Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ЕЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Коломийченко Л.В. 1 Груздева И.В. 1, 2
1 ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
2 МАОУ «Гимназия №10» г. Пермь
В статье рассматриваются подходы к определению сущности понятия «социокультурная компетентность», предложена новая трактовка этого понятия с учетом механизма смыслообразования и культурологического подхода. Термин «социокультурная компетентность» в последнее время становиться одним из самых частотных в профессионально-методической литературе. Разные авторы вкладывают в него разное понимание, что приводит к многочисленным разночтениям и не способствует объединению усилий в разработке эффективных подходов и методик формирования социокультурной компетентности в единой логике на различных ступенях образования. Социокультурная компетентность рассматривается как интегративная характеристика личности, проявляющаяся в наличии знаний в области разных видов социальной культуры (нравственно-этической, гендерной, национальной, правовой, конфессиональной), интереса к ее изучению, готовности к взаимодействию с людьми в различных жизненных ситуациях, способов оценки межличностного общения. Исходя из определения, мы считаем, что в структуру социокультурной компетентности учащихся входят информационная, мотивационная, операционно-деятельностная, коммуникативная, рефлексивная компетенции.
рефлексивная компетенции
коммуникативная
операционно-деятельностнaя
мотивационная
информационная
структура
культурологический подход
социокультурный подход
социокультурная компетентность
1. Астафьева О.Н., Захарова О.А. информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества. Сб.м-лов междунар. науч. конф. «Судьба России: вектор перемен» 8-10 июля 2007.// URL:www.uralveltsin.ru\usefiles\ media/Astafieva.
2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. /Мысль.-1978.-216с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2 / Л.С. Выготский. М., 1982.-504с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования//Интернет-журнал «Эйдос». – 2006// URL:http://www.еidos.ru/journal/20056/0505. htm.
5. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке образовательной практике \\Вестник Тюменского государственного университета. 2011 . №9, с 94-132.
6. Почтарева Е.Ю. Социокультурной компетентность как фактор становления субъектности личности//Екатеринбург, ГБОУ ДПО СО «ИРО» 2009, с.94-115.
7. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства / Д.И. Фельдштейн. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1997.-158с.
8. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевые компетенции как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Электронный ресурс. //URL:http://www.еidos.ru/journal/2002/0423. Htm.
9. Нutmасhеr Walo. Кеу competencies fоr Europe//Report of the Symposium Веrnе, Switzerland 2-30 Магсh, 1996. Council for Сulturаl Co-operation (CDCC) a\\Secondury Education for Europe Strasburg. 1997.
Современная школа в настоящее время является тем социокультурным пространством, в котором ребенок не только приобретает знания, но и опыт жизни, взаимодействия с другими людьми и миром в целом. Социокультурная среда - это пространство культурного развития человека, включающее ценности, отношения, символы, вещи, предметы. Эти элементы не могут быть принципиально стандартизированы, соответственно, задается и реализуется множество образовательных моделей организации жизнедеятельности школьников в этом пространстве. Социокультурная среда задает условия функционирования личности в социуме, и, по мнению Л.П. Буевой, выполняет следующие функции:
  • способствует распространению новых культурных ценностей,
  • стимулирует групповые интересы,
  • активизирует взаимодействие субъектов общения,
  • формирует отношение к базовым ценностям,
  • способствует усвоению социального опыта и приобретению новых качеств, необходимых человеку для жизни. [2].

Понимание детства как социокультурного, исторически сложившегося явления позволяет определить ряд позиций, раскрывающих сущность взаимо­действия ребенка, культуры и социума, определить специфику социокультурной компетентности. Освоение социальной культуры обеспечивается становления отношения ребенка к социуму. По мнению Л.С. Выготского, это отношение двояко: с одной стороны, в процессе своего развития ребенок постигает ценно­сти культуры, они «вращиваются» в его психику, с другой - происходит «врас­тание» самого ребенка в культуру. Этот процесс связан с его самоопределением в пространстве и времени культуры, с усвоением им ценностей, способов, действий, опредмеченных простейшими орудиями культуры [3]. Приобщаясь к ценностям культуры, ребенок интериоризирует их в своем сознании, что дает ощущение свободы внутри себя. Реализация этой свободы в субъектном выборе опосредует осознание собственной ценности, задает определенные смыслы взаимодействию с другими людьми, обеспечивает ощущение целостности, самодостаточности, собственного человеческого достоинства.

