической культуры детей заключается в становлении системы экологических целей, мотивов и оценок деятельности в социальной и естественной среде, фундаментом которой являются природосообразные ценности и нормы поведения
Многие отечественные исследователи внесли существенный вклад в решение проблемы формирования экологической культуры детей. Так были определены методологические и теоретические основы формирования экологической культуры, а также выявлены особенности применения и достоинства разнообразных форм, методов и средств с учётом возрастных критериев учащихся, их психологических качеств и возможностей образовательно-воспитательной среды [1, 34-36].
Для решения экологических проблем необходима гуманистическая переориентация человечества. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. Человек должен сформировать в себе нравственное, ответственное отношение к природе, формировать экологическую культуру как способ соединения человека с природой, отказавшись от культа индивидуализма, стяжательства, потребления [2, 110-120]. Процесс познания окружающего мира ребенком, как и процесс развития личности, является непрерывным и отличается своей интенсивностью. Таким образом, в экологическом воспитании детей наиболее важна функция «опережающего педагогического воздействия», реализуя которую возможно обеспечить ребенку позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой и «удержать» в системе целенаправленных воздействий. Функция «опережения» должна распространяться и на содержание процесса, и формы организации досуга подростков [3, 15-18].
Происходящее осознание окружающего мира, постепенное преодоление ребенком мифологического мироощущения и переход к осознанному взаимодействию с окружающей средой является важнейшей закономерностью процесса экологического воспитания детей.Большую роль при этом играет общественно полезный труд природоохранного характера: школьные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, работы в охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах. С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана туристско-краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.
В настоящее время в социально-культурной сфере происходит процесс перехода от экологического образования к экологически-культурному воспитанию подрастающего поколения. Это сложная масштабная задача, но именно в этом видится новый смысл и цель современного социокультурного процесса. Широкие возможности для реализации этой задачи кроются в сфере взаимодействия основного и дополнительного образования. Анализ литературных источников и практической деятельности педагогов показал, что большим потенциалом для формирования экологической культуры детей обладают учреждения дополнительного образования, которые актуализируют тенденцию поиска новых культурно-досуговых технологий в работе с подростками. Основная социально значимая функция досуговых учреждений заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала, способностей, интересов подростка в экологически ориентированной деятельности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, а также, создании условий его полной самореализации.
В процессе дополнительного образования обеспечивается тесная взаимосвязь воспитательных и развивающих процессов, осуществляется единый и неразрывный эколого-ориентированный познавательно-воспитательный процесс, направленный на формирование экологической культуры.Динамика нынешнего культурно-исторического времени изменяет приоритеты досуговой деятельности, в этой связи становится исключительно актуальным исследование педагогического потенциала социально-культурной деятельности учреждения дополнительного образования в развитии экологической субкультуры подростков на примере МБОУ ДОД ЦДТ «Созвездие» г. Уфы. В Центре детского творчества «Созвездие» работают 67 объединений (кружков, секций, клубов). Из них 32 -на базе образовательных учреждений. Общее количество воспитанников -2608 человек, включая детей из социально - неблагополучных семей, которые составляют 5-7 % от общей численности воспитанников. Педагогический коллектив Центра составляет 114 человек.
В соответствии с Программами экологического воспитания, принятых на федеральном, региональном, муниципальном уровнях в ЦТД «Созвездие» с 2000 года ведется активная работа по формированию экологической культуры детей на основе компетентностного подхода, который предполагает формирование у подростков не только знаний, умений и навыков в сфере экологии, но и готовности (мотивация) и ответственности в их применении.При этом работа строится с учетом следующих базовых положений, включающих: приоритетный характер социально-культурной деятельности, выступающей как средство формирования экологической субкультуры подростка, его представлений о процессах окружающей среды и роли в обеспечении устойчивого развития, понимания ответственности за последствия собственной деятельности в сфере взаимодействия природы и общества и другие положения.
Результаты исследования деятельности Центра детского творчества и клуба «Экос» послужили основанием для выявления и описания модели формирования экологической субкультуры подростка средствами социально-культурной деятельности, которая основывается на возрастной, социальной, познавательной специфике подросткового возраста и включает в себя условно три взаимосвязанных блока: целевого, раскрывающего главную цель экологической деятельности - воспитание экологической культуры у подростков; организационно-деятельностного, охватывающего формы, методы и технологии образовательной деятельности, а также, критериально-результативного, отражающего результаты практической деятельности по воспитанию экологической культуры у подростков.В целях расширения программно-методического обеспечения работы педагогов учреждения дополнительного образования ЦДТ «Созвездие» в сфере экологического воспитания и образования, была разработана тематическая игровая программа «Как прекрасен этот мир!», рассчитанная на один учебный год, в процессе реализации которой были выявлены методические условия, способствующие эффективному формированию экологической субкультуры подростков, среди которых:грамотное чередование способов восприятия информации детьми в ходе занятий;создание проблемных ситуаций в процессе изучения нового материала;вовлечение обучающихся в практическую деятельность;использование игровых методов обучения;проведение экскурсий и систематических фенологических наблюдений;организация учебно-исследовательской и проектной деятельности, разнообразие социокультурных форм и средств.Эффективность предлагаемых условий формирования экологической культуры доказывается активным и результативным участием детей в конкурсах различных уровней.
Таким образом, анализ деятельности ЦДТ «Созвездие» позволил выявить модель формирования экологической субкультуры подростка средствами социально-культурной деятельности, которая качественно изменяет поведение подростка и проявляется в уровне развития его экологической образованности, экологической деятельности, экологической сознательности.
Рецензенты:Вильданов Х.С., д.ф.н., профессор кафедры Национальные культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа;
Сорокина А.И., д.псх.н., профессор кафедры «История, психология и педагогика» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Понькина Е.С., Андреева Л.М. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19883 (дата обращения: 17.05.2025).