Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE STUDY OF PERSONALITY TRAITS OF STUDENTS OF BASIC AND SPECIAL MEDICAL GROUP

Drogomeretskiy V.V. 1 Tretyakov A.A. 1 Sanin A.V. 1 Leonidova E.A. 1
1 Belgorod State National Research University
The article presents results of research of properties of individual students leading University of Belgorod national research University "BelGU". The study involved more than 500 boys and girls from different faculties of the first and second course during the 2013-2014 and 2014-2015 school year. The study was carried out with the help of a number of psychological techniques and questionnaires at the Department of physical education BSU. The comparison was done among boys of the basic and special medical groups with chronic diseases of the musculoskeletal system. The obtained results were compared among themselves. Assessment of the musculoskeletal system were determined using the functional index Lee and whether the index Trofimova. The research results are ambiguous and have a number of interesting points. The data obtained indicate the need for psychological testing of students in addition to the conventional tests of physical development and physical health.
special medical group
young men
university students
physical education
somatic health
properties of individual students

Актуальность. Основополагающей целью изменений в сложившейся системе физического воспитания студентов вузов, согласно нормативным и правовым документам [9], должно являться улучшение здоровья человека с учётом его потребностей, мотивов деятельности и интересов.

У значительной части студентов вузов наблюдается высокий процент хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата (ОДА), органов дыхания, обмена веществ, эндокринной системы [3, 8]. Названные нарушения, по мнению многих специалистов, оказывают влияние на черты характера человека, т.е. отмечается взаимная зависимость соматического здоровья и психических свойств личности. Проблема взаимоотношения психического и соматического – одна из самых сложных и неразрешённых, несмотря на продолжительный интерес специалистов этой области [4, 7].

По данным различных исследований, хронические заболевания, и нарушения ОДА в том числе, оказывают влияние на профессиональный выбор, ограничивая двигательную активность человека и затрудняя процесс социализации личности [4]. В связи с этим, актуальным является поиск средств и методов физической культуры для устранения негативных проявлений данных нарушений [10]. На наш взгляд это целесообразнее делать с помощью предварительного исследования не только соматического здоровья, но и доминирующих свойств личности. Осуществлять названные исследования необходимо в совокупности с общепринятыми тестами физического развития, функциональной тренированности, физической подготовленности и соматического здоровья. Исследования в подобном направлении уже проводились рядом авторов: Копейкиной Е. Н. (2009) использовался тест Люшера для определения различий в устойчивых эмоциональных состояниях между студентами основной группы (ОМГ) и специальной медицинской группы (СМГ) [6]. Балышевой Н. В. (2010) [1], Богоевой М. Д. (2011) [2], М. В. Ковалёвой (2012) [5] применялся опросник САН для определения самочувствия, активности и настроения студентов СМГ в ходе педагогического эксперимента. Все выше перечисленные авторы проводили психологическое тестирование при разработке методик применения средств физической культуры для студентов с ограниченными возможностями дыхательной и кардиореспираторной системы.

Цели и задачи исследования

Цель исследования – выявление психологических свойств личности студентов специальных медицинских групп с нарушениями ОДА.

Задачи исследования:

1. Выявить психологические свойства личности студентов основной и специальной медицинской группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2. Исследовать функциональное состояние опорно-двигательного аппарата студентов.

3. Определить особенности психологических свойств личности студентов специальной медицинской группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось на кафедре физического воспитания НИУ «БелГУ» в 2013–2014 и 2014–2015 уч. гг. В нём приняли участие более 500 студентов (юношей и девушек), занимающихся физической культурой в составе ОМГ и СМГ, с различными нарушениями в состоянии здоровья. При обработке опросники сортировались по нозологии. Использовались методики психологического тестирования: аутоидентификация акцентуаций характера Эйдемиллера, опросник Айзенка по определению темперамента, опросник Айзенка по определению психических состояний, методика Додонова «Предпочитаемые переживания», психогеометрический тест Сьюзан Деллингер, функциональный индекс Ли и индекс Трофимова по определению затруднённости выполнения элементарных действий в быту. Для выявления достоверности различий применялся t-критерий Стьюдента и χ² Пирсона. Для определения связей между различными показателями применялся корреляционный анализ.

Результаты и их обсуждение

С помощью методики аутоидентификации акцентуаций характера Эйдемиллера были получены результаты, которые позволили выявить, что (рис. 1):

Рис. 1. Процентное соотношение видов акцентуаций характеров у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)

в обеих группах выделяется гипертимный вид акцентуации, правда достоверное преобладание (p≤0,05 по χ² Пирсона) зафиксировано только у юношей СМГ с нарушениями ОДА, в этой группе отмечено более половины респондентов с такой акцентуацией.