Д.И. Фельдштейн, изучая проблемы социокультурного развития человека в детстве, приходит к выводу, что именно культура является той сферой, в которой развивается творческая индивидуальность, так как приобщение к ней, интериоризация ее ценностей является важнейшим условием присвоения социального, реального открытия индивидом своего «Я» в социокультурном мире [7]. Период младшего школьного возраста, отличающийся совокупностью уникальных характеристик (опыт со-бытийности, со-вместности, со-зерцания, первооткрытия, непосредственности реакций, открытости миру), детство, устремленное к свободе, действию, чистоте в самой культуре, создает то поле, в котором разворачивается процесс собственного духовного развития ребенка в ситуации свободного выбора, реализуются его актуальные потребности в значимых видах деятельности, наполняется смыслами и значениями взаимодействие между людьми, происходит интериоризация культурных ценностей, культуротворчество, становление социокультурной компетентности.

Философские аспекты социокультурной компетентности раскрыты в работах А.Я. Флиера, О.Н. Астафьевой, О.А. Захаровой, А.П. Садохина, О.И. Карпухина, И.В. Кондакова, А.В. Костиной. В контексте философского понимания социокультурной компетентности отмечается ряд ее важных признаков: психологическая мобильность и коммуникабельность индивида, его социальная адаптивность и культурная толерантность (А.Я. Флиер), готовность к социокультурной деятельности, сформированные ценностные ориентации личности, готовность к ведению диалога (Д.П. Садохин), умение понимать социальный контекст деятельности (Я.Г. Багдасарьян, Г.В. Панина), способность человека адаптироваться и интегрироваться в социуме (О.Н. Астафьева, О.А. Захарова) [1].

В культурологических  исследованиях  социокультурная компетентность рассматривается как способность человека, необходимая для ответственного решения общественнозначимых задач, осмысленных в социокультурном контексте, а также как готовность и способность партнеров по коммуникации к ведению диалога на основе знаний собственной культуры и культуры партнера (А.Я. Флиер, О.Н. Астафьева, О.А. Захарова, А.П. Садохин, О.И. Карпухин, И.В. Кондаков, А.В. Костина). Ряд исследователей включает в состав социокультурной компетентности «культурную компетенцию» (А.Я. Флиер), «информационно-коммуникативную компетенцию» (О.Н. Астафьева, О.А. Захарова) и «межкультурную компетенцию (А.П. Садохин).

Основоположники компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя и А.В. Хуторской) не выделяют социокультурную компетенцию как отдельную, самостоятельную. Однако И.А. Зимняя относит компоненты социокультурной компетентности к компетенциям социального взаимодействия человека и социальной сферы, а А.В. Хуторской рассматривает социокультурную компетентность как компонент общекультурной компетенции [4; 9].

Термин «социокультурная компетентность» в последнее время становиться одним из самых частотных в профессионально-методической литературе. Разные авторы вкладывают в него разное понимание, что приводит к многочисленным разночтениям и не способствует объединению усилий в разработке эффективных подходов и методик формирования социокультурной компетентности в единой логике на различных ступенях образования. Традиционно социокультурная компетентность рассматривается и как общее собирательное понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека (Ж. Делор, Н.А. Poтoтaeва), и как составляющая ключевой компетенции (В. Хутмахер), как личностное свойство, обеспечивающее взаимодействие человека с миром на основе его отношений к себе, к обществу, к другим, к деятельности [9].

Анализ изученной литературы по данной проблеме показал, что многие авторы рассматривают социокультурную компетентность с позиции «соизучения» языка и культуры. Они едины в определении данного понятия не только как знания о социокультурном контексте (ценностях, обычаях, традициях, достижениях культуры, свойственных определённому обществу), но и как определенного аспекта коммуникативной способности, предполагающей наличие ряда умений и навыков, которые позволяют участвовать в межкультурной коммуникации и варьировать своё речевое поведение в зависимости от сферы и ситуации общения (Н.И. Гез, А.В. Гусева, Н.А. Игнатенко, Л.Д. Литвинова, Л.Н. Полушина, И.Э. Риске, В.В. Сафонова, В.П. Сысоев).

Изучение педагогической литературы показало, что ряд исследователей рассматривает социокультурную направленность обучения с позиции социокультурной компетенции, а не компетентности. Проанализировав различные подходы к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» и исходя из сущности этих терминов, мы посчитали возможным говорить о социокультурной компетентности, поскольку основной формой ее существования является социально направленная деятельность. Социокультурная компетентность является продуктом социального воспитания и саморазвития индивида, его личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза деятельностного и личностного опыта.

