В 2014 году Россия пережила ряд неприятных для экономики страны событий. Они связаны с вводом санкций со стороны западных партнеров, инициатором которых стало руководство США. Под давлением Вашингтона к санкциям присоединились Европейский союз, Канада, Япония, Австралия и ряд других стран. Санкции в основном направлены на те отрасли экономики, которые значительно влияют на изменение объема ВВП. По данным Росстата, рост ВВП за 2014 год составил всего 0,6 %, что говорит о неблагоприятной экономической ситуации в стране. С одной стороны, такая ситуация выглядит как серьезная проблема, с другой - как возможность мобилизовать силы для активного решения прошлых и появившихся проблем.
Для преодоления кризисной ситуации в стране Правительством РФ был разработан антикризисный план, в котором речь идет о поддержке производства высокотехнологичных товаров, содействии развитию малого и среднего бизнеса, оптимизации бюджетных расходов, совершенствовании деятельности институтов развития и пр. Последние активно участвуют в антикризисных программах и решают вопросы стимулирования инновационных процессов и развития инновационной инфраструктуры [5]. К таким институтам относят: Автономную некоммерческую организацию «Агентство стратегических инициатив», Государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Открытое акционерное общество «РВК», Открытое акционерное общество «РОСНАНО», Федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития», Государственную корпорацию «Фонд корпорация нанотехнологий», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Государственную некоммерческую организацию «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», Государственную корпорацию «Российская корпорация нанотехнологий», Открытое акционерное общество «Российский фонд информационно-коммуникационных технологий», Открытое акционерное общество «Росагролизинг». Многие из них активно работают в регионах [3] .
Важнейшим направлением повышения эффективности функционирования институтов развития является координация их деятельности, организация взаимодействия на стыках зон ответственности по мере продвижения проектов и компаний, которые их реализуют, с целью формирования целостной сбалансированной системы, обеспечивающей необходимый уровень поддержки на всех стадиях инновационного процесса [2].
Преодоление возникших в связи с санкциями проблем касается всех регионов страны. Не является исключением и Владимирская область.
У региона имеется значительный потенциал для развития, что делает его привлекательным для реализации мероприятий институтов развития. Область обладает следующими ресурсами и преимуществами.
1. Выгодное географическое расположение. Владимирская область располагается в самом центре Восточно-Европейской долины, к востоку от столицы РФ г. Москва. Удаленность административного центра области от г. Москва составляет 187 км. Граничит с Московской, Ивановской, Нижегородской, Рязанской и Ярославской областями.
2. Транспортная инфраструктура. Область расположена в европейской части России и имеет развитую транспортную инфраструктуру. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения по состоянию на 01.01.2015 г. составила 8611,5 км. В 2015 году на ремонт автомобильных дорог выделено 1 млрд. рублей из федерального бюджета.
Железнодорожное сообщение организовано со всеми регионами России, а также с СНГ и зарубежными странами. Разработан и одобрен к реализации проект строительства скоростной трассы железнодорожного сообщения «Москва - Казань». Строительство планируется завершить к 2018 году.
Также используется водный транспорт. Эксплуатационная длина водных путей составляет 331 км.
На территории области расположен аэродром «Добрынское». В настоящее время подготовлена проектно-сметная документация строительства взлетно-посадочной полосы. С 2015 года планируется начать работы по реализации проекта строительства.
3. Запасы полезных ископаемых. Во Владимирской области основными минеральными ресурсами являются строительные пески, камни, известняки, огнеупорные кирпичные глины и торф. Область располагает естественными источниками минеральных вод. Все это дает возможность для развития строительной сферы, позволяет использовать местные ресурсы для малоэтажного жилищного строительства, которое в последние годы стало популярным среди населения страны. Кроме того, использование местных ресурсов позволяет развивать производство строительных материалов вместо поставок из других регионов и стран.
4. Кадры. Растет численность экономически активного населения. Начиная с 2010 года, доля экономически активного населения выросла на 70,3%, что выше общероссийского показателя (68,7%) на 1,6%, и в 2014 году составила 758,5 тыс. человек от общей численности населения в возрасте от 15 до 72 лет [5]. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника, включая субъекты малого предпринимательства, в 2014 году увеличилась на 9,3% и составила 22387,7 рубля. Реальная заработная плата снизилась только на 0,4% [8].
5. Энергетическая инфраструктура. В настоящее время энергетическая система Владимирской области является энергодефицитной. Однако у региона есть возможность получать электроснабжение из соседних областей, что говорит о высокой надежности схем электроснабжения.
Развитие электрических сетей 220 кВ и выше во Владимирской области определено Инвестиционной программой ОАО «ФСК ЕЭС» на период 2013-2017 гг., в соответствии с которой проводится комплексное техническое перевооружение и реконструкция подстанции 220 кВ «Районная» [7]. Окончание работ запланировано на 2017 год.
В настоящее время на Владимирской ТЭЦ-2 ведётся строительство парогазовой установки мощностью 230 МВт. Планируется строительство АЭС для покрытия потребности в энергоресурсах как региона, так и всего ЦФО.
Администрацией области совместно с ОАО «Газпром» подписана и реализуется Программа развития газоснабжения и газификации Владимирской области на период 2012-2015 гг. По состоянию на 01.01.2014 г. уровень газификации области природным газом составлял 80,5%.
6. Инновационные ресурсы. Во Владимирской области особое внимание уделяется развитию наноиндустрии. Партнером по развитию нанотехнологий во Владимирской области является ОАО «РОСНАНО». В этой сфере реализуется 8 проектов общим объемом инвестиций более 8 млрд. рублей [7]. Начиная с 2010 года, крупные и средние предприятия, связанные с наноиндустрией, увеличили отгрузку товаров и услуг в 4 раза.
