Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STEP OF DEVELOPMEN OF ETHNETIC CONSCIENCE AND CHILDRENS ETHNETIC IDENTITY

Tatuyko I.N. 1 Sartakova E.E. 2
1 Tomsk State Pedagogical University
2 Tomsk Polytechnic University
The topic of this article is psychological - pedagogical analysis of domestic and foreign models of the formation of ethnic consciousness and ethnic identity in children. The article examines the stages of development of ethnic consciousness in children, as well as the principles of ethnic self-identification with age-appropriate students, the knowledge of which would allow to efficiently organize the pedagogical process of shaping their positive ethnic identity contributes to both the personal development of the student, through the entry into the culture of the people, and socialization. In this regard, of particular relevance is the question of application of the analysis in ethnopedagogics. The article also discusses existing in domestic science, classification factors: megofaktory, mezofaktory, micro factors that have a significant influence on the formation of ethnic identity and self-identification (positive) in schoolchildren.
mesofactors
microfactors
megofactors
principia of ethnetic self- identification
steps of ethnetic identity
ethnetic identity
Этническое возрождение народов, проживающих в России, прослеживается, как вполне закономерная тенденция, со второй половины XX - начала XXI в. Это явление ученые определили термином «этнический парадокс современности», который  выразился в стремлении этносов сохранить самобытность, свой язык и уникальность своей культуры, а также в познании своей истории и особенностей национального характера. Этническое возрождение выступает как «защитная» реакция на унификацию духовной, материальной культуры, а также на процессы глобализации. Исторически наша страна является полиэтническим государством, в котором проживают многочисленные народы и народности. Двойственность и противоречивость данной ситуации требует серьезного изучения и поиска конструктивных решений по проблеме сохранения этнического своеобразия с одной стороны, а с другой стороны, - умения жить и уважительно относиться к другим этносам в условиях поликультурной среды. Поэтому, государство ставит перед педагогической общественностью и наукой задачу решения ряда проблем в воспитании подрастающего поколения. Сохранение и трансляция национальной культуры и «вхождение» в неё детей должны выстраиваться как педагогический процесс с учетом особенностей возрастных границ и этапов социализации ребенка, в том числе и этнической социализации, которая включает в себя как структурное звено и этническую идентификацию и самоидентификацию. Для решения указанных проблем вполне логично обратиться к изучению проблемы развития у детей этнической идентичности с точки зрения их возрастных особенностей.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании значения и роли этапов развития этнической идентичности у детей в организации педагогического процесса с цель формирования у школьников положительной этнической самоидентификации.

Теоретическое значение исследования для этнопедагогики имеет выявление и конкретизация, возрастных границ и содержания этапов этнической идентичности существующих в отечественной и зарубежной  науке. Результаты исследования могут быть использованы при организации этнокультурного воспитания школьников.

В науке существует несколько моделей развития этнической идентичности, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы и содержание этапов этнической идентичности. Так в концепции швейцарского психолога Ж. Пиаже рассматривается проблема этнической идентификации как создание когнитивной модели, связанной с понятием Родина, а этнические чувства, по его мнению, выступают своего рода ответом на знания об этнических явлениях [4, с.115]. Автор выделил три этапа в формировании этнической идентичности у детей с учетом возрастных границ [4, с.117]: первый этап, ученый связывает с 6-7 годами, когда для ребенка очень важна его семья и ближайшее окружение, а не страна, в которой он живет, и его этническая группа. В этом возрасте ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности; второй этап, исследователь соотносит с 8-9 годами, когда, по его мнению, ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой. В этом возрасте ребенок уже умеет выделять основания идентификации (национальность родителей, место проживания, родной язык), у него просыпаются национальные чувства; третий этап, в классификации Пиаже связывается с возрастом 10-11 лет, когда у ребенка этническая идентификация формируется в полном объеме. Дети в этом возрасте отмечают уникальность истории, специфику быта и специфику этнической культуры не только своей этнической группы, но и других народов.

