Актуальность. Основополагающей целью изменений в сложившейся системе физического воспитания студентов вузов, согласно нормативным и правовым документам [9], должно являться улучшение здоровья человека с учётом его потребностей, мотивов деятельности и интересов.
У значительной части студентов вузов наблюдается высокий процент хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата (ОДА), органов дыхания, обмена веществ, эндокринной системы [3, 8]. Названные нарушения, по мнению многих специалистов, оказывают влияние на черты характера человека, т.е. отмечается взаимная зависимость соматического здоровья и психических свойств личности. Проблема взаимоотношения психического и соматического – одна из самых сложных и неразрешённых, несмотря на продолжительный интерес специалистов этой области [4, 7].
По данным различных исследований, хронические заболевания, и нарушения ОДА в том числе, оказывают влияние на профессиональный выбор, ограничивая двигательную активность человека и затрудняя процесс социализации личности [4]. В связи с этим, актуальным является поиск средств и методов физической культуры для устранения негативных проявлений данных нарушений [10]. На наш взгляд это целесообразнее делать с помощью предварительного исследования не только соматического здоровья, но и доминирующих свойств личности. Осуществлять названные исследования необходимо в совокупности с общепринятыми тестами физического развития, функциональной тренированности, физической подготовленности и соматического здоровья. Исследования в подобном направлении уже проводились рядом авторов: Копейкиной Е. Н. (2009) использовался тест Люшера для определения различий в устойчивых эмоциональных состояниях между студентами основной группы (ОМГ) и специальной медицинской группы (СМГ) [6]. Балышевой Н. В. (2010) [1], Богоевой М. Д. (2011) [2], М. В. Ковалёвой (2012) [5] применялся опросник САН для определения самочувствия, активности и настроения студентов СМГ в ходе педагогического эксперимента. Все выше перечисленные авторы проводили психологическое тестирование при разработке методик применения средств физической культуры для студентов с ограниченными возможностями дыхательной и кардиореспираторной системы.
Цели и задачи исследования
Цель исследования – выявление психологических свойств личности студентов специальных медицинских групп с нарушениями ОДА.
Задачи исследования:
1. Выявить психологические свойства личности студентов основной и специальной медицинской группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Исследовать функциональное состояние опорно-двигательного аппарата студентов.
3. Определить особенности психологических свойств личности студентов специальной медицинской группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Организация и методы исследования
Исследование проводилось на кафедре физического воспитания НИУ «БелГУ» в 2013–2014 и 2014–2015 уч. гг. В нём приняли участие более 500 студентов (юношей и девушек), занимающихся физической культурой в составе ОМГ и СМГ, с различными нарушениями в состоянии здоровья. При обработке опросники сортировались по нозологии. Использовались методики психологического тестирования: аутоидентификация акцентуаций характера Эйдемиллера, опросник Айзенка по определению темперамента, опросник Айзенка по определению психических состояний, методика Додонова «Предпочитаемые переживания», психогеометрический тест Сьюзан Деллингер, функциональный индекс Ли и индекс Трофимова по определению затруднённости выполнения элементарных действий в быту. Для выявления достоверности различий применялся t-критерий Стьюдента и χ² Пирсона. Для определения связей между различными показателями применялся корреляционный анализ.
Результаты и их обсуждение
С помощью методики аутоидентификации акцентуаций характера Эйдемиллера были получены результаты, которые позволили выявить, что (рис. 1):
Рис. 1. Процентное соотношение видов акцентуаций характеров у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)
в обеих группах выделяется гипертимный вид акцентуации, правда достоверное преобладание (p≤0,05 по χ² Пирсона) зафиксировано только у юношей СМГ с нарушениями ОДА, в этой группе отмечено более половины респондентов с такой акцентуацией.
Применение методики Айзенка по определению типа темперамента показало, что (рис. 2):
Рис. 2. Данные опросника Айзенка у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)
средний уровень экстраверсии достоверно выше у студентов ОМГ (p≤0,01 по t-критерию Стьюдента) и соответствует «амбиверту» в обеих группах, уровень невротизма различается несущественно с небольшим перевесом у юношей ОМГ. Эти результаты говорят о том, что студенты, не имеющие хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата, более коммуникативны и открыты для межличностного общения. Обе группы обладают эмоциональной впечатлительностью в равной степени.
