Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЭТНИЧЕCКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ

Татуйко И.Н. 1 Сартакова Е.Е. 2
1 ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»
2 Томский политехнический университет
Темой данной статьи является психолого-педагогический анализ отечественных и зарубежных моделей формирования этнического сознания и этнической идентичности у детей. В статье рассматриваются этапы развития этнического сознания у детей, а также принципы этнической самоидентификации с учетом возрастных особенностей школьников, знание которых позволили бы эффективно организовать педагогический процесс формирования у них положительной этнической самоидентификации способствующей как личностному развитию учащегося, через вхождение в культуру своего народа, так и его социализации. В этой связи особенно актуальным становится вопрос применения результатов анализа в этнопедагогики. В статье обсуждаются также существующие в отечественной науке, классификации факторов: мегафакторы, мезофакторы, микрофакторы, которые оказывают значительное влияние на процесс формирования этнической идентификации и самоидентификации (положительной) у школьников.
мезофакторы
микрофакторы
мегофакторы
принципы этнической самоидентификации
этапы этнической идентичности
этническая идентичность
1. Белечева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. – М., 2004. – 236 с.
2. Левкович В.П., Панова Н.Н. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых // Советская этнография. – М., 1991. — № 5 . — С. 123 – 131.
3. .Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе
// Политические исследования. – 1992. — № 5. — С. 14 –16.
4. Пиаже Ж. Моральные суждения у ребенка. – М., 2006. – 480 с.
5. Реан А.А. Общая психология и педагогика: учеб. пособие. – Питер, 2000. – 299 с.
6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов.4-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 358 с.
7. Сухарев А.В. Этнофункциональная психология: исследования, психотерапия, ин-т этнологии и антропологии РАН. Координационно-методцентр, «Народы и культуры». – М., 1998. – 257 с.
8. Татуйко И.Н. К вопросу о теоретических основах формирования положительной этнической самоидентификации у школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та.
( TSPU Buulletin). – 2015. – Вып.1. – C. 96–111.
9. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. – Екатеринбург : Изд –во Урал. Ун-та, 2002. – 124 с.
10. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека // Социология. – М., 2013. – № 8. – С. 165–169.
11. Фанни И. Этническая идентификация у подростков и взрослых // Психологический бюллетень. 1990. вып. № 108. С.499 514.
12. Франк С. Л. Непостижимое // Соч. / С. Л. Франк ; выступ. ст., сост., подготовка текста и примеч. Ю. П. Сенокосова. – М., 1990. – 375 с.
Этническое возрождение народов, проживающих в России, прослеживается, как вполне закономерная тенденция, со второй половины XX - начала XXI в. Это явление ученые определили термином «этнический парадокс современности», который  выразился в стремлении этносов сохранить самобытность, свой язык и уникальность своей культуры, а также в познании своей истории и особенностей национального характера. Этническое возрождение выступает как «защитная» реакция на унификацию духовной, материальной культуры, а также на процессы глобализации. Исторически наша страна является полиэтническим государством, в котором проживают многочисленные народы и народности. Двойственность и противоречивость данной ситуации требует серьезного изучения и поиска конструктивных решений по проблеме сохранения этнического своеобразия с одной стороны, а с другой стороны, - умения жить и уважительно относиться к другим этносам в условиях поликультурной среды. Поэтому, государство ставит перед педагогической общественностью и наукой задачу решения ряда проблем в воспитании подрастающего поколения. Сохранение и трансляция национальной культуры и «вхождение» в неё детей должны выстраиваться как педагогический процесс с учетом особенностей возрастных границ и этапов социализации ребенка, в том числе и этнической социализации, которая включает в себя как структурное звено и этническую идентификацию и самоидентификацию. Для решения указанных проблем вполне логично обратиться к изучению проблемы развития у детей этнической идентичности с точки зрения их возрастных особенностей.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании значения и роли этапов развития этнической идентичности у детей в организации педагогического процесса с цель формирования у школьников положительной этнической самоидентификации.

Теоретическое значение исследования для этнопедагогики имеет выявление и конкретизация, возрастных границ и содержания этапов этнической идентичности существующих в отечественной и зарубежной  науке. Результаты исследования могут быть использованы при организации этнокультурного воспитания школьников.