Применение методики Айзенка по определению типа темперамента показало, что (рис. 2):

Рис. 2. Данные опросника Айзенка у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)

средний уровень экстраверсии достоверно выше у студентов ОМГ (p≤0,01 по t-критерию Стьюдента) и соответствует «амбиверту» в обеих группах, уровень невротизма различается несущественно с небольшим перевесом у юношей ОМГ. Эти результаты говорят о том, что студенты, не имеющие хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата, более коммуникативны и открыты для межличностного общения. Обе группы обладают эмоциональной впечатлительностью в равной степени.

Опросник Айзенка по определению психических состояний выявил (рис. 3), что:

Рис. 3. Самооценка психических состояний у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)

по всем четырём показателям данные схожи без значительного преобладания одного над другим у всех юношей. Согласно интерпретации результатов автора этой методики, становится очевидным, что студенты ОМГ и СМГ не тревожны, не имеют высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей, обладают средним уровнем агрессии и имеют средний уровень ригидности.

Рис. 4. Процентное соотношение преобладающих потребностей у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)

Исследование ведущих потребностей по методике Додонова (рис. 4) позволило получить следующие результаты: более половины студентов СМГ на первое место ставят социальные потребности, связанные с «чувством радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей» и «радостным возбуждением, когда видишь, что добиваешься успешных результатов». Познавательные и биологические потребности занимают равнозначные доли по 23 % и 24 % соответственно. У студентов ОМГ данные достоверно отличаются (p≤0,05 по χ² Пирсона). Например, большинство респондентов (46 %) имеют преобладающие познавательные потребности, которые напрямую связаны с романтическими эмоциями, возникающими на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному, и гностическими, которые связывают с потребностью в получении любой новой информации.

Рис. 5. Данные психогеометрического теста у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)

Применение методики Сьюзан Дилингер «Психогеометрический тест» показало, что студенты ОМГ в большинстве ассоциируют себя с фигурой «Зигзаг», в то время как студенты СМГ отдают предпочтение «Треугольнику». Различия между группами достоверны (p≤0,05 по χ² Пирсона). Т.е. отсюда следует, что юношам ОМГ присущи такие черты характера, как неутомимое продвижение своих идей и способность мотивировать окружающих, но присутствует несдержанность, экспрессивность, что наряду с их эксцентричностью часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не способны к проработке деталей своих идей и не настойчивы в доведении дела до конца. У студентов СМГ характерная особенность – способность концентрироваться на главной цели. Люди, выбравшие треугольник, как правило, энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят конкретные цели.

Определяя функциональное состояние опорно-двигательного аппарата студентов обеих групп с помощью индекса Ли и индекса Трофимова, были получены результаты, визуально представленные на диаграмме (рис. 6).

Рис. 6. Средние значения показателей функционального состояния ОДА у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)

В данном случае, состояние ОДА оценивается по степени затруднений, возникающих при выполнении элементарных действий в быту. Чем больше трудностей испытывает человек при самообслуживании, тем выше значение индекса. Как видно на рисунке, у студентов СМГ состояние ОДА вызывает значительное количество затруднений. Кроме того, корреляционный анализ выявил прямую связь средней силы между индексом Ли и фрустрацией (r=0,60) и индексом Трофимова и фрустрацией (r=0,62). Это говорит о том, что психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям, связано с функциональным состоянием опорно-двигательного аппарата. У студентов ОМГ корреляционный анализ выявил обратную сильную связь у индекса Трофимова с экстраверсией (r=-0,82) и обратную связь средней силы индекса Ли с экстраверсией (r=-0,58), т.е. чем меньше человек расположен к общению с окружающими, тем хуже у него состояние опорно-двигательного аппарата.

Выводы

Таким образом, на основании полученных результатов можно заключить, что у юношей специальной медицинской группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеется ряд существенных отличий в исследованных свойствах личности:

1. У них чаще наблюдается гипертимный тип акцентуации характера.

2. Они менее расположены к активному межличностному общению, чем студенты основной медицинской группы.

3. Большая часть имеет социальные потребности, связанные с заботой о близких людях и достижением успешных результатов, в противовес юношам основной медицинской группы, у которых доминируют познавательные потребности.

4. В своём характере юноши СМГ обнаруживают особенность – способность концентрироваться на главной цели и поэтапно её достигать, а у юношей основной медицинской группы больше наблюдаются творческие начала: неутомимое продвижение своих идей, способность мотивировать окружающих, несдержанность, экспрессивность.

5. Имеют достоверно больше затруднений при выполнении элементарных действий в быту, что в значительной степени может являться причиной проявления гнева и агрессии.

Вследствие вышесказанного, мы считаем результаты данного исследования могут использоваться специалистами физической культуры для разработки физкультурно-оздоровительных технологий для студентов специальных медицинских групп с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Рецензенты:

Кондаков В. Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания факультета физической культуры педагогического института ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;

Волошина Л. Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой дошкольного и специального (дефектологического) образования факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.