Опросник Айзенка по определению психических состояний выявил (рис. 3), что:
Рис. 3. Самооценка психических состояний у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)
по всем четырём показателям данные схожи без значительного преобладания одного над другим у всех юношей. Согласно интерпретации результатов автора этой методики, становится очевидным, что студенты ОМГ и СМГ не тревожны, не имеют высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей, обладают средним уровнем агрессии и имеют средний уровень ригидности.
Рис. 4. Процентное соотношение преобладающих потребностей у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)
Исследование ведущих потребностей по методике Додонова (рис. 4) позволило получить следующие результаты: более половины студентов СМГ на первое место ставят социальные потребности, связанные с «чувством радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей» и «радостным возбуждением, когда видишь, что добиваешься успешных результатов». Познавательные и биологические потребности занимают равнозначные доли по 23 % и 24 % соответственно. У студентов ОМГ данные достоверно отличаются (p≤0,05 по χ² Пирсона). Например, большинство респондентов (46 %) имеют преобладающие познавательные потребности, которые напрямую связаны с романтическими эмоциями, возникающими на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному, и гностическими, которые связывают с потребностью в получении любой новой информации.
Рис. 5. Данные психогеометрического теста у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)
Применение методики Сьюзан Дилингер «Психогеометрический тест» показало, что студенты ОМГ в большинстве ассоциируют себя с фигурой «Зигзаг», в то время как студенты СМГ отдают предпочтение «Треугольнику». Различия между группами достоверны (p≤0,05 по χ² Пирсона). Т.е. отсюда следует, что юношам ОМГ присущи такие черты характера, как неутомимое продвижение своих идей и способность мотивировать окружающих, но присутствует несдержанность, экспрессивность, что наряду с их эксцентричностью часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не способны к проработке деталей своих идей и не настойчивы в доведении дела до конца. У студентов СМГ характерная особенность – способность концентрироваться на главной цели. Люди, выбравшие треугольник, как правило, энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят конкретные цели.
Определяя функциональное состояние опорно-двигательного аппарата студентов обеих групп с помощью индекса Ли и индекса Трофимова, были получены результаты, визуально представленные на диаграмме (рис. 6).
Рис. 6. Средние значения показателей функционального состояния ОДА у юношей ОМГ (n=100) и СМГ (n=100)
В данном случае, состояние ОДА оценивается по степени затруднений, возникающих при выполнении элементарных действий в быту. Чем больше трудностей испытывает человек при самообслуживании, тем выше значение индекса. Как видно на рисунке, у студентов СМГ состояние ОДА вызывает значительное количество затруднений. Кроме того, корреляционный анализ выявил прямую связь средней силы между индексом Ли и фрустрацией (r=0,60) и индексом Трофимова и фрустрацией (r=0,62). Это говорит о том, что психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям, связано с функциональным состоянием опорно-двигательного аппарата. У студентов ОМГ корреляционный анализ выявил обратную сильную связь у индекса Трофимова с экстраверсией (r=-0,82) и обратную связь средней силы индекса Ли с экстраверсией (r=-0,58), т.е. чем меньше человек расположен к общению с окружающими, тем хуже у него состояние опорно-двигательного аппарата.
Выводы
Таким образом, на основании полученных результатов можно заключить, что у юношей специальной медицинской группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеется ряд существенных отличий в исследованных свойствах личности:
1. У них чаще наблюдается гипертимный тип акцентуации характера.
2. Они менее расположены к активному межличностному общению, чем студенты основной медицинской группы.
3. Большая часть имеет социальные потребности, связанные с заботой о близких людях и достижением успешных результатов, в противовес юношам основной медицинской группы, у которых доминируют познавательные потребности.
4. В своём характере юноши СМГ обнаруживают особенность – способность концентрироваться на главной цели и поэтапно её достигать, а у юношей основной медицинской группы больше наблюдаются творческие начала: неутомимое продвижение своих идей, способность мотивировать окружающих, несдержанность, экспрессивность.
5. Имеют достоверно больше затруднений при выполнении элементарных действий в быту, что в значительной степени может являться причиной проявления гнева и агрессии.
Вследствие вышесказанного, мы считаем результаты данного исследования могут использоваться специалистами физической культуры для разработки физкультурно-оздоровительных технологий для студентов специальных медицинских групп с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Рецензенты:
Кондаков В. Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания факультета физической культуры педагогического института ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;
Волошина Л. Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой дошкольного и специального (дефектологического) образования факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Дрогомерецкий В.В., Третьяков А.А., Санин А.В., Леонидова Е.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18802 (дата обращения: 17.05.2025).