Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Князева Т.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина»
Проблема развития дошкольников в условиях дополнительного образования может решаться в процессе организации специальных групп раннего развития. Организация деятельности таких групп возможна только при научно-обоснованном подходе и специальных программах, учитывающих закономерности и возможности образования и развития детей этого возраста. В статье представлены концептуальные подходы и научно-методические характеристики экспериментальной программы по организации развития детей 4–6 лет в условиях специализированного центра дополнительного образования. Показаны принципы построения дидактической модели организации образовательно-развивающей деятельности с детьми начиная с младшего дошкольного возраста. Приведены первые промежуточные результаты экспериментальной деятельности. Установлено, что предлагаемая модель организации раннего развития детей в условиях дополнительного образования способствует значительному позитивному продвижению дошкольников в направлении развития их коммуникативной и игровой деятельности, развитию адаптивных механизмов и социализации.
коммуникативное развитие
игровая деятельность
дидактическая модель
дошкольный возраст
раннее психическое развитие
1. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий. — М.: Аркти. — 2004. — 214 с.
2. Князева Т.Н., Грабцова Е.В., Назарова Ю.П. Развитие игровой и коммуникативной деятельности дошкольников в условиях дополнительного образования / Научный потенциал. — № 2(15), 2014. – С. 48–54.
3. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» // Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой // Диагностический журнал. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 79 с.
4. Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско-родительский клуб «Веселая семейка»: Практические материалы.- М.: ТЦ Сфера. — 2012. – 128 с.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999. — 360 с.

В последние десятилетия развитие детей раннего и среднего дошкольного возраста становится все более актуальной проблемой как в теоретическом, так и в прикладном аспектах, и привлекает внимание специалистов педагогического и психологического профиля. В частности, в сфере дополнительного образования это обусловлено расширением спектра деятельности и возможностей этой образовательной среды.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержден 17 октября 2013 г.) в качестве одной из главных целей, созвучных Конституции РФ и Конвенции ООН о правах ребенка, формулируются поддержка разнообразия детства, организация гуманистического взаимодействия взрослых и детей с учетом уважения личности ребенка, а также обеспечение «равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства». Социальная стратегия государства предполагает создание условий для выявления и развития потенциальных возможностей и способностей ребенка уже в период дошкольного детства. В этом плане значительные возможности для создания развивающего пространства детям раннего и среднего дошкольного возраста имеют учреждения дополнительного образования.

Проблема нашего исследования определяется следующим противоречием, сложившимся в практике развития детей дошкольного уровня: современные отечественные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) выполняют важные воспитательные, развивающие и образовательные функции, однако условия и структура деятельности не могут удовлетворить возрастающие потребности семьи в более широких и менее формализованных формах деятельности детей, организации более свободного творческого развивающего пространства для детей, и их родителей. С одной стороны, необходимая подготовка детей к обучению в школе, их развитие в дошкольном возрасте требуют обязательного посещения детских образовательных учреждений. С другой стороны, многие семьи не имеют возможности посещать ДОУ по самым различным причинам (отсутствие мест, удаленность, не устраивает график работы ДОУ, ребенок не может посещать детский сад по состоянию здоровья и т.п.).

Для преодоления сложившихся противоречий ряд функций дошкольных образовательных учреждений берут на себя психологические центры и центры дополнительного образования. Однако главной проблемой в этом случае является отсутствие программ комплексного развития детей (начиная с раннего и среднего дошкольного возраста), сочетающих необходимые требования к уровню подготовки детей и особые (неформальные) методы работы с детьми в условиях дополнительного образования.

Организуемая нами психолого-педагогическая развивающая среда в условиях дополнительного образования построена для детей, не посещающих дошкольные учреждения. Такие дети испытывают дефицит общения, поскольку зачастую родители не могут обеспечить систематическое, полноценное их развитие. Экспериментальная программа в условиях дополнительного образования обеспечивает ребенку возможность посещать в одном месте занятия по различным направлениям, что позволяет выявить наклонности детей и сформировать навыки, необходимые для последующего обучения.

Концептуальная разработка программы экспериментальной деятельности по развитию и воспитанию дошкольников в условиях дополнительного образования опирается на ключевые положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, в рамках которой сформулирован общий психологический закон психического развития и социального становления личности, ее «врастания» в культуру, конкретизированный и дополненный его учениками и последователями (А.Г. Асмоловым, Л.И. Божович, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, М.И. Лисиной, Л.Ф. Обуховой, Д.И. Фельдштейном и др.); на системный подход к изучению личности (Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном и др.); на парадигму субъектного развития личности (В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым); на принцип взаимосвязи в процессе индивидуального развития личностной и интеллектуальной сфер психики ребенка (К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Н.Л. Белопольской, ЛЕ.Л. Инденбаумом, И.А. Коробейниковым, В.И.Слуцким и др.); а также использует основные идеи гуманистической психологии и личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей, идеи раннего развития ребенка и принципы ненасильственной педагогики и развивающей образовательной среды (Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, В.И. Мухина, М.И. Лисина).