В науке существует несколько моделей развития этнической идентичности, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы и содержание этапов этнической идентичности. Так в концепции швейцарского психолога Ж. Пиаже рассматривается проблема этнической идентификации как создание когнитивной модели, связанной с понятием Родина, а этнические чувства, по его мнению, выступают своего рода ответом на знания об этнических явлениях [4, с.115]. Автор выделил три этапа в формировании этнической идентичности у детей с учетом возрастных границ [4, с.117]: первый этап, ученый связывает с 6-7 годами, когда для ребенка очень важна его семья и ближайшее окружение, а не страна, в которой он живет, и его этническая группа. В этом возрасте ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности; второй этап, исследователь соотносит с 8-9 годами, когда, по его мнению, ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой. В этом возрасте ребенок уже умеет выделять основания идентификации (национальность родителей, место проживания, родной язык), у него просыпаются национальные чувства; третий этап, в классификации Пиаже связывается с возрастом 10-11 лет, когда у ребенка этническая идентификация формируется в полном объеме. Дети в этом возрасте отмечают уникальность истории, специфику быта и специфику этнической культуры не только своей этнической группы, но и других народов.

В модели стадиального формирования этнической идентичности американской исследовательницы Дж. Финни рассматривается становление этнической идентичности подростка как сходный с развитием личной идентичности. Так как Дж. Финни за основание своей модели взяла теорию идентичности Эриксона, но уже переработанную канадским психологом Дж. Марсиа, выделяющим четыре стадии процесса формирования идентичности, она в своей модели объединяет первые стадии (диффузии и предрешения по Марсиа) в одну. Таким образом, у неё мы находим трехстадиальное деление процесса формирования идентичности у подростков [10, с.73]: 1 стадия - непроверенная идентичность, характерна для младших подростков. На этой стадии у подростка наблюдается отсутствие интереса к проблемам этнических корней и членства в этнической группе. Стадия имеет два подвида идентичности: диффузный и предварительный. Для диффузного подвида характерно поведение индивида, которому не интересна его этническая принадлежность, он о ней даже не задумывается. Для предварительного подвида идентичности характерно уже принятие позитивных этнических аттитюд родителей и других взрослых. Подросток уже проявляет предпочтение по отношению к группе большинства; 2 стадия - поиски этнической идентичности(мораторий по Марсиа) Данную стадию проходят подростки. Для второй стадии характерно проявление интереса к своей идентичности и её роли в жизни подростка, что имеет сходство со стадией моратория у Дж. Марсиа. Кроме того, Дж. Финни отмечает, что этническое «пробуждение» у подростка чаще всего связано с событиями дискриминации или унижения по национальному признаку. Что заставляет подростка « ... по - новому взглянуть на свое этническое происхождение.»[10, с.75]. На этой стадии происходит интенсивный процесс погружения в культуру своего народа. Осуществляется этот процесс через такие виды деятельности, как чтение, беседы, посещение этнографических музеев и активное участие в событиях культурной жизни. Финни полагает, что в результате разрешения кризиса этнической идентичности подростки приходят к более глубокому пониманию и адекватной оценке своей идентичности. 3 стадия - стадия реализованной этнической идентичности, она характерна для старших школьников (у Марсиаэта стадия соответствует стадии эго- идентичности). Для этой стадии характерно уже яркое, четкое и устойчивое ощущение незыблемости своих этнических особенностей. Есть привязанность к этнической общности и культуре. Эта стадия оформления «этнического Я», разрешившего противоречия своего роста. Дж. Фанни при эмпирической проверке модели сделала вывод, что «третья стадия этнической идентичности совпадает с достижением четкой личной идентичности...» [10, с.72]. Свою модель идентичности исследовательница считает релевантной для всех этнических групп, а компоненты этнической идентичности как самоидентификация и чувство принадлежности к группе могут быть вовлечены в процесс разрешения индивидом проблем своей этнической принадлежности с разной степенью интенсивности [10, с.256].

Отечественные исследования развития этнической идентичности связанны с такими именами, как Т.Г. Стефаненко, О.Л. Романова, И.А. Снежкова, А.В. Сухарев, В.Ю. Хотинец и другие [6; 7; 8;9]. О.Л. Романова в Белоруссии (1995 год) проводила исследования по проблеме формирования этнической идентификации у дошкольников и детей школьного возраста. На основе полученных материалов она под руководством Т.Г. Стефаненко выявила следующие факты [6, с.251]: у детей дошкольного возраста (4-6 лет) представления о различиях между этническими группами достаточно аморфны; у детей младшего школьного возраста наблюдается значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых; у подростков наблюдались более четкие представления о существующих между народами различиях в культуре, быте, исторических судьбах и политических устройствах и т.п.

