Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Дрогомерецкий В.В. 1 Третьяков А.А. 1 Санин А.В. 1 Леонидова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В статье приводятся данные исследования свойств личности студентов ведущего вуза г. Белгорода НИУ «БелГУ». В исследовании приняло участие более 500 юношей и девушек с различных факультетов первого и второго курсов в течение 2013–2014 и 2014–2015 учебных годов. Исследование осуществлялось с помощью ряда психологических методик и опросников на кафедре физического воспитания НИУ «БелГУ». Сравнение проводилось среди юношей основной и специальной медицинской группы с хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Полученные результаты были сопоставлены между собой. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата определялась с помощью функционального индекса Ли и индекса Трофимова. Результаты исследования неоднозначны и имеют ряд интересных моментов. Полученные данные указывают на необходимость психологического тестирования студентов наряду с общепринятыми тестами физического развития и соматического здоровья.
специальная медицинская группа
юноши
студенты вузов
физическая культура
соматическое здоровье
свойства личности студентов
1. Балышева, Н. В. Укрепление здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, средствами оздоровительной ходьбы и бега: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.04 / Наталья Владимировна Балышева. – Белгород, 2010. – 234 с.
2. Богоева, М. Д. Построение процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы: Монография / М. Д. Богоева, О. Г. Румба, А. А. Горелов. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2011. – 172 с.
3. Гавришова, Е. В. Регулирование двигательной активности студентов в зависимости от мотивации достижения успеха или избегания неудач: Монография / Е. В. Гавришова, А. А. Горелов. – Белгород: ООО «ГиК», 2012. – 172 с.
4. Гарганеева, Н. П. Психосоматическая ориентация в общей врачебной практике / Н. П. Гарганеева, Ф. Ф. Тетенев // Клиническая медицина. – 2001. – № 8.
5. Ковалёва М. В. Применение подвижных и элементов спортивных игр на занятиях со студентами с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы: Монография / М. В. Ковалёва, О. Г. Румба. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2012. – 170 с.
6. Копейкина, Е. Н. Построение процесса физического воспитания студенток с нарушениями в состоянии дыхательной системы: Монография / Е. Н. Копейкина, О. Г. Румба. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2010. – 133 с.
7. Николаева, В. В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование / В. В. Николаева. – М., 1987. – 152 с.
8. Румба, О. Г. Системные механизмы регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: Монография / О. Г. Румба. – Белгрод: ЛитКараВан, 2011. – 460 с.
9. Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации (в ред. от 19.07.2011) [текст] // Российская газета. – 08.12.2007. – № 276.
10. Кондаков, В. Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография / В. Л. Кондаков. – Белгород: ЛитКараВан, 2013. – 454 с.

Актуальность. Основополагающей целью изменений в сложившейся системе физического воспитания студентов вузов, согласно нормативным и правовым документам [9], должно являться улучшение здоровья человека с учётом его потребностей, мотивов деятельности и интересов.

У значительной части студентов вузов наблюдается высокий процент хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата (ОДА), органов дыхания, обмена веществ, эндокринной системы [3, 8]. Названные нарушения, по мнению многих специалистов, оказывают влияние на черты характера человека, т.е. отмечается взаимная зависимость соматического здоровья и психических свойств личности. Проблема взаимоотношения психического и соматического – одна из самых сложных и неразрешённых, несмотря на продолжительный интерес специалистов этой области [4, 7].

По данным различных исследований, хронические заболевания, и нарушения ОДА в том числе, оказывают влияние на профессиональный выбор, ограничивая двигательную активность человека и затрудняя процесс социализации личности [4]. В связи с этим, актуальным является поиск средств и методов физической культуры для устранения негативных проявлений данных нарушений [10]. На наш взгляд это целесообразнее делать с помощью предварительного исследования не только соматического здоровья, но и доминирующих свойств личности. Осуществлять названные исследования необходимо в совокупности с общепринятыми тестами физического развития, функциональной тренированности, физической подготовленности и соматического здоровья. Исследования в подобном направлении уже проводились рядом авторов: Копейкиной Е. Н. (2009) использовался тест Люшера для определения различий в устойчивых эмоциональных состояниях между студентами основной группы (ОМГ) и специальной медицинской группы (СМГ) [6]. Балышевой Н. В. (2010) [1], Богоевой М. Д. (2011) [2], М. В. Ковалёвой (2012) [5] применялся опросник САН для определения самочувствия, активности и настроения студентов СМГ в ходе педагогического эксперимента. Все выше перечисленные авторы проводили психологическое тестирование при разработке методик применения средств физической культуры для студентов с ограниченными возможностями дыхательной и кардиореспираторной системы.

Цели и задачи исследования

Цель исследования – выявление психологических свойств личности студентов специальных медицинских групп с нарушениями ОДА.

Задачи исследования:

1. Выявить психологические свойства личности студентов основной и специальной медицинской группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2. Исследовать функциональное состояние опорно-двигательного аппарата студентов.

3. Определить особенности психологических свойств личности студентов специальной медицинской группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось на кафедре физического воспитания НИУ «БелГУ» в 2013–2014 и 2014–2015 уч. гг. В нём приняли участие более 500 студентов (юношей и девушек), занимающихся физической культурой в составе ОМГ и СМГ, с различными нарушениями в состоянии здоровья. При обработке опросники сортировались по нозологии. Использовались методики психологического тестирования: аутоидентификация акцентуаций характера Эйдемиллера, опросник Айзенка по определению темперамента, опросник Айзенка по определению психических состояний, методика Додонова «Предпочитаемые переживания», психогеометрический тест Сьюзан Деллингер, функциональный индекс Ли и индекс Трофимова по определению затруднённости выполнения элементарных действий в быту. Для выявления достоверности различий применялся t-критерий Стьюдента и χ² Пирсона. Для определения связей между различными показателями применялся корреляционный анализ.