Организация деятельности научно-образовательной экспериментальной площадки «Психолого-педагогические технологии раннего развития детей в условиях дополнительного образования» опирается также на ряд правовых документов и законодательных актов, определяющих принципы гуманистического развития ребенка и содержание образовательной деятельности применительно к дошкольному возрасту, среди которых: Всеобщая декларация ООН о Правах человека (1949); Закон РФ «Об образовании» (1992), признающий высшей целью всестороннее свободное развитие личности, гуманистичный характер образования; Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. (2000), отмечающая необходимость создания «максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17 октября 2013 г.) и др.

Цель экспериментальной работы: разработка, теоретическое обоснование и практическая апробация комплексной программы интеллектуально-личностного развития детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Новизна и значимость этой программы определяются авторским учебно-методическим комплексом [2], позволяющим объединять знания из различных учебно-познавательных и социально-воспитательных областей в единую научно-методическую систему; высокой востребованностью предлагаемых видов развивающей деятельности в системе дополнительного образования и на уровне запросов родителей; а также отсутствием аналогичной научно-методической системы в сфере дополнительного образования.

Программа дает возможность детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения, получить в полном объеме необходимые для подготовки к школе навыки в условиях дополнительного образования в режиме, удобном для детей и родителей.

Направления и способы решения проблемы на экспериментальной площадке предусматривают:

1) соединение двух направлений психолого-педагогической деятельности: развитие актуальной для дошкольников ведущей деятельности – игровой – на основе учета закономерностей психовозрастного развития дошкольника и формирование потенциальной ведущей деятельности – учебной — с использованием программных требований ДОУ (рис. 1);

Рис. 1. Дидактическая модель организации экспериментальной работы по раннему развитию детей в условиях дополнительного образования

2) отбор и интеграцию специализированных способов (в соответствии с задачами экспериментальной работы) психолого-педагогической деятельности на всех уровнях реализации программы: построения содержания, выбора методов, организации форм.

На уровне содержания в программе предусматривается интеграция содержательных (программно-дидактических) аспектов базового уровня образования, предусмотренных ФГОС по дошкольному образованию и развивающего содержания (возрастно-психологического), рассчитанного на зону ближайшего развития детей. Синтез содержательного материала, предусмотренный задачами экспериментальной работы, разрабатывается специально как психолого-дидактическая часть образовательного поля.

На уровне методов обучения при построении работы с ребенком используются как методы формализованного обучения, необходимые для развития саморегуляции в процессе предстоящей учебной деятельности (словесно-иллюстративные, визуальные, метод упражнения и т.п.), так и методы, стимулирующие субъективную активность ребенка, соотносящиеся с актуальной игровой деятельностью (игровые, развивающие, коммуникативные, сюжетно-ролевые т.п.). Использование элементов каждой группы методов становится возможным при включении в процесс развития детей специально адаптированных под условия эксперимента частично-поисковых методов в игровой форме.

На уровне форм деятельности предусматривается использование фронтально-групповых форм работы (как требование будущей учебной деятельности), индивидуально-групповых (в процессе решения специальных задач: диагностических, психологических, логопедических и др.), а также применение дифференцированно-групповой работы с детьми для учета индивидуальных образовательных потребностей детей, предусмотренных условиями экспериментальной работы.

Особое направление деятельности в экспериментальной программе отводится системе диагностической работы для контроля и оценки уровня развития и продвижения каждого ребенка. Разработка и конструирование программ диагностического обследования осуществляются на базе авторских методик Т.Н. Князевой, психодиагностического комплекса Л.А. Венгера, методик С.Е. Гавриной., Е.Е. Кравцовой.

В структуру формирующего эксперимента вошли такие циклы специальных развивающих программ, как: «Мир звуков», «Волшебные фигуры», «В гостях у сказки», «Прикладное творчество», «Посчитай-ка», «Мир цвета», «Подготовка к письму», «Развивающие игры», «Выразительное чтение», «Музыка». Учитывая психофизиологические особенности дошкольников, занятия проводятся в группе по 10–12 человек 5 раз в неделю. Дети пребывают в Центре с 9.00 до 12.30. Каждый день начинается и заканчивается свободными играми детей, общением по интересам.

