Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT IN EARLY CHILDHOOD IN A CASE OF THE ADDITIONAL EDUCATION

Knyazeva T.N. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University.
The problem of development of preschool children in the conditions of an additional education can be solved in the process of organizing special groups of early development. Organization of the activity such groups is possible only when it is based on scientific approach and on the special programs that take into account the laws and the possibility of education and development of children of this age. In the research are presented conceptual approaches and methodological characteristics of the pilot program for the development of the organization of children 4-6 years in a specialized center of additional education. Principles of the didactic model of organization educational and development activities with the children, starting with preschool age are showed. The first intermediate results of experimental activity are presented. It was found out that the proposed model of organization of early childhood development in the conditions of an additional education contributes significantly to the positive promotion of preschool children in the direction of development their communication and gaming activities, the development of adaptive mechanisms and socialization.
communicative development
play activity
didactic model
preschool age
early mental development

В последние десятилетия развитие детей раннего и среднего дошкольного возраста становится все более актуальной проблемой как в теоретическом, так и в прикладном аспектах, и привлекает внимание специалистов педагогического и психологического профиля. В частности, в сфере дополнительного образования это обусловлено расширением спектра деятельности и возможностей этой образовательной среды.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержден 17 октября 2013 г.) в качестве одной из главных целей, созвучных Конституции РФ и Конвенции ООН о правах ребенка, формулируются поддержка разнообразия детства, организация гуманистического взаимодействия взрослых и детей с учетом уважения личности ребенка, а также обеспечение «равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства». Социальная стратегия государства предполагает создание условий для выявления и развития потенциальных возможностей и способностей ребенка уже в период дошкольного детства. В этом плане значительные возможности для создания развивающего пространства детям раннего и среднего дошкольного возраста имеют учреждения дополнительного образования.

Проблема нашего исследования определяется следующим противоречием, сложившимся в практике развития детей дошкольного уровня: современные отечественные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) выполняют важные воспитательные, развивающие и образовательные функции, однако условия и структура деятельности не могут удовлетворить возрастающие потребности семьи в более широких и менее формализованных формах деятельности детей, организации более свободного творческого развивающего пространства для детей, и их родителей. С одной стороны, необходимая подготовка детей к обучению в школе, их развитие в дошкольном возрасте требуют обязательного посещения детских образовательных учреждений. С другой стороны, многие семьи не имеют возможности посещать ДОУ по самым различным причинам (отсутствие мест, удаленность, не устраивает график работы ДОУ, ребенок не может посещать детский сад по состоянию здоровья и т.п.).

Для преодоления сложившихся противоречий ряд функций дошкольных образовательных учреждений берут на себя психологические центры и центры дополнительного образования. Однако главной проблемой в этом случае является отсутствие программ комплексного развития детей (начиная с раннего и среднего дошкольного возраста), сочетающих необходимые требования к уровню подготовки детей и особые (неформальные) методы работы с детьми в условиях дополнительного образования.

Организуемая нами психолого-педагогическая развивающая среда в условиях дополнительного образования построена для детей, не посещающих дошкольные учреждения. Такие дети испытывают дефицит общения, поскольку зачастую родители не могут обеспечить систематическое, полноценное их развитие. Экспериментальная программа в условиях дополнительного образования обеспечивает ребенку возможность посещать в одном месте занятия по различным направлениям, что позволяет выявить наклонности детей и сформировать навыки, необходимые для последующего обучения.

Концептуальная разработка программы экспериментальной деятельности по развитию и воспитанию дошкольников в условиях дополнительного образования опирается на ключевые положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, в рамках которой сформулирован общий психологический закон психического развития и социального становления личности, ее «врастания» в культуру, конкретизированный и дополненный его учениками и последователями (А.Г. Асмоловым, Л.И. Божович, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, М.И. Лисиной, Л.Ф. Обуховой, Д.И. Фельдштейном и др.); на системный подход к изучению личности (Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном и др.); на парадигму субъектного развития личности (В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым); на принцип взаимосвязи в процессе индивидуального развития личностной и интеллектуальной сфер психики ребенка (К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Н.Л. Белопольской, ЛЕ.Л. Инденбаумом, И.А. Коробейниковым, В.И.Слуцким и др.); а также использует основные идеи гуманистической психологии и личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей, идеи раннего развития ребенка и принципы ненасильственной педагогики и развивающей образовательной среды (Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, В.И. Мухина, М.И. Лисина).

