Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIOCULTURAL COMPETENCE: ITS CULTUROLOGICAL ASPECT, ESSENCE, APPROACHES TO THE DEFINITION

Kolomiychenko L.V. 1 Gruzdeva I.V. 1, 2
1 Perm State Humanitarian-Pedagogical University
2 Perm municipal educational institution "Gymnasium №10"
The article deals with the definitions of «sociocultural competence». The article offers a new interpretation of this term with the consideration of meaning arrangement and cultural approach. The meaning of «sociocultural competence» has recently become one of the most popular in methodical literature. Different authors perceive this word in various ways, consequently, there are many understandings of this term and this fact does not lead to effective approaches and methods in the sociocultural competence’s development in unified logic of different educational levels. Sociocultural competence is examined as a person’s integrative characteristic which occurs in different fields of social culture knowledge (moral-aesthetic, gender, national, legal, confessional). Sociocultural competence is formulated as the interest to its research, the willingness to the communication with people in various life situations and the ways of interpersonal communications opinions. According to the definition, the sociocultural competence is considered as information, motivational operational, communicative and reflexive competence.
communicative and reflexive competence
operationally-active
motivational
information
the structure
culturological approach
sociocultural competence
Современная школа в настоящее время является тем социокультурным пространством, в котором ребенок не только приобретает знания, но и опыт жизни, взаимодействия с другими людьми и миром в целом. Социокультурная среда - это пространство культурного развития человека, включающее ценности, отношения, символы, вещи, предметы. Эти элементы не могут быть принципиально стандартизированы, соответственно, задается и реализуется множество образовательных моделей организации жизнедеятельности школьников в этом пространстве. Социокультурная среда задает условия функционирования личности в социуме, и, по мнению Л.П. Буевой, выполняет следующие функции:
  • способствует распространению новых культурных ценностей,
  • стимулирует групповые интересы,
  • активизирует взаимодействие субъектов общения,
  • формирует отношение к базовым ценностям,
  • способствует усвоению социального опыта и приобретению новых качеств, необходимых человеку для жизни. [2].

Понимание детства как социокультурного, исторически сложившегося явления позволяет определить ряд позиций, раскрывающих сущность взаимо­действия ребенка, культуры и социума, определить специфику социокультурной компетентности. Освоение социальной культуры обеспечивается становления отношения ребенка к социуму. По мнению Л.С. Выготского, это отношение двояко: с одной стороны, в процессе своего развития ребенок постигает ценно­сти культуры, они «вращиваются» в его психику, с другой - происходит «врас­тание» самого ребенка в культуру. Этот процесс связан с его самоопределением в пространстве и времени культуры, с усвоением им ценностей, способов, действий, опредмеченных простейшими орудиями культуры [3]. Приобщаясь к ценностям культуры, ребенок интериоризирует их в своем сознании, что дает ощущение свободы внутри себя. Реализация этой свободы в субъектном выборе опосредует осознание собственной ценности, задает определенные смыслы взаимодействию с другими людьми, обеспечивает ощущение целостности, самодостаточности, собственного человеческого достоинства.

Д.И. Фельдштейн, изучая проблемы социокультурного развития человека в детстве, приходит к выводу, что именно культура является той сферой, в которой развивается творческая индивидуальность, так как приобщение к ней, интериоризация ее ценностей является важнейшим условием присвоения социального, реального открытия индивидом своего «Я» в социокультурном мире [7]. Период младшего школьного возраста, отличающийся совокупностью уникальных характеристик (опыт со-бытийности, со-вместности, со-зерцания, первооткрытия, непосредственности реакций, открытости миру), детство, устремленное к свободе, действию, чистоте в самой культуре, создает то поле, в котором разворачивается процесс собственного духовного развития ребенка в ситуации свободного выбора, реализуются его актуальные потребности в значимых видах деятельности, наполняется смыслами и значениями взаимодействие между людьми, происходит интериоризация культурных ценностей, культуротворчество, становление социокультурной компетентности.