По мнению Е.Ю. Почтаревой, «социокультурная компетентность личности - это сложное, многомерное образование знаний, умений, навыков в области социальных отношений и культуры, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности» [6,с 95]. Почтарева Е.Ю. считает, что социокультурная компетентность является совокупностью социальных ролей, норм и правил группы, ценностных ориентаций, культурных образцов поведения, понимания своего «Я» с позиций тех культурных характеристик, которые поощряются в данном социуме: «Социальный и культурный компоненты социокультурной компетентности характеризуются комплементарностью, т.е. взаимовлиянием и содержательно выступают сферами, с помощью которых происходит построение социокультурной компетентности личности» [6, с. 96].

Социокультурная компетентность интегрирует  в себе не только социокультурные знания и умения, но и смыслообразующие составляющие (аксиологическую, коммуникативно-деятельностную). Н.Г. Муравьева рассматривает социокультурную компетентность как «интегративную характеристику личности, предполагающую наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающую способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающую способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве» [5, с.137]. Личность, находящаяся в процессе активного освоения ресурсов информационного общества, получает определенный культурный опыт, в котором важную роль играет смысловой аспект. Социокультурная компетентность, по мнению Н.Г. Муравьевой, представляет собой комплексную систему культурологических знаний и социального опыта, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения [5, с. 127]. Формирование и развитие социокультурной компетентности, по мнению Н.Г. Муравьевой, происходит, при условии, если обучаемый не только получает и использует информацию, а пропускает ее через свои культурные нормы и ценности, извлекает при этом определенный смысл, который реализуется в виде умения действовать [5, с. 95]. Таким образом, смысловой опыт обучающихся является необходимым компонентом социокультурной компетентности.

Нам очень близок подход Н.Г. Муравьевой, которая, опираясь на культурологический подход, предполагает необходимость формирования ценностного отношения человека к окружающему миру как основы для «вхождения» в культуру, актуализирует потребность в организации такого образовательного процесса и создании такой образовательной среды, которые обеспечивали бы формирование личности в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека. Важно то, что системообразующим и интеграционным компонентом социокультурной компетентности в условиях информационного общества должен выступать смысловой опыт обучающихся. Н.Г. Муравьева акцентирует внимание на том, что в уже сложившихся подходах к изучению социокультурной компетентности недостаточно учитывается ее специфика в условиях информационного общества, и, в том числе, недостаточно полно рассмотрен процесс превращения социокультурной информации в «живое» (термин В.П. Зинченко), осмысленное знание, которое будет использоваться в различных социокультурных контекстах [5].

Социокультурная компетентность в современных условиях приобретает основополагающее значение в ряде субъектных характеристик личности, исторически задаваемых социокультурным пространством и определяющих условия функционирования личности в обществе.

Основу социокультурной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Для школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социокультурная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения.

Отдавая должное набору социокультурных знаний, умений и навыков в структуре социокультурной компетентности, необходимо подчеркнуть, что этот набор сам по себе не обеспечивает социокультурного поведения. Социокультурную компетентность мы рассматриваем шире набора знаний и умений, придавая особое значение возможности устанавливать связи между знаниями и реальной ситуацией, способности обнаруживать адекватные способы взаимодействия, подходящие для разрешения проблемы.

Теоретические и прикладные аспекты сущности социокультурной компетентности, различные подходы ее к определению, находят отражение в исследованиях и практике отечественного образования. В нашем исследовании, выполняемом в контексте культурологической парадигмы образования, социокультурная компетентность рассматривается как интегративная характеристика личности, проявляющаяся в наличии знаний в области разных видов социальной культуры (нравственно-этической, гендерной, национальной, правовой, конфессиональной), интереса к ее изучению, готовности к взаимодействию с людьми в различных жизненных ситуациях, способов оценки межличностного общения. Исходя из определения, мы считаем, что в структуру социокультурной компетентности учащихся входят информационная, мотивационная, операционно-деятельностнaя, коммуникативная, рефлексивная компетенции.

Рецензенты:

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь;

Косолапова Л.А., д.п.н., зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Коломийченко Л.В., Груздева И.В., Груздева И.В. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ЕЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19433 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674