Результаты и их обсуждение

С помощью методики аутоидентификации акцентуаций характера Эйдемиллера были получены результаты, которые позволили выявить, что (рис. 1):

Рис. 1. Процентное соотношение видов акцентуаций характеров у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)

в обеих группах выделяется гипертимный вид акцентуации, правда достоверное преобладание (p≤0,05 по χ² Пирсона) зафиксировано только у юношей СМГ с нарушениями ОДА, в этой группе отмечено более половины респондентов с такой акцентуацией.

Применение методики Айзенка по определению типа темперамента показало, что (рис. 2):

Рис. 2. Данные опросника Айзенка у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)

средний уровень экстраверсии достоверно выше у студентов ОМГ (p≤0,01 по t-критерию Стьюдента) и соответствует «амбиверту» в обеих группах, уровень невротизма различается несущественно с небольшим перевесом у юношей ОМГ. Эти результаты говорят о том, что студенты, не имеющие хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата, более коммуникативны и открыты для межличностного общения. Обе группы обладают эмоциональной впечатлительностью в равной степени.

Опросник Айзенка по определению психических состояний выявил (рис. 3), что:

Рис. 3. Самооценка психических состояний у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)

по всем четырём показателям данные схожи без значительного преобладания одного над другим у всех юношей. Согласно интерпретации результатов автора этой методики, становится очевидным, что студенты ОМГ и СМГ не тревожны, не имеют высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей, обладают средним уровнем агрессии и имеют средний уровень ригидности.

Рис. 4. Процентное соотношение преобладающих потребностей у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)

Исследование ведущих потребностей по методике Додонова (рис. 4) позволило получить следующие результаты: более половины студентов СМГ на первое место ставят социальные потребности, связанные с «чувством радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей» и «радостным возбуждением, когда видишь, что добиваешься успешных результатов». Познавательные и биологические потребности занимают равнозначные доли по 23 % и 24 % соответственно. У студентов ОМГ данные достоверно отличаются (p≤0,05 по χ² Пирсона). Например, большинство респондентов (46 %) имеют преобладающие познавательные потребности, которые напрямую связаны с романтическими эмоциями, возникающими на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному, и гностическими, которые связывают с потребностью в получении любой новой информации.

Рис. 5. Данные психогеометрического теста у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)

Применение методики Сьюзан Дилингер «Психогеометрический тест» показало, что студенты ОМГ в большинстве ассоциируют себя с фигурой «Зигзаг», в то время как студенты СМГ отдают предпочтение «Треугольнику». Различия между группами достоверны (p≤0,05 по χ² Пирсона). Т.е. отсюда следует, что юношам ОМГ присущи такие черты характера, как неутомимое продвижение своих идей и способность мотивировать окружающих, но присутствует несдержанность, экспрессивность, что наряду с их эксцентричностью часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не способны к проработке деталей своих идей и не настойчивы в доведении дела до конца. У студентов СМГ характерная особенность – способность концентрироваться на главной цели. Люди, выбравшие треугольник, как правило, энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят конкретные цели.

Определяя функциональное состояние опорно-двигательного аппарата студентов обеих групп с помощью индекса Ли и индекса Трофимова, были получены результаты, визуально представленные на диаграмме (рис. 6).

Рис. 6. Средние значения показателей функционального состояния ОДА у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)

В данном случае, состояние ОДА оценивается по степени затруднений, возникающих при выполнении элементарных действий в быту. Чем больше трудностей испытывает человек при самообслуживании, тем выше значение индекса. Как видно на рисунке, у студентов СМГ состояние ОДА вызывает значительное количество затруднений. Кроме того, корреляционный анализ выявил прямую связь средней силы между индексом Ли и фрустрацией (r=0,60) и индексом Трофимова и фрустрацией (r=0,62). Это говорит о том, что психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям, связано с функциональным состоянием опорно-двигательного аппарата. У студентов ОМГ корреляционный анализ выявил обратную сильную связь у индекса Трофимова с экстраверсией (r=-0,82) и обратную связь средней силы индекса Ли с экстраверсией (r=-0,58), т.е. чем меньше человек расположен к общению с окружающими, тем хуже у него состояние опорно-двигательного аппарата.

Выводы

Таким образом, на основании полученных результатов можно заключить, что у юношей специальной медицинской группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеется ряд существенных отличий в исследованных свойствах личности:

1. У них чаще наблюдается гипертимный тип акцентуации характера.

2. Они менее расположены к активному межличностному общению, чем студенты основной медицинской группы.

3. Большая часть имеет социальные потребности, связанные с заботой о близких людях и достижением успешных результатов, в противовес юношам основной медицинской группы, у которых доминируют познавательные потребности.

4. В своём характере юноши СМГ обнаруживают особенность – способность концентрироваться на главной цели и поэтапно её достигать, а у юношей основной медицинской группы больше наблюдаются творческие начала: неутомимое продвижение своих идей, способность мотивировать окружающих, несдержанность, экспрессивность.

5. Имеют достоверно больше затруднений при выполнении элементарных действий в быту, что в значительной степени может являться причиной проявления гнева и агрессии.

Вследствие вышесказанного, мы считаем результаты данного исследования могут использоваться специалистами физической культуры для разработки физкультурно-оздоровительных технологий для студентов специальных медицинских групп с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Рецензенты:

Кондаков В. Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания факультета физической культуры педагогического института ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;

Волошина Л. Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой дошкольного и специального (дефектологического) образования факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Дрогомерецкий В.В., Третьяков А.А., Санин А.В., Леонидова Е.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18802 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674