Философские аспекты социокультурной компетентности раскрыты в работах А.Я. Флиера, О.Н. Астафьевой, О.А. Захаровой, А.П. Садохина, О.И. Карпухина, И.В. Кондакова, А.В. Костиной. В контексте философского понимания социокультурной компетентности отмечается ряд ее важных признаков: психологическая мобильность и коммуникабельность индивида, его социальная адаптивность и культурная толерантность (А.Я. Флиер), готовность к социокультурной деятельности, сформированные ценностные ориентации личности, готовность к ведению диалога (Д.П. Садохин), умение понимать социальный контекст деятельности (Я.Г. Багдасарьян, Г.В. Панина), способность человека адаптироваться и интегрироваться в социуме (О.Н. Астафьева, О.А. Захарова) [1].

В культурологических  исследованиях  социокультурная компетентность рассматривается как способность человека, необходимая для ответственного решения общественнозначимых задач, осмысленных в социокультурном контексте, а также как готовность и способность партнеров по коммуникации к ведению диалога на основе знаний собственной культуры и культуры партнера (А.Я. Флиер, О.Н. Астафьева, О.А. Захарова, А.П. Садохин, О.И. Карпухин, И.В. Кондаков, А.В. Костина). Ряд исследователей включает в состав социокультурной компетентности «культурную компетенцию» (А.Я. Флиер), «информационно-коммуникативную компетенцию» (О.Н. Астафьева, О.А. Захарова) и «межкультурную компетенцию (А.П. Садохин).

Основоположники компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя и А.В. Хуторской) не выделяют социокультурную компетенцию как отдельную, самостоятельную. Однако И.А. Зимняя относит компоненты социокультурной компетентности к компетенциям социального взаимодействия человека и социальной сферы, а А.В. Хуторской рассматривает социокультурную компетентность как компонент общекультурной компетенции [4; 9].

Термин «социокультурная компетентность» в последнее время становиться одним из самых частотных в профессионально-методической литературе. Разные авторы вкладывают в него разное понимание, что приводит к многочисленным разночтениям и не способствует объединению усилий в разработке эффективных подходов и методик формирования социокультурной компетентности в единой логике на различных ступенях образования. Традиционно социокультурная компетентность рассматривается и как общее собирательное понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека (Ж. Делор, Н.А. Poтoтaeва), и как составляющая ключевой компетенции (В. Хутмахер), как личностное свойство, обеспечивающее взаимодействие человека с миром на основе его отношений к себе, к обществу, к другим, к деятельности [9].

Анализ изученной литературы по данной проблеме показал, что многие авторы рассматривают социокультурную компетентность с позиции «соизучения» языка и культуры. Они едины в определении данного понятия не только как знания о социокультурном контексте (ценностях, обычаях, традициях, достижениях культуры, свойственных определённому обществу), но и как определенного аспекта коммуникативной способности, предполагающей наличие ряда умений и навыков, которые позволяют участвовать в межкультурной коммуникации и варьировать своё речевое поведение в зависимости от сферы и ситуации общения (Н.И. Гез, А.В. Гусева, Н.А. Игнатенко, Л.Д. Литвинова, Л.Н. Полушина, И.Э. Риске, В.В. Сафонова, В.П. Сысоев).

Изучение педагогической литературы показало, что ряд исследователей рассматривает социокультурную направленность обучения с позиции социокультурной компетенции, а не компетентности. Проанализировав различные подходы к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» и исходя из сущности этих терминов, мы посчитали возможным говорить о социокультурной компетентности, поскольку основной формой ее существования является социально направленная деятельность. Социокультурная компетентность является продуктом социального воспитания и саморазвития индивида, его личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза деятельностного и личностного опыта.