Т. Г. Стефаненко на основании анализа материалов исследования доказала, что в структуре этнической идентичности обычно выделяются два основных компонента: когнитивный и аффективный [6,с.252]. Когнитивный компонент включает следующее: знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя её членом на основе этнодифференцирующих признаков. Аффективный компонент содержит в себе оценку качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства. Исследователь считает, что важным следует признать как часть когнитивного компонента - этническую осведомленность [6, с.252] Этническая осведомленность включает  в себя не только объективные знания, но субъективные социальные представления об этнических группах - своей и чужих, их истории,  традициях, а также различиях между ними. Другая часть когнитивного компонента этнической идентичности - этническая самоидентификация[6, 252] Таким образом, под этнической самоидентификацией ученый понимает следующее: «использование этнического «ярлыка» - этнонима, основанное на восприятии себя принадлежащим к группе» [6, с.252]. Другой отечественный ученый А.В. Сухарев определяет развитие у человека этнической идентификации как функции его отношения к миру. Он выделяет три стадии [7, с. 62]: первая стадия - сказочно-мифологическая, приходящаяся на дошкольный и младший школьный возраст; вторая стадия - нравственно-эстетическая, она охватывает подростковый возраст; третья стадия - технотронно-сциентическая, она приходится на старший школьный возраст. При этом ученый подчеркивает, что этнофункциональное нарушение последовательности стадий приводит к этнокультурному дизонтогенезу в развитии ребенка [7, с.65] Однако автор не дает описание особенностей содержания каждой выделенной им стадии и роли этнической идентичности в них. Развернутое описание содержания этапов этнической идентичности в соотношении с возрастными границами мы нашли в работе «Этническая идентичность и толерантность» В.Ю. Хотинец. Ученый опирается не только на материалы предыдущих исследований таких исследователей, как Т.Г. Стефаненко, И.А. Снежковой В.П. Левкович и Н.Г. Панковой, но она и дополняет и конкретизирует их данными своих эмпирических изысканий. На основании анализа полученных материалов В.Ю. Хотинец определяет принципы этнической самоидентификации ребенком на каждом этапе этнической идентификации [8, с.44]: начальный этап - приходится на дошкольный и младший школьный возраст. Для него характерно еще нечеткое осознание детьми общности со своим народом. Автор говорит о «немотивированности выбора этнической принадлежности, а также  о наличии слабых этнических знаний» [6]. Кроме того, В.Ю. Хотинец подчеркивает значительную роль семьи в передаче этнокультурной информации. Исследователь отмечает, что в этом возрасте дети имеют бинарную оценку своего окружения и делят людей на «своих» и «чужих». При этом осознание «своих» основано на ежедневном конкретном собственном опыте общения с окружающими без четкой дифференциации по этническому признаку. Тогда как представления о других народах базируются на синтетическом, групповом, абстрактном образе «иных». На этом этапе формирование этнической самоидентификации происходит у ребенка по принципу: «Я такой же, как окружающие» [8, с.45]. Второй этап развития идентичности включает возраст подростка. Он характеризуется осознанным отношением к своему этносу. У детей проявляется интерес к истории и культуре своего этноса. Кроме того, им становится интересна этническая информация о других народах. Формируется система представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей этнической общности в сравнении с иноэтничеким окружением. На этом этапе этническая самоидентификация подростка строится по принципу: «Я такой же, как мой народ» [8]. Семья продолжает, играть большую роль в формировании этнической идентификации подростка. При наличии авторитета родителей некоторые их позитивные качества переносятся также на всех представителей этнической группы, к которой он принадлежит. Позитивная оценка родителей является условием становления его этнической идентичности и выступает как её компонент (самоидентификация)[8]. В.Ю. Хотинец отмечает, что в формировании положительной этнической идентификации у подростков играют большую роль этнодифференцирующие признаки: язык, национальные обычаи, народное творчество, национальные костюмы, национальная литература, внешний облик, общность исторической судьбы и даже ощущение своей принадлежности к этническому большинству, религия. Эти признаки ранжируются подростками по степени значимости для них [9, с.47]. Третий этап - формирования этнической идентичности «выпадает» на старший школьный возраст. Данный период характеризуется укреплением осознания личностью своей этнической принадлежности, конкретизируется этническое мировоззрение. В старшем школьном возрасте на становление этнической идентичности уже большее влияние оказывает не семья, а школа. В это время этническая самоидентификация старшего школьника формулируется по принципу: «Я - представитель своего народа»[9,с.49].Ученый указывает, что именно в рамках третьего этапа у ребят 16-18 лет устанавливаются все значимые идентификации, в том числе и этническая идентификация и самоидентификация. По мнению Панова Н.Н, схема процесса самоидентификации предполагает два уровня: личностно- психологический и социально- психологический [2, с.31]. На личностно- психологический уровне, происходит осознание человеком кто есть «Я». На данном уровне идентификации «Я» базируется на представлениях о себе как о члене, какой- то группы (семья, коллектив, этнос). Важным, на наш взгляд, является тот факт, что в процессе идентификации на личностно - психологический уровне рождаются эмоции (положительные или отрицательные) как результат оценки индивидом своей принадлежности. На втором уровне самоидентификации - социально-психологическом происходит слияние «Концепции - Я» с образом «Мы». Образ «Мы» отождествляется индивидуумами со «своими» и противопоставляется «другим» [12,с.125].Таким образом, самоидентификация имеет двухуровневый социально - психологический механизм. В результате у обучающихся формируется эмоциональное и ценностно - смысловое отношение к этнической принадлежности (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности). На индивидуальном уровне идентификация выступает как особая «Я - концепция», которая на уровне группы переходит в образ «Мы» [9, с.41]. Таким образом, формирование положительной этнической идентификации индивида происходит с позитивным эмоциональным переживанием  перехода «Я - концепции» в образ «Мы» [9, с.42]. Причем, критерием градуса переживания является  проживание Я как Я - наследник культурных ценностей своей этнической или социальной группы. Но нельзя забывать, что процесс формирования этнической самоидентификации определяется не только рассмотренными психологическими механизмами. На этнокультурное воспитание школьников, их этническую идентификацию и социализацию влияют многие обстоятельства и факторы. Ряд отечественных ученых (А.В. Мудрик, В.Н. Турченко, А.А. Реан) дают классификацию факторов, влияющих на процесс воспитания и социализации (по степени их воздействия): мегафакторы (этносоциальные), мезофакторы (этнокультурные), микрофакторы (этнопсихологические) [5, с.56]. На основании данной классификации В.Ю. Хотинец вывела свою классификацию факторов этнической идентификации и социализации школьников, рассмотрев их под углом сточки зрения объективности (неуправляемости) и субъективности (управляемости) [10, с. 168]. Следовательно, эти факторы воздействуют на этнокультурную социализацию школьника. «При этом мегафакторы выполняют функцию внешних регуляторов поведения ребенка как члена определенного этноса, микрофакторы - внутренних регуляторов» [11]. На наш взгляд, интересна по данному вопросу позиция С.А. Беличевой По мнению ученого, мезофакторы являются неким «переходным мостиком, выполняющим функцию перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для ребенка» [1, с.3]. Кроме того, В.Ю. Хотинец подчеркивает  неоднозначную роль влияния всех факторов на этническую социализацию и положительную идентификацию  школьников [10, с. 167].