Так как ведущим видом деятельности детей 4–7-летнего возраста является игра [5], в экспериментальной программе именно в процессе игровой деятельности формируются коммуникативные навыки, навыки саморегуляции и элементарные действия квази-учебного характера (простейшие действия анализа, конструирования, счета, рассказывания, рисования и др.). Ребенок, увлеченный интересным замыслом игры, не замечает того, что он многому научается. Взрослый тоже становится ее непосредственным участником, он вовлекает детей в совместную деятельность, делает ее интересной и значимой для них.

Ведущим направлением экспериментальной программы является формирование у дошкольников средств и способов коммуникации со взрослым и сверстником. Эта линия развития присутствует на всех этапах экспериментальной работы и в различных видах деятельности. Среди критериев оценки результатов развития детей параметр коммуникативного развития до и после экспериментальных занятий является одним из центральных, поэтому для оценки динамики развития детей по созданной программе был проведен мониторинг, позволяющий сравнить характеристики развития коммуникативных действий и игровой деятельности (как ведущей в дошкольном возрасте) детей 4–6 лет [3].

Исследование проводилось в начале и в конце учебного года. Мониторинг был составлен с использованием методики «Комплексная оценка результатов освоения программы “От рождения до школы”» [4]. Срез проводился в экспериментальной группе «Умка» (дети 5 лет) и двух контрольных группах «Родничок 1» (дети 4 лет) и «Родничок 2» (дети 6 лет) (результаты мониторинга представлены на рисунках 1–3).

Анализ данных мониторинга в начале года позволил выявить ряд трудностей, которые испытывали дети, начинающие посещать занятия: это проблемы в общении с незнакомыми взрослыми; затруднения в речевом развитии и построении высказывания; неумение проявлять внимание и сочувствие к сверстнику; затруднения в распределении ролей.

Специальная экспериментальная программа, проводимая с группой «Умка», показала яркую позитивную динамику развития воспитанников этой группы по сравнению с контрольными группами: по ряду показателей психического развития дети активно приближались к характеристикам развития 6-летних детей.

Рис. 2. Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников экспериментальной и контрольных групп (данные на конец учебного года)

Наблюдая за детьми через полгода специальных занятий, педагоги отметили, что дети экспериментальной группы «Умка» более динамично усваивают необходимые социальные нормы правила взаимодействия в ходе игровой деятельности: они охотнее общались со сверстниками, меньше конфликтовали во время игр, легче договаривались о том, кто какими игрушками будет играть. Дети, которые ранее испытывали затруднения в общении со сверстниками и педагогами, стали более раскрепощенными, чаще улыбались. Ребята научились проявлять заботу о тех, кто слабее, овладели важными правилами поведения. Результаты мониторинга показали, что уровень развития коммуникативной и игровой деятельности детей в группе «Умка» догоняет, а по некоторым показателям превышает уровень развития детей группы «Родничок 2».

Рис. 3. Развитие игровой деятельности у дошкольников экспериментальной и контрольных групп (данные на конец учебного года)

Кроме того, для оценки эффективности экспериментальной программы у детей группы «Умка» проводилась специальная оценка динамики развития ведущих показателей освоения навыков общения, норм и правил поведения и формирования игровой деятельности. Результаты фиксировались также в начале и в конце учебного года (рис. 3).

Рис. 4. Динамика развития ведущих показателей деятельности дошкольников в экспериментальной группе «Умка»

Эти данные свидетельствуют о том, что в ходе игровой деятельности под руководством взрослого дети активно осваивают не только ролевые характеристики деятельности, у них активно формируются морально-нравственные установки поведения при взаимодействии со сверстником и взрослым. Гораздо труднее достичь этого с помощью указаний и «нравоучений» взрослого вне совместной, доставляющей радость игры.

Результаты, полученные в ходе наблюдений и специально проведенного мониторинга, показали, что занятия по экспериментальной программе позволили не только преодолеть многие из трудностей детского развития, с которыми родители обращались к педагогам, но и развить интерес детей к различным формам взаимодействия в процессе игровой деятельности, активизировать позитивный потенциал их развития.

Положительная динамика развития детей студии «Умка» подтверждает эффективность предложенной модели деятельности для детей дошкольного возраста. Это дает основания для продолжения деятельности и доказывает необходимость дополнительного образования для развития нереализованных возможностей дошкольников и их подготовки к обучению в школе.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.

Суворова О.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии и естественно-научных дисциплин Нижегородского филиала Института государственного управления, права и инновационных технологий (НФ НОУ ВПО ИГУПИТ), г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Князева Т.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19452 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674