7. Финансовая поддержка. В 2013 году между Сбербанком России и Администрацией Владимирской области были подписаны соглашения о сотрудничестве с целью содействия инвестиционному развитию региона. Сбербанк осуществляет помощь в реализации инвестиционных проектов в таких сферах, как: агропромышленный комплекс, индустриальные парки, системы связи и коммуникации, транспорт, энергетика, жилищное строительство и пр. В середине 2013 года Сбербанк профинансировал инвестиционный проект под названием «Александрова слобода». На базе данного технопарка были апробированы новейшие технологии [6]. При поддержке Сбербанка активно развиваются крупные промышленные холдинги, такие как: ООО «РАСКО», Муромский завод радиоизмерительных приборов, Ковровский электромеханический завод и пр.
8. Развитый малый бизнес. Оборот малых предприятий в обрабатывающей отрасли растет [4]. По данному показателю в 2011 году Владимирская область занимала 7-е место, а в 2013 году - 6-ое место среди областей ЦФО. С 2009 года в области действует Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Деятельность фонда, в том числе, позволила открыть пять бизнес-инкубаторов в течение трех лет.
Вышеперечисленное свидетельствует о том, что Владимирская область имеет возможности для динамичного развития в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Эти возможности оценены и поддерживаются совместными проектами Администрации области и институтов развития.
В частности в 2014 году было подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией Владимирской области и автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». К задачам этого института относятся: продвижение проектов в социальной сфере, бизнесе, улучшение предпринимательского климата, развитие НКО в секторе социальных услуг.
В 2013 году при содействии госкорпорации ОАО «РОСНАНО» было создано производство наноструктурированных мембран и разделительных модулей для очистки воды ЗАО «РМ Нанотех». Производство мембран и их применение снимает импортозависимость в мембранных материалах для систем водоподготовки в энергетике, фармацевтической, химической и других отраслях промышленности.
ОАО «Корпорация развития Владимирской области» принимает участие в реализации ряда проектов:
- проект строительства загородного жилого комплекса ООО «Солдис» (проект предусматривает строительство не менее 150 тыс. кв. м. жилья, не менее 2000 жилых объектов площадью от 65 до 125 км. м с развитой инфраструктурой в Суздальском районе; более половины строительных материалов, планируется закупить во Владимирской области; Минстрой России по Владимирской области планирует реализовать жилье по социальной стоимости менее 32 тыс. рублей за квадратный метр жилой площади; проект планируется завершить к 2018 году);
- проект развития сети «Автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции» (АГНКС) на 2015-2020 гг.;
- проект реконструкции аэропорта «Семязино».
Наряду с этими направлениями деятельности с учетом продолжающихся международных санкций в регионе принято решение направить усилия на импортозамещение и включиться в федеральные программы модернизации и обновления основных производственных фондов. Это позволит не только решить проблему импортозамещения, но и обеспечить рост производительности труда за счет вывода морально и физически устаревшего оборудования.
При Администрации области создан новый департамент инновационного развития и импортозамещения, разрабатывается региональная дорожная карта по импортозамещению. Определены отраслевые приоритеты замещения импортных товаров - радиоэлектроника, ВПК, машиностроение, легкая промышленность. Участникам - малому и среднему бизнесу - будет оказана государственная поддержка в виде субсидий и снижения налоговой нагрузки [1].
Осуществлять программы замещения импортных товаров отечественными департамент будут с участием ОАО «Корпорация развития Владимирской области».
Работы по импортозамещению уже начались. Владимирская область участвует в пяти федеральных целевых программах по импортозамещению с общим объемом финансирования более 3 млрд. рублей. В программах задействовано около 180 предприятий региона.
Проекты направлены на замещение импортных товаров отечественными в стройиндустрии; в производстве компонентов транспортной инфраструктуры и путевой техники для ОАО «РЖД»; а также автокомпонентов.
Начато формирование территориального центра по замещению импортных компонентов транспортной инфраструктуры в городе Муроме. Целями создания центра являются удовлетворение потребности РЖД в материально-техническом обеспечении их деятельности и, создание новых видов продукции и освоение новых рынков сбыта.
В декабре 2014 года на базе ОАО «Завод «Автоприбор» был создан ООО «Владимирский индустриальный парк» для формирования кластера производства автокомпонентов. В настоящее время реализуется 10 инвестиционных проектов, большая часть которых относится к импортозамещающим. Объем финансирования инвестиционной программы по импортозамещению составит 1,5 млрд. рублей [1]. Подготовку специалистов разных направлений для ООО «Владимирского индустриального парка» осуществляют Владимирский индустриальный техникум и Корпоративный институт ВлГУ.
В октябре 2014 года компания «Русклимат» стала инициатором создания кластера климатических систем в городе Киржач. Данный проект ориентирован на импортозамещение в области климатического оборудования, а также технологии оснащения многоквартирных домов поквартирным отоплением. Общий объем инвестиций составляет около 3 млрд. рублей и в рамках этого проекта планируется создать примерно 1,5 тысяч рабочих мест [1].
В целом Владимирская область готова ответить на внешнеэкономические вызовы. Регион обладает достаточными ресурсами для повышения темпов экономического развития в условиях международных санкций. Взвешенный подход Администрации области к возможностям региона, имеющимся производственным и научным достижениям позволил сформулировать основные направления развития экономики в сложившихся условиях, направив основные усилия на импортозамещающие проекты. Они основываются на использовании имеющихся ресурсов и активном привлечении финансирования со стороны институтов развития.
Рецензенты:Корецкая Л.К., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики и финансов Владимирского филиала Финуниверситета, г. Владимир;
Тесленко И.Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бизнес-информатики и экономики ВлГУ, г. Владимир.