В модели стадиального формирования этнической идентичности американской исследовательницы Дж. Финни рассматривается становление этнической идентичности подростка как сходный с развитием личной идентичности. Так как Дж. Финни за основание своей модели взяла теорию идентичности Эриксона, но уже переработанную канадским психологом Дж. Марсиа, выделяющим четыре стадии процесса формирования идентичности, она в своей модели объединяет первые стадии (диффузии и предрешения по Марсиа) в одну. Таким образом, у неё мы находим трехстадиальное деление процесса формирования идентичности у подростков [10, с.73]: 1 стадия - непроверенная идентичность, характерна для младших подростков. На этой стадии у подростка наблюдается отсутствие интереса к проблемам этнических корней и членства в этнической группе. Стадия имеет два подвида идентичности: диффузный и предварительный. Для диффузного подвида характерно поведение индивида, которому не интересна его этническая принадлежность, он о ней даже не задумывается. Для предварительного подвида идентичности характерно уже принятие позитивных этнических аттитюд родителей и других взрослых. Подросток уже проявляет предпочтение по отношению к группе большинства; 2 стадия - поиски этнической идентичности(мораторий по Марсиа) Данную стадию проходят подростки. Для второй стадии характерно проявление интереса к своей идентичности и её роли в жизни подростка, что имеет сходство со стадией моратория у Дж. Марсиа. Кроме того, Дж. Финни отмечает, что этническое «пробуждение» у подростка чаще всего связано с событиями дискриминации или унижения по национальному признаку. Что заставляет подростка « ... по - новому взглянуть на свое этническое происхождение.»[10, с.75]. На этой стадии происходит интенсивный процесс погружения в культуру своего народа. Осуществляется этот процесс через такие виды деятельности, как чтение, беседы, посещение этнографических музеев и активное участие в событиях культурной жизни. Финни полагает, что в результате разрешения кризиса этнической идентичности подростки приходят к более глубокому пониманию и адекватной оценке своей идентичности. 3 стадия - стадия реализованной этнической идентичности, она характерна для старших школьников (у Марсиаэта стадия соответствует стадии эго- идентичности). Для этой стадии характерно уже яркое, четкое и устойчивое ощущение незыблемости своих этнических особенностей. Есть привязанность к этнической общности и культуре. Эта стадия оформления «этнического Я», разрешившего противоречия своего роста. Дж. Фанни при эмпирической проверке модели сделала вывод, что «третья стадия этнической идентичности совпадает с достижением четкой личной идентичности...» [10, с.72]. Свою модель идентичности исследовательница считает релевантной для всех этнических групп, а компоненты этнической идентичности как самоидентификация и чувство принадлежности к группе могут быть вовлечены в процесс разрешения индивидом проблем своей этнической принадлежности с разной степенью интенсивности [10, с.256].

Отечественные исследования развития этнической идентичности связанны с такими именами, как Т.Г. Стефаненко, О.Л. Романова, И.А. Снежкова, А.В. Сухарев, В.Ю. Хотинец и другие [6; 7; 8;9]. О.Л. Романова в Белоруссии (1995 год) проводила исследования по проблеме формирования этнической идентификации у дошкольников и детей школьного возраста. На основе полученных материалов она под руководством Т.Г. Стефаненко выявила следующие факты [6, с.251]: у детей дошкольного возраста (4-6 лет) представления о различиях между этническими группами достаточно аморфны; у детей младшего школьного возраста наблюдается значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых; у подростков наблюдались более четкие представления о существующих между народами различиях в культуре, быте, исторических судьбах и политических устройствах и т.п.