Организация деятельности научно-образовательной экспериментальной площадки «Психолого-педагогические технологии раннего развития детей в условиях дополнительного образования» опирается также на ряд правовых документов и законодательных актов, определяющих принципы гуманистического развития ребенка и содержание образовательной деятельности применительно к дошкольному возрасту, среди которых: Всеобщая декларация ООН о Правах человека (1949); Закон РФ «Об образовании» (1992), признающий высшей целью всестороннее свободное развитие личности, гуманистичный характер образования; Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. (2000), отмечающая необходимость создания «максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17 октября 2013 г.) и др.

Цель экспериментальной работы: разработка, теоретическое обоснование и практическая апробация комплексной программы интеллектуально-личностного развития детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Новизна и значимость этой программы определяются авторским учебно-методическим комплексом [2], позволяющим объединять знания из различных учебно-познавательных и социально-воспитательных областей в единую научно-методическую систему; высокой востребованностью предлагаемых видов развивающей деятельности в системе дополнительного образования и на уровне запросов родителей; а также отсутствием аналогичной научно-методической системы в сфере дополнительного образования.

Программа дает возможность детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения, получить в полном объеме необходимые для подготовки к школе навыки в условиях дополнительного образования в режиме, удобном для детей и родителей.

Направления и способы решения проблемы на экспериментальной площадке предусматривают:

1) соединение двух направлений психолого-педагогической деятельности: развитие актуальной для дошкольников ведущей деятельности – игровой – на основе учета закономерностей психовозрастного развития дошкольника и формирование потенциальной ведущей деятельности – учебной — с использованием программных требований ДОУ (рис. 1);

Рис. 1. Дидактическая модель организации экспериментальной работы по раннему развитию детей в условиях дополнительного образования

2) отбор и интеграцию специализированных способов (в соответствии с задачами экспериментальной работы) психолого-педагогической деятельности на всех уровнях реализации программы: построения содержания, выбора методов, организации форм.

На уровне содержания в программе предусматривается интеграция содержательных (программно-дидактических) аспектов базового уровня образования, предусмотренных ФГОС по дошкольному образованию и развивающего содержания (возрастно-психологического), рассчитанного на зону ближайшего развития детей. Синтез содержательного материала, предусмотренный задачами экспериментальной работы, разрабатывается специально как психолого-дидактическая часть образовательного поля.

На уровне методов обучения при построении работы с ребенком используются как методы формализованного обучения, необходимые для развития саморегуляции в процессе предстоящей учебной деятельности (словесно-иллюстративные, визуальные, метод упражнения и т.п.), так и методы, стимулирующие субъективную активность ребенка, соотносящиеся с актуальной игровой деятельностью (игровые, развивающие, коммуникативные, сюжетно-ролевые т.п.). Использование элементов каждой группы методов становится возможным при включении в процесс развития детей специально адаптированных под условия эксперимента частично-поисковых методов в игровой форме.

На уровне форм деятельности предусматривается использование фронтально-групповых форм работы (как требование будущей учебной деятельности), индивидуально-групповых (в процессе решения специальных задач: диагностических, психологических, логопедических и др.), а также применение дифференцированно-групповой работы с детьми для учета индивидуальных образовательных потребностей детей, предусмотренных условиями экспериментальной работы.

Особое направление деятельности в экспериментальной программе отводится системе диагностической работы для контроля и оценки уровня развития и продвижения каждого ребенка. Разработка и конструирование программ диагностического обследования осуществляются на базе авторских методик Т.Н. Князевой, психодиагностического комплекса Л.А. Венгера, методик С.Е. Гавриной., Е.Е. Кравцовой.

В структуру формирующего эксперимента вошли такие циклы специальных развивающих программ, как: «Мир звуков», «Волшебные фигуры», «В гостях у сказки», «Прикладное творчество», «Посчитай-ка», «Мир цвета», «Подготовка к письму», «Развивающие игры», «Выразительное чтение», «Музыка». Учитывая психофизиологические особенности дошкольников, занятия проводятся в группе по 10–12 человек 5 раз в неделю. Дети пребывают в Центре с 9.00 до 12.30. Каждый день начинается и заканчивается свободными играми детей, общением по интересам.