Таким образом, обобщая широкий спектр различных точек зрения на проблемы этнической идентификации и социализации детей, можно сделать следующие выводы:1) школьный возраст является важным этапом в процессе этнической идентичности и социализации; 2) для более четкого понимания механизмов этнической идентификации и социализации школьников важно рассмотреть более подробно каждый из компонентов этнической идентификации и социализации детей с точки зрения классификации отечественными учеными двух базовых этапов этнокультурной социализации школьников: когнитивный, ценностно - смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности) и эмоциональное принятие или не принятие своей принадлежности; 3) необходимо создание благоприятных условий для становления у школьников этнических ценностей и формирования положительной этнической идентификации, при этом обязательно принимать во внимание степень влияния на процесс всех факторов: мегафакторы, мезофакторы, микрофакторы; 4)педагогически можно сконструировать «механизм» этнокультурного воспитания детей как управляемый процесс приобщения ребенка к культуре своего народа, формированию этнических ценностей и моделей поведения, присущих данному обществу.

Рецензенты:

Ревякина В.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой послевузовского образования ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск;

Куликов С.Б., д.ф.н., профессор, декан факультета общеуниверситетских дисциплин ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск.


Библиографическая ссылка

Татуйко И.Н., Сартакова Е.Е. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЭТНИЧЕCКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18888 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674