Т. Г. Стефаненко на основании анализа материалов исследования доказала, что в структуре этнической идентичности обычно выделяются два основных компонента: когнитивный и аффективный [6,с.252]. Когнитивный компонент включает следующее: знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя её членом на основе этнодифференцирующих признаков. Аффективный компонент содержит в себе оценку качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства. Исследователь считает, что важным следует признать как часть когнитивного компонента - этническую осведомленность [6, с.252] Этническая осведомленность включает  в себя не только объективные знания, но субъективные социальные представления об этнических группах - своей и чужих, их истории,  традициях, а также различиях между ними. Другая часть когнитивного компонента этнической идентичности - этническая самоидентификация[6, 252] Таким образом, под этнической самоидентификацией ученый понимает следующее: «использование этнического «ярлыка» - этнонима, основанное на восприятии себя принадлежащим к группе» [6, с.252]. Другой отечественный ученый А.В. Сухарев определяет развитие у человека этнической идентификации как функции его отношения к миру. Он выделяет три стадии [7, с. 62]: первая стадия - сказочно-мифологическая, приходящаяся на дошкольный и младший школьный возраст; вторая стадия - нравственно-эстетическая, она охватывает подростковый возраст; третья стадия - технотронно-сциентическая, она приходится на старший школьный возраст. При этом ученый подчеркивает, что этнофункциональное нарушение последовательности стадий приводит к этнокультурному дизонтогенезу в развитии ребенка [7, с.65] Однако автор не дает описание особенностей содержания каждой выделенной им стадии и роли этнической идентичности в них. Развернутое описание содержания этапов этнической идентичности в соотношении с возрастными границами мы нашли в работе «Этническая идентичность и толерантность» В.Ю. Хотинец. Ученый опирается не только на материалы предыдущих исследований таких исследователей, как Т.Г. Стефаненко, И.А. Снежковой В.П. Левкович и Н.Г. Панковой, но она и дополняет и конкретизирует их данными своих эмпирических изысканий. На основании анализа полученных материалов В.Ю. Хотинец определяет принципы этнической самоидентификации ребенком на каждом этапе этнической идентификации [8, с.44]: начальный этап - приходится на дошкольный и младший школьный возраст. Для него характерно еще нечеткое осознание детьми общности со своим народом. Автор говорит о «немотивированности выбора этнической принадлежности, а также  о наличии слабых этнических знаний» [6]. Кроме того, В.Ю. Хотинец подчеркивает значительную роль семьи в передаче этнокультурной информации. Исследователь отмечает, что в этом возрасте дети имеют бинарную оценку своего окружения и делят людей на «своих» и «чужих». При этом осознание «своих» основано на ежедневном конкретном собственном опыте общения с окружающими без четкой дифференциации по этническому признаку. Тогда как представления о других народах базируются на синтетическом, групповом, абстрактном образе «иных». На этом этапе формирование этнической самоидентификации происходит у ребенка по принципу: «Я такой же, как окружающие» [8, с.45]. Второй этап развития идентичности включает возраст подростка. Он характеризуется осознанным отношением к своему этносу. У детей проявляется интерес к истории и культуре своего этноса. Кроме того, им становится интересна этническая информация о других народах. Формируется система представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей этнической общности в сравнении с иноэтничеким окружением. На этом этапе этническая самоидентификация подростка строится по принципу: «Я такой же, как мой народ» [8]. Семья продолжает, играть большую роль в формировании этнической идентификации подростка. При наличии авторитета родителей некоторые их позитивные качества переносятся также на всех представителей этнической группы, к которой он принадлежит. Позитивная оценка родителей является условием становления его этнической идентичности и выступает как её компонент (самоидентификация)[8]. В.Ю. Хотинец отмечает, что в формировании положительной этнической идентификации у подростков играют большую роль этнодифференцирующие признаки: язык, национальные обычаи, народное творчество, национальные костюмы, национальная литература, внешний облик, общность исторической судьбы и даже ощущение своей принадлежности к этническому большинству, религия. Эти признаки ранжируются подростками по степени значимости для них [9, с.47]. Третий этап - формирования этнической идентичности «выпадает» на старший школьный возраст. Данный период характеризуется укреплением осознания личностью своей этнической принадлежности, конкретизируется этническое мировоззрение. В старшем школьном возрасте на становление этнической идентичности уже большее влияние оказывает не семья, а школа. В это время этническая самоидентификация старшего школьника формулируется по принципу: «Я - представитель своего народа»[9,с.49].