По мнению Е.Ю. Почтаревой, «социокультурная компетентность личности - это сложное, многомерное образование знаний, умений, навыков в области социальных отношений и культуры, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности» [6,с 95]. Почтарева Е.Ю. считает, что социокультурная компетентность является совокупностью социальных ролей, норм и правил группы, ценностных ориентаций, культурных образцов поведения, понимания своего «Я» с позиций тех культурных характеристик, которые поощряются в данном социуме: «Социальный и культурный компоненты социокультурной компетентности характеризуются комплементарностью, т.е. взаимовлиянием и содержательно выступают сферами, с помощью которых происходит построение социокультурной компетентности личности» [6, с. 96].

Социокультурная компетентность интегрирует  в себе не только социокультурные знания и умения, но и смыслообразующие составляющие (аксиологическую, коммуникативно-деятельностную). Н.Г. Муравьева рассматривает социокультурную компетентность как «интегративную характеристику личности, предполагающую наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающую способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающую способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве» [5, с.137]. Личность, находящаяся в процессе активного освоения ресурсов информационного общества, получает определенный культурный опыт, в котором важную роль играет смысловой аспект. Социокультурная компетентность, по мнению Н.Г. Муравьевой, представляет собой комплексную систему культурологических знаний и социального опыта, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения [5, с. 127]. Формирование и развитие социокультурной компетентности, по мнению Н.Г. Муравьевой, происходит, при условии, если обучаемый не только получает и использует информацию, а пропускает ее через свои культурные нормы и ценности, извлекает при этом определенный смысл, который реализуется в виде умения действовать [5, с. 95]. Таким образом, смысловой опыт обучающихся является необходимым компонентом социокультурной компетентности.

Нам очень близок подход Н.Г. Муравьевой, которая, опираясь на культурологический подход, предполагает необходимость формирования ценностного отношения человека к окружающему миру как основы для «вхождения» в культуру, актуализирует потребность в организации такого образовательного процесса и создании такой образовательной среды, которые обеспечивали бы формирование личности в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека. Важно то, что системообразующим и интеграционным компонентом социокультурной компетентности в условиях информационного общества должен выступать смысловой опыт обучающихся. Н.Г. Муравьева акцентирует внимание на том, что в уже сложившихся подходах к изучению социокультурной компетентности недостаточно учитывается ее специфика в условиях информационного общества, и, в том числе, недостаточно полно рассмотрен процесс превращения социокультурной информации в «живое» (термин В.П. Зинченко), осмысленное знание, которое будет использоваться в различных социокультурных контекстах [5].

Социокультурная компетентность в современных условиях приобретает основополагающее значение в ряде субъектных характеристик личности, исторически задаваемых социокультурным пространством и определяющих условия функционирования личности в обществе.

Основу социокультурной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Для школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социокультурная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения.

Отдавая должное набору социокультурных знаний, умений и навыков в структуре социокультурной компетентности, необходимо подчеркнуть, что этот набор сам по себе не обеспечивает социокультурного поведения. Социокультурную компетентность мы рассматриваем шире набора знаний и умений, придавая особое значение возможности устанавливать связи между знаниями и реальной ситуацией, способности обнаруживать адекватные способы взаимодействия, подходящие для разрешения проблемы.

Теоретические и прикладные аспекты сущности социокультурной компетентности, различные подходы ее к определению, находят отражение в исследованиях и практике отечественного образования. В нашем исследовании, выполняемом в контексте культурологической парадигмы образования, социокультурная компетентность рассматривается как интегративная характеристика личности, проявляющаяся в наличии знаний в области разных видов социальной культуры (нравственно-этической, гендерной, национальной, правовой, конфессиональной), интереса к ее изучению, готовности к взаимодействию с людьми в различных жизненных ситуациях, способов оценки межличностного общения. Исходя из определения, мы считаем, что в структуру социокультурной компетентности учащихся входят информационная, мотивационная, операционно-деятельностнaя, коммуникативная, рефлексивная компетенции.

Рецензенты:

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь;

Косолапова Л.А., д.п.н., зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.