Так как ведущим видом деятельности детей 4–7-летнего возраста является игра [5], в экспериментальной программе именно в процессе игровой деятельности формируются коммуникативные навыки, навыки саморегуляции и элементарные действия квази-учебного характера (простейшие действия анализа, конструирования, счета, рассказывания, рисования и др.). Ребенок, увлеченный интересным замыслом игры, не замечает того, что он многому научается. Взрослый тоже становится ее непосредственным участником, он вовлекает детей в совместную деятельность, делает ее интересной и значимой для них.

Ведущим направлением экспериментальной программы является формирование у дошкольников средств и способов коммуникации со взрослым и сверстником. Эта линия развития присутствует на всех этапах экспериментальной работы и в различных видах деятельности. Среди критериев оценки результатов развития детей параметр коммуникативного развития до и после экспериментальных занятий является одним из центральных, поэтому для оценки динамики развития детей по созданной программе был проведен мониторинг, позволяющий сравнить характеристики развития коммуникативных действий и игровой деятельности (как ведущей в дошкольном возрасте) детей 4–6 лет [3].

Исследование проводилось в начале и в конце учебного года. Мониторинг был составлен с использованием методики «Комплексная оценка результатов освоения программы “От рождения до школы”» [4]. Срез проводился в экспериментальной группе «Умка» (дети 5 лет) и двух контрольных группах «Родничок 1» (дети 4 лет) и «Родничок 2» (дети 6 лет) (результаты мониторинга представлены на рисунках 1–3).

Анализ данных мониторинга в начале года позволил выявить ряд трудностей, которые испытывали дети, начинающие посещать занятия: это проблемы в общении с незнакомыми взрослыми; затруднения в речевом развитии и построении высказывания; неумение проявлять внимание и сочувствие к сверстнику; затруднения в распределении ролей.

Специальная экспериментальная программа, проводимая с группой «Умка», показала яркую позитивную динамику развития воспитанников этой группы по сравнению с контрольными группами: по ряду показателей психического развития дети активно приближались к характеристикам развития 6-летних детей.

Рис. 2. Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников экспериментальной и контрольных групп (данные на конец учебного года)

Наблюдая за детьми через полгода специальных занятий, педагоги отметили, что дети экспериментальной группы «Умка» более динамично усваивают необходимые социальные нормы правила взаимодействия в ходе игровой деятельности: они охотнее общались со сверстниками, меньше конфликтовали во время игр, легче договаривались о том, кто какими игрушками будет играть. Дети, которые ранее испытывали затруднения в общении со сверстниками и педагогами, стали более раскрепощенными, чаще улыбались. Ребята научились проявлять заботу о тех, кто слабее, овладели важными правилами поведения. Результаты мониторинга показали, что уровень развития коммуникативной и игровой деятельности детей в группе «Умка» догоняет, а по некоторым показателям превышает уровень развития детей группы «Родничок 2».

Рис. 3. Развитие игровой деятельности у дошкольников экспериментальной и контрольных групп (данные на конец учебного года)

Кроме того, для оценки эффективности экспериментальной программы у детей группы «Умка» проводилась специальная оценка динамики развития ведущих показателей освоения навыков общения, норм и правил поведения и формирования игровой деятельности. Результаты фиксировались также в начале и в конце учебного года (рис. 3).

Рис. 4. Динамика развития ведущих показателей деятельности дошкольников в экспериментальной группе «Умка»

Эти данные свидетельствуют о том, что в ходе игровой деятельности под руководством взрослого дети активно осваивают не только ролевые характеристики деятельности, у них активно формируются морально-нравственные установки поведения при взаимодействии со сверстником и взрослым. Гораздо труднее достичь этого с помощью указаний и «нравоучений» взрослого вне совместной, доставляющей радость игры.

Результаты, полученные в ходе наблюдений и специально проведенного мониторинга, показали, что занятия по экспериментальной программе позволили не только преодолеть многие из трудностей детского развития, с которыми родители обращались к педагогам, но и развить интерес детей к различным формам взаимодействия в процессе игровой деятельности, активизировать позитивный потенциал их развития.

Положительная динамика развития детей студии «Умка» подтверждает эффективность предложенной модели деятельности для детей дошкольного возраста. Это дает основания для продолжения деятельности и доказывает необходимость дополнительного образования для развития нереализованных возможностей дошкольников и их подготовки к обучению в школе.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.

Суворова О.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии и естественно-научных дисциплин Нижегородского филиала Института государственного управления, права и инновационных технологий (НФ НОУ ВПО ИГУПИТ), г. Нижний Новгород.