Ученый указывает, что именно в рамках третьего этапа у ребят 16-18 лет устанавливаются все значимые идентификации, в том числе и этническая идентификация и самоидентификация. По мнению Панова Н.Н, схема процесса самоидентификации предполагает два уровня: личностно- психологический и социально- психологический [2, с.31]. На личностно- психологический уровне, происходит осознание человеком кто есть «Я». На данном уровне идентификации «Я» базируется на представлениях о себе как о члене, какой- то группы (семья, коллектив, этнос). Важным, на наш взгляд, является тот факт, что в процессе идентификации на личностно - психологический уровне рождаются эмоции (положительные или отрицательные) как результат оценки индивидом своей принадлежности. На втором уровне самоидентификации - социально-психологическом происходит слияние «Концепции - Я» с образом «Мы». Образ «Мы» отождествляется индивидуумами со «своими» и противопоставляется «другим» [12,с.125].Таким образом, самоидентификация имеет двухуровневый социально - психологический механизм. В результате у обучающихся формируется эмоциональное и ценностно - смысловое отношение к этнической принадлежности (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности). На индивидуальном уровне идентификация выступает как особая «Я - концепция», которая на уровне группы переходит в образ «Мы» [9, с.41]. Таким образом, формирование положительной этнической идентификации индивида происходит с позитивным эмоциональным переживанием  перехода «Я - концепции» в образ «Мы» [9, с.42]. Причем, критерием градуса переживания является  проживание Я как Я - наследник культурных ценностей своей этнической или социальной группы. Но нельзя забывать, что процесс формирования этнической самоидентификации определяется не только рассмотренными психологическими механизмами. На этнокультурное воспитание школьников, их этническую идентификацию и социализацию влияют многие обстоятельства и факторы. Ряд отечественных ученых (А.В. Мудрик, В.Н. Турченко, А.А. Реан) дают классификацию факторов, влияющих на процесс воспитания и социализации (по степени их воздействия): мегафакторы (этносоциальные), мезофакторы (этнокультурные), микрофакторы (этнопсихологические) [5, с.56]. На основании данной классификации В.Ю. Хотинец вывела свою классификацию факторов этнической идентификации и социализации школьников, рассмотрев их под углом сточки зрения объективности (неуправляемости) и субъективности (управляемости) [10, с. 168]. Следовательно, эти факторы воздействуют на этнокультурную социализацию школьника. «При этом мегафакторы выполняют функцию внешних регуляторов поведения ребенка как члена определенного этноса, микрофакторы - внутренних регуляторов» [11]. На наш взгляд, интересна по данному вопросу позиция С.А. Беличевой По мнению ученого, мезофакторы являются неким «переходным мостиком, выполняющим функцию перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для ребенка» [1, с.3]. Кроме того, В.Ю. Хотинец подчеркивает  неоднозначную роль влияния всех факторов на этническую социализацию и положительную идентификацию  школьников [10, с. 167].

Таким образом, обобщая широкий спектр различных точек зрения на проблемы этнической идентификации и социализации детей, можно сделать следующие выводы:1) школьный возраст является важным этапом в процессе этнической идентичности и социализации; 2) для более четкого понимания механизмов этнической идентификации и социализации школьников важно рассмотреть более подробно каждый из компонентов этнической идентификации и социализации детей с точки зрения классификации отечественными учеными двух базовых этапов этнокультурной социализации школьников: когнитивный, ценностно - смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности) и эмоциональное принятие или не принятие своей принадлежности; 3) необходимо создание благоприятных условий для становления у школьников этнических ценностей и формирования положительной этнической идентификации, при этом обязательно принимать во внимание степень влияния на процесс всех факторов: мегафакторы, мезофакторы, микрофакторы; 4)педагогически можно сконструировать «механизм» этнокультурного воспитания детей как управляемый процесс приобщения ребенка к культуре своего народа, формированию этнических ценностей и моделей поведения, присущих данному обществу.

Рецензенты:

Ревякина В.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой послевузовского образования ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск;

Куликов С.Б., д.ф.н., профессор, декан факультета общеуниверситетских дисциплин ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск.